«Зачем нам еще одно Евангелие?»

    Неужели у нас недостаточно знаний о Христе и Его учении без этой книги?

  Достаточно, если можно так сказать о Том, Кто бесконечен и до конца непостижим. Достаточно для нашего спасения: для того, чтобы соединиться с Богом, избавившись от власти князя мира сего, страстей, тленности, смертности, и приобщиться к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Вот только практика показывает, что усвоение этих знаний современным человеком происходит с большим трудом. Избалованный и развращенный тем огромным объемом разнообразной информации, из-за конкуренции подающейся в столь ярком, динамичном, подчас провокационном виде, что должен привлечь и удержать внимание, щекоча наши чувства и интригуя ум, – современный читатель уже с большим трудом может ощутить сопричастие и сочувствие тем предельно лаконичным строкам Евангелий, что когда-то могли сподвигнуть человека пересмотреть всю свою жизнь по прочтении им всего нескольких строк…

   Но Господь видит и более сущностные причины того, почему мы не слышим и не понимаем Его так, как раньше

      ИИСУС ГОВОРИТ: «Если бы успешное формирование Моей Церкви и утверждение христианства в мире принесло те плоды, на которые заставлял надеяться первый расцвет, то не было бы нужды ни в чем другом.

   Я дал верующим в Меня все необходимое, чтобы они все более и более возрастали в Вере и в Моем учении. И Я дал его в совершенной форме, как только Я, Совершеннейший, мог его дать. Теперь же случилось так, что не все то, что Я дал вам, потеряло свою силу со временем, а уменьшилась ваша способность к пониманию. Она притупилась, потому что вы притупили свое духовное зрение дымом человеческих суеверий, свой духовный слух – шумом слишком большого количества человеческих слов, свой духовный вкус – вкусом стольких развращений, свое духовное осязание – злоупотреблением слишком большим количеством плотских контактов, свое духовное обоняние – своим извращением, которое заставляет вас предпочитать гнилое чистому. Она угасла, потому что вы сокрушили свой дух под завалами чувственности, плоти, гордости, зла в тысяче форм…

И тогда Я вмешиваюсь» («Тетради 1943», 20.09.43).

   Если бы люди действительно познали Христа – а в духовном плане «познать» значит ощутить дух, погрузиться в полное единомыслие и единодушие – разве был бы наш мир таким, каков он теперь? Сможет ли каждый из нас вслед за апостолом Иоанном воскликнуть: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

    «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1Ин.4:8).

  Истинного Богопознание – это единение с Богом, живое, личное общение с Ним.  «Теоретические» знания о Боге являются лишь подготовительным этапом, тем, что пробуждает в человеке искреннее желание узнать Бога и быть с Ним. И чем ближе мы узнаем Бога, тем более крепнет в нас стремление следовать Его заветам, так как они есть ни что иное, как проявления любви. Да, пока любовь не стала нашим существом нас нужно «извне» учить тому, как поступает Любовь. Но когда мы познаем Бога «изнутри», когда Его благодать наполняет все наше существо, следование Его заповедям перестает быть некой «обязанностью», а становится подлинной потребностью души, переполненной Любовью.

    Нам сегодняшним необходимо вновь познать Христа: познать Любовь!

ИИСУС ГОВОРИТ: «Произведение, которое передано людям через маленького Иоанна не есть каноническая книга. Но это все же вдохновенная книга, которую Я даровал, чтобы помочь вам понять то, что было эпохой Моего наставничества, и узнать Меня». («Тетради 1945-1950», 28.01.47)

  Не стоит пытаться отыскать в этой книге некие принципиально новые духовные Откровения, которых нет в четырех канонических Евангелиях и в Предании Церкви. Слово «Евангелие» переводится как «Благая Весть». Это Благая Весть о пришествии в мир Христа Спасителя, вновь открывшего для нас врата в Царство Божие. Того, кто вернул нам возможность быть сопричастниками Божественной благодати – исцеляющей, освящающей и просвещающей наши души, свободное и щедрое излияние которой было заблокировано той стеной Греха, что Иисус разрушил ценой Своей смерти на Кресте. Учение Христа показывает нам, каким образом здесь, на земле, мы можем подготовить свою душу к тому, чтобы беспрепятственно войти в Его Небесное Царство, где живут исключительно по законам Любви. Самим Собой Христос явил нам пример совершенного воплощения этого Закона. Христос всегда неизменен, как неизменно и Его учение. А потому в книге Марии Валторты мы найдем все те же Вечные Истины, что учат нас уподобляться Христу, учат доверять Богу и Его замыслу, что ведет нас к духовному совершенству, при котором каждая личность, раскрывая свою индивидуальность и неповторимость, становится пронизанной единым духом Любви и ощущает свою сопричастность, свое единство с Богом и со всем человечеством.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Это Мой голос, который остается неизменным на протяжении веков, который не меняется, не противоречит сам себе, не обновляется с течением времени, потому что он совершенен и прогресс на него не влияет. Вы можете обновлять себя. Но не Я, который как в первый день Моего учительства, так от вечности в вечность пребываю в Своем естестве. Я есмь Слово Божие, Премудрость Отца» («Тетради 1944», 07.01.44)

  Эта книга дарована нам для того, чтобы мы научились глубже и полнее понимать те Истины, что уже открыты нам в Евангелиях. Она позволяет заполнить те многочисленные пробелы, что есть в канонических книгах, предельно кратко описывающих события земной жизни Христа и Его проповеди. По мере чтения «Евангелия как оно было мне явлено» вы поймете и оцените, насколько гениальным «конспектом» являются имеющиеся у нас четыре Евангелия. Их богодухновенность проявляется уже в том, как виртуозно было выбрано из всего явленного и сказанного Христом то немногое, что отразило саму суть Его спасительного воплощения и учения!

   Но это же открытие позволит вам понять, насколько ценен тот дар, что передан нам через Марию Валторту. Как бы ни был гениален конспект, он неизбежно содержит такие пробелы, что усложняют восприятие как целостности картины, так и многих нюансов, каждый из которых делает Истину более объемной и легче усвояемой.

  Убедитесь сами, как точно и лаконично представлена евангелистом Матфеем суть речи Христа о добре, творимом напоказ. Но и оцените, насколько изначальная речь Христа была и многограннее, и образнее:

  Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 1-4: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»

   А теперь сравните с речью Христа, приведенной Марией Валтортой в «Евангелии как Оно было мне явлено», глава 173.4: «Однако чтобы не уменьшить плод своего человеколюбия, старайтесь быть милосердными в сверхъестественном духе. Что Я сказал о молитве и посте, то же скажу и о благотворительности, и о всякой иной благой деятельности, какой бы вы ни занимались. Берегите добро, которое вы делаете, от осквернения мирской чувственностью, храните его нетронутым от человеческой похвалы.

