ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
«МАЛЕНЬКИЙ ИОАНН»
Мария Валторта получила наименование «Маленький Иоанн» в сопоставлении с великим Иоанном: евангелистом, тайнозрителем, которому Господь являл Свои Откровения, и апостолом, названным апостолом любви, – которому она уподобляется по духу и призванию.
ИИСУС ГОВОРИТ: У Марии «есть только одна сила: всепоглощающая любовь… Из-за такой любви, которая побеждает ее слабости, Я и выбрал ее». («Тетради 1944»)
Для явлений подобного рода – частных откровений, личность их «глашатаев» является одним из главных свидетельств, на которые следует обращать самое пристальное внимание, желая понять происхождение того источника, из которого они черпают свое вдохновение.
Мария Валторта обладала несомненным литературным дарованием. В своей автобиографии она вспоминает, что за то время, когда ее школьные подруги писали сочинение, она могла написать восемь различных вариаций на заданную тему. И не логичнее ли было девушке с подобным литературным талантом написать роман на популярную у широкой аудитории тему, под своим именем и получать личное признание и хорошие гонорары, а не скептические отзывы и неверие в ее искренность? К чему, кстати, Марию неоднократно склоняла ее мать, в надежде, что они смогли бы безбедно жить на доходы от ее литературных трудов. Но Мария неизменно отклоняла подобные предложения, входящие вразрез с ее жизненными ценностями и приоритетами. Мария не сама выбрала свое призвание. Призвание выбрало ее. А она лишь смиренно его приняла…
Итак, судите сами, могла ли эта смиренная, отдающая, жертвенная душа, послушная и преданная дочь Церкви, столь дерзновенно приписывать себе слова Самого Христа или его Пресвятой Матери.
Мария Валторта родилась 14 марта 1897 года в Италии, в городке Казерта. Ее отцом был Джузеппе Валторта, унтер-офицер кавалерии. Человек военный, но при этом удивительно мягкий, заботливый, терпеливый, любивший Марию всем сердцем
«Мой папа был моим защитником, моим возлюбленным, тем, кто понимал меня и делал счастливой… Как только у него появлялась возможность, он брал меня с собой в казарму смотреть на больших красивых лошадей, которые мне так нравились, возил меня за город, и мой ум открывался красоте и похвале Богу, который, по его словам, создал все для нашей радости. Или позволял мне играть в саду.
Я была влюблена в своего папу. Все ему рассказывала, обо всем спрашивала, а он все это выслушивал и исчерпывающе и терпеливо отвечал на все мои «почему», и это было немаловажно, потому что с первых дней жизни я была острым и вдумчивым наблюдателем и не успокаивалась, пока не чувствовала, что получила правдивый и точный ответ. Я так многому научилась у отца, что впоследствии учеба никогда не была для меня утомительной… В отношении моего ума он никогда не обращался со мной как с дитем, но при этом был исключительно добрым наставником. С ним я чувствовала себя уверенно, доверялась ему, его словам, его ласке, его пониманию. Еще маленькой девочкой я начала понимать, что значит: «Бог есть Отец», – просто глядя на своего отца. Сравнивая моего земного отца с моим Небесным Отцом, я поняла меру доброты, знания и любви Бога-Отца. И я полюбила Бога, потому что постигла, что значит быть Отцом.
Мой папа никогда не относился ко мне как к ребенку в том, что касается ума, и это раздражало мою мать, у которой был иной подход к воспитанию…» (Автобиография, часть 1)
Маму Марии Валторты раздражало не только это. Бывшая учительница французского Исида Фиораванци была полной противоположностью своему супругу: женщиной крайне эгоцентричной, авторитарной и сварливой, бесчувственной, иногда до откровенной жестокости, как по отношению к своему мужу, так и по отношению к дочери. Мать с рождения отказала дочери и в молоке, и в ласке, перепоручив заботы о ребенке нерадивой кормилице. Но милосердная Мария старается найти оправдание для мамы, ссылаясь на ее больную печень и строгие подходы к воспитанию, присущие многим учителям. «Уже имея больную печень, она вела себя как подавляющее большинство больных печенью… Я знала учителей, которые были снисходительными, знавала и людей с серьезными заболеваниями печени, которые были мягкими… но это исключения. Правило совсем другое, и мама укладывалась в это правило. Я едва различала предметы, с трудом передвигалась на своих детских ножках и с трудом произносила свои первые слова, но все уже было регламентировано дисциплиной, по сравнению с которой школа-интернат казалась мне карнавалом. А это все же была строгая школа. Я должна был различать добро и зло, а мне еще не было и двух лет! Мне все время казалось, что я вот-вот сорвусь в пропасть, и я дрожала, дрожала и дрожала. Горе тебе, если ты ошибешься!..» (Автобиография, первая часть)
У отца в семье не было права голоса, все главные решения принимала мать. А свою дочь она практически превратила в служанку-компаньонку, у которой не могло быть личной жизни, и все внимание которой, в первую очередь, должно было быть сосредоточено на удовлетворении ее собственных прихотей и желаний. Мария в своей автобиографии описывает мать как «правительницу дома, диктатора, … совершенного и непогрешимого. Слово ее – закон, ее желание – заповедь». Но Мария никогда не бунтовала, не отвечала непослушанием и нелюбовью, всегда была готова служить и почитать свою мать, вплоть до того, что непрестанно возносила молитвы и совершала благие деяния ради ее спасения в вечности. Но не подумайте, что Мария была неким забитым, безвольным существом, из чего и проистекала ее покорность деспотичной матери. Нет, Мария – волевая, умная, активная, инициативная девушка, полная любви к жизни и к природе, со множеством интересов в самых разных сферах. Ее послушание матери было прямым следствием ее любви, которую Мария сбережет, несмотря на всю ту черствость и непонимание, что будет неизменно получать в ответ.
