ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

645. Суд над Стефаном и побитие его камнями. Противоположные пути Саула и Гамалиила к святости

   7 августа 1944.

   1Зал заседаний Синедриона: и по настроению, и по лицам – такой же, каким он был в ночь с четверга на пятницу во время суда над Иисусом. Первосвященник и остальные на своих скамьях. В центре, перед Первосвященником, в том пустом пространстве, где в течение процесса был Иисус, теперь находится Стефан.

   Он, должно быть, уже держал речь[1], исповедуя свою веру и свидетельствуя об истинной Природе Христа и о Его Церкви, поскольку суматоха достигла наивысшей точки, и в своем неистовстве она во всем подобна той, что поднялась против Христа в ту роковую ночь предательства и богоубийства. Кулаки, проклятия, ужасные ругательства сыплются на диакона Стефана, который шатается и колеблется под этими зверскими ударами, тогда как его с жестокостью дергают то туда, то сюда. Но он сохраняет свою невозмутимость и достоинство. И более того. Он не только невозмутим и исполнен достоинства, но даже счастлив, почти восторжен.

[1] Деян.7: 2–53.

   Не обращая внимания ни на плевки, стекающие по его лицу, ни на кровь, капающую из жестоко разбитого носа, он в какой-то миг поднимает свое вдохновенное лицо и свой радостный светящийся взор, устремив его на нечто, видимое лишь ему одному. Потом он крестообразно простирает руки, поднимает их и тянет кверху, словно пытаясь обнять то, что видит, затем падает на колени и восклицает: «Вот, я вижу: Небеса отверсты, и Сын Человеческий, Иисус, Христос Божий, которого вы убили, стоит одесную Бога»[2].

[2] Деян. 7: 55–56.

   Тогда суматоха теряет и тот минимум человечности и законности, что еще присутствовал; и с яростью стаи волков, шакалов, бешеных зверей все устремляются на диакона, кусают его, топчут, хватают, приподнимают за волосы, тащат, снова заставляют упасть. При этом одно неистовство чинит препятствия другому, так как в давке тем, кто пытается вытащить мученика наружу, препятствуют те, кто тянет его в другом направлении, чтобы снова бить и топтать.

  2Среди самых разъяренных – низкий и некрасивый юноша, которого зовут Саул[3]. Свирепость его лица описать невозможно.

[3] Русскоязычному читателю привычнее транскрипция Савл.

   В углу зала стоит Гамалиил. Он не принял никакого участия в этой драке, не обратился со словами ни к Стефану, ни к кому‑нибудь из власть имущих. Его отвращение к этой безобразной жестокой сцене очевидно. В другом углу, также испытывая отвращение и не участвуя ни в процессе, ни в побоище, стоит Никодим и смотрит на Гамалиила, выражение лица которого яснее всяких слов. Но внезапно, и именно в тот момент, когда он видит, как Стефана в третий раз поднимают за волосы, Гамалиил закутывается в свой широченный плащ и направляется к выходу, противоположному тому, куда тащат диакона.

   Это действие не ускользает от Саула, который кричит: «Рабби, ты уходишь?»

   Гамалиил не отвечает.

   Саул, опасаясь, что Гамалиил не понял, кому адресован этот вопрос, повторяет и уточняет: «Рабби Гамалиил, ты уклоняешься от этого суда?»

  Гамалиил поворачивается всем телом и, бросив страшный взгляд, полный отвращения, надменный и холодный, отвечает лишь: «Да». Но это «да» весомее долгого разговора.

  Саул понимает все, что заключается в этом «да», и оставив жестокую свору, бежит к Гамалиилу. Добравшись до него, останавливает его и произносит: «Не хочешь ли ты сказать мне, о рабби, что ты не одобряешь наш приговор?»

   Гамалиил не смотрит на него и не отвечает.

  Саул наступает: «Этот человек виновен вдвойне: тем, что отступил от Закона, последовав за самаритянином, одержимым Вельзевулом, и тем, что сделал это после того, как был твоим учеником».

   Гамалиил продолжает молчать, не глядя на него.

  Тогда Саул спрашивает: «А может быть, и ты тоже последователь того злоумышленника, называемого Иисусом?»

  Теперь Гамалиил прерывает молчание и говорит: «Пока еще нет. Но если Он был Тем, кем утверждал, а поистине многие вещи показывают, что был, то молю Бога, чтобы мне сделаться им».

   «Ужас!» – кричит Саул.

