ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Беседа с Никодимом

Евангелие от Иоанна

3 глава : 1 - 21

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Иоан.3:1-21)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 116 главы

  <…>

   5«Учитель, вот Никодим», – говорит Иоанн, заходя первым.

  Они здороваются, а затем Симон берет с собой Иоанна и выходит из кухни, чтобы оставить двоих наедине.

   «Учитель, прости, что захотел поговорить с Тобой втайне. Я многих остерегаюсь, из-за Тебя и из-за себя. Это не только моя трусость. Это также осторожность и желание быть Тебе более полезным, чем если бы я открыто к Тебе примкнул. У Тебя много врагов. Я один из немногих здесь, кто Тобой восхищается. Я посоветовался с Лазарем. Лазарь влиятелен по происхождению, его опасаются, поскольку к нему благосклонен Рим, он праведен в глазах Божьих, мудр благодаря зрелому уму и культуре. Он Твой верный друг и мой верный друг. Из-за всего этого я и решил поговорить с ним. И счастлив, что он рассудил так же, как я. Он пересказал мне последние… обсуждения Тебя в Синедрионе».

   «Последние обвинения. Называй, пожалуйста, вещи своими именами».

 «Последние обвинения. Да, Учитель. Я был готов заявить: „Если так, я тоже из Его последователей“. Для того, чтобы в этом собрании был хотя бы один, кто за Тебя. Но Иосиф, подойдя ко мне поближе, прошептал мне: „Молчи. Сохраним наши мнения втайне. Скажу тебе потом“. А выйдя оттуда, сказал; да, сказал: „Так будет полезней. Если о нас узнают, как об учениках, они станут держать нас в неведении относительно своих замыслов и решений, и смогут навредить Ему и навредить нам. А если мы просто Им интересуемся, перед нами не будут юлить“. Я понял, что он прав. Они такие… злобные! А у меня тоже есть свои интересы и свои обязанности… и у Иосифа также… Понимаешь, Учитель».

   «Я ни в чем вас не упрекаю. Перед тем, как ты пришел, Я говорил это Симону. 6И еще Я решил удалиться из Иерусалима».

   «Ты нас ненавидишь, потому что мы не любим Тебя!»

   «Нет. Я даже к врагам не отношусь с ненавистью».

   «Ты говоришь это. Да так и есть. Ты прав. Но какое горе для меня и Иосифа! А Лазарь? Что скажет Лазарь, который только сегодня принял решение оповестить Тебя, что Ты можешь оставить это место и перейти в одно из его имений на Сионе. Ты понимаешь? Лазарь в высшей степени богат. Добрая часть города принадлежит ему, как и многие земли Палестины. Его отец к собственному имуществу и имуществу Эвкерии, которая того же колена и рода, что и Ты[3], присоединил все то, что было вознаграждением от римлян их верному слуге, и оставил детям громадное наследство. И, что более весомо, свою завуалированную, но прочную дружбу с Римом. Без нее кто бы спас от поруганий весь его дом после того позорного поведения Марии, ее развода, полученного ею лишь потому, что это „она“, ее вольной жизни в том городе, его владении, и в Тивериаде, представляющей собой изящный дом терпимости, в котором Рим и Афины устроили ложе разврата для стольких из избранного люда? Конечно же, если бы сириец Теофил был более убежденным прозелитом, он бы не дал своим детям то эллинистическое образование, которое убивает столько добродетелей и всевает столько семян сластолюбия, и которое, будучи впитанным и отброшенным, при отсутствии стройности ума, присущей Лазарю и особенно Марфе, заразило необузданную Марию и превратило ее в позор семьи и всей Палестины. Нет, без могущественного покровительства Рима они бы подверглись анафеме, большей, нежели прокаженные. Но учитывая эти обстоятельства, извлеки из них пользу».

[3] Колена Иуды, рода Давида.

   «Нет. Я удалюсь. Кто захочет, придет ко Мне».

   «Я плохо сделал, что заговорил», – Никодим удручен.

   «Нет. Подожди и убедишься», – и Иисус открывает дверь и зовет: «Симон! Иоанн! Подойдите ко Мне».

   Оба прибегают.

   «Симон, скажи Никодиму, чтó Я говорил тебе, когда он вошел».

  «Что для смиренных достаточно пастухов, для влиятельных – Лазаря, Никодима и Иосифа с Хузой, и что Ты уйдешь подальше от Иерусалима, хотя и не покинешь Иудею. Вот что Ты говорил. Зачем Ты заставляешь меня повторять это? Что случилось?»

   «Ничего. Никодим боялся, что Я ухожу из-за его слов».

  «Я сказал Учителю, что Синедрион все более враждебен, и что было бы неплохо встать под защиту Лазаря. Он защитил твое имущество, потому что он свой для Рима. Мог бы защитить также и Иисуса».

  «Это правда. Это хороший совет. Несмотря на то, что моя партия ненавистна и в Риме, одно только слово Теофила сохранило мое имение во время ссылки и проказы. А Лазарь – Твой большой друг, Учитель».

   «Знаю. Но Я сказал. А то, что сказал, делаю».