Авторитарная мать будет всю жизнь решать за дочь, чем та должна заниматься, чему обучаться, имеет ли она право быть влюбленной и любимой. Так определив двенадцатилетнюю, привязанную к своему дому и родным Марию в закрытый колледж в Милане, она усугубит этот разрыв с семьей еще и тем, что решит, что девочке будет полезно изучать технические науки. И это вопреки желанию дочери и тому, что Мария уже тогда выделялась исключительными способностями к литературе. Совершенно не склонная к математике девушка будет вынуждена мучительно сдавать экзамены по нелюбимым и непонятным ей предметам. А после четырех лет, снова по настоянию матери, так и не закончив обучения, Мария покинет колледж.
Безразличная к вопросам религии, мать не считала, что ее дочери необходимо часто исповедоваться и причащаться. Девушке разрешалось бывать только на ранней воскресной Мессе. А в другие дни Марии приходилось посещать церковь тайком.
Первая любовь семнадцатилетней Марии будет тут же грубо и безжалостно пресечена. Мария получит от матери категорический запрет на какое-либо развитие подобных отношений и будет доведена до слез описанием всех тех «ужасных последствий», которыми они грозят молодой девушке. Вскоре ее избранник погибнет на Первой мировой войне. Мария очень сильно переживала это событие, вплоть до полного отчаяния и желания уйти из жизни. Ее вера в Бога сильно поколебалась в те дни. Но Господь не оставил ее без поддержки. Весной 1916 года Мария увидит сон, в котором Иисус, которого она тогда не узнала, жестом благословит ее и скажет: «Знай, что недостаточно не совершать зла, если в тебе все еще есть желание его совершить». Пробудившись от этого сна, Мария почувствует себя «полностью очищенной», «с душой, просвещенной чем-то, что было не от мира сего». От ее депрессии не останется и следа, а в сердце вновь воцарятся покой и радость.
В 1917 году Мария добровольно вступает в ряды сестер милосердия и в течение восемнадцати месяцев служит в военном госпитале во Флоренции. Она попросит направить ее к солдатам, а не к офицерам, чтобы «служить тем, кто испытывает страдания, а не флиртовать или искать мужа». Занимаясь делами милосердия, она все явственнее ощущает, что ее неумолимо влечет «все ближе к Богу».
После окончания войны Мария встретит Марио, и наученная горьким опытом, скроет свои чувства от матери. Но когда молодой человек все же решится прийти к ним домой, чтобы просить руки возлюбленной, мать прогонит его и расстроит их помолвку.
Судьбоносным для Марии станет 17 марта 1920 года, когда прогуливаясь по улице вместе с матерью, они окажутся невольными свидетелями разгона демонстрантов. Один из них, поравнявшись с Марией, что есть силы ударит ее по пояснице железным прутом:
«17 марта я вышла с мамой, чтобы поблагодарить нашу пожилую знакомую, одну бабушку, которая любила меня и которая сделала мне подарок на мой 23-й день рождения, 14 марта.
На обратном пути, уже недалеко от моего дома, пока я шла, подав руку маме, которая из-за заметно испортившегося зрения спотыкалась о каждый маленький выступ и падала, меня ударил по почкам маленький бандит, сын коммуниста и нашей портнихи. С железным прутом, взятым от кровати, он подошел ко мне сзади и, крича: “Долой господ и военных”, со всей силы нанес мне удар.
Шум был такой, что мама подумала, что он швырнул камень и тот отскочил, звякнув о тротуар. Но это был стук железа по моим позвонкам. Замечу, что из-за слабого сердца я не носила никаких корсетов, поэтому лишилась даже такой защиты. Я почувствовал столь сильную боль, что опустилась на колени. Ноги не держали меня. С трудом я смогла встать и доплестись до дома» (Автобиография, часть третья: 1919 г)
После этого удара, испытывая сильные боли, Мария будет оставаться прикованной к постели в течение трех месяцев, которые станут прообразом ее будущих страданий. И за это не столь продолжительнее время эта юная девушка сумеет пройти такой мощный внутренний духовный путь по отношению к страданиям, неизбежным для каждого в этом мире, какой многие не проходят и за всю жизнь! Сначала страдания терпят, подчас с гневом и ропотом, потом постепенно принимают, привыкают к ним, потом начинают осознавать их спасительную для души силу, благодарят и радуются страданию, а потом – желают за его плоды. Рациональный разум не может понять и принять подобного. Страдания для современного человека – это последнее, чего он желает в этом мире, то, чего каждый старается всеми силами избегать. Духовный смысл страдания, очищающего наши души, упорствующие во грехе, открывается не рациональному уму, а милостивому сердцу, очищенному, в том числе, и благодаря этим страданиям. Но в большой степени именно от человека зависит, как отразятся страдания на состоянии его души: принесут они ей пользу или вред. Важно, к чему в период испытаний склоняется воля человека: к унынию и отчаянию, к озлоблению и ропоту на Бога и ближних или к возрастанию в терпении, принятии, милосердии, в любви и доверии к Богу, который лучше нас знает, что полезнее для нашей души на ее пути к божественному совершенству. Много позже Мария расскажет своему духовнику об этом своем опыте. О том, как принятие страданий постепенно переходит в любовь: любовь, полностью отдающуюся Божественному промыслу, Божественному милосердию, наполненную доверием, смирением и благодарностью. Есть в христианстве и еще одна ступень в несении страданий, доступная лишь вершинам святости: добровольное принятие на себя незаслуженных страданий ради спасения других, ради искупления грехов мира, ради обращения душ к Богу. Сможет ли Мария подняться на эту, самую высокую ступеньку лестницы, ведущей в Небо?..
