ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
49. Встреча с Петром и Андреем после поучения в синагоге. Иоанн Зеведеев велик еще и смирением
13 октября 1944.
1Около 14.00 вижу вот что:
Иисус идет по маленькой дорожке, по тропинке между двух полей. Он один. Совсем другой тропкой среди полей по направлению к Нему пробирается Иоанн и, наконец, добирается до Него, пройдя сквозь брешь в изгороди.
Иоанн, в самом деле, очень юн: что во вчерашнем видении, что сегодня. Розоватое безбородое лицо едва сформировавшегося мужчины, еще и белокурого в придачу. Никаких признаков усов или бороды, а только розовый оттенок гладких щек, да красные губы, да жизнерадостный свет его прекрасной улыбки и чистого взора, не столько из-за темно-бирюзового цвета его глаз, сколько из-за кристальной чистоты девственной души, что через них просвечивает. Светло-каштановые волосы, мягкие и длинные, развеваются при ходьбе, быстрой, почти как бег.
Собираясь миновать изгородь, он зовет: «Учитель!»
Иисус останавливается и с улыбкой оборачивается.
«Учитель, я так хотел Тебя найти! Мне сказали в доме, где Ты остановился, что Ты пошел на равнину… но куда, неизвестно. И я испугался, что не увижу Тебя». Иоанн говорит, из уважения слегка наклонившись. И все-таки, доверительность сквозит и в его позе, и во взгляде, который он поднимает на Иисуса, немного наклонив голову к плечу.
«Я увидел, что ты ищешь Меня, и пошел тебе навстречу».
«Ты видел меня? Где же Ты был, Учитель?»
«Вон там, – Иисус кивает на рощицу в отдалении, которую, судя по цвету крон, можно назвать оливковой, – вон там. Молился и думал, что сказать этим вечером в синагоге. Но едва лишь тебя увидел, сразу вышел».
«Как же Тебе удалось меня увидеть, если я еле различаю это место, ведь оно спрятано за тем гребнем?»
«И все-таки, как видишь, Я пошел к тебе навстречу, потому что тебя увидел. Любви по силам то, что не удается глазам».
«Да, любви по силам. 2Значит, Ты любишь меня, Учитель?»
«А ты любишь Меня, Иоанн, сын Зеведея?»
«Еще как, Учитель. Мне кажется, я всегда Тебя любил. Перед тем, как встретить Тебя, еще раньше, моя душа искала Тебя, и когда я Тебя увидел, она сказала мне: „Вот Тот, кого ты ищешь“. Я верю, что повстречал Тебя потому, что моя душа Тебя узнала».
«То, что ты говоришь, Иоанн, правильно. Вот и Я тоже пошел навстречу тебе потому, что Моя душа тебя услышала. Сколько будет длиться твоя любовь ко Мне?»
«Вечно, Учитель. Я больше не хочу любить никого, кроме Тебя».
«У тебя отец и мать, братья, сестры, у тебя своя жизнь, а в жизни есть женщина и любовь. Как ты сумеешь все это оставить ради Меня?»
«Учитель… не знаю… но мне кажется, если это не гордость говорить так, что Твоя ко мне расположенность будет мне вместо отца и матери, и братьев, и сестер, и даже вместо жены. Всего, да, всего мне будет хватать, если Ты будешь меня любить».
«А если Моя любовь доставит тебе скорби и преследования?»
«Учитель, мне будет все нипочем, если Ты будешь любить меня».
«А в тот день, когда Мне придется умереть…»
«Нет! Ты молод, Учитель… Почему умереть?»
«Потому что Мессия пришел проповедать истинный Закон и совершить Искупление. А сей мир гнушается Законом и не желает спасения. Поэтому он преследует Божьих посланцев».
«О! Да не будет этого! Не рассказывай тому, кто любит Тебя, этого пророчества о смерти!.. Но если Тебе придется умереть, я и тогда буду любить Тебя. Позволь мне Тебя любить». Иоанн смотрит умоляюще. Наклонившись более, чем когда-либо, он ступает сбоку от Иисуса и выглядит как просящий милостыни любви.
Иисус останавливается. Смотрит на него, сверлит взглядом Своих глубоких глаз, а потом кладет ладонь на его склоненную голову. «Хочу, чтобы ты любил Меня».
«О! Учитель!» Иоанн счастлив. Хотя в его глазах блестят слезы, он улыбается своими хорошо очерченными юношескими губами, берет божественную ладонь, целует ее с тыльной стороны и прижимает к сердцу.
3Они возобновляют движение.
