ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

574. Богатый юноша

   

   7 марта 1947

   1. Другое прекрасное апрельское утро. Земля и небо являют все свои весенние красоты. Дышится легко, песни, ароматы, воздух так насыщен блеском, голосами радости и любви, благоуханием. Ночью, должно быть, моросил дождь, так как дороги темные и на них нет пыли, но они не грязные, а стебли и листья, омытые дождем, сейчас трепещут, блестящие и чистые, на слабом ветерке, дующем с гор на плодородную равнину, раскинувшуюся перед Иерихоном.

   От берегов Иордана непрерывным потоком идут люди, они переправились с другого берега, или идут по дороге, следующей параллельно руслу реки, или выходят на ту, которая прямо ведет к  Иерихону и Доко, как указывают дорожные указатели. И со многими евреями, отовсюду идущими в Иерусалим, чтобы исполнить обряд, смешаны купцы из других мест и пастухи с блеющими агнцами, предназначенными для жертвоприношения, но не знающими о своей судьбе.

   Многие узнают Иисуса и приветствуют Его. Это евреи из Переи и Декаполиса и даже из отдаленных мест. Вот группа из Кесарии Пенеи. Это пастухи, которые ведут скорее кочевой образ жизни со своими стадами, и знающие об Учителе, так как встречались с Ним или слышали о Нем от учеников.

   2. Пастух простирается ниц перед Ним и говорит Ему: «Могу я предложить тебе ягненка?»

   «Не лишай себя его, человек. Это твой заработок».

   «О! Это моя благодарность. Ты не помнишь меня, но я помню Тебя. Я был одним из тех, кто был исцелен Тобой, когда Ты исцелял многих сразу. Ты исцелил кость моего бедра, которую никто не мог исцелить, и которая превратила меня в инвалида, Я дам Тебе агнца добровольно. Самого лучшего. Вот этого. Для пира радости. Я знаю, что Ты должен купить одного для жертвоприношения. Но этот для радости! Ты даровал мне так много радости. Возьми его, Учитель».

   «Да, возьми его. Это деньги, которые мы сохраним. Или, скорее, он даст нам возможность иметь пищу, потому что при всей нашей щедрости у меня не осталось денег», — говорит Искариот.

  «Щедрости? С тех пор, как мы покинули Сихем, мы не потратили и гроша!» — говорит Матфей.

   «Ну, у меня больше нет денег. Я отдал последние Мероде».

   «Послушай, человек, — говорит Иисус пастуху, чтобы положить конец словам Искариота, — Я прямо сейчас не иду в Иерусалим, и не могу взять агнца с собой. Иначе бы Я принял его, чтобы показать тебе, что Я приветствую твой дар».

   «Но позже Ты придешь в город. Ты остановишься там на время праздника. У Тебя, конечно, есть место, где остановиться. Скажи мне, где оно и я передам его Твоим друзьям…»

   «У Меня нет ничего подобного… Но у Меня есть бедный старый друг в Нобе. Слушай Меня внимательно: через день после Пасхальной Субботы ты пойдешь в Ноб на рассвете и скажешь Иоанну, Старейшине Ноба (кто-нибудь скажет тебе, где он живет): “Иисус из Назарета, твой друг, посылает тебе этого агнца, чтобы ты мог отпраздновать этот день с пиром радости, потому что для истинных друзей Христа, нет радости более великой, чем сегодня”. Ты сделаешь это?»

   «Если Ты так хочешь, то я сделаю это».

   «И ты осчастливишь Меня. Не прежде дня после Субботы. Убедись, что ты запомнил это. И запомни слова, которые Я сказал тебе. Теперь иди и да пребудет с тобою мир. И твердо сохраняй свое сердце в мире в предстоящие дни Запомни это так же хорошо, и иди веруя в Мою Истину. До свидания».

   3. Несколько человек подошли к ним, чтобы послушать их беседу, и они рассеялись только тогда, когда пастух, продолжив свой путь со своим стадом, вынудил их разойтись. Иисус последовал за стадом, воспользовавшимся свободным пространством, оставляемым им.

  Люди шепчутся: «Так Он действительно идет в Иерусалим? Разве Он не знает, что Он запрещен?»

