ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Исцеление мужчины с атрофированной рукой

В канонических Евангелиях

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.
(Матф.12:9-21)

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
(Мар.3:1-6)

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
(Лук.6:6-11)

Евангелие как оно было мне явлено

263 глава

26 августа 1945.

   1Иисус входит в Капернаумскую синагогу, которая медленно заполняется верующими, так как сейчас суббота. Удивление оттого, что они видят Его, очень велико. Все показывают на Него друг другу, перешептываясь, и кто-то тянет за одежду того или иного из апостолов, чтобы выспросить, когда они вернулись в город, поскольку никто не знал, что они пришли.

   «Мы вышли на берег возле „колодца у смоковницы“, плывя из Вифсаиды, дабы ни на шаг не выйти за пределы предписанного, дружище», – отвечает Петр фарисею Урии, и тот, оскорбленный, что простой рыбак называет его другом, презрительно уходит и присоединяется к своим в первом ряду.

   «Не дразни их, Симон!» – предостерегает Андрей.

  «Дразнить? Он меня спросил, а я ответил, сказав к тому же, что мы решили не идти пешком из уважения к субботе».

   «Скажут, что мы совершали работу, плывя на лодке…»

  «В конце концов они заявят, что мы работаем, когда дышим! Глупец! Это лодка работает, а также ветер и волна, а не мы, когда плывем на лодке».

   Андрей, получив нагоняй, замолкает.

 2После предварительных молитв настает момент чтения какого-либо отрывка и его объяснения. Глава синагоги просит сделать это Иисуса, но Иисус, указывая на фарисеев, говорит: «Пусть это сделают они». Однако ввиду того, что они не хотят этого делать, приходится выступать Ему. 

  Иисус читает отрывок из Первой книги Царей, где повествуется, как Давид был предан зифеями, уведомившими о нем Саула, находившегося в Гиве[1]. Отдает свиток и начинает говорить.

[1] 1 Цар. 23: 19–23.

   «Нарушать заповедь любви, гостеприимства и порядочности всегда плохо. Но человек не смущается делать это с величайшим равнодушием. Здесь мы видим двойной пример такого нарушения и последующего Божьего наказания. Поведение зифеев было коварным. Не менее коварным было и поведение Саула. Первые бесчестны в своем стремлении заискивать перед более сильным и извлекать из этого выгоду. Второй бесчестен в своем желании устранить помазанника Господня. Следовательно, их сблизил эгоизм. И на их гнусное предложение лживый и грешный царь Израиля осмеливается дать ответ, в котором упоминает Господа: „Благослови вас Господь“.

   Издевательство над Божьим правосудием! Привычное издевательство! Слишком часто Имя Господа и Его благословение призываются на человеческие злодеяния в виде поощрения или ручательства. Сказано: „Не произноси Имени Божьего понапрасну“. А может ли быть что-то более напрасное, хуже того, более злодейское, чем произносить его ради совершения преступления против ближнего? И все-таки этот грех распространен более всех других и совершается с безразличием даже теми, кто всегда на первых местах в собраниях Господних, в церемониях и в поучениях. Помните, что греховно выискивать, подмечать и затевать всякие дела с целью навредить ближнему. И так же греховно поручать другим выискивать, подмечать и затевать всякие дела, чтобы навредить ближнему. Это значит вводить других в грех, искушая их вознаграждением или угрожая репрессиями.

   Я предупреждаю вас, что это грех. Я предупреждаю вас, что подобное поведение – это эгоизм и ненависть. А вы знаете, что ненависть и эгоизм – враги любви. Предупреждаю вас об этом, потому что беспокоюсь о ваших душах. Потому что люблю вас. Потому что не хочу, чтобы вы пребывали в грехе. Потому что не хочу, чтобы вы были наказаны Богом, как случилось с Саулом, страну которого разорили филистимляне, пока он преследовал Давида, пытаясь схватить его и убить. Поистине это всегда случается с тем, кто вредит ближнему. Его победа будет столь же недолговечна, как трава на лугу. Быстро взойдет, но и быстро засохнет и будет затоптана безразличными ногами прохожих. В то время как благое поведение, честная жизнь зарождается и утверждается, на первый взгляд, с трудом. Но, сформировавшись как жизненный навык, она становится могучим раскидистым деревом, которое не вырвет даже ураган и не сожжет летний зной. Истинно, кто верен Закону, но действительно верен, тот становится могучим деревом, которое не согнут страсти, и не спалит огонь Сатаны.