«Ты сказал, что искал Меня…»
«Да. Чтобы сообщить Тебе, что мои друзья хотят с Тобой познакомиться и… о! как бы я хотел снова побыть с Тобой! Я покинул Тебя несколько часов назад… но уже не могу без Тебя оставаться».
«Стало быть, ты оказался хорошим провозвестником Слова?»
«Но, Учитель, Иаков тоже говорил о Тебе… убедительно».
«Настолько, что даже тот, кто был недоверчив – он не виноват, ибо причиной его сдержанности была осторожность – отбросил сомнения. Пойдем и убедим его до конца».
«Я немного опасался…»
«Нет! Меня не надо опасаться! Я пришел ради благих, и еще больше – ради тех, кто заблуждается. Я желаю спасать. Не проклинать. К честным Я буду всячески милосерден».
«А к грешникам?»
«Тоже. Под нечестивыми же Я понимаю таких, кто впал в духовное нечестие и лицемерно представляется благим, тогда как совершает злые дела. И делает такие вещи и таким образом, чтобы извлекать собственную выгоду, получая ее за счет ближнего. К этим Я буду строг».
«О, в таком случае, Симон может быть спокоен! Он искренний, как никто другой».
«Это Мне приятно, и желал бы Я всем вам быть такими».
«Он столько всего хочет Тебе сказать, Симон».
«Я выслушаю его после того, как пообщаюсь в синагоге. Я попросил поставить в известность бедных и больных, наряду с богатыми и здоровыми. Все нуждаются в Благой Вести».
4Приближается селение. Несколько детей играют на улице, и один, пробегая, спотыкается о ноги Иисуса и должен был бы упасть, если бы Тот не проявил расторопность и не поймал бы его. Мальчик все равно начинает плакать, как будто ушибся, Иисус же, держа его за руку, говорит: «Плачущий израильтянин?! А каково же тогда пришлось тысячам и тысячам малышей, что стали мужчинами, пересекая пустыню вслед за Моисеем? Однако ради них, больше, чем ради кого-либо – ибо Всевышний испытывает любовь к невинным и заботится об этих земных ангелочках, об этих птенцах без крыльев, так же, как заботится Он о воробьях и в рощах, и под кровлей – именно ради них была низведена такая сладкая манна. Тебе нравится мед? Да? Ладно, если будешь хорошим, то отведаешь меда послаще, чем у твоих пчел».
«Где? Когда?»
«Когда, прожив жизнь в верности Богу, отправишься к Нему».
«Я знаю, что не попаду туда, если не придет Мессия. Мама говорит мне, что сейчас мы, Израиль, словно множество Моисеев – и умираем в преддверии Обетованной Земли. Говорит, что мы все стоим и ждем, когда вступим в нее, и что только Мессия позволит нам туда войти».
«Что за славный маленький израильтянин! Коли так, то Я тебе говорю, что когда ты умрешь, ты тотчас же войдешь в Рай, потому что Мессия уже откроет врата Небес. Так что тебе нужно быть хорошим».
«Мама! Мама! – малыш выскальзывает из рук Иисуса и бежит навстречу молодой женщине с медной амфорой, которая возвращается домой. – Мама! Новый Рабби сказал мне, что я сразу войду в Рай, когда умру, и буду есть сколько угодно меда… но если буду хорошим. Я буду хорошим!»
«Бог даст! Извини, Учитель, если он Тебя побеспокоил. Он такой резвый!»
«Невинность не может беспокоить, женщина. Благослови тебя Бог, потому что ты мать, воспитывающая детей в знании Закона».
Женщина вспыхивает от такой похвалы, отвечая: «И Тебе тоже Божьего благословения», – и исчезает со своим малышом.
5«Тебе нравятся дети, Учитель?»
«Да, поскольку они чисты… и искренни… и умеют любить».
«У Тебя есть дети, Учитель?»
«У Меня есть только одна Мать… Но в Ней есть самая святая детская чистота, искренность и любовь, вместе с мудростью, справедливостью и силой, свойственной взрослым. В Моей Матери есть все, Иоанн».
«И Ты Ее покинул?»
«Бог выше даже самой святой из матерей».
«Я с Ней познакомлюсь?»
«Познакомишься».
«И Она полюбит меня?»
«Полюбит, потому что Она любит тех, кто любит Ее Иисуса».
«Так у Тебя нет братьев?»
«У Меня есть двоюродные братья со стороны мужа Моей Матери. Но каждый человек – брат Мне, и Я пришел ради всех. 6Вот мы уже возле синагоги. Я зайду, а ты со своими друзьями ко Мне присоединишься».