   «Эй! Никто не может запретить сыну Закона предстать перед Господом на Пасху. Разве Он виновен в преступлении против общества? Нет, Он не виновен. Потому что если бы Он был виновен, Проконсул арестовал бы его, как он поступил с Вараввой».

   А другие говорят: «Вы слышали? Ему некуда пойти, и у Него нет друзей в Иерусалиме. Они все покинули Его? Даже человек, который воскрес из смерти? Такова его благодарность!»

   «Замолчи. Те две женщины там, это сестры Лазаря. Я родом из окрестностей Магдалы и хорошо знаю их. Если сестры с Ним, то это значит, что семья Лазаря верна Ему»,

   «Возможно, Он не осмелится войти в город».

   «Он прав».

   «Бог простит Его, если Он останется вне города».

   «Это не Его вина, что Он не может подняться к Храму».

  «Он умудрен и разумен. Если бы Он был схвачен, то все окончилось бы прежде Его времени».

  «Он, конечно, еще не готов быть объявленным нашим царем, и Он не желает быть схваченным».

   «Говорят, что когда стало известно, что Он в Ефраиме, Он побывал везде, даже у кочевых племен, чтобы подготовить последователей и солдат, и искать покровительства».

   «Кто сказал тебе?»

   «Обычная ложь. Он Святой Царь, а не царь солдат».

  «Возможно, будет праздновать дополнительную Пасху, когда легче не быть замеченным. Синедрион распускается после праздников, и все его члены разъезжаются по домам во время урожая. Они не встретятся вновь до Пятидесятницы».

  «И как только члены Синедриона разъедутся, кто, ты думаешь, причинит Ему какой-либо вред? Они шакалы!»

   «Х’м! Возможно ли, чтобы Он был настолько благоразумным? Это слишком по-человечески! Он больше, чем человек, и не будет трусливо разумным».

   «Трусливо? Почему? Никто не скажет, что беречь себя для своей миссии – это трусость».

   Он все равно был бы трусливым, потому что любая миссия ниже, чем Бог. Поэтому поклонение Богу имеет первенство надо всем.

   Таковы были слова переходящие из уст в уста. Иисус делает вид, что не слышит их.

   4. Иуда Алфеев останавливается, чтобы подождать женщин, — они с мальчиком шли позади примерно в тридцати шагах, — и когда они подошли, говорит Элизе: «Вы раздали (слишком) большое количество денег в Сихеме после того, как мы ушли!»

   «Почему?»

  «Потому что у Иуды не осталось ни гроша. Твои сандалии, Вениамин, непригодны для ношения. Этому суждено было быть. Невозможно было зайти в Фирцу, и даже если бы мы смогли войти, мы не смогли бы ничего купить, так как у нас не было денег… Ты войдешь в Иерусалим таким, каков есть…»

   «Перед Иерусалимом будет Вифания», — с улыбкой говорит Марта.

   «А еще раньше, Иерихон и мой дом», — тоже улыбаясь, говорит Ника,

  «И прежде всего этого есть я. Я обещала и сделаю это. Во время этого путешествия мы приобрели интересный опыт! Я испытала, что значит не иметь ни драхмы. И сейчас я буду знать на собственном опыте, что чувствуют, когда нужно что-то продать из нужды», — говорит Мария из Магдалы.

  «Что же ты хочешь продать, если ты больше не носишь на себе драгоценностей?» — спрашивает Марта у своей сестры.

   «Мои большие серебряные заколки для волос. У меня их так много. Но чтобы поддерживать этот бесполезный вес в аккуратном состоянии, достаточно железных. Я продам их. Иерихон полон людей, покупающих такие вещи. И сейчас рыночный день, так же, как и завтра, и каждый день из-за празднеств».

   «Но, сестра!»

  «Что? Ты возмущена при мысли о том, что я могу считаться настолько бедной, что вынуждена продать свои серебряные заколки для волос? О!  Я хотела бы всегда возбуждать такие возмущения в тебе! Было гораздо хуже, когда я, не будучи в нужде, продавала себя порокам других людей и моим».

   «Замолчи! Здесь мальчик, который не знает!»