   Не оскверняйте душистую розу вашего милосердия и ваших благих дел, это истинное кадило ароматов, приятных Господу. Добро оскверняется духом гордыни, желанием быть отмеченным в доброделании и исканием похвалы. Тогда эта роза милосердия оказывается испачкана и изъедена скользким слизняком удовлетворенной гордости, и в ее кадило попадает зловонная солома от подстилки, на которой нежится гордыня, словно хорошо откормленная скотина.

   О! эти добрые дела, сделанные напоказ! Да лучше, лучше их вовсе не делать! Кто не делает, тот согрешает черствостью. Кто делает, придавая огласке и пожертвованную сумму, и имя получившего ее, и выпрашивая похвалу, тот согрешает гордыней, извещая о своем подаянии, то есть заявляет: „Видите, на что я способен?“, согрешает немилосердием, поскольку уничижает облагодетельствованного, делая его имя известным, согрешает духовной алчностью, желая накапливать людские похвалы… Солома, солома, не более, чем солома. Старайтесь, чтобы вас похвалил Бог вместе со Своими ангелами.

   Вы же, когда подаете милостыню, не трубите перед собой, дабы привлечь внимание прохожих и принимать почести, как лицемеры, которые желают человеческих рукоплесканий и поэтому подают милостыню только там, где их могут увидеть многие. Эти тоже уже получили свое вознаграждение и другого от Бога не получат. Вы не впадайте в подобное заблуждение и в подобную самонадеянность. Но когда подаете милостыню, пусть ваша левая рука не знает того, что делает правая, ибо настолько потаенна и скромна эта ваша милостыня, а потом забудьте о ней. Не надо любоваться совершенным поступком, надуваясь от него, как это делает жаба, что своими затуманенными глазами рассматривает себя в пруду, и поскольку видит в стоячей воде отражения облаков, деревьев, повозки, остановившейся у берега, и видит себя такой маленькой в сравнении с ними, такими большими, надувается воздухом до тех пор, пока не лопнет. Также и ваше милосердие – ничто в сравнении с Бесконечным, который есть само Милосердие Божие, и если бы вы захотели стать подобными Ему и сделать свое маленькое милосердие большим-пребольшим, приравнивая его к Божьему, вы бы наполнились ветром гордыни и в конце концов бы погибли.

   Забудьте об этом. Забудьте о самом по себе этом поступке. У вас все равно останется некий свет, некий отзвук, некая сладость, и это сделает ваш день светлым, сладостным, блаженным. Ибо свет этот будет Божьей улыбкой, эта сладость – духовным умиротворением, которое тоже есть Бог, этот отзвук – голосом Бога-Отца, что скажем вам: „Благодарю“. Он видит тайное зло и видит сокровенное добро, и вознаградит вас за него…»

   Согласитесь, сколько важных уточняющих нюансов было опущено! Взять хотя бы один последний абзац. Нет сомнений, каждый из нас ощущал насколько радостно, светло, мирно на душе, когда делаешь что-то доброе ближним: бескорыстно и самозабвенно. И какие красивые определения для этого состояния подобрал Христос: улыбка Бога, отзвук Его «благодарю»…

  Одной из главных, легко запоминающихся форм донесения Своего учения до людей Господь избрал притчу. В произведении Марии Валторты притчи Христа обретают свою первозданную полноту, как с точки зрения их содержания, так и количественно: здесь их приведено в два раза больше, их более 60!

   Вот, например, Притча о горчичном семени. В Евангелие от Марка она совсем крохотная, под стать тому семени, с которым сравнивается здесь Царство Небесное:

   «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

   Это сравнение неподготовленному читателю без пояснения будет достаточно трудно понять. Толкователи Евангелия комментируют ее чаще всего в очень «глобальном» значении. Так, в выросшем до Небес дереве они видят Церковь Христову. А в стремительном росте маленького «семени» прозревают действие в мире христианской проповеди, начавшейся со слов всего лишь 12 апостолов, а в итоге разошедшейся почти по всему миру. Действие этого «семени» в душе человека сравнивают с действием в ней благодати Божией, в изобилии одаряющей нас Небесными добродетелями. В «птицах небесных» находят указание на народ Божий, достигший спасения в лоне Матери Церкви. А глядя на малость этого «семени», вырастающего до неба, Святые Отцы доходили до столь важного в деле спасения значения смирения и долготерпения. А в острой силе горчичного семени видели знамение непримиримости к страстям и суетам мира сего. И все это безусловные истины, что имеют место быть, так как притчи Христа всегда многомерны и многоплановы. Но в то время, когда Иисус обращал эту притчу к ее непосредственным слушателям, Он знал, что им никто не растолкует ее слов. Услышав же ее, каждый должен был уже здесь и сейчас понять и усвоить какой-то очень важный урок, помогающий стать жителем Его Царства. Записанная Марией Валтортой полностью, эта притча обретает помимо «глобального», еще и очень конкретный, каждодневный смысл, который вкладывал в нее Христос, прославляя спасительное значение «малых дел», совершаемых из любви. И именно любовь и есть то «семя», из которого произрастают все остальные христианские добродетели:

 «Не думайте, что дела, позволяющие достичь Небесного Царства, должны быть оглушительными и броскими. Это повседневные, обычные поступки, но совершенные со необычной целью: с целью любви. Любовь – это семя того дерева, что, будучи сокрыто в вас, вырастает до Неба, и под чьей сенью укрываются все остальные добродетели. Я уподоблю его малюсенькому семени горчицы. Какое оно крошечное! Одно из самых маленьких среди семян, что сеет человек. И все-таки, посмотрите, когда оно становится растением, насколько оно делается крепким, как разрастается и как плодоносит. Не сто из ста, а сто из одного. Самое маленькое. Но самое усердное в работе. Сколько пользы оно вам приносит.

   Так и любовь. Если вы заключите в своей утробе семечко любви к нашему пресвятому Богу и к своему ближнему, и под руководством этой любви будете совершать свои поступки, вы не упустите ни одной заповеди Десятословия. Не солжете Богу притворной религиозностью, религией обычая, а не духа. Не солжете ближнему, ведя себя как неблагодарные дети, как неверные или даже просто слишком требовательные супруги, как обманщики в торговле, как лгуны в жизни, как жестокие люди по отношению к своему недругу. Посмотрите, сколько маленьких птичек в этот жаркий час укрылось среди веток на этом огороде. Вскоре та грядка с горчицей, пока еще незаметной, станет настоящим насестом. Все птицы слетятся в это безопасное место под сень тех растений, таких густых и просторных, а их птенцы будут учиться уверенно летать прямо среди их ветвей, что служат и лестницей, и сетью, чтобы взбираться и чтобы не падать. Такова любовь, основание Божьего Царства.

