ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
127. Беседы у Живописной Воды. «Не искушай Господа Бога твоего». Свидетельство Крестителя
11 марта 1945.
1Исключительно ясный зимний день. Солнце, ветер и ясное чистое небо без каких-либо намеков на облака. Ранние утренние часы. Легкое покрывало инея, точнее, чуть замерзшей росы, все еще создает видимость алмазной пыли на земле и на траве.
К дому подходят трое мужчин, шагают уверенно, как будто знают, куда направляются. Наконец, они замечают Иоанна, пересекающего двор и несущего бадьи с водой, набранной в колодце. И окликают его.
Иоанн оборачивается, ставит свои сосуды и говорит: «Вы – здесь? Добро пожаловать! Учитель с радостью увидится с вами. Идите, идите сюда, пока тут нет народа. Теперь его столько приходит!..»
Это трое пастухов, учеников Иоанна Крестителя. Симеон, Иоанн и Матфий, довольные, следуют за апостолом.
«Учитель, тут трое друзей. Посмотри», – говорит Иоанн, заходя в кухню, где высоким пламенем весело горит хворост, распространяющий приятный аромат леса и паленого лавра.
«О! Мир вам, друзья Мои. Что вас ко Мне привело? С Крестителем беда?»
«Нет, Учитель. Мы пришли с его позволения. Он приветствует Тебя и просит поручить Богу льва, загнанного лучниками. Он не питает иллюзий относительно своей участи. Но пока он на свободе. И счастлив знать, что у Тебя много последователей. В том числе и те, что прежде были его учениками. Учитель… нам тоже не терпится стать Твоими, но… мы не хотим покидать его сейчас, когда его преследуют. Пойми нас…» – говорит Симеон.
«Более того, Я вас на это благословляю. Креститель заслуживает всякого уважения и любви».
«Да. Правильно говоришь. Креститель велик и возвышается все сильнее и сильнее. Он похож на агаву, которая, когда близится ее умирание, выпускает огромный подсвечник с крюкообразными цветами, что пламенеют и источают благоухание. Так и он. И все время повторяет: „Я только хотел бы еще раз увидеть Его лицо…“ Увидеть Тебя. Мы уловили этот крик его души и, не говоря ему, передаем его Тебе. Он „Кающийся“, он „Постник“. И воздерживается даже в святом желании видеть и слышать Тебя. Меня зовут Товия, или Матфий. Но думаю, что архангел, посланный Товиту[1], не сильно от него отличался. Он весь – мудрость».
[1] См. библ. книгу Товита. Архангел Рафаил был послан в утешение праведному Товиту и в помощь его сыну, Товии.
«Что Я его не увижу – не сказано… 2Так вы пришли только ради одного этого? В эту пору ходить нелегко. Сегодня-то ясно. А третьего дня и раньше такие потоки были на дорогах!»
«Не только ради этого. Несколько дней назад на очищение приходил Дора, фарисей. Но Креститель отказал ему в крещении и сказал: „Вода не смоет такую толстую коросту греха. Лишь Один может простить тебя. Мессия“. И тогда тот сказал: „Отправлюсь к Нему. Я хочу исцелиться и считаю, что этот недуг – Его проделки“. Тогда Креститель выгнал его, словно бы изгонял Сатану. Уходя, тот встретил Иоанна, которого знал с тех времен, когда Иоанн захаживал к Ионе, приходясь ему дальним родственником, и заявил ему: „Я пойду. Все идут. Там побывал даже Манаил, и туда приходят даже… (я скажу: блудницы, но он произнес более гнусное слово). Живописная Вода полна обманутых. Если Он сейчас исцелит меня и возьмет назад проклятие с моих земель, перерытых, словно военными орудиями, полчищами кротов, червей и медведок, которые выкапывают злаки и подгрызают корни плодовых деревьев и виноградной лозы, и ничто их не берет, то я стану Его другом. Но в противном случае… горе Ему!“ Мы ему ответили: „И ты идешь туда с таким сердцем?“ А он отозвался: „А кто поверит этому бесноватому? Впрочем, раз Он живет вместе с блудницами, сможет заключить союз и со мной“. Мы решили прийти и рассказать об этом, чтобы Ты мог управиться с Дорой».