  «Никакой не ужас. У всякого есть разумение, чтобы употреблять его, и свобода, чтобы ей пользоваться. Так что пусть каждый употребляет его согласно той свободе, которую Бог дал всякому человеку, и тому свету, который Он поместил в сердце каждого. Праведные, рано или поздно, используют их, два этих Божьих дара, во благо, а злодеи – во зло».

   И уходит, двигаясь в сторону внутреннего двора, где находится сокровищница, и подходит, чтобы опереться, к той же самой колонне, напротив которой Иисус обратился к бедной вдове, что положила в сокровищницу Храма все, что имела: два гроша.

   3Едва он достигает ее, как Саул и там вновь предстает перед ним. Контраст между ними двумя огромен.

   Гамалиил – высокий, с благородной осанкой, красивый, с ярко выраженными семитскими чертами, с высоким лбом, с очень темными глазами: умными, пронзительными, вытянутыми и глубоко посаженными под густыми прямыми бровями, по бокам от такого же прямого, длинного и тонкого носа, немного напоминающего нос Иисуса. Цвет кожи, рот с тонкими губами – также напоминают Иисусовы. Только что у Гамалиила борода и усы, некогда черные, теперь сильно поседели и более длинные.

   Саул, напротив, низкий, приземистый, почти рахитичный, с короткими и крупными ногами, несколько расходящимися в коленях, что хорошо видно, так как плащ он снял и одет лишь в темно-серую короткую тунику. Руки у него короткие и мускулистые, как и ноги, короткая и коренастая шея поддерживает крупную голову с темными, короткими и жесткими волосами, уши довольно оттопыренные, приплюснутый нос, пухлые губы, скулы широкие и крупные, лоб выпуклый, глаза темные, скорее выпуклые[4], без какой-либо мягкости и теплоты, но очень умные, под весьма дугообразными, густыми всклокоченными бровями. Щеки покрыты такой же щетинистой бородой, очень густой, хотя и подстриженной. Может быть, по причине столь короткой шеи, он кажется слегка горбатым или очень сутулым.

[4] Bovini – буквально: воловьи.

   4Некоторое время он молчит, уставившись на Гамалиила. Потом что-то вполголоса говорит ему.

  Гамалиил отвечает ясно и громко: «Я не одобряю насилие. Ни по какому поводу. Ты никогда не дождешься от меня одобрения какого бы то ни было насильственного замысла. Я уже высказал это публично[5] всему Синедриону, когда во второй раз были схвачены Петр с другими апостолами и поставлены перед Синедрионом для суда. И повторяю то же самое: „Если это намерение и дело – человеческое, оно сгинет само собою; если же оно от Бога, люди не смогут его разрушить, но – более того – Бог может поразить таковых“. Помни об этом».

[5] См. Деян. 5: 34–39.  

   «Так ты – защитник этих богохульных последователей Назарянина, ты, величайший рабби Израиля?»

   «Я защитник правосудия. А оно учит быть в судебном разбирательстве осмотрительными и справедливыми. Повторяю тебе. Если это пришло от Бога, оно останется, если нет – пропадет само собой. Но я не желаю пятнать свои руки кровью, ибо не знаю, заслуживает ли это смерти».

   «Ты, ты, фарисей и законоучитель, говоришь такое? Не боишься Всевышнего?»

   «Побольше тебя. Но я размышляю. 5И вспоминаю… Ты был всего лишь ребенком, еще даже не сыном Закона, а я уже учил в этом Храме вместе с мудрейшим рабби[6] того времени… и с другими, мудрыми, но не праведными. Наша мудрость получила в этих стенах урок, который заставил нас задуматься на всю оставшуюся жизнь. Глаза того, кто был самым мудрым и праведным в наше время, закрылись с воспоминанием о том часе, а его разум угас, исследуя истины, слышанные из уст Мальчика[7], открывшегося людям, особенно праведным. Мои же глаза продолжали наблюдать, а мой ум размышлять, сообразуя дела и события… Я получил милость услышать, как Всевышний говорит устами Ребенка, который стал потом праведным, мудрым, могучим, святым Человеком и который был при­говорен к смерти именно за эти Свои качества. Его тогдашние слова подтвердились потом событиями, случившимися много лет спустя, в период времени, предсказанный[8] Даниилом… Горе мне, что не понял раньше! Что дождался того ужасного последнего знамения, чтобы поверить, чтобы вместить! Горе народу Израиля, что не понял тогда и не понимает даже сейчас! Предсказание Даниила, а также других пророков и Слова Божия, пребывает и сбудется над упрямым, слепым, глухим, несправедливым Израилем, который продолжает преследовать Мессию в Его служителях!»