А пока следующим ее шагом на пути ко Христу стало прочтение Евангелия. Только в возрасте 25 лет Мария впервые прочтет целиком Евангелие от Луки. До этого она знала Евангелие лишь по тем фрагментам, которые читались на Мессе. И это чтение произведет на нее неизгладимое впечатление. Следующий ее шаг станет еще более впечатляющим: 1 января 1924 года, в возрасте 27 лет, Мария решит принять обет целомудрия.
В 1924 году семья Валторта переехала в Виареджо, находящийся на побережье к востоку от Флоренции. Здесь Мария будет вести уединенный образ жизни и под видом похода за покупками станет посещать Церковь и причащаться Святых Даров, не вызывая недовольства своей матери. Ее мечтой в это время было иметь все четыре Евангелия и «Историю одной души» святой Терезы Младенца Иисуса. Она приобретет их на карманные деньги. Автобиографию святой Терезы Мария прочтет за один присест. Ее поразит готовность столь юной девушки принести себя в жертву ради спасения других. «Единственной моей целью было бы исполнять волю Господа Бога и приносить себя Ему в жертву так, как Ему будет угодно». (Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика. «История одной души». Гл.10. Испытание веры (1896—1897). Мария твердо решит последовать ее примеру и сделает очередной шаг, предложив себя Богу в качестве жертвы милосердной Любви, что она и исполнит 28 января 1925 года.
Мария к этому времени уже ясно осознает, что главная потребность ее души – любовь и служение Богу и ближним. А главное в этом служении: помогать людям приходить к Богу, о чем она всегда горячо просила в своих молитвах. У нее крепнет решимость вступить в Третий Францисканский орден, мысли о чем уже давно приходили к ней, но она чувствовала себя недостойной встать в ряды «ополчения», желая прежде пройти через свое «чистилище»: «чистилище покаяния, чистилище обучения, чтобы очиститься и возрасти в познании своих обязанностей как христианина».
Первый орден – это орден для монахов мужчин, второй – для женщин, а третий – для мирян. В католической традиции есть такая практика, когда миряне дают монашеские обеты, но не уходят в монастырь, а продолжают жить в обществе, служа Богу и ближнему. Францисканский монашеский орден был основан святым Франциском Ассизским с целью проповеди не только словом, а главным образом делом, своей собственной жизнью, апостольской бедности, отрешения от мирских соблазнов, любви к ближнему и деятельной им помощи.
«Мы со святым Франциском были старыми знакомыми», – пишет Мария в своей Автобиографии. «В моем колледже, весной 1912 года, моя наставница, зная мою привязанность к этому святому, которого тогда очень мало почитали, дала мне прочесть книгу о нем: «Любовь, которая вдохновляет», если я правильно помню ее название. Никто не хотел читать ее первым, даже сестры. Наставница принесла ее мне со словами: «Вот, Вальтортино, ты, маленький францисканец, прочитай ее и скажи мне, понравится ли она остальным, чтобы ее можно было читать в трапезной». Это была новая книга, страницы которой еще не были разрезаны. Я погрузилась в чтение и, если раньше я любила этого Серафима интуитивно, то после этого я полюбила его в три раза больше, благодаря знанию. Я нашла своего святого. И даже в темные периоды моей юности моя привязанность к нему не ослабевала.
Более чем естественно, что теперь, вернувшись к Богу всей полнотой своей воли, я почувствовала, что меня как никогда тянет к Его Вестнику, к Носящему Стигматы из Ла Верны, к тому, кто, будучи плотью, смог через любовь ко Христу стать духом» (Автобиография, В Калабрии).
И вот очередной шаг: осенью 1928 года Мария вступает во Францисканский Третий орден, дополняя свой обет целомудрия еще двумя: нищеты и послушания. С декабря 1929 года она активно участвует в католическом миссионерском движении, что постепенно затрудняется из-за ее прогрессирующей болезни, причиной которой стал тот злополучный удар по позвоночнику.
Вот что Мария Валторта пишет об одном из эпизодов своей работы в миссии:
«В 1930-1931 учебном году конкурс был посвящен христианской нравственности. Прекрасный конкурс! Как много нужно было сказать! Как хорошо знать, что такое нравственность, и особенно христианская нравственность! Я активно этим занималась. Экзамены прошли с большим успехом. В Епархиальном управлении не знали, кого выбрать для епархиального экзамена, потому что во всех секциях было так много получивших высший балл. Им пришлось тянуть жребий для участия в епархиальном экзамене.
Я наградила лучших учениц поездкой в Пизу, чтобы посетить памятники архитектуры.
Целый год, ценой тысячи жертв, я откладывала деньги на эту поездку для моих маленьких девочек. Это был замечательный день, который они помнят до сих пор, и тем более замечательный, что я никогда не говорила об этом, и поэтому сюрприз был бесконечным. Люди должны выполнять свой долг ради долга, чтобы затем те, кто за них отвечает, вознаградили их. Вы так не думаете?
Пока я таким образом работала, в моем сердце росло странное беспокойство.