«Всё уже свершилось».
«Уже свершилось? А, в самом деле! У него повозки и лошади, а у нас только наши ноги. Когда он приходил?»
«Вчера».
«И что произошло?»
«Вот что: если сочтете нужным заняться Дорой, то можете сходить в его Иерусалимский дом и устроить по нему поминки. Его сейчас готовят к погребению».
«Он умер?!!»
«Умер. Здесь. Но давайте не будем о нем говорить».
«Да, Учитель… 3Только… скажи нам одну вещь. Это правда то, что он сказал о Манаиле?»
«Правда. Вам это неприятно?»
«О! да нам это в радость! Мы столько рассказывали ему о Тебе в Махероне! А чего еще желать апостолу, как не того, чтобы его Учитель был любим? Этого желает Иоанн, и мы вместе с ним».
«Правильно рассуждаешь, Матфий. С тобою мудрость».
«И… я не верил в это… Но сейчас мы ее повстречали… Перед праздником Кущей она тоже была у нас и искала Тебя. И мы сказали ей: „Того, кого ты ищешь, тут нет. Но скоро Он будет в Иерусалиме на празднике Кущей“. Сказали ей так потому, что Креститель говорил нам: „Видите ту грешницу? Ее наружность – нечистота, но внутри у нее пламя, жаждущее разгореться. Оно станет настолько сильным, что прорвется наружу и попалит все. Короста греха спадет и останется только одно пламя“. Так он говорил. А… это правда, что она ночует тут, как сказали, подойдя к нам, два влиятельных книжника?»
«Нет. Она в одной из конюшен управляющего, дальше одной стадии отсюда».
«Дьявольские языки! Ты слышал? И они…»
«Пускай себе говорят. Добрые люди верят не их словам, а Моим делам».
«Так и Иоанн говорит. 4Несколько дней тому назад некоторые ученики обратились к нему в нашем присутствии: „Рабби, Тот, который был с тобой за Иорданом и о котором ты высказал свидетельство, теперь крестит. И все идут к Нему. Ты останешься без последователей“. Иоанн же ответил:
„Блаженны мои уши, что слышат эту весть! Вы не представляете, какую радость вы мне подарили. Знайте, что человек обладает лишь тем, что дает ему Небо. Вы свидетели тому, что я говорил: ‚Я не есть Христос, но я тот, кто был послан перед Ним – приготовить Ему путь‘. Праведный человек не присваивает себе чужое имя, и даже если люди, желая восхвалить его, скажут: ‚Ты – Тот‘, то есть, Святой, он ответит: ‚Нет. Поистине, нет. Я – Его слуга‘. И все равно он будет иметь великую радость, потому что сможет сказать: ‚Вот, я немного похож на Него, раз люди путают меня с Ним‘. И чего может хотеть любящий, как не того, чтобы уподобиться Тому, кого он любит? Лишь невеста вправе обладать женихом. У дружки[2] нет на это права, поскольку это было бы безнравственно и было бы кражей. Но друг жениха, стоя рядом с ним и слыша его речи, полные свадебного ликования, испытывает настолько сильную радость, что она почти не уступает радости, наполняющей блаженством его невесту, предвкушающую сладость в тех свадебных речах. Вот какова моя радость, и она свершилась. Что же делает друг жениха после того, как в течение месяцев он служил своему другу и сопроводил его в дом невесты? Удаляется и исчезает. И я так же! И я так же! Останется лишь один жених со своей невестой: Человек и Его Человечество! О! глубокие слова! Нужно, чтобы Он возрастал, а я умалялся. Кто пришел с Неба, тот превосходит всех. Патриархи и Пророки исчезают при Его пришествии, ибо Он равен солнцу, освещающему всё, и таким ярким светом, что уже погасшие звезды и планеты загораются вновь, а те, что еще не погасли, пропадают в его величайшем сиянии. Так происходит потому, что Он приходит с Неба, тогда как Патриархи и Пророки на Небо отправятся, но приходят они не с Неба. Тот, кто приходит с Неба, Тот превыше всех. И Он возвещает о том, что видел и слышал. Но все те, кто не тянется к Небу и потому отрекается от Бога, не в состоянии принять Его свидетельства. Кто же принимает свидетельство Сошедшего с Небес, тот – самим этим исповеданием – утверждает свою веру в то, что Бог истинен, а не какая-то там небылица, и внимает Истине потому, что его душа жаждет ее. Ибо Божий Посланник возвещает Божьи слова, ведь Бог наделяет Его полнотой Духа, и этот Дух глаголет: ‚Вот Я. Прими Меня, ибо Я желаю быть с Тобою, отрадой Нашей любви‘. Потому что Отец безмерно любит Сына и всё отдал в Его руки. Потому кто верует в Сына, тот обладает вечной жизнью. А кто отказывается веровать в Сына, не увидит Жизни. И гнев Божий останется в нем и на нем“.
