ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
68. Иисус обучает в Храме, вместе с Искариотом
1 января 1945.
1Вижу, как Иисус, бок о бок с Иудой, проникает в Храмовую ограду и, преодолев первую террасу, или уступ, если так угодно называть это, останавливается в арочной галерее, что тянется вдоль обширного двора, вымощенного разноцветным мрамором. Место очень красивое и переполненное людьми.
Иисус оглядывается кругом и замечает площадку, которая Ему нравится. Но, прежде чем направиться туда, говорит Иуде: «Позови Мне заведующего этим местом. Я должен представиться, дабы не сказали, что Я пренебрегаю обычаями и уважением».
«Учитель, Ты превыше этих обычаев, и ни у кого нет большего права говорить в Доме Бога, чем у Тебя, Его Мессии».
«Я знаю это, ты знаешь, но они не знают. Я пришел не для того, чтобы подавать дурной пример или учить преступать Закон, и не только Закон, но даже обычаи. Наоборот, Я пришел именно для того, чтобы учить уважению, смирению и послушанию, и чтобы прекращать всякие раздоры. Поэтому Я хочу спросить дозволения говорить от имени Божьего, с тем чтобы заведующий этим местом признал Меня достойным того».
«В тот раз Ты этого не делал».
«В тот раз Меня сжигала ревность о Доме Божьем, оскверненном столькими вещами. В тот раз Я был Сын Отчий, Наследник, что от имени Отца и из-за любви к Своему Дому действовал по Своему величию, которому уступают и власти, и священники. Сейчас Я – Учитель Израиля, и учу Израиль в том числе и этому. И потом, Иуда, ты же не думаешь, что ученик больше Учителя?»
«Нет, Иисус».
«А кто ты? И кто Я?»
«Ты Учитель, я ученик».
«А тогда, если ты признаешь такое положение вещей, зачем учить Учителя? Иди и повинуйся. Я повинуюсь Своему Отцу. Ты повинуешься своему Учителю. Главная заповедь Сына Божьего: повиноваться без рассуждений, понимая, что Отец может отдавать лишь святые распоряжения. Главная заповедь ученика: повиноваться Учителю, понимая, что Учитель знает и отдает лишь справедливые распоряжения».
«Это верно. Прости. Я повинуюсь».
«Прощаю. Ступай. И выслушай, Иуда, еще одну вещь: запомни это. И помни об этом всегда, в будущем».
«О послушании? Хорошо».
«Нет: помни, что по отношению к Храму Я был уважительным и смиренным. По отношению к Храму – то есть по отношению к правящим сословиям. Иди».
Иуда глядит на Него задумчиво, вопросительно… но больше не осмеливается спрашивать. И уходит, погруженный в размышления.
…2Возвращается он вместе с неким закутанным в плащ субъектом. «Учитель, вот управляющий».
«Мир да пребудет с тобой. Я прошу позволения наставлять Израиль рядом с учителями Израиля».
«Ты рабби?»
«Да».
«Кто был Твоим учителем?»
«Дух Божий, который обращается ко Мне Своей мудростью и который озаряет для Меня светом каждое слово святых Писаний».
«Ты больше Гиллеля, раз Ты говоришь, что без учителя знаешь всякое учение? Как можно сформироваться, если нет того, кто формирует?»
«Как сформировался Давид, неграмотный пастушок, ставший могучим и мудрым царем по воле Господа».
«Твое имя?»
«Иисус, Сын Иосифа, сына Иакова, из рода Давида, и Марии, Дочери Иоакима из рода Давида и Анны из рода Аарона, Марии – Девы, обрученной в Храме, по причине сиротства, самим Первосвященником, по закону Израиля».
«Кто это подтвердит?»
«Еще и сейчас тут должны быть левиты, что помнят о том событии и что были современниками Захарии из смены[1] Авии, Моего родственника. Спроси у них, если сомневаешься в Моей искренности».
[1] В русском переводе Лк. 1:5: из чреды Авии. Священники в Храме делились на смены, которые поочередно несли службу.
«Я верю Тебе. Но кто подтвердит, что Ты способен обучать?»
«Послушай Меня и сам рассудишь».
«Я не препятствую Тебе в этом… Только… Ты не назарянин?»
«Я родился в Вифлееме Иудейском, во время переписи, объявленной Цезарем. Изгнанные по несправедливым распоряжениям, потомки Давида теперь повсюду. Но род идет от Иуды».
«Знаешь… фарисеи… вся Иудея… относится к Галилее…»
«Знаю. Но успокойся. В Вифлееме Я увидел свет, в Вифлееме-Ефрафе, откуда происходит Мой род, и если теперь Я живу в Галилее, то это только для того, чтобы исполнилось предназначенное…»
Управляющий удаляется на несколько метров, спеша туда, куда его зовут.
