ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Нагорная Проповедь. О молитве.

Евангелие от Матфея

6 глава: 5 - 8

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф. 6: 5-8)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 172 главы

5Послушайте, как вы должны молиться: и устами, и своим трудом, и всем своим существом по велению сердца, которое, да, любит Бога и чувствует в Нем Отца, но которое также все время помнит, ктó есть Творец и чтó есть творение, и с почтительной любовью всегда предстоит перед лицом Божьим, мóлитесь вы или заняты делами, идете или отдыхаете, зарабатываете или благотворите. Я сказал: по велению сердца. Это первое и главное качество. Ибо все происходит из сердца, и каково сердце, таков и ум, таковы и слово, и взгляд, и действие.

   Праведный человек из своего праведного сердца извлекает добро, и чем больше он его извлекает, тем больше его находит, потому что сделанное добро порождает новое добро: подобно крови, которая обновляется, циркулируя по венам, и возвращается к сердцу обогащенной все новыми и новыми элементами, добытыми из кислорода, что был поглощен, и из питательных соков, что были усвоены. Тогда как порочный из своего темного сердца, полного обмана и злобы, может извлечь только обман и злобу, что все время увеличиваются за счет грехов, которые на­капливаются так же, как в добром сердце накапливаются Божьи благословения. Так что будьте уверены: то, что изливается из уст и проявляется в поступках – это избыток сердца.

   Сделайте ваше сердце смиренным и чистым, любящим, довер­чивым и искренним; любите Бога той целомудренной любовью, какую испытывает девушка к своему жениху. Истинно говорю вам, что каждая душа – это дева, обрученная своему вечному Возлюбленному, нашему Господу Богу. То, что на земле, – это период помолвки, когда ангел, приставленный хранителем к каждой душе, играет роль ее духовного паранимфа[2], а все моменты и обстоятельства ее жизни – это те же служанки, что приготовляют свадебное приданое. Час смерти – это час заключения брака, и тогда происходят знакомство, ласка, соединение, и в наряде приготовленной невесты душа может поднять свое покрывало и броситься в объятия своего Бога, и такое проявление любви к ее Жениху уже никого не введет в смущение.

[2] Паранимф (греч.) – дрýжка, друг невесты на свадьбе.

   Но пока, о души, связанные узами помолвки с Богом, когда вы хотите поговорить со своим Женихом, войдите в покои вашего жилища, а главное – в покои вашего внутреннего жилища, и говорите, ангелы во плоти под присмотром ангела-хранителя, с Повелителем ангелов. Говорите со своим Отцом в тайне своего сердца и своих внутренних комнат. Оставьте снаружи все мирское: и жажду быть замеченными, и тягу к поучениям, и тщательность ваших долгих молитв, наполненных словами, словами, словами: монотонными, скучными и не выражающими никакой любви.

   6Ради Бога! Перестаньте измерять молитву. Поистине есть некоторые, что растрачивают многие и многие часы на монолог, повторяемый одними лишь губами, который есть просто разглагольствование с самим собой, так как даже ангел-хранитель не слушает этот бесполезный шум, а пытается как-то поправить дело, сам погружаясь в горячее моление за своего неразумного подопечного. Поистине есть некоторые, что не стали бы проводить эти часы по-другому, даже если бы им явился сам Бог и сказал: „Спасение мира зависит от того, отставишь ли ты это бездушное говорение, чтобы пойти и хотя бы просто начерпать воды из колодца и полить этой водой землю ради Меня и твоих ближних“. Поистине есть такие, что считают этот свой монолог более важным, чем вежливость при приеме посетителя или милосердие при оказании помощи нуждающемуся. Это души, впавшие в идолопоклонство перед молитвой.

   Молитва – это дело любви. А любить можно как молясь, так и изготавливая хлеб, как размышляя, так и помогая немощному, как совершая паломничество к Храму, так и хлопоча по семейным делам, как принося в жертву ягненка, так и жертвуя нашим праведным желанием собраться у Господа. Достаточно пропитать всего себя и всякий свой поступок любовью. Не бойтесь! Отец видит. Отец понимает. Отец слышит. Отец жалует. Сколько милостей даруется за один только подлинный, безупречный вздох любви! Сколько изобилия за сокровенную жертву, совершенную с любовью! Не уподобляйтесь язычникам. Богу не нужно объяснять, чтó Ему делать, когда вы в чем-то нуждаетесь. Об этом могут говорить язычники своим идолам, которые не в состоянии понимать. Но не вы Богу, истинному духовному Богу, который не только Бог и Царь, но и наш Отец – и знает, в чем ваша нужда, еще раньше, чем вы Его попросили.