К началу 1931 года я почувствовала, как будто что-то предупреждало меня, что впереди опасность. Какая опасность? В чем именно? Небеса знают! Но! Ни со мной, ни в моей семье. Я была убеждена, что это общая опасность. И с этой убежденностью возникло желание работать, чтобы остановить ее. Но как мы можем предотвратить опасность, исходящую от того, что намного превышает нас самих? Только с Божьей помощью. И поскольку я чувствовала, что то, что приближалось, было большой, большой опасностью, я также чувствовала, что необходимо предложить Богу большой, большой урожай трудов. Молитвы было недостаточно. Необходимо было принести жертву.
Я всегда замечала, что в движении A. C. [«Католическое действие»] есть большая склонность к так называемым «крестовым походам». Крестовый поход чистоты, крестовый поход благотворительности, крестовый поход смирения… Все это прекрасные вещи, но для того, чтобы они принесли хорошие плоды, недостаточно заявить о них на несколько месяцев. «Человек не становится великим внезапно», – говорит святой Бернар. Добродетель не приобретается подобно дважды два четыре, скажу я. Нужно упорствовать в ней долгое время, прежде чем переходить к другой. В противном случае вы получите беспорядок, похожий на тот, что творится у импровизированного фермера, который сеет понемногу всего наобум, смешивая ранние растения с медленно растущими, раскидистые со стройными, в результате чего те погибают или выкорчевываются уже сформированными. Порядок необходим и в добре, потому что любая спешка, любой беспорядок уже сам по себе является злом.
Но среди бесконечных крестовых походов я всегда замечала, что один был упущен: жертвоприношение. Почему мы никогда не говорим с душами о силе, в дополнение к красоте жертвенности? Мы, христиане, имеем Бога как Того, Кто принес Себя в жертву и Кто сказал: «Нет ученика больше Учителя». Если вы сделаете то, что Я сделал до вас, то вы будете Моими друзьями. Почему же мы, христиане, так боимся страдания? Почему мы требуем, чтобы только Иисус был жертвователем, а мы освобождены от жертвоприношения?» (Автобиография, часть четвертая)
Летом 1931 года во время Мессы Марию посещает видение грядущих скорбей мира, касающееся, прежде всего, будущей мировой войны. В ответ эта удивительно сострадательная и милосердная душа предлагает себя Богу в качестве искупительной жертвы за грехи мира…
18 декабря 1932 года у Марии случился сердечный приступ прямо во время конференции, которую она мужественно доведет до конца. И далее, несмотря на свое состояние, она продолжает заниматься домашним хозяйством, готовить и делать покупки, о которых просит ее мать.
На Рождество она в последний раз участвует в Мессе, а 4 января 1933 года становится последним днем, когда Мария, с необыкновенным трудом, смогла выйти из своего дома. Под давлением матери она все еще продолжает заботиться о доме, пока может вставать. Но 1 апреля 1934 года она больше не сможет подняться с постели, где проведет всю оставшуюся жизнь до самой смерти, которая наступит двадцать семь лет спустя, в возрасте 64 лет…
В мае 1935 года в семейство Валторта входит Марта Дичиотти. Более чем на 26 лет Марта станет верным спутником Марии, ее ближайшей подругой, которая с любовью будет помогать и заботится о ней до самой смерти.
Через месяц умирает горячо любимый отец. Ее мать всю жизнь изводила этого кроткого человека, что доставляло Марии невыносимые страдания. И неизменно прощая матери все недоброе, что она причинила ей лично, Мария очень долго не могла простить ей столь частых слез своего отца. Вспоминая издевательства своей матери, она, в частности, отмечала, что «папа и я не имели права болеть». Боль утраты усиливается необоснованными обвинениями со стороны матери, укорявшей ее в безразличии к смерти отца. Мать становится еще более бессердечной и деспотичной. А вскоре, весной 1940 года, тяжело заболела и мать Марии. Мария глубоко страдала, не имея возможности помочь ей. Это привело к внезапному ухудшению ее собственного здоровья.
Мария перечисляет внушительный список обнаруженных у нее в то время заболеваний: 1. Поражение позвонков, вызванное ударом железным прутом 2. Опухоль яичников. 3. Миокардит, вызывающий боли в груди, лихорадку, а иногда и сердечную недостаточность или аритмию. 4. Парез, который постепенно приводил к потери моторных навыков частей тела, оставляя лишь свободу движения рук. 5. Неврит, поразивший зрительный нерв. 6. Пахименингит, который делал ее «окоченелой как мумия», по словам самой Марии. Малейшие движения заставляли ее кричать от боли. 7. Воспаление мочевого пузыря, распространяющееся на область таза и полости почек. Случались кровоизлияния в почках и мочевом пузыре. 8. Перитонит с симптомами обструкции кишечника. 9. Плеврит, образующий болезненные спайки. 10. Наконец, застой легких, который обострялся от рецидива к рецидиву.
Все это она называет своим «рабочим состоянием». Но Мария не ропщет, ее утешением становится осознание того, что страдания Спасителя были бесконечны, а она хочет во всем уподобиться Ему…
Мария никогда не стремилась ни к каким мистическим дарам и переживания. А к возможности общения с потусторонним миром она относилась со всей настороженностью здравого подхода. В 1941 году она впервые ощутила беззвучный «голос», отвечающий на ее вопросы, заданные самой себе. Это случилось сразу после ее спора с двоюродным братом, который увлекался спиритизмом. Мария ответила брату «насмешливыми, язвительными письмами».
