ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

48. Иоанн и Иаков сообщают Петру о своей встрече с Мессией

    12 октября 1944.

   1Безмятежный рассвет на Галилейском море. Небо и вода – в розовых проблесках, почти таких же, какие мягко озаряют стены маленьких садиков приозерной деревушки, садиков, из которых высовываются и выглядывают, чуть не вываливаясь в проулки, растрепанные и воздушные кроны плодовых деревьев.

  Деревушка еще только пробуждается: какая-то женщина идет к роднику или к месту для стирки, несколько рыбаков разгружают корзины с рыбой и громко торгуются с откуда-то прибывшими купцами, кто-то заносит рыбу себе в дом. Я сказала: деревушка, но она не такая уж маленькая. Скорее, скромная – по крайней мере, ее видимая часть – но просторная, и тянется она, в основном, вдоль озера.

   2Из какой-то улочки показывается Иоанн и спешно направляется к озеру. Иаков идет вслед за ним, но гораздо спокойнее. Иоанн оглядывает лодки, уже приставшие к берегу, но той, что искал, не видит. Он замечает, что она еще в нескольких сотнях метров от берега и начинает брать курс на причал, и громко выкрикивает, приставив ладони ко рту, протяжное «О-э!», должно быть, принятые у них позывные. А затем, увидев, что его услышали, начинает широко размахивать руками, что означает: «Сюда, сюда!»

  Мужчины в лодке, вообразив невесть что, хватаются за весла, и лодка начинает двигаться быстрее, чем под парусом, который они спускают, видимо, для большей скорости. Когда они в десятке метров от берега, Иоанн уже не может ждать. Он снимает плащ и длинный хитон, бросая их на гальку, разувает сандалии, приподнимает нижнюю одежду, придерживая ее ладонью почти на уровне паха, и заходит в воду навстречу прибывшим.

   «Почему не пришли, вы двое?» – спрашивает Андрей. Петр обиженно молчит.

   «А ты, почему не пошел вместе со мной и с Иаковом?» – отвечает Андрею Иоанн.

   «Пошел ловить рыбу. Я не могу терять время. Ты исчез с тем Человеком…»

   «Я подзывал тебя знаками. 3Это действительно Он. Если бы ты слышал Его слова!.. Мы пробыли с Ним весь день и до глубокой ночи. Теперь пришли сказать вам: „Пойдемте“».

   «Правда – Он? Ты уверен? Мы Его едва рассмотрели тогда, когда Креститель указал на Него».

   «Это Он. Он сам этого не стал отрицать».

   «Всякий может наговорить того, что ему выгодно, чтобы навязать себя простакам. Это не в первый раз…» – недовольно ворчит Петр.

  «О, Симон! Не говори так! Это Мессия! Он знает все! Он тебя услышит!» – Иоанн смущен и огорчен словами Симона Петра.

  «Ага! Мессия! И является именно тебе, Иакову и Андрею! Трем несчастным неучам! Мессия будет вести себя совсем не так! Да еще услышит меня! Нет уж, бедный мальчик! Это первое весеннее солнце напекло тебе голову. Выбрось и приступай к работе. Так будет лучше. А эти басни оставь».

   «Это Мессия, говорю тебе. Иоанн изрекал святые вещи, но Этот говорит от Бога. Невозможно, чтобы говорящий подобные слова был не Христос».

   4«Симон, а я уже не мальчик. У меня есть за плечами годы, и я спокоен и рассудителен. Ты знаешь. Я мало говорил, но много услышал за те часы, что мы провели с Агнцем Божьим, и уверяю тебя, это действительно может быть только Мессия. Почему ты не веришь? Потому что не хочешь поверить? Имеешь право, поскольку ты Его не слышал. А я верю. Мы бедные и неученые? Он как раз и говорит, что пришел с Благой Вестью о Царстве Божьем, о Царстве Благоденствия, чтобы объявить ее скорее бедным, смиренным, малым, чем великим. Он сказал: „У великих и так есть свои радости. Незавидные радости, в сравнении с теми, что принесу Я. У великих и так есть возможность дойти до понимания в силу их культуры. Но Я приду к ‚малым‘ Израиля и мира сего, к тем, кто плачет и надеется, к тем, кто ищет Свет и жаждет истинной Манны, кому от знающих не досталось ни света, ни пищи, а лишь тяготы, неясности, оковы и презрение. Я призову ‚малых‘. Я пришел перевернуть этот мир. Ибо Я унижу то, что нынче считается высоким, и возвышу то, что находится в пренебрежении. Кто хочет истины и мира, кто хочет вечной жизни – пусть приходит ко Мне. Кто любит Свет – пусть идет ко Мне. Я Свет миру“. Не так ли Он сказал, Иоанн?» Иаков проговорил это миролюбиво, но взволнованно.

   «Так. И сказал: „Этот мир не полюбит Меня: это высшее общество, потому что оно испорчено пороками и идолопоклонническими отношениями. Более того, мир не пожелает Меня. Поскольку, будучи сыном Тьмы, он не любит Свет. Но Земля состоит не только из высшего общества. На ней есть и те, кто хотя и смешался с миром, но сам – не от мира. Есть тут и такие, кто от мира, потому что был пойман в него, как рыба в сеть“. Прямо так и сказал, поскольку мы разговаривали на берегу озера, и Он намекнул на те сети, которые вместе с рыбой вытаскивали на берег. И еще сказал: „Смотрите. Ни одна из этих рыб не хотела попасться в сеть. Так же люди намеренно не хотят пасть жертвами Маммоны. Даже отъявленные злодеи, потому что они, из-за ослепляющей их гордости, не признают, что не имеют права делать то, что они делают. Настоящий их грех – гордость. Из него рождаются все остальные. Те же, что еще не являются законченными злодеями, тем более не хотели бы предаться Маммоне. Однако оказываются там по легкомыслию или из-за той тяжести, которая тянет их на дно и имя которой – Адамов грех. Я пришел снять этот грех и даровать тем, кто уверует в Меня, в ожидании часа Искупления, силу, способную освободить их от петли, что удерживает их, и дать им возможность последовать за Мной, Светом мира“».