   «Он пока не знает. Возможно, он не знает, что я была грешницей. Завтра ему скажет об этом кто-нибудь ненавидящий меня за то, что я больше не такая, и с подробностями не имеющим отношения к моему греху, который и без того был тяжким. Поэтому лучше я сама скажу ему об этом, чтобы он понял, что может делать Господь, Который принял его:  превращать грешников в кающиеся души; превращать мертвых людей в воскресших; меня, умершую в своем духе, и Лазаря, умершего телесно, Он превратил в двух живущих существ. Потому что это Ребе сделал для нас, Вениамин. Всегда помни об этом и люби его всем своим сердцем, потому что Он действительно Сын Божий».

   5. Препятствие на дороге остановило Иисуса и апостолов, и женщины догнали их. Иисус говорит женщинам: «Идите вперед нас, к Иерихону, и войдите в город, если желаете. Я с апостолами иду в Доко. На закате Я буду с вами».

   «О! Почему Ты отсылаешь нас? Мы не устали», — говорят все женщины, протестуя.

   «Потому что Я хотел бы, чтобы вы, или хотя бы некоторые из вас, сообщили ученикам, что завтра Я буду у Ники».

   «Если так, то мы пойдем, Господь. Пойдем Элиза, и ты Иоанна, и ты, Сусанна и Марта. Мы все приготовим», — говорит Ника.

   «И мальчик, и я. Мы сделаем наши покупки. Благослови нас, Учитель. И пойдем побыстрее. Ты остаешься, Мать?»

   «Да. С Моим Сыном».

  Они расстаются. Только три Марии остаются с Иисусом: Его Мать, Ее невестка Мария Клеопова, и Мария Саломея. А Иисус покидает дорогу на Иерихон и переходит на второстепенную, ведущую в Доко.

   6. И Он не долго шел по ней, когда от каравана, идущего, я не знаю откуда, — богатого каравана, который, конечно, идет издалека, потому что женщины сидят на верблюдах, закрытые в покачивающихся паланкинах, закрепленных на горбатых спинах, а мужчины едут верхом на горячих лошадях или верблюдах, — отделяется юноша и, заставив своего верблюда опуститься на колени, соскальзывает со своего седла и идет к Иисусу. Слуга, который подходит к нему, держит животное за поводья.

   Юноша простирается ниц перед Иисусом, и после глубокого приветствия говорит Ему: «Я Филипп из Канаты, сын истинных израильтян, которые остались таковыми. Я был учеником Гамалиила, пока смерть моего отца не поставила меня во главе его торговых дел. Я не раз слышал Твои речи. Я знаю о Твоих делах. Я стремлюсь к лучшей жизни, чтобы обрести вечную жизнь, которую, как Ты уверяешь, обретут те, кто сотворят Твое Царство в самих себе. Так скажи мне, благой Учитель, что мне нужно делать, чтобы обрести вечную жизнь?»

   «Почему ты называешь Меня благим? Один только Бог благ».

   «Ты Сын Божий, и так же благ, как Твой Отец. О! Скажи мне, что я должен делать?»

   «Чтобы войти в вечную жизнь, соблюдай заповеди».

   «Какие, мой Господь? Древние или Твои?»

  «Древние заповеди уже содержат Мои заповеди, которые не изменяют и не отменяют древних заповедей. Они всегда одни и те же: поклоняйся Единственному истинному Богу и уважай законы поклонения, не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай своего отца и мать, не причиняй зла твоему ближнему, но люби его как самого себя. Поступая так ты будешь иметь вечную жизнь».

   «Учитель, я с детства соблюдаю все эти заповеди».

   Иисус бросает на него взгляд, исполненный любви, и ласково спрашивает: «И ты думаешь, что их все еще не достаточно?»

   «Нет, Учитель. Царство Божие – это величайшее благо в нас и в следующей жизни. Бог, который отдает Себя нам, является бесконечным даром. Я чувствую, что то, что является нашим долгом, очень мало в сравнении с Всесовершенным бесконечным Существом, Которое дарует Себя нам, и я думаю, что мы должны обретать Его посредством чего-то большего, чем эти заповеди, для того, чтобы не быть проклятыми и быть угодными Ему.

   «Ты прав. Чтобы быть совершенным тебе все еще не хватает одного. Если ты желаешь быть таким совершенным, каким желает видеть тебя наш Небесный Отец, пойди, продай все, что ты имеешь, и раздай это бедным, и на небесах ты будешь иметь сокровище, которое сделает тебя любимым Отцом, Который отдал Свое Сокровище бедным на Земле. Затем приходи и следуй за Мной».