«Три часа спустя, когда я размышляла над текстом, уже отправленным, и хвалила себя, приводя человеческие и более чем человеческие соображения и одобрения моего пламенного письма, я восприняла «голос»: «Не суди. Ты не можешь всего знать. Есть вещи, которые Я позволяю. Есть и другие, которые Я попускаю. И ни одна из них не бесцельна. Ничто не понимается вами людьми справедливо. Только Я – Судья и Спаситель. Подумай, сколько Моих слуг были восприняты как одержимые, потому что они говорили, повторяя слова, приходящие из таинственных миров. Посмотри, как многие другие – чья жизнь, казалось, прошла в самом набожном соблюдении Закона Божьего и моей Церкви – теперь среди тех, кого осудил Я. Не суди. И не бойся. Я с тобой. Посмотри: на мгновение ощути Мой Свет, и ты увидишь, что самый яркий человеческий свет – это тьма по сравнению с Моим Светом».
И я увидела, как отворяется дверь, большая бронзовая дверь, тяжелая, высокая… Она повернулась на своих петлях со звуком арфы. Я не видела, кто толкал ее, чтобы она медленно открывалась…. Из щели пробился свет, такой живой, такой праздничный, такой… нет прилагательного, чтобы описать его, он наполнил меня Небом. Дверь продолжала открываться, и из щели, становившейся все шире, река из лучей золота, жемчуга, топазов, бриллиантов, всех драгоценных камней, обращенных в свет, охватила меня целиком, погрузив в себя. Я поняла в этом Свете, что мы должны любить всех, никого не осуждать, всё прощать и жить только ради Бога. Прошло два года, но я все еще вижу это сияние…» (Тетради, 1943 год)
Но прежде чем начнется ее тесное общение со Христом, Мария продолжит свой путь очищения через страдание, что рождает в душе человека истинное милосердие к страданиям других. Господь позднее объяснит ей этот перерыв в их отношениях.
«В 1941 году в тебе уже было много семян: твоя любовь к Истине и твоя верность ей. Было много доброй воли, чтобы служить Мне и нести свет в сердца – даже ценой жестокости и нанесения ран, чтобы прокладывать дорогу для Света. Ты очень торопилась донести свои победы до Моей жажды сердец. У тебя было все. Но не хватало закваски милосердия …
Души – это пациенты с тем или иным недугом; они ранены или выздоравливают – и этим последним действительно повезло. Но если бы врач бездумно поступал со сломанными членами или истощенными органами, что бы произошло? И если он скажет: «Глупец! Это твоя вина, что ты такой! Прими это! Поделом тебе! Ты отвратителен?» В результате бедный пациент – или раненый, или выздоравливающий – будет деморализован, и впадая в депрессию, не сможет откликнуться. Без помощи он не сможет закрепить улучшение; раны станут еще более гнилостными или глубокими, потому что они не обрабатывались опытной рукой или были плохо обработаны неопытной …
Если бы я не остановил тебя своим «Не суди», заставив тебя задуматься, что даже в ком-то, явно менее подходящем для того, чтобы быть орудием Бога, Бог может присутствовать, ты бы разрушила своим насилием то, что Я связал вместе: шелковую нить, предназначенная для того, чтобы стать корабельным канатом, с тросами сверхчеловеческого милосердия и человеческой любви … Иди с миром. Твой Иисус ничего не делает без совершенной цели» («Тетради 1944»)
Его главная цель – это приближение каждого из нас к Его совершенству, и тем более тех, кто избран Им для особенного служения:
«Ты скажешь: «Ты явил себя так поздно, Господи». Поздно. Я бы хотел, чтобы это было намного раньше, дочь, но Я должен был работать над тобой, как ювелир над необработанным золотом. Я сформировал тебя дважды. В утробе матери, чтобы дать тебя миру, и позже в Себе, чтобы отдать тебя Небесам и сделать носителем Моего Света в мире. Я знал, когда ты придешь, и когда ты созреешь для служения. Бог не спешит, потому что Бог знает все о жизни Своих детей.
Пришел час, когда ты больше не женщина, а просто душа твоего Господа, инструмент, как ты сказала. И когда ты это написала, ты еще не знала, что моя любовь будет использовать тебя таким образом после столь многих лет испытаний. Теперь иди, действуй и говори в согласии с Моим желанием. Я не говорю «приказанием». Я говорю «желанием», потому что один приказывает подчиненным, а другой передает просьбу другу. Ты – мой друг.
И не бойся. Ничего и никого. Ни силы земли, ни силы ада не смогут навредить тебе, потому что ты со Мной. То, что ты говоришь, не твое слово, это Мое Слово, которое Я влагаю в твои уста, чтобы ты повторила Его глухой земле. То, что ты делаешь, это Моя сила, которую Я даю тебе на благо тех, кто умирает от духовного голода.
Ты не несчастная Мария, не слабая женщина, больная, одинокая, неизвестная, объект предательства. Ты мой любимый ученик, и Я клянусь тебе, что, даже если весь мир пойдет на тебя войной, он не сможет забрать у тебя то, что Я дал тебе, потому что Я с тобой…» («Тетради 1943»)
Мария Валторта стала одной из тех «малых»: безвестных, простых, любящих и смиренных душ, которых Господь, начиная с апостолов, зачастую избирает в качестве своих непосредственных служителей. В своих беседах с Ним Мария очень часто будет выражать удивление по поводу полученных ею милостей, считая себя наименее достойной подобного избрания и признаваясь во множестве недостатков.
Но у нее было главное: любовь к Богу и ближним. И потому Иисус выбрал ее, чтобы она стала «орудием своего Бога», «маленьким безымянным голосом», который уступает место Слову, говорящему, чтобы призвать души к Свету.