   «В таком случае, мы Тебя лишаемся!»

   «Нет, Никодим. Ко Крестителю приходят люди всяких взглядов. И ко Мне смогут прийти люди всяких взглядов и всех сословий».

   «Мы приходили к Тебе, понимая, что Ты больше Иоанна».

  «Вы сможете приходить опять. Я буду таким же одиноким рабби, как Иоанн, и буду говорить толпам, жаждущим услышать голос Божий и способным поверить, что Я и есть тот Голос. А остальные Меня забудут. Если окажутся способны хотя бы на это».

   7«Учитель, Ты печален и разочарован. Ты в этом прав. Все Тебя слушают. И так верят в Тебя, что получают чудеса. Даже один из людей Ирода, чья природная доброта, по необходимости, не должна была бы сохраниться при том кровосмесительном дворе. Даже римские солдаты. Только мы на Сионе такие упорные… Но не все. Видишь… Учитель, мы знаем, что Ты пришел от Бога, Ты Его законоучитель, выше которого нет. Это говорит даже Гамалиил. Никто не сможет совершать такие чудеса, какие совершаешь Ты, если Бог не будет с ним. Так считают и ученые люди, такие как Гамалиил. Как же тогда получается, что мы не в состоянии иметь веру, которая есть у незнатных людей Израиля? О! скажи мне прямо. Я не выдам Тебя, даже если Ты скажешь: „Я лгал, чтобы подкрепить свои мудрые речи печатью, над которой никто не сможет посмеяться“. Ты ли Мессия Господень? Ожидаемый? Слово Отчее, воплотившееся с целью наставить и искупить Израиль, согласно Завету?»

   «От себя ли ты это спрашиваешь, или другие послали тебя спросить?»

 «От себя, от себя, Господин. В этом моя мука. Во мне словно буря: противные ветры и противоположные голоса. Почему во мне, зрелом муже, нет той спокойной уверенности, которая есть у него, почти неграмотного и почти мальчика, уверенности, что проявляется в этой блаженной улыбке на его лице, в этом свете в его глазах, в этом солнце у него на сердце? Как ты веришь, Иоанн, чтобы быть столь убежденным? Научи меня, о дитя, своей тайне, той тайне, благодаря которой ты сумел увидеть и распознать Мессию в Иисусе Назарянине!»

   Иоанн становится красным, как земляника, а затем наклоняет голову, словно бы извиняясь, что произносит такую великую вещь, и просто отвечает: «Верю, потому что люблю».

   «Люблю! А ты, Симон, человек безупречный, находящийся на пороге своей старости, ты, ученый и столько пострадавший, что вынужден повсюду бояться подвоха?»

   «Потому что размышляю».

   «Люблю! Размышляю! Я тоже люблю и размышляю, и все никак не уверюсь!»

   8Иисус вмешивается и говорит: «Я расскажу тебе настоящую тайну. Они сумели родиться заново, в новом духе, свободном от всяких оков, чистом от всяких представлений. И поэтому поняли Бога. Если человек не родится заново, он не сможет ни увидеть Царства Божьего, ни уверовать в его Царя».

  «Как может человек родиться вновь, будучи уже взрослым? Выйдя из материнской утробы, человек уже никак не сможет войти в нее снова. Может быть, Ты намекаешь на перевоплощение, в которое верят многие язычники? Да нет, немыслимо это для Тебя. И потом, это означало бы не вновь войти в утробу, но перевоплотиться вне времени. А значит, не сейчас. Как же? Как?»

  «Есть только одно существование плоти на Земле и одна вечная жизнь духа за пределами Земли. Я сейчас говорю не о плоти и крови. Но о бессмертном духе, который посредством двух вещей возрождается к вечной жизни. Посредством воды и Духа[4]. Но наиболее важен Дух, без которого вода остается лишь символом. Кто омыт водой, должен затем очиститься Духом, и от Него же зажечься и сиять, если хочет жить во утробе Божьей здесь и в вечном Царстве. Ибо что рождено от плоти, есть плоть и останется плотью, и вместе с ней умрет, послужив ее желаниям и грехам. Но родившийся от Духа есть дух и будет жить, возвратившись к породившему его Духу после того, как сам возрастет в меру совершенного возраста. Царство Небесное будут населять лишь существа, достигшие этого духовного совершеннолетия. Так что не удивляйся, если Я говорю: „Нужно, чтобы вы родились заново“. Вот эти смогли переродиться. Юный убил свою плоть и побудил свой дух переродиться, ввергнув свое я в костер любви. Все, что было вещественным, сгорело. И вот из пепла поднимается новый цветок его духа, дивный подсолнух, что умеет поворачиваться к вечному Солнцу. Старый поднес секиру честного размышления к основанию своего ветхого разума и выкорчевал это ветхое дерево, оставив лишь побег благой воли, из которого позволил родиться новому разуму. Теперь он любит Бога в новом духе и видит Его. 9У каждого свой способ достичь этого прибежища. Всякий ветер хорош, только бы уметь обращаться с парусом. Вы чувствуете дуновение ветра и способны приладиться к его потоку и управлять снастями. Но не можете сказать, откуда он придет, равно как и вызвать тот ветер, который вам необходим. Также и Дух: позови – и придет на зов, и пойдет дальше. Но лишь тот, кто внимателен, сумеет за Ним последовать. Голос отца знает сын, а голос Духа знает дух, порожденный Им».