3Иуда спрашивает: «Почему Ты не сказал, что Ты Мессия?»
«Об этом скажут Мои слова».
«Что это за предназначенное, которое должно исполниться?»
«Воссоединить весь Израиль наставничеством слова Христова. Я – Пастух, о котором говорят Пророки, и иду созывать овец из всяких краев, иду врачевать больных, возвращать на доброе пастбище заблудших. Для Меня не существует Иудея или Галилея, Декаполис или Идумея. Существует лишь одно: Любовь, что охватывает всё одним взглядом и объединяет в одни объятия, чтобы спасти…»
Иисус вдохновлен. Кажется, Он весь лучится, так Он улыбается этой Своей мечте. Иуда глядит на Него восхищенно.
Некоторые из любопытного люда приблизились к ним двоим, привлеченные и пораженные их непохожей важностью.
Иисус опускает глаза и улыбается этому небольшому скоплению людей той Своей улыбкой, сладость которой не сможет передать ни один живописец, и ни один верующий, не видевший ее, не сможет себе вообразить. И говорит: «Идите сюда, если вас подстегивает стремление к вечному слову».
4Он направляется под своды портика и, прислонившись к колонне, начинает держать речь, взяв за отправную точку утреннее событие.
«Сегодня утром, вступая на Сион, Я увидел, как из-за нескольких динариев двое сынов Авраамовых были готовы убить друг друга. Именем Бога Я мог бы их проклясть, потому как Бог говорит: „Не убий“, и говорит также, что кто не повинуется Его Закону, тот будет проклят. Однако Я проявил снисхождение к неведению ими духа Закона и всего лишь предотвратил убийство, чтобы дать им возможность раскаяться, познать Бога и послужить Ему в послушании, любя не только тех, кто любит их, но даже тех, кто приходится им врагом.
Да, Израиль. Новый день настает для тебя, и еще более светлой делается заповедь любви. Разве год начинается в туманный Эйтаним, или же в унылый Кислев[2] с его днями, краткими как сон, и ночами, долгими как бедствие? Нет, его начало приходится на цветущий, солнечный, веселый Нисан, когда всё смеется, а душа человека, даже если он самый бедный и грустный, раскрывается навстречу надежде, потому что приходит лето с его нивами, солнцем, плодами, когда сладок сон даже на цветущем лугу со звездами в качестве светильника, когда легко пропитание, поскольку на каждом клочке земли – или трава, или плод для утоления человеческого голода.
[2] Эйтаним – седьмой месяц библейского года (он же Тишри), соответствующий сентябрю-октябрю, упомянут в 3 Цар. 8:2. Кислев или Хаслев – девятый месяц, соответствует ноябрю-декабрю.
Вот, Израиль. Закончилась зима, время ожидания. Теперь – радость исполняющегося обетования. Хлеб и Вино вот-вот будут готовы утолить твой голод. Посреди тебя Солнце. Под этим Солнцем все начинает дышать свободнее и легче. В том числе и заповедь нашего Закона – первая, святейшая из его святых заповедей: „Люби своего Бога и люби своего ближнего“.
В том относительном свете, что до сей поры был тебе дарован, тебе было сказано – на большее ты бы не был способен, поскольку на тебе тяготело негодование Божье вследствие греха Адамовой нелюбви, – тебе было сказано: „Люби любящих тебя и ненавидь своего врага“. И врагом тебе был не только тот, кто пересекал границы твоего отечества, но и тот, кто допускал провинность по отношению к тебе в частной жизни, или кто казался тебе допустившим провинность. Оттого и ненависть тлела во всех сердцах, ибо разве найдется такой человек, который, вольно или невольно, не причинит обиды своему брату? И какой человек доживет до старости, не претерпев обид?
Я говорю вам: любите даже того, кто вас обижает. Делайте это, размышляя, что Адам, а через него и всякий человек, недобросовестен перед Богом, и нет никого, кто мог бы заявить: „Я не оскорбил Бога“. И все же Бог прощает: не один раз прощает, а десятки и десятки раз, тысячи и десятки тысяч раз прощает, и доказательство тому – само существование человека на Земле. Итак, прощайте, как Бог прощает. И если не можете делать этого из любви к брату, причинившему вам вред, то делайте это ради любви Бога, что дает вам пищу и жизнь, что опекает вас в земных нуждах, и все события устроил так, чтобы обеспечить вам вечное благоденствие на Своем лоне. Это новый Закон, Закон Божьей весны, поры цветения Благодати, пришедшей к людям, той поры, что принесет вам несравненный Плод, который откроет для вас Небесные врата.