   Юноша опечалился и задумался. Затем он встал и сказал: «Я запомню Твой совет…» Затем он, опечаленный, удалился.

   7. Иуда иронически улыбается и шепчет: «Не только я люблю деньги!»

   Иисус оборачивается и смотрит на него… затем Он смотрит на остальные одиннадцать лиц вокруг Него и говорит со вздохом: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное, врата в которые узки, а путь крут, и несущие громоздкие грузы богатств не могут пройти по этому пути и войти. Чтобы войти туда требуются только нематериальные сокровища добродетелей и человек должен быть способен расстаться со всем, что является привязанностью к вещам этого мира и суете». Иисус очень печален…

   Апостолы украдкой смотрят друг на друга.

   Иисус, глядя на уходящий караван богатого юноши, говорит: «Я торжественно говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие».

  «Кто же тогда сможет спастись? Бедность зачастую побуждает человека грешить из-за зависти или отсутствия уважения к чужой собственности, и из-за отсутствия доверия к Провидению… Богатство является препятствием к совершенству…Так? Кто же сможет спастись?»

   Иисус смотрит на них и говорит: «То, что невозможно для людей, возможно для Бога, потому что для Бога возможно все. Достаточно для человека помогать своему Господу своей доброй волей. И это добрая воля, когда принимают данный совет и стремятся к достижению свободы от богатств. Чтобы достичь полной свободы для того, чтобы следовать Богу. Ибо полная свобода человека состоит в следовании голосам, которыми Бог шепчет его сердцу, и Его заповедям, а не в том, чтобы быть рабом самого себя, или мира, или рабом уважения к общественному мнению, и, следовательно, рабом Сатаны. Она состоит в использовании чудесной свободной воли, которую Бог даровал человеку, только для свободного желания одного только Блага, и, таким образом, для достижения очень яркой и радостной, свободной и блаженной вечной жизни. Человек не должен быть рабом даже своей собственной жизни, если ради удовлетворения ее он должен противиться Богу. Я говорю вам: “Тот, кто потеряет свою жизнь ради Меня и служения Богу, спасет ее навеки”».

   8. «Хорошо! Мы оставили все ради того, чтобы следовать за Тобой, даже то, что было законно. Так что же насчет нас? Войдем ли мы в Твое Царство?» — спрашивает Петр.

   «Я торжественно говорю, что те, кто последовали Мне таким образом, и те, кто следуют Мне, — потому что всегда есть время для совершения возмещений за лень и грехи совершенные до сих пор, всегда есть время, пока человек на Земле и его дни перед ним в течении которых он может исправить совершенные ошибки, — они будут со Мной в Моем Царстве. Я торжественно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной в возрождении, сядете на престолах, чтобы судить племена Земли вместе с Сыном человеческим, Который воссядет на престоле Своей славы. И вновь говорю Я вам торжественно, что не будет никого, кто во Имя Мое оставил дом, поля, отца, мать, братьев, сестер, жену, сыновей (и дочерей), чтобы проповедовать Евангелие и продолжать Мое дело, и не получит стократно в нынешнее время и вечную жизнь в грядущем мире».

   «Но если мы потеряем все, как мы сможем иметь в сто раз больше, чем мы имели?» — спрашивает Иуда из Кериофа.

   «Я повторяю: то что невозможно людям, возможно Богу. И Бог воздаст в сто крат духовной радостью тем, кто из людей мира сего станут сыновьями Божьими, то есть духовными людьми. Они насладятся истинным счастьем как здесь, так и по ту сторону Земли. И Я также говорю вам, что не все те, кто кажутся первыми, и должны были бы первыми получить больше всех, будут таковыми. И не все те, кто кажутся последними, и даже меньше чем последними, так как они не являются Моими учениками и не принадлежат к избранному народу, будут последними. Поистине, многие, кто были первыми, станут последними, и многие, кто были последними, малейшими, станут первыми… А вот там и Доко. Все вы идите вперед, за исключением Иуды из Кериофа и Симона Зелота. Идите и провозглашайте обо Мне тем, кто может нуждаться во Мне».

   И Иисус с двумя апостолами, которых Он удержал при Себе, поджидает трех Марий, которые следовали за ними на расстоянии в несколько метров.