[6] Мудрейший рабби – Гиллель, глава фарисейской школы, родной дед Гамалиила.

[7] Речь о беседе Отрока Иисуса в Храме (Лк. 2: 46–47) с учителями Израиля, среди которых был и престарелый Гиллель.

[8] Дан. 9.

   «Проклятие! Ты богохульствуешь! Воистину не видать спасения народу Божьему, если рабби Израиля богохульствуют, отвергаются Яхве, истинного Бога, чтобы превозносить и верить в ложного Мессию!»

   «Богохульствую не я. А те, кто подверг оскорблению Назарянина и продолжает наносить Ему обиды, оскорбляя Его последователей. Вот ты – богохульствуешь: тем, что ненавидишь Его, через Него и Его близких[9]. Но ты правильно сказал, заявив, что нет больше спасения для Израиля. Однако не оттого, что есть израильтяне, вошедшие в Его стадо, а оттого, что Израиль нанес Ему смертельный удар».

[9] Имеется в виду: ненавидишь Бога в Иисусе и Его учениках.

   «Ты наводишь на меня ужас! Ты предаешь Закон, Храм!»

   «Тогда обличи меня перед Синедрионом, чтобы меня постигла та же участь, как и того, кого сейчас побьют камнями. Это будет началом и счастливым концом твоей миссии. А я буду прощен через эту мою жертву, прощен за то, что не познал и не принял Бога, который как Спаситель и Учитель ходил среди нас, Своих детей, среди Своего народа».

  6Саул, гневно жестикулируя, неучтиво уходит прочь, чтобы вернуться во двор, примыкающий к залу заседаний Синедриона, двор, в котором не утихает шум толпы, ожесточенной против Стефана. Там Саул присоединяется к мучителям, которые ждали его, и вместе с остальными выходит из Храма, а затем и за пределы городских стен. Оскорбления, издевательства, удары продолжают сыпаться на диакона, который, уже обессиленный и израненный, пошатываясь, движется к месту казни.

   За стенами есть заброшенный, каменистый и совершенно пустынный участок земли. Достигнув его, палачи расступаются в форме круга, оставив в середине одного осужденного в разорванном и, вследствие полученных ран, во многих местах окровавленном одеянии, которое с него срывают перед тем, как разойтись в стороны. Стефан остается лишь в очень короткой тунике. Все снимают с себя длинные одежды, оставаясь в туниках, коротких, как у Саула, которому и поручают эти одежды, учитывая, что тот не принимает участия в побитии камнями, или из-за потрясения, вызванного словами Гамалиила, или оттого, что сознает свою неспособность как следует бросить в цель.

   7Палачи набирают крупной гальки и остроконечных булыжников, изобилующих в этой местности, и приступают к побиванию.

   Стефан принимает первые удары, оставаясь на ногах и с улыбкой прощения на раненных губах, которые за мгновение до начала казни окликают Саула, занятого собиранием одежд истязателей: «Друг мой, жду тебя на пути Христа». На что Саул отвечает: «Свинья! Одержимый!», прибавив к оскорблению крепкий удар ногой по голеням диакона, который едва не падает и от собственно удара, и от боли.

   После нескольких попаданий камней, поражающих его со всех сторон, Стефан падает на колени, опираясь на пораненные ладони, и – очевидно, вспоминая далекий эпизод[10] – вполголоса произносит, прикасаясь к вискам и к раненному лбу: «Как Он мне и предсказывал! Венец… Рубины… О Господь мой, Учитель, Иисус, прими дух мой!»

[10] После беседы о Небесном Хлебе еще за год до Страстей Иисус сказал Стефану, что видит вокруг его головы золотой венец с большим драгоценным камнем на лбу.

   Следующий град ударов в уже разбитую голову валит его на землю, и та пропитывается его кровью. Лежа среди камней и находясь под непрекращающимся каменным градом, он произносит, испуская дух: «Господи… Отче… прости им… не таи на них зла за этот грех… Они не знают, что…». Смерть прерывает эту его фразу, последнее содрогание заставляет его свернуться в клубок, и так он застывает. Мертвый.

   Палачи приближаются к нему и обрушивают на него в упор новый залп камней, почти погребая его под ними. Потом они одеваются и уходят, возвращаясь в Храм, опьяненные сатанинской ревностью, чтобы доложить о том, что сделали.

   8Пока они общаются с Первосвященником и другими начальствующими, Саул ходит в поисках Гамалиила. Не найдя его сразу, возвращается к священникам. Говорит с ними, пылая ненавистью к христианам, и убеждает выдать ему пергамент с печатью Храма, уполномочивающий его преследовать христиан. Должно быть, кровь Стефана привела его в бешенство, словно быка, увидевшего красную тряпку, или пьяницу, которому дали крепкого вина.