Иоанн уходит, а Иисус заходит в квадратное помещение с привычными треугольными подставками для светильников и аналоями с пергаментными свитками. Народ уже собрался и пребывает в ожидании и в молитве. Иисус тоже молится. Толпа шушукается позади и обменивается репликами, а Он поклоном приветствует главу синагоги и просит Себе наугад любой свиток.
Иисус начинает поучение. Он говорит:
«Вот что Дух дал Мне вам для прочтения. В седьмой главе книги Иеремии читаем: „Так говорит Господь Воинств, Бог Израиля: Исправьте ваши нравы и ваши чувства, тогда Я буду обитать с вами на этом месте. Не тешьте себя пустыми словами, повторяя: здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень. Ибо только если вы улучшите свои нравы и свои чувства, если будете вершить правосудие между ближними, не будете притеснять чужеземца, сироту и вдову, не будете проливать на этом месте невинную кровь, не будете ходить за чужими богами себе на погибель, тогда Я буду обитать с вами на этом месте, в земле, которую Я дал отцам вашим на веки вечные“[1].
[1] Иер. 7: 3–7.
Послушайте, о вы, чада Израиля. Вот для чего Я пришел: разъяснить вам эти слова света, которые ваши помраченные души уже не в состоянии видеть и понимать. Слушайте. Множество слез падает на Землю народа Божия: плачут старики, вспоминая былую славу, плачут возмужавшие, подчиняясь игу, плачут юные, не имея надежд на будущую славу. Но эта земная слава есть ничто по сравнению со славой, которую не может отнять никакой угнетатель, если это только не Маммона и не злая воля.
Почему вы плачете? Как вышло, что Всевышний, который всегда был благ к Своему народу, теперь отвратил от него Свой взор и скрывает от чад Свой Лик? Разве это не Тот Бог, что разверз море и провел по нему Израиль, что водил его по пустыне, питая и защищая его от врагов, а чтобы он не потерял путь к Небу, дал Закон для души так же, как для тела – столп облачный? Разве это не Тот Бог, что подсластил воды и низвел манну для них, обессилевших? Разве это не Тот Бог, что захотел обосновать вас на этой земле и заключил с вами союз, как Отец с детьми? Но тогда почему чужеземец нанес вам поражение?
Многие среди вас приговаривают: „Все-таки у нас есть Храм!“ Иметь Храм и ходить туда молиться Богу – недостаточно. Главный храм – в сердце каждого человека, где и должна совершаться святая молитва. Но она не сможет стать святой, если прежде не исправится сердце, а вместе с сердцем не исправятся нравы и чувства, и не придут в порядок принципы отношения к бедным, к рабам, к ближним, к Богу.
Теперь смотрите. Я наблюдаю жестокосердых богачей, что делают богатые пожертвования на Храм, но не могут сказать бедному: „Брат, вот хлеб, вот деньги. Прими их. От сердца к сердцу, и пусть тебя не унизит эта помощь, а меня не заставит возгордиться то, что я оказал ее“. Вот, Я вижу молящихся, которые жалуются Богу, что Тот не сразу слышит их, а потом убогому, иногда кровному родственнику, который говорит им: „Послушай меня“, с каменным сердцем отвечают: „Нет“. Вот, Я вижу, как вы плачетесь, что правитель выжал все из вашего кошелька. А потом вы выжимаете все соки из того, к кому питаете отвращение, и вам не страшно обескровить его, лишая жизни.
О люди Израиля! Время Искупления настало. Приготовьте же ему пути к вам своей благой волей. Будьте честными, добрыми, любите друг друга. Богатые – не презирайте; купцы – не обманывайте; бедные – не завидуйте. Все вы одна кровь, и все вы Божьи. Все вы призваны к одной судьбе. Не закрывайте своими грехами Небо, которое Мессия откроет вам. Вы до сих пор заблуждались? Теперь не будете. Пусть рассеется всякое заблуждение.
Закон прост, добр и легок, когда он сводится к изначальным Десяти заповедям, при условии, что они пропитаны светом любви. Приходите. Я покажу вам, что они такое: любовь, любовь и любовь. Любовь Бога к вам, ваша – к Богу, любовь к ближнему. Во всем любовь, поскольку Бог есть Любовь, а дети Отца – это те, кто умеет жить любя. Я здесь ради каждого, ради того, чтобы каждому даровать Божий свет. Вот Слово Отца, что становится пищей для вас. Приходите, насладитесь, обновите духовную кровь этой пищей. Пусть пропадет всякая злоба, а всякая похоть умрет. Новая слава предложена вам, вечная, и к ней придут те, кто сделает Закон Божий истинной заботой своего сердца. Начинайте с любви. Нет ничего выше ее. Если же научитесь любить, научитесь всему, и Бог полюбит вас, а любовь Божья – то же, что поддержка в любых испытаниях.