  Любите – и будете любимы. Любите и сочувствуйте друг другу. Любите – и не будете жестокими, требуя больше дозволенного от тех, кто от вас зависит. Любовь и чистосердечность – чтобы достичь покоя и славы Небес. В противном случае, как сказал Вениамин, все, что вы сделаете, солгав любви и истине, обратится у вас в солому для вашего адского ложа.

   Я не скажу вам ничего иного. Скажу только: помните великую заповедь любви и будьте верны Богу-Истине, а также истине во всяком слове, деле и чувстве, ибо истина – дочь Божья. Вам надлежит постоянно трудиться над своим совершенствованием, так же, как семя постоянно растет, пока не достигнет своего совершенства. Это тихий, скромный и кропотливый труд. Будьте уверены, что Бог видит эти ваши битвы и больше вознаградит вас за побежденную самость, за не сказанное грубое слово, за непредъявленное требование, чем если бы вы, вооружившись, убили в сражении своего врага. Царство Небесное, которым вы будете обладать, если проживете праведниками, построено из маленьких ежедневных вещей. Из доброты, из умеренности, из терпения, из довольства тем, что имеешь, из взаимного сочувствия и из любви, любви, любви.

   Будьте добрыми. Живите в мире друг с другом. Не ропщите. Не осуждайте. Тогда Бог будет с вами. В качестве благословения и благодарности за веру, что вы имеете ко Мне, Я даю вам Свой мир» (глава 184.8).

   В Евангелие от Марка эта притча помещена сразу после притч о сеятеле и о свече, что не убирают под спуд. Но из книги Марии Валторты мы узнаем, что они были произнесены отнюдь не одна за другой, в разных местах, для разной аудитории. Но задачей евангелиста было донесение до нас учения Христа, и ради этой цели он пренебрегает и контекстом, и хронологией событий. Что без исключения делают и все остальные евангелисты, создавая свои произведения с определенной целью, которой и подчиняется выбор и компоновка имеющегося у них материала.

   Мы знаем, что из четырех Евангелистов лишь двое, Иоанн и Матфей, были теми, кто непосредственно сопровождал Христа в Его земном служении. Но и они не были свидетелями всего, сотворенного и сказанного Христом: что-то происходило без их личного участия или еще до того, как они присоединились ко Христу. Два других Евангелия написаны авторами «с чужих слов». Марк был учеником апостола Петра и пользовался его рассказами, что за давностью лет могли стать беднее в смысле описания подробностей и точной очередности происходящего. Это относится и к евангелисту Луке, который писал, опрашивая доступных ему очевидцев событий и используя те письменные свидетельства, что уже существовали на то время.

   У каждого евангелиста была и своя аудитория, к которой он в первую очередь обращал свое Евангелие. Так Матфей писал для иудеев, выбирая те события и слова Христа, которые были бы понятны и убедительны именно для них. Это преимущественно то, что соотносилось с исполнением Иисусом Ветхозаветных пророчеств о Мессии. И опускал то, что было связано с достаточно многочисленными случаями общения Христа с язычниками, что для высокомерных иудеев могло стать камнем преткновения. А для Марка, пишущего для римлян, большее значение имели эпизоды, способные затронуть сознание язычника: поразить и привлечь его описанием многочисленных чудес и господства Иисуса над силами природы.

   И так в каждом случае. Поэтому какие-то события евангелистами приводились, а какие-то опускались: намеренно или в силу неизвестности их авторам. Отсюда и построение Евангелий, пренебрегающее хронологическим порядком. Ведь даже в Евангелие от Иоанна, наиболее близкого ко Христу ученика, свидетеля наибольшего числа совершенных Им чудес, представлено всего несколько ключевых моментов, расположенных отнюдь не по порядку, а так, чтобы Божественность Христа раскрывалась перед нами все убедительнее и ярче.

   А вот и еще один важный аспект, объясняющий отсутствие в канонический Евангелиях некоторых речей и эпизодов из жизни Христа, о котором мы узнаем благодаря Марии Валторте от него Самого:

   «И, предвидя возражение вечно живущих книжников и саддукеев, недоброжелательных к Моим служителям, Я скажу: если в этих последних видениях присутствуют фразы, которых нет в Евангелиях, как например, в конце сегодняшнего видения, или в отрывке, где Я говорю о бесплодной смоковнице, равно как и в других, упомянутые критики должны помнить, что евангелисты были представителями того народа и жили во времена, когда любое чрезмерно яркое сопоставление могло бы привести к непредсказуемым и вредным последствиям для новообращенных.

    Пусть они перечитают Деяния Апостолов и увидят, что сосуществование столь различных мнений не было таким уж мирным, и, несмотря на то, что апостолы воздавали должное заслугам друг друга, они не теряли различий в суждениях, поскольку человеческие мысли разнообразны и всегда несовершенны. И для того, чтобы избежать резких перепадов между одним суждением и другим, евангелисты, просвещенные Святым Духом, в своих писаниях намеренно опустили некоторые высказывания, которые могли бы травмировать исключительную чувствительность евреев и шокировать язычников.

   Язычникам было нужно верить в то, что евреи безупречны, так как последние составляли ядро, из которого произросла Церковь, чтобы не покинуть ее со словами: „Они такие же, как и мы“. Узнать о гонениях на Христа – да. Но о духовных заболеваниях народа Израиля, увы, развращенного, особенно в высших слоях, – нет. Это было бы неполезно. И евангелисты скрасили это, как могли.

   Критикам следовало бы заметить, что Евангелия становятся тем более недвусмысленными, вплоть до совершенно прозрачного Евангелия Моего Иоанна, чем дальше время их написания отстоит от Моего Вознесения к Отцу. Иоанн – единственный, кто полностью сообщает даже о наиболее болезненных изъянах внутри самого апостольского круга, открыто называя Иуду «вором», и приводит целостную картину приземленности иудеев (притворное желание объявить Меня царем, уход многих после проповеди о Хлебе Небесном, споры в Храме, неверие Фомы). Последний, кто уцелел, прожив достаточно долго, чтобы увидеть, что Церковь уже крепка, он срывает покровы – те, что другие не смели тронуть.

   Но теперь Духу Божьему угодно, чтобы и эти слова стали известны. И хвала за это Господу, ибо они – настоящий свет и путеводитель для праведных сердцем» (глава 594.9).