  Он уже хочет выйти из Храма, когда в галерее Язычников замечает Гамалиила. Направляется к нему. Видимо, собирается затеять какой-нибудь спор или выяснение. Однако Гамалиил пересекает двор и входит в помещение, закрывая дверь перед носом у Саула, который, униженный и разъяренный, стремглав выбегает из Храма, чтобы начать преследовать христиан.

   9Иисус говорит:

  «Я являлся многажды и многим, в том числе и необычайным образом. Но Мои явления воздействовали не на всех одинаково. Мы можем заметить, насколько каждому Моему явлению соответствует освящение тех, кто обладал благой волей, требующейся от людей для обретения Мира, Жизни, Праведности.

   Так, в пастухах Моя Благодать действовала в течение тридцати лет Моей сокровенной жизни, а потом расцвела колосом святости, когда пришло время отделения добрых от злых, чтобы последовать за Сыном Божиим, который проходил путями этого мира, Своим возгласом любви созывая и собирая овец вечного Стада, рассеянных и разбросанных Сатаной. Находясь среди толп, следовавших за Мной, они были Моими посланцами, ибо своими простыми и убедительными рассказами они разглашали весть о Христе, говоря: „Это Он. Мы узнали Его. В ответ на Его первый крик с Неба спустилась ангельская ко­лыбельная. А нам от ангелов было сказано, что обретут покой люди благоволения. Благоволение – это желание Блага и Истины. Последуем же за Ним! Следуйте за Ним! Мы все обретем Покой, обещанный Господом“.

   Смиренные, неученые, бедные, Мои первые посланцы среди людей выстроились, словно часовые вдоль путей Царя Израиля, Царя мира. Преданные глаза, честные уста, любящие сердца, кадильницы, благоухающие своими добродетелями, чтобы сделать не такой испорченной земную атмосферу вокруг Моей божественной Личности, что воплотилась ради них и ради всех людей, они повстречались Мне даже у подножия Креста, после того, как Я благословил их Своим взглядом на кровавом шествии на Голгофу, единственные, с немногими другими, кто не проклинал Меня вместе с распоясавшейся чернью, но любил, верил, все еще надеялся, кто смотрел на Меня с состраданием, вспоминая ту далекую ночь Моего Рождества и оплакивая Непорочного, который в первый раз уснул на неудоб­ном бревне, а в последний – на еще более мучительном древе. Вот почему Мое явление им, честным душою, освятило их.

   И то же произошло с тремя мудрецами с Востока, с Симеоном и Анной в Храме, с Андреем и Иоанном у Иордана, с Петром, Иаковом и Иоанном на Фаворе, с Марией Магдалиной на рассвете Пасхи, с Одиннадцатью, получившими на Масличной горе, а еще прежде – в Вифании, прощение за свою растерянность… Нет, Иоанн, незапятнанный, не нуждался в прощении. Он оказался верным, героем, не отпавшим от любви. Та чистейшая любовь, что была в нем, равно как и его умственная, сердечная и телесная чистота сохранили его от всяких недостатков.

   10Гамалиил, а с ним и Гиллель, не были простыми, как пастухи, или святыми, как Симеон, или мудрыми, как те трое Мудрецов. В нем, как и в его учителе и родственнике, хитросплетения фарисейских пут препятствовали проникновению света и свободному произрастанию дерева Веры. Но в их фарисейской сущности была чистота намерений. Они считали, что поступают правильно, и стремились так поступать. Стремились к этому по наитию, ибо были праведниками, и по разуму, поскольку их дух неудовлетворенно взывал: „К этому хлебу примешано слишком много золы. Дайте нам хлеба настоящей Истины“.

   Гамалиил, однако, был не до такой степени стойким, чтобы иметь мужество разорвать эти фарисейские путы. Его человеческая природа еще слишком сильно господствовала над ним, а с нею и соображения человеческого признания, личной опасности, семейного благополучия. По всем этим причинам Гамалиил не сумел ни вместить „Бога, ходившего среди Своего народа“, ни воспользоваться „тем разумением и той свободой“, которые Бог даровал каждому человеку, чтобы использовать их себе во благо. И лишь знамение, ожидавшееся столько лет, знамение, что угнетало и мучило его непрекращающимися угрызениями совести, могло вызывать в нем принятие Христа и изменения в его ветхом образе мыслей, благодаря чему из заблуждающегося рабби – ибо книжники, фарисеи и законоучители извратили суть и дух Закона, подавив в нем простую и светлую истину, пришедшую от Бога, ворохом человеческих предписаний, часто ошибочных, но всегда им выгодных – он смог после долгой борьбы между его ветхим я и его подлинным я стать учеником божественной Истины.