ИИСУС ГОВОРИТ: «Бог приходит к смиренным. Пусть это объяснит вам, почему те, кто избран возвещать благодать, получать откровения, быть носителями Божественной воли или распространителями Слова, обычно ничтожны в глазах мира, но на которых Бог почивает Своим Духом, чтобы открыть их глаза и уши для сверхчувственного восприятия, способного прозревать за границы человеческого в Божьи пределы». («Тетради 1943»)
В 1942 году в жизнь Марии входит священник-миссионер о. Ромуальдо Мильорини, на четыре года ставший ее духовным наставником. Пораженный великодушием, силой и красотой этой души, в своих страданиях лишь возрастающей в вере, смирении и любви, он просит Марию написать свою биографию, так как последняя была уверена, что скоро умрет. Мария согласится сделать это при условии, что ей разрешат рассказать все: «и хорошее и плохое», отразив подлинные проявления ее души.
Впоследствии, в одном из наставлений Иисус объяснит Марии причины, по которым Он вдохновил отца Мильорини попросить ее написать автобиографию:
«…Я сделал это, потому что знал, что это принесет тебе пользу. Пока ты писала, ты отбросила всю горечь, весь яд и всю ту закваску, что жизнь вложила в тебя. Ты очистила себя от этого. Тебе нужно было снова рассказать самой себе все, что ты пережила, и поведать об этом сердцу христианки. Это для вас лучшее утешение, пока вы остаетесь людьми. Тебе было нужно, так сказать, подвести некую духовную бухгалтерию, чтобы понять, сколько ты дала Богу и от Него получила, и сколько дала людям и получила от них.
Взятые по одному, события жизни или слишком черные, или слишком розовые, и люди, оценивая их, часто впадают в заблуждение. Когда же все они выстроены, упорядочены, как в мозаике, видно, что чернота необходима для того, чтобы розовый цвет не выглядел слишком крикливо. Видно, что все гармонично вписывается в рисунок, задуманный для вас самим Благом, и то, что вами от Него получено, бесконечно больше, чем то, что вы отдали: будь то Богу, будь то ближнему. Тогда отпадает всякий эгоизм, гордость, злоба, и душа становится благодарной, смиренной и человеколюбивой, достигая полного прощения.
О, те, кто прощает! Это наиболее близкие Мои подобия, ибо Я простил всех и продолжаю прощать. Тогда человек становится духовным.
Вот почему Я пожелал, чтобы ты подверглась и такому болезненному испытанию. Пока ты вспоминала и записывала, ты испытывала страдания, зато твоя душа освободилась от всего того человеческого, что препятствовало твоему развитию от существа, в большей степени, человеческого до создания духовного. Ты действовала, словно куколка, выходящая из кокона: оболочка, заключавшая твой дух в темницу, отпала как нечто мертвое, и твоя душа расправила свои крылья.
Теперь сумей всегда удерживать их раскрытыми, чтобы оставаться в вышине и в Божьем свете. Все остальное воспринимай только как эхо, как отражение: единственным голосом в твоем сердце пусть будет Мое Слово, а единственным зрелищем – твой Иисус. Потом приду Я Сам, и наступит бесконечный Мир» («Тетради 1943»)
Мария достойно прошла и через испытание богооставленностью, одно из самых тяжелых для тех, кто уже познал присутствие Бога в своем сердце, и в котором проверяется и укрепляется вера человека, остающегося преданным Христу и в подобные тяжелые моменты, когда столь желанный Свет, Мир и Любовь вдруг отступают, позволяя Тьме окружить душу. Есть в Автобиографии Марии и такие слова, говорящие тем, кто способен это понять, о той духовной высоте, до которой доросла с Божией помощью эта самоотверженная душа:
«Чем больше Бог отступает, тем больше я люблю Его всем своим существом, в духе смирения, терпения и послушания, признавая, что я этого заслуживаю. Я постоянно совершаю деяния веры, потому что знаю – даже если я не ощущаю Его – Он все равно рядом со мной, и я говорю Ему это; деяния надежды, потому что надеюсь, что по Своей доброте Он сократит это испытание, и тогда я смогу удостоиться высшего блага; деяния любви, поскольку, чтобы побудить Его вернуться, я говорю Ему, что люблю Его, чего бы мне это ни стоило, и любила бы Его, даже если бы Он больше не стал обо мне заботиться; и дела раскаяния, потому что признаю, что согрешила и заслуживаю Его наказания. Затем, в отношении ближнего, я использую это мое испытание, предлагая свое страдание в жертву Богу, чтобы привлечь те души, которые не ищут Его или ищут плохо, к пламенному исканию Бога. Время моей ночи, таким образом, становится временем света…» (Автобиография)
Несколько месяцев спустя после того как Мария начала получать видения, умерла ее мать, так и не узнав о возвышенном начинании своей дочери. Мария любила ее, несмотря ни на что, «любила ее такой любовью, что даже черствость матери не могла утомлять или уменьшить ее». Дома остаются только Мария и Марта.
