ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Нагорная Проповедь. Исполнение Закона
Евангелие от Матфея
5 глава : 17 - 20
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:17-20)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 171 главы
…А Иисус медленно идет на Свое место и возобновляет речь.
«При всем том, что Я сказал вам вчера, у вас не должно возникнуть мысли, будто Я пришел упразднить Закон. Нет. Просто поскольку Я – Человек и понимаю человеческие слабости, Я захотел воодушевить вас следовать ему, направив ваш духовный взор не в мрачную бездну, а в Бездну светящуюся. Ибо если страх наказания способен удержать в трех случаях из десяти, то уверенность в награде побуждает в семи случаях из десяти. Так что доверие действеннее страха. И Я хочу, чтобы оно было у вас полным, несомненным, дабы вы могли совершать не семь десятых добра, но все десять десятых, и удостоиться этой святейшей награды Небес.
Я не изменяю в Законе ни одной йоты. Да и кто даровал его среди молний Синая? Всевышний. Кто есть Всевышний? Бог триединый. Откуда Он извлек его? Из Своей Мысли. Как Он его даровал? С помощью Своего Слова. Почему Он даровал его? По Своей Любви. Итак, вы видите, что там была Троица. И Глагол, как всегда повинуясь Мысли и Любви, говорил от имени Мысли и Любви.
Мог ли Я опровергать Сам Себя? Не мог. Однако Я могу, ибо могу все, дополнить Закон, сделав его божественно всеобъемлющим, не таким, каким его сделали люди, что в течение столетий не придали ему полноты, а только сделали не поддающимся пониманию, неисполнимым, нагромождая друг на друга законы и предписания, предписания и законы, взятые из собственных умов, согласно своим собственным интересам, и обрушили на него всю эту груду и в итоге придавили и задушили, выхолостили и погребли святейший Закон, дарованный Богом. Может ли выжить какое-либо растение, если его все время одолевают лавины, обвалы и наводнения? Нет. Такое растение умирает. И во многих сердцах Закон умер, задушенный лавинами чрезмерных нагромождений. Я пришел все это устранить; и откопав Закон, воскресив Закон, Я тем самым сделаю его уже не законом, а царицей[1].
[1] Слово закон как в итальянском (la legge), так и в библейском иврите ( תוֹרָה – Тора) женского рода.
2Царицы издают законы. Законы – деяния цариц, но они не больше своих цариц. Я же, напротив, делаю из Закона царицу: дополняю его, увенчиваю его, кладу на него венец евангельских наставлений. Прежде он был распорядком. Теперь это более чем распорядок. Прежде он был необходимостью. Теперь это более чем необходимость. Теперь это совершенство. Кто примкнет[2] к нему, такому, каким Я даю его вам, тот в тот же миг станет царем, потому что достиг „совершенного“, потому что не просто остался в подчинении, но стал подвижником, то есть святым. Ибо святость – это совокупность добродетелей, вознесенных на вершину, более высокую, чем это доступно тварному существу, добродетелей, подвижнически любимых и осуществляемых посредством полного отделения от всех человеческих влечений и помышлений, на что бы те не были направлены.
[2] Буквально: поженится на ней (речь идет о царице), что точно передается ц.-слав. пожєнити – пожениться, сблизиться, сделать своим.
Я бы сказал, что святой – это тот, кому его любовь и желание препятствуют созерцать что-либо, кроме Бога. Не отвлекаясь на низшие зрелища, он неподвижно устремляет свои духовные очи в то Пресвятое Сияние, которое есть Бог, и видит в нем – поскольку в Боге есть все, – как мечутся его братья и простирают в мольбе свои руки. И, не отрывая свой взгляд от Бога, святой расточает себя на своих умоляющих братьев. Плоти, богатствам, удобствам он противопоставляет свой идеал: служение. Беден ли святой? Умален ли он? Нет. Он достиг обладания истинной мудростью и истинным богатством. Поэтому обладает всем. И не чувствует усталости, ибо если правда то, что он не переставая созидает, то правда также и то, что он непрестанно подпитывается. Если верно то, что он воспринимает скорбь этого мира, то так же верно, что он насыщается отрадой Небес. Он питается Богом и о Боге радуется. Он есть создание, постигшее смысл жизни.
Как видите, Я не меняю и не кромсаю Закон, равно как и не извращаю его наслоением бродящих в человечестве теорий. Но дополняю его. Он таков, каков он есть, и таким останется до последнего дня, так что в нем не изменится ни одного слова, не упразднится ни одна заповедь. Но он увенчается совершенством. Чтобы обрести спасение, достаточно принять его таким, каким он был дан. Чтобы обрести непосредственное единение с Богом, нужно оживить его так, как советую Я. Но так как подвижники – это исключение, Я буду говорить для обыкновенных душ, для множества душ, дабы не сказали, что ради стремления к совершенству Я оставляю без рассмотрения необходимое. Однако из всего, что Я говорю, запомните хорошенько следующее: тот, кто позволит себе нарушить одну из этих малейших заповедей, будет считаться наименьшим в Царстве Небесном. Того же, кто убедит нарушить их кого-нибудь другого, сочтут наименьшим и из-за него самого, и за того, кого он толкнул на это нарушение. Тот же, кто своей жизнью и больше делами, нежели словом, подвигнет кого-нибудь на послушание им, будет велик в Царстве Небесном, и его величие будет усиливаться с каждым из тех, кого он приведет к послушанию, а значит, к освящению.
3Я знаю: то, что Я сейчас скажу, для многих будет терпким на вкус. Но Я не могу лгать, даже если истина, которую Я собираюсь высказать, наживет Мне врагов.
Истинно говорю вам, если ваша праведность не переродится, совершенно отделившись от той убогой и несправедливо именуемой праведности, какой вас научили книжники и фарисеи; если вы не станете истинно и намного более праведными, чем фарисеи и книжники, что намереваются быть праведными, умножая свои формальности, но без какой-либо существенной перемены в душе, то вы не войдете в Царство Небесное…