   Вот эти, не вошедшие в Евангелие слова Христа о засохшей смоковнице, актуальные в наши дни ничуть не меньше, чем в те далекие времена:

   «Но это же вчерашняя смоковница! Та смоковница, которую Ты проклял!» – кричит Петр, указывая вытянутой рукой в направлении засохшего дерева и поворачиваясь, чтобы обратиться к Учителю.

  Все спешат туда, кроме Иисуса, который идет Своим обычным шагом. Апостолы рассказывают другим ученикам о том, что предшествовало увиденному, и вместе обсуждают это, глядя на Иисуса в полном изумлении. Они уже видели тысячи чудес над людьми и стихиями. Однако это поражает их сильнее многих других.

   Иисус, появившись, улыбается, наблюдая эти изумленные испуганные лица, и говорит: «И что? Вас так удивило, что по Моему слову высохла смоковница? Разве вы не видели, как Я поднимал мертвых, исцелял прокаженных, давал зрение слепым, умножал хлеба, успокаивал бури, гасил огонь? И вы удивлены, что засохла какая-то смоковница?»

   «Дело не в самой смоковнице. Дело в том, что вчера, когда Ты проклял ее, она была здоровой, а теперь – высохла. Взгляни! Хрупкая, как сухая глина. В ее ветвях больше нет сердцевины. Посмотри. Они рассыпаются в прах», – и Варфоломей пальцами растирает в порошок несколько веточек, легко отломив их от дерева.

  «В них больше нет сердцевины. Как ты сказал. А когда больше нет сердцевины, наступает смерть – что у дерева, что у народа, что у религии, остаются лишь жесткая кора да бесполезная крона: жестокость и лицемерная наружность. Белая сердцевина внутри, полная жизненных соков, соответствует святости и духовности. Жесткая кора и бесполезная крона – человеческой природе, лишенной духовной и праведной жизни. Горе тем религиям, которые сделались человеческими по причине того, что в их священниках и верующих больше нет живого духа. Горе тем народам, в чьих вождях нет ничего, кроме жестокости и пустозвонства, лишенного плодотворных идей! Горе людям, в которых иссякает жизнь духа!» (глава 594.2)

   Так Благая Весть, явленная нам через Марию Валторту, раскрывает, дополняет, проясняет и разъясняет содержание четырех канонических Евангелий, выстраивая единую, цельную картину священных событий, поражающую своей стройностью и монументальностью. Изречения, притчи, чудеса, эпизоды общественной жизни Иисуса мы получаем в их полноте и представленными в точном хронологическом порядке. И это еще одно удивительное достоинство этого произведения. Мария рисует перед нами такую подробную и последовательную картину, в которой абсолютно все известные нам Евангельские эпизоды и еще большее количество тех, что не вошли в Евангелие, составляют единое согласованное целое, где каждый эпизод логично вытекает из предыдущего. Все слова Христа оказываются точно соотнесенными с определенным периодом и обстоятельствами Его земной жизни, что до этого произведения представлялось большинству ученых решительно невозможным!

  При этом по ходу повествования разрешаются такие противоречия, над согласованием которых богословы размышляли не одно тысячелетие, но так и не пришли к единому мнению. Многие видные библиисты были поражены тем, с какой ясностью и убедительностью даются здесь ответы на трудно разрешимыми евангельские вопросы, прекрасно согласуя при этом все четыре Евангелия: сколько было изгнаний торгующих из Храма – одно или два? А чудес с умножением хлебов? Помазание кающейся грешницей и помазание в Вифании – дело двух разных женщин или одной? Почему в Евангелиях Же­ны-ми­ро­но­си­цы, пришедшие ко гробу, пред­став­ле­ны по-раз­но­му? И это лишь небольшая часть из тех «неразрешимых загадок», что Мария Валторта решает легко и непринужденно, сама подчас не сознавая, что раскрывает миру то, над чем столетиями бьются ученые мужи.

  Это тем более поразительно, так как Мария получала видения отнюдь не в хронологическом порядке. Она никогда не знала, что увидит завтра. Бывало и так, что видение обрывалось, но на следующий день она видела не его продолжение, а совсем другой сюжет. События последних лет жизни Христа могли быть явлены ей раньше, чем эпизоды, предшествовавшие им. Только по окончанию записей она получила от Иисуса точные указания, поясняющие, в каком порядке следует расположить увиденное и услышанное. И расположенные в указанной последовательности, все эпизоды и комментарии к ним удивительным образом выстроились в единую, взаимосвязанную картину!

  Начинать изучение Евангелия советуют одновременно с чтением комментариев к нему Святых Отцов, так как не зная исторического, культурного, религиозного контекста происходящего невозможно верно понять многие слова и поступки Христа, а их духовная глубина раскрывается тем полнее, чем глубже личный духовный опыт комментатора и чем крепче его связь с Самим Источником этой мудрости. Чтение «Евангелия как оно было мне явлено» практически не требует подобных дополнительных изысканий. Оно одновременно и раскрывает контекст, в котором происходит действие, и содержит комментарии к происходящему от Самого Христа или Пресвятой Богородицы. И если вам пока трудно в это поверить, все же попробуйте чисто гипотетически оценить величие и уникальность этого Дара: получить комментарии к Евангельским событиям от Самого Христа или Девы Марии! А после внимательного и вдумчивого прочтения этого Евангелия, вы непременно убедитесь, что подобного уровня комментарии не могли принадлежать простой, не сильно образованной и к тому же тяжело больной женщине, прикованной к постели.

   Да, за две тысячи лет святым Отцам Святым Духом было многое открыто и прояснено. И их комментарии в совокупности раскрывают нам Евангельские события с самых разных ракурсов. Кажется, что уже невозможно найти что-то новое в их толковании. И все же в этой книге мы не раз столкнемся и с такими пояснениями Христа, на которые Святые Отцы просто не дерзнули бы. Например, потому что благоговейно уважали святых Апостолов. Но вот как Сам Господь прокомментирует чудесное событие усмирения Им бури:

   «Почему Я спал? Разве Я не знал, что вот-вот готова разразиться буря? Конечно, Я это знал. Я один знал об этом. А тогда почему спал?

   Апостолы были люди, Мария. Воодушевленные благой волей, но еще слишком „человеки“. Человек всегда считает себя способным ко всему. Когда же он действительно способен на что-то, он исполнен самомнения и пристрастия к своей „способности“.

  Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были хорошими рыбаками и поэтому считали себя непревзойденными в искусстве управления лодкой. Я по их мнению был великим „рабби“, но как мореход не представлял из себя ничего. Поэтому они рассудили, что Я не способен им помочь, и когда поднимались в лодку, чтобы пересечь Галилейское море, просили Меня сидеть на месте, так как на другое Я не способен. Причиной этого также были их чувства ко Мне, поскольку они не хотели привлекать Меня к утомительным физическим трудам. Однако их пристрастие к своей способности превосходило даже эти чувства.

   Я не навязываю Себя, Мария, разве что в исключительных случаях. Обычно Я даю вам свободу и жду. В тот день они уговорили Меня, усталого, отдохнуть, то есть предоставить дело им самим, им – таким опытным; и Я улегся спать.

   К этому Моему сну также была примешана констатация того, как много в человеке „человеческого“, и как ему нравится действовать самостоятельно, не понимая, что Бог требует от него лишь возможности ему помочь. В тех „духовно глухих“, в тех „духовно слепых “ Я видел всех глухих и слепых духом, что столетиями будут гибнуть из-за „желания действовать самостоятельно“, при том что Я, склонившись над их нуждами, жду, когда же Меня позовут на помощь.

   Но когда Петр закричал: „Спасай нас!“ – вся Моя горечь канула, словно выпущенный из рук камень.

   Я ведь не „человек“, а Богочеловек. И не поступаю так, как поступаете вы. Когда кто-то откажется от вашего совета или помощи, и вы видите, что он в затруднениях, то даже если вы не настолько злобны, чтобы этому радоваться, вы все же достаточно злобны, чтобы взирать на него горделиво и безучастно, оставаясь равнодушными к его крикам о помощи. Своим поведением вы даете ему понять: „Когда я желал тебе помочь, ты ведь не захотел? Теперь справляйся сам“. Но Я – Иисус. Спаситель. И спасаю, Мария. Спасаю всегда, лишь только Меня призовут.

   Несчастные люди могли бы возразить: „Почему же тогда Ты позволяешь образовываться этим катаклизмам, единичным или мировым?“

   Если бы Я Своей мощью уничтожал бы Зло, какое бы то ни было, вы посчитали бы себя творцами того Добра, что на самом деле было Моим даром, и никогда больше не вспоминали бы обо Мне. Никогда больше.

   Вы, Мои бедные дети, нуждаетесь в скорби, чтобы вспомнить, что у вас есть Отец. Как блудный сын, что вспомнил об отце, когда испытал голод. Несчастья позволяют вам убеждаться в своей никчемности, в своем невежестве, причине стольких заблуждений, в своей низости, причине стольких горестей и скорбей, в своей греховности, причине наказания, которое вы сами на себя накладываете, а также в Моем существовании, в Моем могуществе, в Моей благости.

   Вот о чем говорит вам сегодняшнее Евангелие. „Ваше“ нынешнее евангелие, бедные дети. Позовите Меня. Иисус спит только потому, что опечален, видя, как вы к Нему охладели. Позовите Меня, и Я приду» («Евангелие…», глава 185.5-6). 

ИИСУС ГОВОРИТ: «…твой компас – Евангелие. В нем Жизнь и Спасение. И в нем сказано все. Любая статья священного Кодекса, любой ответ на многочисленные вопросы души находится в нем…

Евангелие – это Я Сам. От рождения и до смерти. В Евангелии – Бог. Поскольку в нем видны дела Отца, и Сына, и Святого Духа.  Евангелие – это любовь.  Я говорил: „Слово Мое есть Жизнь “.  Говорил: „Бог есть любовь “.  Потому да познают народы Мое Слово и да обретут в себе любовь, то есть, Бога. Чтобы обрести Царство Божие» (635.14)

   И воистину весь закон Бога умещается в этом единственном Слове: Любовь! Так на вопрос книжника, какая важнейшая заповедь в законе, Христос ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» (Мф.22:37-40). И любая из этих заповедей не может быть исполнена без другой: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20).

   Эти заповеди о любви к Богу и ближнему, созидающие единство и истинное общение всех людей с Богом и друг с другом, составляют сущность Христова учения. А все остальные Его заповеди – это только раскрытие, конкретизация этого главного закона. Заповеди о любви и вытекающих из нее милосердии, сострадании, прощении были даны людям еще в Ветхом Завете. Но со временем они утонули под слоем огромного количества всяческих внешних предписаний, правил, запретов, жертвоприношений и обрядов, затмивших внутренний, духовный смысл Завета Бога с людьми. Завета, предостерегающего наши души от грехов, от которых каменеют сердца, делая их невосприимчивыми к касаниям Неба. Так случилось с иудеями времен Христа, когда вместо Закона, данного человеку из Любви и научающего его любить, люди стали относится к заповедям Бога как к системе запретов, за исполнением которых следит грозный Судия. А призыв уподобиться Богу в святости был превращен ими в систему мелочных предписаний, отделявших израильтян от остального мира не чистотой их душ, а чистотой чисто внешней, достигаемой исполнением всяческих ритуалов. Так во многом происходит и сейчас с теми, кто пытается превратить христианство в свод правил и обрядов, забывая о главном: живом, личном общении со Христом и жизни в соответствии с Его учением.

   Много раз через эти страницы Христос будет обращать Свои нелицеприятные речи к тем «каменным сердцам», что забыли о любви и милосердии. В главе, повествующей о дне Великой Среды, мы найдем слова Христа о главной заповеди в Законе и Его гневное обращение к священникам, книжникам и фарисеям любого времени:

   «Учитель, какая из заповедей в Законе – самая важная?»

  Иисус, находившийся к нему спиной, поворачивается и разглядывает его. Слабая улыбка озаряет Его лицо, потом Он поднимает голову, – она была опущена, поскольку этот книжник оказался невысок ростом и, вдобавок, стоял почтительно согнувшись, – обводит собравшихся взглядом, задерживая его на группе фарисеев и учителей, и различает бледную физиономию Иоиля, которого наполовину заслоняет толстый разодетый фарисей. Улыбка Его делается заметней. Она словно бы ласковым светом озаряет этого честного книжника.

   Потом Он снова опускает голову, глядя на Своего собеседника, и отвечает ему: «Первая из всех заповедей есть: „Слушай, Израиль: Господь Бог наш – единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем своим сердцем, всею душой и всеми силами“ . Это первая и наивысшая заповедь. И вторая, подобная ей: „Люби своего ближнего как самого себя“. Нет заповедей, важнее, чем эти. Они заключают в себе весь Закон и Пророков».

   «Учитель, Ты ответил мудро и истинно. Все так. Бог – Единственный, и нет иного бога, кроме Него. Любить Его всем своим сердцем, всем своим разумом, всей душой и всеми силами, и любить ближнего как самого себя – значит гораздо больше любых всесожжений и жертв. Я много об этом думаю, когда размышляю над словами Давида: „Всесожжения не угодны Тебе; жертва Богу – сокрушенный дух“».