   5«Но в таком случае, если Он действительно так говорил, нужно идти к Нему немедленно». Петр, столь искренний в этих своих побуждениях, что так мне нравятся, сразу принял решение и уже осуществляет его, торопясь завершить разгрузку, ибо тем временем лодка пристала к берегу и работники вытащили ее почти что на сушу, выгружая сети, канаты и паруса. «А ты, неразумный Андрей, почему не пошел с ними?»

   «Но… Симон! Ты упрекал меня за то, что я не убедил их прийти со мной… Всю ночь ты ворчал, а теперь упрекаешь меня в том, что я не пошел?!»

   «Ты прав… Но я не видел Его… А ты видел… и должен был заметить, что Он не похож на нас… В Нем должно быть нечто неотразимое!..»

  «О, да! – говорит Иоанн. – Лицо! Глаза! Какие глаза! Правда, Иаков? А голос!.. Ах, какой голос! Когда Он говорит, то представляешь себе Рай».

   «Скорей, скорей. Пойдем и найдем Его. Вы (обращается к работникам) отнесете все к Зеведею и скажете, чтобы он действовал сам. Вечером вернемся порыбачить».

 Они все переодеваются и выступают в путь. 6Но Петр, пройдя несколько метров, останавливается, хватая Иоанна за руку, и спрашивает: «Ты сказал, Он все знает и все слышит…»

   «Да. Подумай, когда мы, глядя на высокую луну, сказали: „Интересно, чем сейчас занят Симон?“, Он ответил: „Забрасывает сети и не может успокоиться, что вынужден делать это в одиночку, так как вы не вышли на парной лодке в такой подходящий вечер для ловли… Он не знает, что уже скоро будет ловить иными сетями и приносить иную добычу“».

   «Боже помилуй! В самом деле, правда. Тогда Он услышит и то… и то, что я называл Его чуть ли не лжецом… Я не могу идти к Нему».

   «О! Он такой добрый! Конечно, Он знает, что ты так подумал. Знал еще раньше. Поскольку, когда мы Его покидали, сказав, что направляемся сюда к тебе, Он сказал: „Идите. Но старайтесь не поддаваться на первые же пренебрежительные слова. Кто желает пойти со Мной, тот должен уметь противостоять мирскому пренебрежению и запретам родных. Ибо Я выше крови и общества, и восторжествую над ними. И кто со Мной, тоже будет вечно торжествовать“. И еще Он сказал: „Умейте говорить безбоязненно. Услышав вас, он придет, потому что он человек благой воли“».

   «Так и сказал? Тогда иду. 7Расскажи, расскажи о Нем еще, пока мы идем. Где Он?»

   «В одном бедном доме; наверное, у Своих близких».

   «Так Он беден?»

   «Ремесленник из Назарета. Так Он сказал».

   «И на что же Он живет теперь, если больше не работает?»

   «Мы не спрашивали Его. Может быть, родственники Его поддерживают».

   «Лучше было бы взять с собой рыбы, хлеба, фруктов… чего‑нибудь. Идем вопрошать Учителя[1], ведь Он – Учитель и даже более чем, и с пустыми руками!.. Наши раввины такого не приветствуют…»

 [1] Букв.: Равви, что значит учитель, наставник в Законе Божьем.

   «А Он приветствует. У нас было на двоих с Иаковом лишь двадцать динариев, и мы их Ему предложили, как обычно предлагают раввинам. Он отказался. Но мы настаивали, и Он сказал: „Бог да воздаст вам за них благословением бедняков. Идемте со Мной“, и сразу раздал их беднягам: Он знал, где они обитают. А на наш вопрос: „А Себе, Учитель, Ты ничего не оставишь?“ ответил: „Радость исполнить волю Божью и послужить Его славе“. Мы также сказали: „Ты призываешь нас, Учитель. Но мы совсем бедны. Что ж мы Тебе принесем?“ Он ответил с улыбкой, в которой мы ощутили настоящее причастие Рая: „Мне нужно от вас великое сокровище“; мы же: „А если у нас ничего нет?“; а Он: „Сокровище о семи именах, которым может владеть даже самый убогий, и которым может не обладать самый богатый правитель; у вас оно есть, и оно Мне нужно. Слушайте, что у него за имена: милосердие, вера, благая воля, честное намерение, воздержание, искренность, жертвенный дух. Вот чего Я хочу от Своих последователей, только этого, и у вас это есть. Оно спит, словно семя зимой под слоем почвы, но солнце Моей весны даст ему прорасти семеричным колосом“. Так Он сказал».

   «А! Это укрепляет меня в том, что Он истинный Раввуни[2], обещанный Мессия. Не суров с бедными, не требует денег… Достаточно, чтобы назвать Его Божьим Святым. Можно идти спокойно».

   И все заканчивается.

[2] Раввуни (Раббони́) – Великий учитель, почетный титул.