[2] Дрýжка – друг жениха на свадьбе.
Так он говорил. Эти слова отпечатались у меня в голове, чтобы пересказать их Тебе», – говорит Матфий.
«И Я хвалю и благодарю тебя за них. 5Последний Пророк Израиля не есть Сошедший с Небес, однако, будучи облагодетельствован божественными дарами от утробы матери – вы этого не знаете, но Я вам это говорю, – он наиболее близок к Небу».
«Как? Как? О, расскажи! Он о себе говорит: „Я – грешник“». Троим пастухам не терпится узнать об этом, и ученики тоже проявляют такое желание.
«Когда Моя Мать носила Меня, беременная Мною-Богом, Она, будучи Смиренной и Любящей, пошла послужить матери Иоанна, Своей родственнице по материнской линии, что забеременела в старости. В Крестителе уже была его душа, поскольку он был на седьмом месяце своего развития[3]. И этот человеческий зародыш, заключенный в материнском чреве, взыграл от радости, услышав голос Божьей Невесты. Быв в этом предшественником всех, он предшествовал и всем искупленным, поскольку в него вошла Благодать, передавшись от утробы к утробе, и от души этого младенца отпал первородный Грех. Поэтому Я утверждаю, что на Земле Премудростью обладают трое, так же как на Небе Трое называются Премудростью: на Земле это Слово, Его Мать и Предтеча; на Небе – Отец, Сын и Святой Дух».
[3] Эти слова, обращенные к простым людям, не исключают того, что душа вселяется в момент самого зачатия. То, что человеческая жизнь священна с самого начала, подтверждено в 126. 4–5.
«Наши души в совершенном изумлении… Почти как тогда, когда нам сказали: „Родился Мессия…“ Потому что в Тебе – бездна милосердия, а в нашем Иоанне – бездна смирения».
«А Моя Мать – это бездна чистоты, благодати, милости, послушания, смирения, и всякой иной Божьей добродетели, которой Бог наделяет Своих святых».
6«Учитель, – говорит Иаков Зеведеев, – там большая толпа».
«Идемте. Вы тоже идите с нами».
Толпа огромная.
«Мир всем вам», – говорит Иисус. Он улыбается так, как бывает нечасто. Люди перешептываются, показывая на Него. Всех разбирает любопытство.
«Сказано: „Не испытывай Господа Бога твоего“[4].
[4] Втор. 6:16.
Слишком часто забывается эта заповедь. Бога испытывают, когда хотят навязать Ему свою волю. Бога испытывают, когда дерзко поступают против правил Закона, который свят и совершенен, и своей главной, духовной стороной касается также той плоти, что создал Бог, проявляя о ней заботу. Бога испытывают, когда, получив от Него прощение, снова возвращаются ко греху. Бога испытывают, когда, получив Божью благодать, обращают полученное благодеяние во вред, хотя оно было для нас благом и призывало нас к Богу.
С Богом нельзя шутить, над Ним нельзя смеяться. Но это случается слишком часто. Вчера вы видели, какое наказание ждет тех, кто насмехается над Богом. Предвечный Бог, крайне снисходительный к тем, кто кается, напротив, очень суров с нераскаянными, которые ни за что не желают исправляться.
Вы приходите ко Мне, чтобы услышать слово Божье. Вы приходите ради чуда. Вы приходите получить прощение. И Отец дарует вам слово, чудо и прощение. И Я не сожалею о Небесах, потому что имею возможность подавать вам чудо и прощение, и возможность знакомить вас с Богом.