   «Ты недалеко от Царства Божия, потому что понял, какое всесожжение приятно Богу».

  «Но какое жертвоприношение наиболее совершенно?» – тут же спрашивает книжник негромко, как будто по секрету.

   Иисус сияет от любви, роняя эту жемчужину в сердце того, кто доверился Его учению, учению о Царстве Божием, и говорит, наклонившись к нему: «Совершенное жертвоприношение – это любить как самого себя тех, кто преследует нас, не тая на них обиды. Кто так поступает, обретет мир. Сказано: «кроткие наследуют землю и насладятся благоденствием. Истинно говорю тебе, что тот, кто в силах любить своих врагов, достигает совершенства и знает Бога».

  Книжник учтиво кланяется Ему и возвращается к своим коллегам, которые вполголоса упрекают его за то, что он похвалил Учителя, и с негодованием говорят ему: «О чем ты спрашивал Его по секрету? Может быть, Он и тебя уже соблазнил?»

   «Я почувствовал, что Его устами говорит Дух Божий».

   «Ты глупец. Не считаешь ли ты Его – Христом?»

   «Считаю».

   «Так наша школа и вправду скоро опустеет, а книжники будут странствовать за этим Человеком! Да где же ты видишь в Нем Христа?»

   «Не знаю, где. Но я чувствую, что это Он…» (глава 596).

  И читая эту книгу невозможно не почувствовать ту Любовь, что стоит за каждым ее эпизодом, в котором действует Христос, за каждым Его словом, что здесь приводится. Ведь Христос вновь явил нам истинный Лик Бога: Любовь! Явил, в том числе, и через возвращение к подлинному содержанию Закона Божия, который Он раскрывает нам не как свод запретов и угроз, за неисполнение которых неизбежно следует суровое наказание, а с точки зрения Божественной любви, главной целью которой является высшее благо для каждого из ее созданий. Любовь даровала нам Свои заповеди, чтобы они стали нашим ориентиром, руководством к действию. Здесь каждая заповедь – это мудрый совет любящего нас Небесного Отца о том, как выстроить себя и свою жизнь таким образом, чтобы она превратилась в путь, ведущий к блаженству вечной жизни в Его Царстве. Бог заботливо предостерегает нас от всего, что разрушает наши души, и раскрывает тот образ бытия, который очищает их и возвышает, вознося к Небу. Исполнение заповедей Бога преображает человека, наделяя его множеством нетленных духовных даров-добродетелей, уподобляя нас Христу.

   В этой книге мы найдем удивительные по глубине речи Христа, объясняющие Декалог (во Втором томе), – те десять заповедей, что Бог даровал людям на горе Синай через Моисея. А затем услышим и Его Нагорную проповедь (Том третий), что представлена в каноническом Евангелие, как произнесенная за один раз. Но из труда Марии Валторты мы узнаем, что Господь учил пришедший к Нему на гору народ в течение шести дней. В Нагорной проповеди представлена вся квинтэссенция учения Христа. Без преувеличения, даже одних этих глав будет достаточно, чтобы воплотив в себе и в своей жизни все, о чем говорит здесь Господь, стать наследниками Его Царства. В своей Нагорной проповеди Иисус Христос проводит параллель между Синайским Законом и Его учением, которые не отменяют друг друга, но переводят Ветхозаветные заповеди на еще большую высоту, которая стала доступна человечеству с приходом в мир Христа и с получением нами возможности приобщения к Его освящающей благодати. Слова Христа возвращают нам истинное понимание Закона Божия, позволяя взглянуть на него «через призму Любви»:

   „Как достичь Бога и Его Царства другим, более приятным путем, не таким суровым, как этот, Синайский?“ – скажете вы. Другого пути нет. Есть этот. Однако давайте посмотрим на него не через призму угрозы, а через призму любви. Не будем говорить: „Горе мне, если я этого не сделаю!“, трепеща от ожидания греха и будучи не в состоянии не грешить. Но скажем: „Счастье мне, если сделаю это!“, и в порыве сверхъестественной радости, ликуя ринемся навстречу этим блаженствам, рождающимся от соблюдения Закона подобно тому, как цветы роз рождаются на колючем кусте.

    Счастье мне, если я буду нищим в душе, потому что тогда Царство Небесное принадлежит мне!

    Счастье мне, если я буду кротким, потому что унаследую эту Землю!

    Счастье мне, если я буду способен плакать без ропота, потому что будет мне утешение!

   Счастье мне, если более хлеба и вина для насыщения плоти я буду алкать и жаждать правды. Сама Правда меня насытит!

  Счастье мне, если я буду милосерден, потому что на мне проявится божественное милосердие!

   Счастье мне, если я буду чистым в своем сердце, потому что Бог преклонится к моему чистому сердцу, и я увижу Его!

   Счастье мне, если я буду обладать мирным духом, потому что Бог назовет меня Своим сыном, ведь в умиротворении – любовь, а Бог – это Любовь, любящая подобных Ему!

    Счастье мне, если за верность правде меня будут преследовать, потому что взамен земных преследований Бог, Отец мой, дарует мне Царство Небесное!

    Счастье мне, если на меня будут возводить напраслину и ложно обвинять, зная, что я Твой сын, о Боже! Не отчаяние, а радость мне будет от этого, потому что это уравнивает меня с Твоими лучшими служителями, с Пророками, которых преследовали по той же причине и с которыми я твердо надеюсь разделить столь же великое вечное воздаяние на Небе, которое будет моим!“

   Посмотрим же на путь спасения так: с точки зрения радости святых» (глава 170.5)

   И далее Господь подробно раскрывает нам значение каждой из этих заповедей блаженств – заповедей счастья! А так как Божьи обетования непреложны, следствием достижения нами того, о чем говорится в первой части каждой заповеди, неизменно станет исполнение Богом обещанного Им во второй.

   В этом произведении представлена вся необходимая нам для спасения полнота Христова учения. Оно разлито по всей книге и складывается из совокупности как Его слов, так и поступков. Она является подробнейшим руководством, школой: молитвы, смирения, прощения, раскаяния, милосердия, веры, надежды и любви.

  В одной из последних глав «Евангелия как Оно было мне явлено», озаглавленной «Прощание с произведением», Сам Христос раскрывает основные причины, по которым Он даровал нам эту книгу. Главная из них – это вернуть людей к Богу, вновь пробудить в священниках и мирянах живую любовь ко Христу и Его Учению.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Знаешь, Мария, чем ты занимаешься? Или даже – что совершаю Я, показывая тебе Евангелие? Попытку, еще более решительную, привести людей ко Мне. Ты просила об этом в своих горячих молитвах. Я больше не ограничиваюсь одними словами. Слова их утомляют и отвращают. Это грех, но это так. Я обращусь к видениям, к видениям на тему Моего Евангелия, и растолкую их, чтобы сделать более ясными и притягательными.