   Я сказал. 3Если кто-нибудь хочет добавить, пусть скажет».

   «Мы спрашиваем Тебя: для нас ли, фарисеев, Ты говорил?»

  «Разве синагога наполнена фарисеями? Вас четверо, народу же сотни человек. Слово адресовано всем».

   «Однако Твой намек был ясным».

  «Право же, это невиданно, чтобы кто-то после одного лишь сравнительного намека стал обвинять самого себя! А вы это делаете. Зачем же вы обвиняете себя, если Я вас не обвиняю? Может, вы знаете, что поступаете так, как Я рассказывал? Я этого не знаю. Но если это так, покайтесь в этом. Ибо человек слаб и может согрешить. Но Бог прощает его, если в нем возникает искреннее раскаяние и стремление больше не грешить. Но, конечно, если вы упорствуете во зле, то это двойной грех, и за него нет прощения».

   «На нас нет этого греха».

   «А тогда не огорчайтесь из-за Моих слов».

  Инцидент исчерпан. И синагога наполняется пением гимнов. Затем собрание, похоже, близко к тому, чтобы разойтись без дальнейших происшествий.

   4Но тут фарисей Иоаким отыскивает в толпе какого-то человека и знаками и взглядом побуждает того подойти к первому ряду. Это мужчина лет пятидесяти, и у него атрофирована рука, которая – даже ладонь – намного меньше другой, поскольку недуг поразил ее мышцы.

   Иисус видит его. И видит все ухищрения, затеянные, чтобы заставить Его это увидеть. На Его лице проскакивают выражения недовольства и сочувствия, мимолетно, но очень отчетливо. Однако Он не пытается отвести удар, а, напротив, подходит к этой ситуации решительно.

   «Выйди сюда, в середину», – велит Он мужчине. И когда тот оказывается перед Ним, обращается к фарисеям: «Зачем вы Меня искушаете? Разве Я только что не закончил обличением козней и ненависти? И разве вы только что не сказали: „На нас нет этого греха“? Не отвечаете? Ответьте хотя бы вот на что: в субботу допустимо делать добро или зло? Допустимо спасать или отнимать жизнь? Не отвечаете? Отвечу Я за вас, и перед лицом всех людей, которые рассудят лучше вас, потому что они простые, и в них нет ненависти и гордыни. В субботу недопустимо делать никакую работу. Но подобно тому, как допустимо молиться, так же допустимо и делать добро, поскольку добро – это молитва даже бóльшая, чем гимны и псалмы, которые мы пропели. Тогда как ни в субботу, ни в другой день непозволительно делать зло. А вы его сделали, исхитрившись доставить сюда этого человека, который даже не из Капернаума и которого вы заставили прийти сюда два дня назад, зная, что Я в Вифсаиде, и догадываясь, что Я, наверное, прибуду в Свой город. И сделали вы это, чтобы посмотреть, не удастся ли навлечь на Меня обвинение. А тем самым вы совершаете еще и другой грех, убивая свою душу вместо того, чтобы ее спасать. Но что касается Меня, то Я вас прощаю и не посрамлю веру этого человека, которому вы велели прийти сюда, сказав, что Я исцелю его, тогда как вам он был нужен, чтобы стать для меня ловушкой. Он невиновен, потому что пришел сюда с одним намерением – исцелиться. И да будет так. Мужчина, вытяни свою руку и иди с миром».

   Мужчина повинуется – и его рука оказывается здоровой, такой же, как другая. Он тут же пользуется ею и берется за край плаща Иисуса, чтобы поцеловать его, говоря: «Ты знаешь, что я не догадывался о подлинных намерениях этих людей. Знай я об этом, я бы не пришел, а предпочел бы остаться с высохшей рукой, чем служить против Тебя. Так что не держи на меня зла».

   «Иди с миром, муж. Я знаю правду и не испытываю по отношению к тебе ничего, кроме благожелательности».

   Толпа выходит, продолжая комментировать, и последним выходит Иисус с одиннадцатью апостолами.