Благословение Божие да пребудет на обращающих к Нему сердца, наполненные благой волей».
Иисус умолкает. Народ перешептывается. После исполнения многих песнопений собрание расходится.
7Иисус выходит на открытую площадку. В дверях – Иоанн и Иаков с Петром и Андреем.
«Мир да будет с вами, – говорит Иисус и прибавляет: – Вот человек, которому, чтобы быть праведным, нужно бы не судить преждевременно. Но который, тем не менее, честно признает свои ошибки. Симон, ты хотел со Мной увидеться? Вот он Я. А ты, Андрей, почему не пришел раньше?»
Два брата в замешательстве переглядываются. Андрей бормочет: «Не осмеливался…»
Петр, весь красный, не может вымолвить ни слова. Но, слыша, как Иисус говорит брату: «Придя, ты причинил бы какое-то зло? Только на зло не нужно осмеливаться», откровенно заступается: «Это из-за меня. Он сразу захотел привести меня к Тебе. Но я… я сказал… Да, сказал: „Я в это не верю“ – и отказался. О, теперь мне полегчало!..»
Иисус улыбается. А затем говорит: «И еще Я скажу тебе, что ты Мне нравишься за свою искренность».
«Но я… я нехороший… я не способен поступать так, как Ты рассказывал в синагоге. Я вспыльчив, и если кто-нибудь меня обидит… эх!.. Я жаден, и мне нравится, когда есть деньги… и в своей торговле рыбой… эх!.. не всегда… не всегда я обхожусь без обмана. И я невежественный. И у меня мало времени ходить за Тобой, чтобы просвещаться. Что мне делать? Я хотел бы стать таким, как Ты говоришь… но…»
«Это не трудно, Симон. Писание знаешь хоть немного? Да? Хорошо, подумай над пророком Михеем. Бог хочет от тебя того, что говорит Михей. Он не требует ни вырвать у себя сердце, ни жертвовать ради Него самыми дорогими чувствами. Пока Он у тебя этого не требует. Однажды ты, без всякой просьбы со стороны Бога, отдашь Ему и самого себя. А Он подождет, когда солнце и роса сделают из тебя, травянистого стебелька, роскошную могучую пальму. Пока же Он просит тебя вот о чем: соблюдай справедливость, люби милосердие, прилагай всякое усердие в следовании за своим Богом[2]. Постарайся это осуществить – и от былого Симона не останется следа, а ты станешь новым человеком, другом Божьим и другом Его Христа. Уже не Симоном. Но Кифой. Надежной скалой, на которую Я обопрусь».
[2] Мих. 6:8.
«Это мне нравится! Это я понимаю. Закон – он такой… такой… Вот, я уже не смогу исполнять его так, как исполняли раввины!.. Но о чем говоришь Ты – да. Мне кажется, это у меня получится. А Ты мне поможешь. В этом доме Ты живешь? Я знаю хозяина».
«В этом. Но собираюсь идти в Иерусалим, а потом проповедовать по всей Палестине. Для этого Я пришел. Но буду часто сюда возвращаться».
«Я приду еще, чтобы Тебя послушать. Хочу быть Твоим учеником. Голова моя немного просветится».
«В первую очередь, сердце, Симон. Сердце. А ты, Андрей, ничего не скажешь?»
«Я слушаю, Учитель».
«Мой брат застенчив».
«Он станет львом. Темнеет. Пусть Бог вас благословит и дарует хороший улов. Ступайте».
«Мир Тебе». Они уходят.
8Едва выйдя, Петр говорит: «Но что Он хотел сказать тогда, когда говорил, что я буду ловить другими сетями и другую рыбу?»
«Почему же ты Его об этом не спросил? Столько хотел сказать, а в результате почти не говорил».
«Я… постыдился. Он так не похож на всех остальных раввинов!»
«Собирается в Иерусалим… – Иоанн произносит это с таким желанием, с такой мечтательностью, – я хотел было попросить Его позволить мне пойти с Ним… и не отважился…»
«Пойди и скажи Ему, мальчик, – говорит Петр, – мы с Ним расстались так… не сказав ласкового слова… Пусть Он хотя бы знает, что мы от Него в восторге. Иди, иди. Отцу твоему я скажу».