Тебе Я даю утешение видеть. Всем – даю способ захотеть узнать Меня. И, если это опять не поможет, и словно жестокие недоросли они выбросят этот подарок, не понимая его ценности, то тебе достанется Мой дар, а им – Мое возмущение. Мне еще раз придется сделать этот старый упрек: „Мы вам играли – а вы не плясали; мы причитали – а вы не плакали“» (45.9)

   Из грустных открытий этого произведения станет то, насколько ситуация двухтысячелетней давности близка к состоянию умов и сердец нашего времени. А значит, как необходимо нашему миру вновь услышать те спасительные слова, которыми Сын Божий пытался вернуть свой народ на Путь истинный. Как необходимо вновь напомнить миру, все дальше и дальше отступающему от Бога, о тех вневременных истинах, которые и должны пробудить в людских сердцах истинную любовь ко Христу и подлинное понимание Его заветов.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Вашей настойчивости в заблуждении Я противопоставляю Свою настойчивость в учении…

  Я –Учитель. И только Я, Который есть и Учитель, и Бог, обладающий всеведением, знаю, как мало среди Моего народа тех, кто слышит, понимает, верит и применяет Мое Слово. Как мало тех, для кого любовь – свет разума и воли…

   Вот причина того, что Я повторяю одно учение на тысячу ладов. И вот результат: те, кто меньше всего нуждается в нем, поскольку они уже едины со Мной, принимают его со все новым и новым рвением, как будто это всегда новое слово, и они не устают принимать его, потому что оно для них – пища и воздух, в которых, как в естественной пище и воздухе, они постоянно нуждаются, пока не кончится эта остановка и они не придут в Жизнь, где созерцание Бога станет совокупностью всех потребностей, оно будет всем. С другой стороны, те, кто больше всего в нем нуждаются, вскоре устают от него и отпадают. Либо потому, что это учение является для них жалом и укором, либо потому, что их духовное несовершенство притупляет их, делая их неспособными услышать свои нужды и красоту Моего Слова». («Тетради 1943», 24.12.43)

  Каждый эпизод, событие, поучение, представленные на этих страницах, являются актуальными для нас сегодняшних. И это еще одно чудесное свойство этой книги. Подобное свойство является существом Слова Божия, существом Евангелия: Оно всегда актуально, во все времена и для каждого, потому что говорит о том, что вневременно, что является тем необходимым знанием для души, что поможет ей расти, в каких бы внешних декорациях времени и места она не находилась.

   Еще одной сущностной чертой Евангелия является то, что читая Его и сердцем, и умом, человек ощущает соприкосновение с Самим Христом, с Его Божественным бытием. И это касание горнего не оставляет человека прежним. Незаметно, пусть медленно, но верно, каждая глава, абзац, строчка, буква, спустившаяся с Небес, становится той каплей благодати Божией, что вымывая из души все лишнее, орошает те зернышки добродетелей, что заложил Господь в сердце каждого из нас, и которые начинают прорастать, почувствовав Его живительные Тепло и Свет.

  Не строим иллюзий, что все ваши сомнения уже развеяны. Здесь очень важно сделать первый шаг и просто начать читать. И, если мы будем непредвзяты, внимательны, рассудительны и честны сами с собой, то очень скоро наш скептический ум сдаст свои позиции, убедившись, что подобное не могло быть написано никем на земле.

  А ведь помимо разума у нас есть еще и сердце. И чтобы с его помощью убедиться в истинности Источника, из которого льется этот Свет, нужно отложить предубеждения и продолжить чтение: с верой и любовью. И сердце, если и не с первых страниц, но обязательно откликнется, ведь за каждым эпизодом этой книги – Христос: Любовь, изливающаяся к нам навстречу.

   Позвольте себе на некоторые время вновь стать теми доверчивыми детьми, что принимали слова любимого папы и мамы на веру, без раздумий и поиска доказательств. Доверьтесь таким же образом своему Небесному Отцу, чье Слово – и есть сама Истина. Как доверьтесь и своему сердцу, которое способно в обход построениям нашего рационального ума, просто почувствовать всем своим существом Того, кто есть Любовь

ИИСУС ГОВОРИТ: «Блаженны те, кто примет этот дар с простотой сердца и верой. В них зажжется тот огонь, которого желал сегодня отец Мильорини. Мир не изменится в своей жестокости. Он слишком испорчен. Но они будут утешены этим и почувствуют, как в них возрастает жажда Бога, которая является источником святости» («Тетради 1944», 22.02.44)

   В книге есть небольшая, но очень трогательная глава, в которой Мария Валторта видит Богородицу, укачивающую младенца Христа и поющую Ему колыбельную, слова которой Мария прекрасно разбирает и бережно записывает, постаравшись также запомнить ее немудреную, протяжную мелодию. Этот эпизод может показаться незначительным на фоне тех судьбоносных для духовной истории мира событий, что разворачивались в то время на земле. Как пишет сама Мария:

  «Это не такое уж величественное видение, и возможно, в ряду других его сочтут необязательным, поскольку оно не раскрывает ничего особенного. Знаю. Но для меня оно поистине благодатно, и таковым я его почитаю, потому что оно наполняет мой дух безмятежностью, чистотой, любвеобилием, как будто меня приласкали Мамины руки. Думаю, и Вам оно, в этом смысле, понравится. Мы же «дети». Так лучше! Такими мы нравимся Иисусу. Остальные же, ученые и глубокомысленные, пусть думают, что хотят, и считают нас «наивными». Мы об этом не станем волноваться, правда?» («Евангелие…», глава 33.4)

  Описывая это видение, Мария отмечает, что «оно наполняет ее дух безмятежностью, чистотой, любвеобилием». Подобные светлые, духовные чувства, что вызывает у Марии увиденное, а у нас прочитанное – еще одно свидетельство в пользу Небесного Источника этих откровений. Касание с горним миром, со святыми, и в максимальной степени – духовное причастие Христу и Его Пресвятой Матери, вызывает в душе (в большей или меньшей степени, в зависимости от степени ее веры, чистоты и открытости) радость и покой, умягчение сердца, теплоту и любовь. Подобные духовные чувства не следует путать с эмоциями, которые возникают при чтении эпизодов, которые особенно трогают нашу душу, иногда даже до слез. Для тех, кто читает «Евангелие как оно было мне явлено», слезы при чтении далеко не редкое явление. И зачастую они возникают внезапно и в такие моменты, которые никак не назовешь сентиментальными. Это могут быть слезы глубокой духовной радости или слезы очищения, слезы благодарности или раскаяния, или все это вместе, и более того… Подобные переживания вопрос личный, субъективный. У каждого встреча со Христом происходит по-своему, как разнятся и те ощущения, что дают человеку это понять. Но те тысячи и тысячи свидетельств, что оставляют читатели этой книги из самых разных стран мира на протяжении уже почти 70 лет, позволяют оценить как объективное то, что эта книга позволяет этой Встрече со Христом состояться!