   11Впрочем, он был не единственным, кому не хватало решительности в стремлениях и твердости в действиях. Даже Иосиф Аримафейский, а еще больше Никодим, не сумели сразу попрать иудейские путы и обычаи, и открыто принять новое Учение, до такой степени, что из страха перед иудеями привыкли приходить ко Христу „тайно“, или же встречаться с Ним как бы случайно и преимущественно в своих загородных домах или в Вифании, в доме Лазаря, поскольку знали, что там безопаснее и этого места побаиваются враги Христа, которым было хорошо известно то покровительство, что оказывал Рим сыну Теофила.

   Тем не менее, они, безусловно, больше преуспели в Добре и были смелее в сравнении с Гамалиилом – до того что отважились на милосердные поступки в Великую Пятницу. Рабби Гамалиил преуспел меньше.

  12Но отметьте вы, читающие, силу его честных намерений. Благодаря им его весьма человеческая справедливость приобретает сверхчеловеческий оттенок. Намерения же Саула, наоборот, окрасились демонически, когда его злобное неистовство поставило его самого и его учителя Гамалиила перед необходимостью выбора между Добром и Злом, между праведностью и неправдой.

   Древо Добра и Зла возвышается перед каждым человеком и предъявляет ему свои плоды Зла, с самой манящей и привлекательной внешностью, в то время как в листве обманчивой трелью соловья шипит Змей искуситель. Человеку, существу, наделенному разумом и душой, дарованными ему от Бога, надлежит уметь отличить и выбрать добрый плод среди многих, не являющихся таковыми, но приносящих духу пагубу и смерть, и сорвать его, даже если для того придется потрудиться и уколоться о шипы, а плод этот покажется горьким на вкус и убогим на вид. Его превращение, после которого он станет намного более гладким и мягким наощупь, приятным на вкус, красивым для глаз, произойдет лишь тогда, когда – по велению духа и разума – человек сумеет выбрать добрый плод и начнет питаться его соком, горьким, но святым.

   Саул протянул свои жадные руки к плоду Зла, ненависти, несправедливости, злодеяния, и будет тянуть их до тех пор, пока не окажется поражен молнией, подавлен, ослеплен, лишившись плотского зрения, дабы обрести зрение духовное и сделаться не только праведным, но апостолом и исповедником Того, кого он прежде ненавидел и преследовал, преследуя Его служителей.

  Гамалиил, разорвав цепкие путы своего человечества и еврейства ради рождения и произрастания одинокого семени света и праведности, уже не только человеческой, но сверхчеловеческой, семени, которое Моя четвертая эпифания – или явление, это слово, наверно, вам будет яснее и понятнее – заронила в его сердце, в сердце, исполненное честных устремлений, семя, которое он охранял и защищал с подобающим пристрастием и редкой жаждой увидеть рождение его и произрастание, протянул руки к плоду Добра. Его устремление и Моя Кровь прорвали жесткую кожуру того одинокого семени, что десятилетиями он хранил в сердце, в том каменном сердце, которое дало трещину одновременно с завесой Храма и землей Иерусалима и которое громко объявило Мне о своем главном желании, когда Я уже не мог услышать его телесным слухом, но прекрасно слышал Своим божественным духом – там, когда он припал к земле у подножия креста. И под воздействием солнечного жара проповеди апостолов и лучших учеников, политое кровью первомученика Стефана, это семя пускает ростки, становится древом, зацветает и приносит плоды.

  Новым древом его христианства, родившимся там, где трагедия Великой Пятницы повалила, вырвала с корнем, уничтожила все старые деревья и травы. Древо его новой, христианской, веры и его новой святости появилось и поднялось у Меня на глазах.

   После того, как Я простил его, хотя и повинного в том, что он не принял Меня раньше, простил за его справедливость, которая не хотела участвовать ни в Моем осуждении, ни в осуждении Стефана, его желание стать Моим последователем, сыном Истины, Света, получило благословение также и от Отца и от Духа Освятителя, и из желания сделалось реальностью, без необходимости сильного и жестокого потрясения, какое потребовалось для Саула по пути в Дамаск, для этого упрямца, которого никакие иные средства не смогли бы обратить и привести к Праведности, Любви, Свету, Истине, вечной и славной Жизни на Небесах».