ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

591. Вечер Вербного Воскресения в Гефсимании. Апостолы возвращаются к реальности после опьянения триумфом

   

   4 марта 1945.

   1Иисус со Своими апостолами в тишине сада на Масличной Горе. Вечер. Прохладный вечер при полной луне. Они сидят на природных скамьях, образованных террасами оливковой рощи, на тех из них, что смотрят на поляну, расположенную в начале Гефсимании. Кедрон журчит между своих камней и, кажется, болтает сам с собой. Слышится пение соловья, да дыхание ветра, и больше ничего.

   Иисус говорит:

   «После утреннего торжества у вас совсем другое расположение духа. Что сказать? Что он успокоился? О, да! По‑человечески, это так. Вы вошли в город, трепеща от Моих слов[1]. Казалось, каждый из вас опасался за себя, что наемные головорезы по ту сторону городских стен готовы напасть на него и пленить.

[1] Незадолго до того, как они вошли в Иерусалим, Иисус говорил ученикам, что Он – как истинный пасхальный Агнец – идет на смерть.

  2В любом человеке есть другой человек, который обнаруживается в самые тяжелые моменты. Это герой, что во время наивысшей опасности выходит из того, кого мир знал как кроткого и послушного, и не принимал всерьез. Герой, который говорит испытанию: „Вот я!“, а врагу или превосходящему противнику: „Померься со мной силами!“. И есть святой, который – пока другие убегают прочь, пораженные ужасом перед хищниками, жаждущими человеческих жертв, – говорит: „Возьмите меня в заложники и в жертву. Я заплачу за всех“. А есть циник, извлекающий из общего несчастья свою выгоду и смеющийся над телами жертв. Есть предатель, который обладает своим особенным бесстрашием, и оно от лукавого. Предатель представляет собой смесь циника и малодушного, и эта категория людей тоже проявляется во время опасности. Он так же цинично извлекает выгоду из беды, но по малодушию переходит на сторону более сильного, осмеливаясь встретиться лицом к лицу с презрением врагов и проклятиями оставленных им, лишь бы получить свою прибыль. Наконец, наиболее распространенный тип – это малодушные, которые в тяжелый час способны лишь сетовать на то, что были знакомы с компанией или с лицом, подлежащими теперь отлучению, и бежать прочь… Этот малодушный не столь преступен, как циник, и не столь отвратителен, как предатель. Но он всегда демонстрирует несовершенство своего духовного устройства. Вы… такие. Не говорите: нет. Я вижу ваши души насквозь.

   3Этим утром вы размышляли между собой: „Что с нами будет?  Не идем ли мы тоже на смерть?“. А самое низменное в вас стенало: „Ни за что!..“. Да. Но разве Я вас когда-нибудь обманывал? С самых первых слов Я говорил вам о преследовании и смерти. И когда один из вас, в избытке восторга, захотел увидеть во Мне царя и захотел преподнести Меня как некоего царя, одного из ничтожных земных царей[2], все равно ничтожного, даже если он восстановит Царство Израиля, Я немедленно исправил эту ошибку и сказал: „Я – духовный Царь. Я предлагаю лишения, жертвы и скорби. У Меня нет ничего другого. Здесь, на земле, у Меня нет ничего другого. Но после Моей смерти и вашей смерти во свидетельство Мне, Я дам вам вечное Царство, Царство Небесное“. Разве Я говорил вам что‑то иное? Нет. Вы подтверждаете, что нет.

[2] Иуда встретил Иисуса в своем родном городе как царя.

   А потом еще вы говорили: „Вот все, чего мы хотим. Мы хотим быть с Тобой и все претерпеть и пострадать, как Ты, ради Тебя“. Да. Именно это вы говорили. И даже были искренни. Но это потому, что вы рассуждали как дети, как беспечные дети. Вы думали, что следовать за Мной нетрудно, и были так переполнены всяческим сластолюбием, что не могли допустить, будто то, на что Я вам намекал, – это правда. Вы думали: „Он – Сын Божий. Он говорит это, чтобы проверить нашу любовь. Но человек не способен убить Его. Раз Он творит чудеса, Он сумеет сотворить великое чудо и для себя!“ И каждый из вас добавлял: „Я не в состоянии поверить, что Он может быть предан, схвачен и убит“. Ваша человеческая вера в Мое могущество была так сильна, что вы дошли до того, что перестали доверять Моим словам, Вере истинной, духовной, святой и благословенной.

   „Он, творящий чудеса, несомненно, сотворит чудо в Свою защиту!“ – говорили вы.  Сотворю, и не одно, а еще множество чудес. И два из них будут таковы, каких не может представить ни одно человеческое воображение. Их смогут принять только верующие в Господа. А все остальные до конца времен будут говорить: „Невозможно!“ И даже после Своей смерти Я останусь для многих предметом пререканий.

   4Как-то ясным весенним утром на горе Я озвучил несколько заповедей блаженства. Вот еще одна: „Блаженны те, кто могут поверить, не видя“. Когда мы шли через Палестину, Я уже говорил: „Блаженны слышащие слово Божие и сохраняющие его“, а также: „Блаженны исполняющие волю Божию“, и сказал много другого, потому что многочисленные радости ожидают святых в доме Отца Моего. Но есть и такая радость. О! Блаженны те, кто уверуют, не увидев телесными очами! Они будут настолько святы, что пребывая на земле, уже увидят Бога. Бога, сокрытого в Таинстве любви.