5Гóлоса, говорившего в пустыне, теперь не слышно. Однако он не онемел. Он все еще взывает к Богу за Израиль и все еще взывает к каждому прямодушному израильтянину, и говорит – говорит после того, как учил вас творить покаяние, дабы приготовить пути приходящему Господу, и быть милосердными, отдавая лишнее тем, у кого нет даже необходимого, и быть честными, не вымогая и не истязая, – говорит вам: „Агнец Божий, Тот, кто берет на Себя грехи мира, Тот, кто будет крестить вас огнем Святого Духа, – Он среди вас. Он очистит Свое гумно и соберет Свою пшеницу“.
Сумейте узнать Того, на кого указывает вам Предтеча. Его страдания совершаются пред Богом, чтобы даровать вам свет. Постарайтесь увидеть. Пусть откроются ваши духовые очи. И вы признаете Свет, что приходит. Я ловлю этот голос Пророка, что возвещает Мессию, и властью, данной Мне от Отца, усиливаю его, присоединяя к нему Свою силу, и призываю вас к истине Закона. Приготовьте ваши сердца к благодати Искупления, которое близко. Искупитель среди вас. Блаженны те, кто удостоятся быть искупленными по причине того, что будут иметь благую волю.
Мир да пребудет с вами».
Кто-то спрашивает: «Ты не ученик Крестителя, что с таким почтением говоришь о нем?»
«Я крестился у него на берегу Иордана перед его заключением в тюрьму. Я чту его, потому что он святой в глазах Божьих. Истинно говорю вам, что среди сынов Авраамовых нет никого, кто превосходил бы его в благодати. С его появления и до его смерти Божий взор без тени возмущения будет обращен на этого благословенного».
«Он убедил Тебя относительно Мессии?»
«Его слово, которое не солжет, указало присутствующим на Мессию, уже существующего».
«Где? Когда?»
«Когда пришел час указать на Него».
6Однако Иуда считает своим долгом начать говорить направо и налево: «Мессия – Тот, кто общается с вами. Я подтверждаю вам это, ибо я Его знаю, и я Его первый ученик».
«Он!.. О!..» Народ испуганно отодвигается. Но Иисус так притягателен, что люди снова приближаются.
«Попросите Его о каком-нибудь чуде. Он могуществен. Он исцеляет. Видит насквозь. Ответит на любой вопрос».
«Скажи Ему ты за меня, что я болен. Правый глаз у меня неподвижен, теперь сохнет левый…»
«Учитель».
«Иуда», – Иисус, гладивший девчушку, оборачивается.
«Учитель, этот мужчина почти слеп и хочет видеть. Я рассказал ему, что Ты можешь».
«Я могу для того, кто верит. Ты веришь, мужчина?»
«Я верю в Бога Израилева. Пришел сюда, чтобы окунуться в Вифсаиду[3]. Но там всегда кто-нибудь впереди меня».
[3] Точнее, это звучит как Бейт-саида или Бейт-зата. Так во многих рукописях (и в современных переводах) называется известная купель в Иерусалиме, где произошло чудо исцеления расслабленного (Ин. 5:2).
«Можешь поверить в Меня?»
«Если я верю в ангела того водоема, что ж мне не поверить Тебе, раз Твой ученик называет Тебя Мессией?»
Иисус улыбается. Он смачивает палец слюной и прикасается к больному глазу: «Что видишь?»
«Вижу всё без тумана, как раньше. А другой не исцелишь?»
Иисус опять улыбается. Повторяет действие на слепом глазу. «Что видишь?» – спрашивает, снимая подушечку пальца с опущенного века.
«А! Господь Израилев! Вижу так, как видел, когда мальчишкой носился по лугам! Благословение Тебе навеки!» Мужчина плачет, распростершись у ног Иисуса.
«Ступай. Будь добрым теперь, в благодарность Богу».
7Какой-то левит, подошедший к концу чуда, спрашивает: «Какой силой Ты это делаешь?»
«Ты Меня спрашиваешь? Я скажу тебе, если ответишь Мне на один вопрос. По-твоему, кто больше: пророк, что пророчит о Мессии, или сам Мессия?»
«Что за вопрос! Мессия больше: это Искупитель, обещанный Всевышним!»
«Тогда почему Пророки творили чудеса? Какой силой?»
«Той силой, которую Бог давал им, чтобы доказывать народу, что с ними Бог».
«Что ж, Я творю чудо той же самой силой: Бог со Мною и Я с Ним. Я доказываю народу, что это так, и что Мессия легко может, с бóльшим основанием и в большей мере, то, что могли Пророки».
Левит уходит задумчиво, и все заканчивается.