ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Бесплодная смоковница.

В канонических Евангелиях

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
(Матф.21:18-22)

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
(Мар.11:12-14)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 592 главы

   <…>

   16Он первым отправляется в дорогу, проходя через оливковые рощи, ведущие из лагеря, расположенного почти на полпути между Вифанией и Иерусалимом, в сторону другого мостика, что переброшен через Кедрон вблизи Конских ворот.

   Возле деревенских домов, усеявших склоны, и почти у самой воды, над ручьем свешивается косматое фиговое дерево. Иисус направляется к нему и ищет, нет ли среди густой и обильной листвы каких-нибудь цветов, указывающих на созревшие плоды[26]. Но на смоковнице оказываются только многочисленные бесполезные листья, и ни одного плода на ветвях.

[26] Ранние смоквы – это, по сути, сильно утолщенные цветоложа, поэтому они появляются одновременно с цветами. Настоящее плодоношение наступает позднее. Но если ранних смокв нет, то дерево бесплодно.

  «Ты как многие души в Израиле. В тебе нет ни сладости, ни жалости для Сына Человеческого. Пусть же у тебя никогда не будет плодов, и никто в будущем не попробует их от тебя», – говорит Иисус.

  Апостолы переглядываются. Гнев Иисуса на бесплодное растение, возможно дикое, изумляет их. Однако они ничего не говорят. Только позже, перейдя через Кедрон, Петр спрашивает Его: «Ты где-нибудь поел?»

   «Нет».

   «О! Тогда Ты голоден! Вон там пастух и несколько пасущихся коз. Пойду, попрошу для Тебя молока. Я быстро», – и он, широко шагая, уходит, а потом осторожно возвращается с ветхой миской, полной молока.

   Иисус пьет и с благодарностью протягивает эту чашу пастушку, подошедшему вместе с Петром…

   <…>

Отрывок из 594 главы

1 апреля 1947.

   1Они собираются возвращаться обратно в город, опять той же самой глухой тропинкой, которую выбрали предыдущим утром, как если бы Иисус не хотел оказаться в толпе людей, ждущих Его, пока не появится в Храме, толпе, которую Он скоро встретит, вступая в город через Конские Ворота, что около Овечьей купели[1]. Но сегодня многие из семидесяти двух учеников уже ожидают Его по ту сторону Кедрона, перед мостом, и как только Он появляется среди серо-зеленых оливковых деревьев в Своем пурпурном одеянии, они выходят к Нему навстречу. Собравшись вместе, они направляются к городу.

[1] Овечья купель – бассейн, в котором, вероятно, мыли жертвенных овец, пригоняемых к Храму.

   Петр, который смотрит вперед, вниз по склону, всегда готовый к появлению какого-нибудь недоброжелателя, видит на краю откоса среди свежей растительности кучу свисающих увядших листьев, болтающихся над водами Кедрона. Свернувшиеся умирающие листья то тут, то там уже тронуты ржавчиной, – как будто растение было высушено на огне. Время от времени дуновение ветра отрывает какой-нибудь лист, и он скрывается в водах потока.

  «Но это же вчерашняя смоковница! Та смоковница, которую Ты проклял!» – кричит Петр, указывая вытянутой рукой в направлении засохшего дерева и поворачиваясь, чтобы обратиться к Учителю.

 Все спешат туда, кроме Иисуса, который идет Своим обычным шагом. Апостолы рассказывают другим ученикам о том, что предшествовало увиденному, и вместе обсуждают это, глядя на Иисуса в полном изумлении. Они уже видели тысячи чудес над людьми и стихиями. Однако это поражает их сильнее многих других.

   2Иисус, появившись, улыбается, наблюдая эти изумленные испуганные лица, и говорит: «И что? Вас так удивило, что по Моему слову высохла смоковница? Разве вы не видели, как Я поднимал мертвых, исцелял прокаженных, давал зрение слепым, умножал хлеба, успокаивал бури, гасил огонь? И вы удивлены, что засохла какая-то смоковница?»

  «Дело не в самой смоковнице. Дело в том, что вчера, когда Ты проклял ее, она была здоровой, а теперь – высохла. Взгляни! Хрупкая, как сухая глина. В ее ветвях больше нет сердцевины. Посмотри. Они рассыпаются в прах», – и Варфоломей пальцами растирает в порошок несколько веточек, легко отломив их от дерева.

   «В них больше нет сердцевины. Как ты сказал. А когда больше нет сердцевины, наступает смерть – что у дерева, что у народа, что у религии, остаются лишь жесткая кора да бесполезная крона: жестокость и лицемерная наружность. Белая сердцевина внутри, полная жизненных соков, соответствует святости и духовности. Жесткая кора и бесполезная крона – человеческой природе, лишенной духовной и праведной жизни. Горе тем религиям, которые сделались человеческими по причине того, что в их священниках и верующих больше нет живого духа. Горе тем народам, в чьих вождях нет ничего, кроме жестокости и пустозвонства, лишенного плодотворных идей! Горе людям, в которых иссякает жизнь духа!»

   «Но если Ты собираешься сказать это старейшинам Израиля, хотя бы это и было правдой, это не будет разумно. Не обольщайся оттого, что они до сих пор позволяли Тебе высказываться. Ты сам говоришь, что они поступают так не из-за уверовавших сердец, а из-за расчета. Так что Ты, пожалуйста, старайся взвешивать значения и последствия Своих слов. Ведь кроме духовной мудрости есть также мудрость этого мира. И необходимо знать, как использовать ее к нашей выгоде. Поскольку, наконец, мы пока еще в этом мире, а не в Царствии Божием», – говорит Искариот беззлобно, но тоном учителя.

   «Действительно мудр тот, кто умеет видеть вещи, не затеняя их своей чувственностью и не искажая соображениями расчета. Я всегда буду говорить правду о том, что вижу».

   3«И все-таки: эта смоковница умерла, потому что Тебе надлежало проклясть ее, или это… случайность… или, может быть, знак?» – спрашивает Филипп.

   «Это сразу все, что ты назвал. Но то, что сделал Я, сможете сделать и вы, если преуспеете в совершенной вере. Имейте веру Всевышнему. И если она будет в вас, то Я вам истинно обещаю, что сможете сделать и это, и больше этого. Истинно говорю вам, что если некто обретет совершенную веру в силу молитвы и в благоволение Господа, то сможет сказать этой горе: „Сдвинься отсюда и погрузись в море“, и если, говоря это, он не будет колебаться в своем сердце, но поверит, что сказанное может сбыться, – то оно действительно сбудется».

   «А нас признают чародеями и побьют камнями, как предписано поступать с теми, кто занимается магией. Это было бы глупейшим из чудес, и проигрышным для нас!» – говорит Искариот, качая головой.

   «Это ты глуп, раз не понимаешь притчи!» – резко возражает другой Иуда.

   Иисус не отвечает Иуде. Он обращается ко всем: «Говорю вам, и это старый урок, который Я повторяю в этот час: чего бы вы ни попросили в молитве, верьте, что получите это, и тогда обретете. Но если перед молитвой вы будете иметь что-то против кого-нибудь, сперва простите и умиротворитесь, чтобы приобрести друга в лице Отца вашего Небесного, который так много, так много прощает и благотворит вам с утра до вечера, и от заката до рассвета»…
   <…>