   Но будучи со Мной в течение трех лет, вы еще не доросли до такой веры. И верите лишь в то, что видите. Так, с сегодняшнего утра, после триумфа, вы заявляете: „Что мы говорили! Он торжествует. И мы вместе с Ним“. И подобно птицам, что вновь обрастают перьями после того, как какой‑ни­будь негодник вырвет их, вы взлетаете, вне себя от радости, самоуверенные, свободные от того стеснения, которое Мои слова наложили на ваши сердца. Значит, и духовно вы теперь более уверенные? Нет, и даже менее. Потому что вы еще больше не подготовлены к надвигающемуся часу. Вы пили эту осанну как приятное крепкое вино. И оно вас опьянило. Но бывает ли когда-нибудь пьяный сильным? Даже детской руки довольно, чтобы вывести его из равновесия. Вот чему вы подобны. Одного появления головорезов будет достаточно, чтобы вы обратились в бегство как робкие газели, которые, увидев среди горных скал острую морду шакала, быстрее ветра рассеиваются по безлюдным просторам пустыни.  

   5О! Смотрите, не умрите от смертельной жажды на том выж­женном поле, каким является мир без Бога! Не повторяйте, не повторяйте, дорогие друзья, того, о чем говорит Ис­айя[3], намекая на это ложное и опасное состояние ваших душ. Не говорите: „Он имеет в виду всего лишь замыслы. Однако нечего бояться и страшиться. Нам не следует бояться того, что Он нам предсказывает. Израиль любит Его, и мы это увидели“. Как часто нежная босая ножка ребенка, собирающего цветы для мамы, топчет цветущие луговые травы, и он думает найти только стебельки и цветки, а вместо этого наступает пяткой на голову гадюки, и умирает от укуса! Эти цветы скрывали змею.

[3] Парафраз Ис. 8:12. Более откровенно: «Кто, как не раб Мой, слеп? Кто так глух, как посланник, отправленный Мною? … Ты многое видишь, но ничего не замечаешь!» (Ис. 42:19–20).

  И этим утром… случилось то же самое! Я – Осужденный, увенчанный розами. Розы!.. Надолго ли хватит этих роз? Что от них останется, когда их венчики опадут снегом ароматных лепестков? Шипы.

   Как говорил Исайя, Я буду для вас, – а вам скажу, что и для всего мира, – святилищем, но также и камнем преткновения[4], камнем раздора, западней и гибелью для Израиля и для земли. Я освящу тех, воля кого добра, и свергну и сокрушу в щепки тех, у кого она зла. Ангелы не произносят надуманных или недолговечных слов. Они приходят от Бога, Истинного и Вечного, и то, что они говорят – истина и слово непреложное. Они возгласили[5]: „Мир людям доброй воли”. Тогда, о Земля, родился твой Спаситель. Теперь твой Искупитель близок к смерти. Но чтобы получать мир от Бога, то есть освящение и блаженство, необходимо иметь „добрую волю”. А тем, кто не имеет в себе доброй воли, бесполезно Мое рождение, бесполезна и Моя смерть. Мой детский плач и Мой предсмертный хрип, Мой первый и последний шаг, рана от Моего обрезания и раны Моего Исхода – будут напрасны, если в вас, если в людях не будет доброй воли к искуплению и освящению себя. И Я говорю вам: „Множества преткнутся об Меня, хоть Я поставлен как опорная колонна, а не ловушка для человека, и упадут[6], потому что опьянены гордостью, похотью и алчностью, и запутаются в сетях собственных грехов и будут схвачены и преданы Сатане”. Сохраните эти слова в своих сердцах и запечатайте их для будущих учеников[7].

[4] «Он будет святыней – и камнем преткновения, камнем, о который споткнутся оба израильских царства. Будет Он сетью, ловушкой для жителей Иерусалима» (Ис. 8:14).

[5] Ангелы, явившиеся пастухам в момент рождения Иисуса, воспели радостную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир в человеках благоволения», т.е. в людях благой воли (Лк. 2:14).

[6] Ис. 8:15.

[7] Ис. 8:16.

   6Идемте. Камень поднимается[8]. Еще один шаг вперед. На гору. Ему должно воссиять на вершине, потому что Он есть Солнце, есть Свет и есть Восток. А солнце сияет на вершинах. Этому надлежит произойти на горе, потому что истинный Храм должен быть виден отовсюду. И Я воздвигну его из Себя Самого и из живого Камня Моей жертвенной Плоти. Скреплю его части известью, сделанной из пота и крови. И буду на Своем троне, облаченный в живой пурпур и коронованный необычным венцом; и те, кто еще далеко, придут ко Мне и будут трудиться в Моем храме и вокруг него. Я подножие и вершина. Но Мое жилище распространится во все стороны, дальше и дальше. Я Сам поработаю и над Своими камнями, и над Своими ремесленниками. Подобно тому, как надо Мной поработали орудия Любви Моего Отца и орудия людской Ненависти, так и Я потружусь над ними. И после того, как в один единственный день на земле будет удалено беззаконие, на твердыню вечного Иерея[9] устремятся семь очей[10], чтобы увидеть Бога, и забьют семь источников[11], чтобы одолеть огонь Сатаны.

[8] Парафраз Зах. 3:9. Камнем назван грядущий Мессия-Христос.

[9] Или Иерея вовек – см. Пс. 109:4.

[10] Зах. 4:10.

[11] Тогда забьет новый родник, чтобы смыть с дома Давида и жителей Иерусалима грех и нечистоту (Зах. 13:1).

   Сатана… идем, Иуда. И помни, что время торопится, и что в Четверг[12] вечером должен быть предан[13] Агнец».

[12] Названия дней недели адаптированы для современного читателя

[13] В оригинале игра слов: должен быть предан в Четверг или должен быть доставлен к Четвергу. Фраза могла звучать просто как распоряжение принести пасхального ягненка.