7Вчера тот человек пал замертво, как Надав и Авиуд[5], от пламени божественного гнева. Но вы воздержи́тесь от его осуждения. Пусть лишь это произошедшее необычное чудо заставит вас задуматься о том, как следует себя вести, чтобы Бог стал вашим другом. Тот человек пожелал покаянного крещения[6], но без сверхъестественного духа. Пожелал его в духе человеческом. Как магического действа, что излечило бы его от болезни и освободило бы от напасти. Его тело и его урожай. Вот его цели. Не его несчастная душа. Она не имела для него ценности. Ценность для него представляла его жизнь и его деньги.
[5] Об их смерти сказано в Лев. 10: 1–2, Числ. 3:4; 26:61 и 1 Пар. 24:2.
[6] Буквально: покаянной воды.
Я говорю: „Сердце там, где сокровище, и сокровище там, где сердце. Так что наше сокровище в нашем сердце“.
У него в сердце была жажда жизни и обладания большими деньгами. Обладания – каким образом? Любой ценой. Даже ценой преступления. А в таком случае разве не насмешкой и не искушением Бога была просьба о крещении? Довольно было бы искреннего раскаяния за его долгую грешную жизнь, чтобы даровать ему святую кончину и даже все то, что было праведно нажито на Земле. Но он был неисправим. Он, никогда не любивший никого, кроме самого себя, дошел до нелюбви и к себе самому. Поскольку ненависть убивает даже эту эгоистичную животную любовь человека к себе самому. Его святой водой должны были бы стать слезы искреннего раскаяния. И это так для всех вас, слушающих. Ибо нет никого без греха, и потому все вы нуждаетесь в этой воде. Источаясь из сердца, она проливается и омывает, возвращая девственность тому, кто осквернен, поднимая того, кто повержен, укрепляя того, кто обескровлен виной.
Того человека тревожили лишь земные несчастья. Но единственное несчастье должно заставлять человека задуматься. И это – вечное несчастье потерять Бога. Тот человек не упускал случая делать ритуальные пожертвования. Но он был не в состоянии принести Богу жертву духа, то есть, удалиться от греха, покаяться, испросить прощения своими делами. Эти лицемерные жертвы, принесенные из неправедно приобретенных богатств, подобны призывам Бога к соучастию в злых деяниях человека. Разве может такое случиться? Разве осмелиться на это – не значит насмехаться над Богом? Бог отринет от Себя того, кто заявляет: „Вот, я приношу жертву“, а сам жаждет продолжать совершать свой грех. Разве принесет пользу телесный пост, когда душа не постится от греха?
Случившаяся тут кончина того человека пусть заставит вас задуматься о необходимых условиях того, чтобы быть по-настоящему возлюбленными Богом. Сейчас в его богатом дворце его родственники и плакальщики совершают плач над его останками, которые вскоре будут отнесены в гробницу. О, воистину плач и воистину останки! Не более чем останки! Ничего, кроме безутешного плача! Ибо его уже умершая душа будет навсегда отделена от тех, кого она любила вследствие кровного или идейного родства. Даже если их вовеки объединит одинаковое местопребывание, царящая там ненависть рассорит их. И тогда смерть станет „подлинным“ расставанием. Было бы лучше, чтобы вместо других оплакивал себя сам человек, убивший свою душу. И этим плачем сокрушенного и смиренного сердца возвратил своей душе жизнь вместе с Божьим прощением.
Ступайте. Без ненависти или пересудов. С одним лишь смирением. Как Я, говоривший о нем без ненависти, но справедливо. Сама жизнь и сама смерть учат хорошо жить и хорошо умирать, а также достигать бессмертной Жизни. Мир да пребудет с вами».
8Нет ни больных, ни чудес, и Петр говорит троим ученикам Крестителя: «Мне за вас обидно».
«О! не переживай. Мы и не видя веруем. У нас было чудо Его рождества, что сделало нас верующими. А теперь у нас есть Его слово, подтверждающее нашу веру. Мы просим лишь того, чтобы быть ее служителями до самого Неба, как наш брат Иона».
Все заканчивается.