[4] Речь тут о Святом Духе, Божьем, а не человеческом.

   «Как это может произойти?»

  «Ты, учитель в Израиле, спрашиваешь Меня об этом? Тебе не ведомы эти вещи? Говорят и свидетельствуют обычно о том, что знают и видели. Вот и Я говорю и свидетельствую о том, что знаю. Как ты вообще сможешь допустить вещи невидимые, если не принимаешь свидетельства, какое Я тебе привожу? Как сможешь поверить в Духа, если не веришь воплотившемуся Слову? Я сошел, чтобы вновь подняться и увлечь с Собой тех, кто тут внизу. Только один сошел с Неба: Сын Человеческий. И только один поднимется на Небо, имея власть отворить это Небо: Я, Сын Человеческий. Вспомни Моисея. Он вознес змея в пустыне, чтобы исцелить недуги Израиля. Когда буду вознесен Я, тогда те, кого сейчас лихорадка греха делает слепыми, глухими, немыми, глупыми, прокаженными, больными, – будут исцелены, и всякий, кто поверит в Меня, обретет вечную жизнь. Также и те, кто уже поверил в Меня, обретут эту блаженную жизнь. Не вешай голову, Никодим. Я пришел спасать, а не губить. Бог послал Своего единородного Сына в мир не для того, чтобы те, кто в мире, были обречены на осуждение, но для того, чтобы при Его посредничестве спасти этот мир. В этом мире Я обнаружил все виды греха, все виды ересей, все виды идолопоклонства. Но может ли ласточка, быстро летящая над пылью, испачкать ею свои перья? Нет. Она лишь несет по печальным дорогам Земли кусочек лазури, запах неба, бросает клич, чтобы встряхнуть людей, заставить их оторвать свой взгляд от грязи и посмотреть на ее полет, уносящий к небу. Так и Я. Пришел, чтобы увести с Собой. Приходите!.. Кто верит в единородного Сына, тот не осужден. Он уже спасен, потому что Сын этот взмолится к Отцу и скажет: „Он любит Меня“. Но кто не верит, тот напрасно совершает святые деяния. Он уже осужден, потому что не уверовал в имя единородного Сына Божия. 10Каково Мое Имя, Никодим?»

   «Иисус».

  «Нет. Спаситель. Я – Спасение. Кто не верит в Меня, тот отвергает свое избавление и осужден вечным Судом. А приговор таков: „Тебе был послан Свет, тебе и миру, чтобы быть для вас спасением, а ты и другие люди – вы предпочли Свету тьму, потому что отдавали предпочтение злым делам, которые были вам уже привычны, перед добрыми делами, которым Он побуждал вас последовать, дабы стать святыми“. Вы возненавидели Свет, поскольку злоумышленникам для их преступлений любезнее тьма, и уклонились от Света, чтобы Он не высветил ваши тайные язвы. Это не к тебе, Никодим. Но такова истина. И наказание будет в соответствии с приговором, как для отдельной личности, так и для всего общества. Что касается тех, кто любит Меня и на практике воплощает истины, которым Я учу, переживая таким образом второе и более истинное рождение в духе, то скажу, что они не боятся Света, а напротив, приближаются к Нему, потому что их собственный свет усиливает тот, которым они были освещены, в обоюдной славе, делающей Бога блаженным в Его чадах, а их – в Отце. Нет, чада Света не боятся быть освещенными. А наоборот, своими сердцами и своими делами утверждают: „Это не я; Это Он, Отец, это Он, Сын, это Он, Дух – сотворили во мне Благо. Им и слава во веки“. И с Небес откликается вечная песнь Троих, что любят друг друга в Своем совершенном Единении: „Благословение на тебе во веки, истинное чадо Нашего произволения“. Иоанн, запомни эти слова, пока не придет час их записать. Никодим, ты убежден?»

   «Учитель… да. 11Когда я опять смогу поговорить с Тобой?»

   «Лазарь найдет, куда тебя привести. Я схожу к нему прежде, чем удалиться отсюда».

   «Я пойду, Учитель. Благослови Твоего слугу».

   «Мир Мой да пребудет с тобой».

   Никодим выходит вместе с Иоанном.

  Иисус обращается к Симону: «Видишь работу силы Тьмы? Словно паук, она растягивает свою ловушку, и завлекает, и запутывает того, кто не в состоянии умереть, чтобы переродиться бабочкой, настолько сильной, что она прорывает эту мрачную пелену и вырывается наружу, неся на память о своей победе клочки светящихся нитей на своих золотых крыльях, словно стяги и знамена, отнятые у врага. Умереть, чтобы жить. Умереть, чтобы дать вам силу умереть. Пойди, Симон, отдохни. И Бог да пребудет с тобой».

   Все заканчивается.