«Сходить мне, Иаков?» – Иоанн бегом срывается с места… и бегом возвращается назад сияющий.
«Я спросил Его: „Ты не против: я с Тобой, в Иерусалим?“ А Он ответил: „Идем, друг“. Он сказал: друг! Завтра, к этому часу я приду сюда. Ах! В Иерусалим с Ним вместе!..»
… видение заканчивается.
9По поводу этого видения этим утром (14 октября) Иисус мне говорит:
«Хочу, чтобы и ты, и все вы отметили поведение Иоанна. Ту его сторону, которая все время ускользает. Вы восхищаетесь его чистотой, любовью, верностью. Но не замечаете, что он был велик еще и смирением. Он, главный инициатор прихода ко Мне Петра, скромно умалчивает об этой детали.
Апостолом для Петра, и потому первым среди Моих апостолов, был Иоанн. Он первым узнал Меня, первым заговорил со Мной, первым за Мной последовал, первым объявил обо Мне. И тем не менее, видите, что он говорит? Говорит: „Андрей, брат Симона, был один из двоих, услышавших слова Иоанна и последовавших за Иисусом. Первый, на кого он наткнулся, был его брат Симон, которому он сказал: ‚Мы нашли Мессию‘ и привел его к Иисусу“[3].
[3] Ин. 1: 40–42.
Будучи справедлив, помимо своей доброты, он знает, что Андрей, обладая замкнутым и робким характером, терзается от того, что многое хотел бы сделать, но оно не получается, и желает, чтобы именно ему в памяти потомков была адресована благодарность за его доброе устремление. Желает представить Андрея первым апостолом Христа, наряду с Петром, несмотря на то что его робость и подчиненное положение по отношению к брату привели к неудаче в его посланничестве.[4]
[4] Имеется в виду задача привести ко Христу брата, ставшая для Андрея первым апостольским поручением.
10Кто из тех, кто каким-то образом трудится ради Меня, способен подражать Иоанну, а не провозглашать самих себя непревзойденными апостолами, не думая о том, что их успехи проистекают из совокупности вещей, не от одной только святости, но также от чисто человеческой смелости, удачи, и от того, что они случайно оказались рядом с другими, не такими смелыми и удачливыми, но, возможно, более святыми, чем они?
Когда преуспеете в добре, не хвалитесь этим как всецело вашей заслугой. Воздайте хвалу Богу, покровителю делателей на ниве апостольства, и имейте незамутненное око и искреннее сердце, дабы увидеть и воздать каждому то, что ему причитается. Незамутненное око – чтобы распознать тех апостолов, что жертвуют собой, являясь главными и подлинными движителями в трудах остальных. Только Бог видит их, этих робких, которые, кажется, ничего не делают, а на самом деле похищают с Неба огонь, который они дарят смелым. Искреннее сердце, что скажет: „Я действую. Но вот этот любит больше, чем я; молится лучше, чем я; жертвует собой так, как я не умею и как говорил Иисус: внутри своей каморки за запертой дверью, чтобы молиться втайне[5]. Догадываясь о его смирении и святой доблести, я хочу объявить о ней и сказать: ‚Я – деятельное орудие; а он – сила, сообщающая мне движение, так как, будучи привит к Богу, он служит мне проводником небесной силы‘.“
[5] См. Мф. 6:6 (172.5–6).
И Отчее благословение, что снисходит в награду кроткому, который в молчании приносит себя в жертву, чтобы обеспечить силой апостолов, снизойдет также и на самого апостола, если он искренне признателен за сверхъестественную и молчаливую поддержку, приходящую к нему от кроткого, и за тот его вклад, который не замечает человеческое легкомыслие.
Урок всем вам.
11Он Мой любимец? Да. Но разве не уподобился он Мне даже в этом? Чистый, любящий, послушный, но также и смиренный. Я отражался в нем, как в зеркале, и замечал в нем Свои добродетели. И потому любил его, как второе Я. Видел, как Отец глядит на него – и узнает маленького Иисуса. А Моя Мать говорила Мне: „В нем Я чувствую второго сына. Мне кажется, Я вижу Тебя, воспроизведенного в простом человеке“.
О, исполненная Мудрости, как Она понимала тебя, Мой избранный! Две синевы ваших чистых сердец слились в один покров, беря Меня под защиту любви, и стали одной любовью еще прежде, чем Я поручил Мать Иоанну, а Иоанна – Матери. Они любили друг друга, потому что осознавали свое сходство: оба – чада Отца, а также брат и Сестра Сына».