Во время ее непрерывной работы, ее жизни в постоянной молитве и ее страдания, охваченного радостью искупления, Мария умоляла Бога не допускать внешних признаков ее активного сопричастия Христу, который использовал ее как Своего верного «глашатая» и «перо»
ИИСУС ГОВОРИТ: «Мой «глашатай» – те из вас, кто близко с ней знаком, знает – всегда была против любых нарушений ее тайны, всех форм публичных откровений, любого превозношения в ее честь. Она «фиалка» не без причины. Если Я дал ей это имя, Я знаю почему. Она страдает от откровенных вторжений и актов восхваления. Она не любит фимиама для себя. Она хочет, чтобы все это было отдано ее Учителю, Иисусу …» («Тетради 1944»)
Иисус называл Марию «фиалкой Креста», что связано и с тем самым первым видением, которое Мария получила 22 апреля 1943 года, когда она увидела вершину Голгофы, и на ней, прямо под Крестом, кустик фиалок, один из бутонов которого был раскрыт и тянулся вверх, в сторону Того, Кто был распят на этом Кресте. А еще до этого видения Мария Валторта начала свою автобиографию с таких слов:
«Какое название дать этой правдивой истории? Название цветка. Какого цветка?
В то время, когда я родилась, боярышник усыпал живым снегом доселе оголенные изгороди, и его соцветия, белые, как перья, потерянные летящим голубем, ласкали красно-коричневые шипы на его ветвях. В некоторых итальянских городах дикий боярышник называют «Тернии Христа» и говорят, что терновый венец Искупителя был сделан из его ветвей, которые, хотя и были мукой для плоти Спасителя, являются защитой для гнезд, вновь наполненных шорохом и любовью.
У ног боярышника, цветка, постового по своему одеянию и христианского в своем смирении, кротко источает свой аромат фиалка… Аромат больше, чем цветок … легкий и в то же время пронзительный аромат, скромный, но упорный цветок, который довольствуется всем, чтобы жить и цвести.
Я хотела бы назвать эту жизнь именем одного из этих двух цветов, и особенно фиалки, которая живет в тени, но знает, что солнце светит на нее, чтобы дать жизнь и тепло. Она знает его, хотя и не видит, и отдает свой аромат, источая всю себя в благоухании любви, чтобы сказать «спасибо».
Я тоже, хотя и кажусь забытой вечным Солнцем, знаю – и душа не раскрывает своей царственной тайны, – что Он, мое Солнце, Он надо мной, и всем своим существом я выдыхаю Ему свое сердце, чтобы сказать: «Спасибо Тебе за то, что Ты меня любишь!»
В одном из наставлений Иисус сказал Марии:
«Пусть дар, который Я дал тебе, никогда не вызывает у тебя гордости, побуждая поверить во что-то не то о себе.
Ты – ни что иное, как глашатай и канал, в котором течет волна Моего Голоса. Но, так как Я взял тебя, Я мог бы взять любую другую душу. Приняв это, она могла бы стать каналом и глашатаем Голоса Христа, потому что Мое прикосновение творит чудеса. Но ты – это ничто. Ничто более, чем кто-то, пребывающий в любви.
Мои глашатаи находятся либо среди чистых, либо среди грешников, которые действительно преобразились.
Посмотри на основную группу апостолов: кому я дал власть? Петру. Человеку, который пришел ко Мне на пике своей мужественности, пережив похождения и страсти молодости и зрелости. Человеку, в котором все еще было так много человека, что после трех лет общения со Мной, он жестко отрекся.
Кому Я открылся и дал Откровение? Иоанну, плоти, которая не знала женщину, и тому, кто был священником, еще до того, как стал им. Он был чист и влюблен.
Кому я позволил прикоснуться к Моим чистым и божественным членам до и после Воскресения? Марии Магдалине, а не Марфе.
Петр и Мария – новообращенные, Иоанн – чистый. И так всегда.
Но Петру, в котором скрывалась гордость – «Учитель, даже если все остальные предадут Тебя, я не предам Тебя» – Я не отдал того, что Я дал Иоанну. И Петр, зрелый человек и глава основной группы, должен был просить Иоанна – мальчика по сравнению с ним – спросить Меня, кто предатель. И именно Иоанну Я открыл последние времена, а не Петру, главе Моей Церкви.
Я говорю, где хочу, Я говорю с тем, с кем Я хочу. Я говорю так, как хочу. У меня нет ограничений.
Единственным ограничением, которое не ограничивает Меня, но препятствует пришествию Моего Слова, являются гордость и грех…
Будь Иоанном и Марией, и ты станешь голосом Голоса… Искорени грех и гордость. Взрасти милосердие, смирение, чистоту, веру и покаяние. Это растения, под которыми Учитель занимает Свое место, чтобы наставлять Своих овец» («Тетради 1944»
ИИСУС ГОВОРИТ: «Быть моим глашатаем – значит войти в аскезу, которую не налагает никакое монашеское правило. Мое Присутствие налагает сверхъестественную сдержанность, самообладание, отрешенность от вещей, духовный пыл, суровое покаяние, великодушие в страдании и живую веру – как ничто другое в этом мире.
Это дар, но он отбирается, если тот, кому он дается, отходит от духа и вспоминает, что он плоть и кровь.
Это страдание, но если это страдание, которое сокрушает плоть и кровь, оно обладает в себе – и с собой – прожилкой такой сладости, что манна древних евреев является горькой полынью по сравнению с ней.
Это слава, но это не слава этой земли…» («Тетради 1943»)
Пусть вышесказанное послужит нам теми критериями, что помогут отличать истинного пророка от того огромного множества лжепророков и лжепровидцев, что наводнят землю в последние времена, как о том предсказано в Евангелие. Как те современные «пророки», чья жизнь по существу не сильно отличается от жизни тех, кто мало знаком с учением Христа. В ком нет ни тени истинного аскетизма, смирения, жертвенности. Чьи проповеди сродни шоу современных «звезд», а пиджаки блистают не меньшим количеством страз. Чьи «пророчества» уводят человека от Церкви, созданной Христом для нашего спасения, создавая различные замкнутые сами на себе и на своем «пророке» сообщества. Те, кто радуется личной славе, даже если заявляет об обратном. Кто требует признания и послушания. Чьи слова приспосабливают учение Христа под образ жизни современного, бездуховного человека, не желающего ограничивать себя ни в чем и отказываться от каких-либо благ этого мира: поверь в Иисуса, и ты спасен! И радостно живи дальше, особенно не меняя ни себя, ни своего образа жизни. Образ жизни, личные качества того, кто дерзает называть себя «Божьим глашатаем», должны являть нам убедительный пример, как изменяется душа от общения с Богом, становясь все более на Него похожей.