   У кого-то она произойдет раньше, у кого-то позже, но случится обязательно, если человек не отмахнется от этого дара Небес, истинного сокровища, способного возродить наши души, исцелить их, наполнив божественным Светом и Любовью, желанием жить, верить, надеяться, любить и творить самого себя и мир вокруг, приближаясь к тому совершенству, что задумал для нас Всевышний. Ведь с каждой прочитанной главой мы все более погружаемся в повествование. Его действующие лица «оживают», их переживания присваиваются. А сопереживание делает нас ближе и роднее, мы начинаем общаться не формально, а на духовном уровне, от Сердца к сердцу. Со-чувствие, со-переживание, со-радость, со-причастие пишутся с этой приставкой именно потому, что в такие моменты мы становимся одним целым: духовно со-единяемся. И от главы к главе это касание с Небом, с теми, кто является по-настоящему живыми, а не просто абстрактными или легендарными персонажами, становится все очевиднее, как и то внутреннее преображение, что постепенно происходит в нас благодаря чтению этих божественных, воистину благодатных строк.

   Главное, не поддаться на искушение и одним махом не перечеркнуть любые доводы и доказательства. И не имея ничего, что можно противопоставить приведенным здесь аргументам по существу, просто заявить: «А вот не верю, и все!» Тем самым расписавшись в своем нежелании что-то менять в своей жизни. Ведь даже немногих приведенных здесь отрывков достаточно, чтобы понять, что чтение этой книги – это духовный труд! Ведь за каждым ее эпизодом – тот совершенный пример преданности, чистоты, великодушия, терпения, смирения, прощения и любви, что призывает нас дотянуться, дорасти до указанной нам Богом высоты. Но это трудно. И поэтому гораздо легче просто отмахнуться, найдя тысячу оправданий, чем признаться самим себе, что в сердцевине подобных отговорок притаилось наше глубинное нежелание принять то, что потребует он нас внутренних усилий.

  Духовная литература – это не развлекательное чтение, которое «щекочет» наши ум и чувства, создавая иллюзию существования и помогая убежать от реальности. Это всегда призыв к действию! Эта книга потребует от человека реального выбора и однозначного ответа: какую дорогу ты выбираешь? В Евангелие нам показан самый прямой Путь восхождения к совершенству, тот Путь, к которому мы предназначены Творцом: «быть совершенными как совершенен Отец наш Небесный» (Мтф.5:48). Но если есть путь в Небо, есть и путь противоположный. А есть и тот бесконечный бег в «беличьем» колесе земных сует, который мы принимаем за движение вперед. Эта книга дарована нам, чтобы в очередной раз помочь побудить желание изменить себя и свою жизнь, пойдя за Тем, кто Своим примером уже проложил для нас Дорогу в Небо. И эта книга – прекрасная возможность отправиться Ему во след

ИИСУС ГОВОРИТ: «Читайте его, читайте Евангелие, вчитываясь даже в самые незначительные фразы. Проживайте его в всех оттенках совершенства. Начните с любви. Это кажется самым сложным наставлением и советом. Но это ключ ко всему. Ко всему Доброму. Ко всяческой радости. Ко всеобщему миру» («Тетради 1944», 28.03.1944).

   Для тех, кто еще не знаком со Христом лично, эта книга обязательно поможет это сделать. И не только поможет узнать Его, но и полюбить всем сердцем. Так как узнавание Христа – это погружение в Его бесконечную Любовь к каждому из нас.

   А для тех, кто уже со Христом, эта книга поможет стать еще ближе, а также проверить себя: «А узнал бы я Христа, окажись тогда рядом с Ним?» Ведь, когда читаешь эти Небесные послания, оказываешься в ситуации, подобной той, что испытали древние иудеи. Перед ними явился Некто из Назарета, «откуда не может быть ничего доброго», называвший себя Мессией. Но Его речи были настолько глубоки, мудры, убедительны, а Его слова и поступки пронизаны такой Любовью и состраданием, что многие из Его слушателей сумели отринуть свои предубеждения и узнать в говорящем с ними простом Плотнике из Назарета – Божьего Посланника, долгожданного Мессию.

  Но рядом стояли и те, кто, слушая Самого Христа, так и не сумели почувствовать, Кто находится перед ними, и отвергли Слово Божие. И вот теперь и у нас с вами есть удивительная возможность постараться понять, Кто говорит с нами с этих страниц, суметь почувствовать именно Дух этих посланий, и судить о нем по тем плодам, что рождаются от соприкосновения с ним в наших душах. Люди этого «просвещенного» времени, способны ли мы на это?! Уже не только «гонящие пророков», как древние иудеи, но отказывающие Господу в самом желании и возможности говорить с нами. Провозглашающие христианство не религией, а живым общением с Живым Богом, а на деле вновь выстроившие непоколебимую «систему взглядов, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов и культовых действий…», – как определяет религию современный словарь…

ИИСУС ГОВОРИТ: «И сегодня, как и двадцать веков назад, противоречия будут среди тех, кому Я открываю Себя. Еще раз Я явлюсь знамением, которое будет отвергнуто. Но не в том, что касается Меня, а в отношении того, что Я вызываю в них. Хорошие люди, люди доброй воли, будут иметь добрые реакции пастухов и смиренных. Другие будут реагировать на нее зло и недоброжелательно, подобно книжникам, фарисеям, саддукеям и священникам тех дней. Каждый отдает то, что у него есть. Добро, соприкасаясь со злом, вызывает в нем еще большее зло. И будет произведен суд над людьми, как он был произведен в Страстную Пятницу, в соответствии с тем, как они судили, принимали и следовали за Учителем, который в новой попытке бесконечного милосердия явил Себя еще раз.

Сколько человеческих глаз раскроется и сколько признают Меня со словами: “Это Он. Вот почему сердца наши горели в нас, когда Он говорил и объяснял нам Писания”?

Мой мир им и тебе, Мой маленький, верный, любящий Иоанн» (530.12)