Но пусть эти же слова Христа станут для нас и предостережением от впадения в другую крайность, когда всемогущему Богу отказывают в желании и возможности общаться с нами напрямую, лично. Когда любое свидетельство Его живого присутствия и участия в нашем мире объявляется невозможным, ложным, впадением «в прелесть» или вторжением мира инфернального. Последнее особенно грустно. Врагу рода человеческого не отказывается в его беспрепятственном действии в нас и в нашем мире, а вот возможность такого участия в нас Бога – тотчас подвергается сомнению. Но неужели Господь не принимает неустанного участия в жизни каждого из нас и всего мира в целом?! Тем более Он не оставит своих заблудших детей в такие тяжелые в духовном отношении времена, когда человеку как никогда требуются Божественные помощь и поддержка и те вечные ориентиры, что станут путеводными маяками на нашем пути к Свету из той духовной тьмы, что все более сгущается на земле с каждым годом. Трезвое рассуждение, безусловно, необходимо в каждом конкретном случае. А в помощь к вышеназванным критериям в отношении личности Божьего избранника, можно добавить и тот совет, что дан нам в Евангелие: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри — хищные волки. По плодам их узнаете их» (Мтф.7:15). Главным плодом того, что приходит от Бога, будет возрастание душ в вере, добре и любви, их обращение от тьмы к Свету, от зла к Добру, от земного к Небесному.
ИИСУС ГОВОРИТ: «Напиши еще раз. Там, где есть чудеса истинного и прочного обращения, гораздо большие, чем чудеса необыкновенных и внезапных исцелений, там есть Бог и Его Дева. Если бы Сатана создал эти явления для того, чтобы обратить тех грешников, которых вы не в состоянии обратить, пришлось бы сказать, что Сатана святее вас и больше заботится о славе Божией и здоровье душ, чем вы…» («Записные книжки», 25.05.48)
А труды Марии Валторты переведены бескорыстными ее почитателями уже на более чем 30 языков, и вот уже 70 лет распространяются по всему миру безо всякой рекламы, от сердца к сердцу, что благодаря ей открылись для Христовой Любви. Той Любви, что переполняя Собой, не может не вызвать желания поделиться Ею с другими, чтобы и в их жизнь вошли Путь, Истина и Жизнь, что единственно способны преобразить наши души и нашу жизнь, наполнив их миром, добром, радостью, смыслом и всем тем, что мы получаем в живом общении с Богом, рассеивающим любой мрак, сомнения, печаль, одиночество, бессмысленность и отчаяние.
Первые издания сочинений Марии Валторты начали публиковаться без упоминания ее имени в последние годы ее жизни. И сразу обретя тех, кто принял ее работы всей душой и стал помогать ей в их распространении, Мария успела столкнуться и с тем весьма предсказуемым отторжением, что ее труды вызвали среди «книжников и фарисеев» нашего времени. Например, в кругах высшей церковной администрации, которая предпочтет скорее отмахнуться, чем признать книгу, где почти после каждой гневной, обличительной речи Христа, обращенной к священникам того времени, забывшим о своем предназначении, идет комментарий Иисуса, перенаправляющий эту речь к священникам современности, вновь превращающим Дом Бога в «торжище» и «вертеп», а на ясное учение Христа накидывающих покров столь многих человеческих знаний, утрачивая под этой «мякиной» истинный Дух Евангелия – Хлеба Жизни. А для гордыни некоторых современных «книжников» – теологов и богословов, будет весьма болезненно признать тот факт, что простой, неученой женщине было открыто то, о чем они дискутируют уже столько лет, доказывая каждый свою правоту, и что с легкость решается на этих страницах, обесценивая многие годы их жизни, растраченной на доказательство какой-нибудь сомнительной гипотезы, которой ими были посвящены тома пространных рассуждений.
ИИСУС ГОВОРИТ: «Однажды Господь скажет им: «Я говорил, и вы не узнали Меня. Я взял, по слову Моему, «малого» и поставил его среди вас, учителей, и поручил ему говорить вам Мои слова, ибо Духу Господню угодно открываться смиренным, с которыми Он общается, как отец со своими детьми, находя в них покой. Я пришел, и вы не приняли Меня. Я говорил, а вы не слушали Меня. Я звал вас и приглашал войти в комнату Моих сокровищ, которую Я открыл для вас, а вы не пришли. Моя любовь не тронула вас. Вы отрицали Мое учение, говоря, что оно не может быть добавлено к тому, что Я проповедовал в Палестине. Я хотел сделать вас богатыми, хотел сделать вас учеными, хотел дать вам в руки инструмент, обогащенный новыми нотами, чтобы вы могли воспевать бесконечные, многими не учтенные милости Божьи, обращая сердца; Я хотел, чтобы вы были святыми: Мое знание – это любовь, и нет ей предела, потому что учение Христа – это Бог, а Бог бесконечен в Своей любви и во всех других Своих качествах, и тот, кто знает больше, любит больше, а тот, кто любит больше, освящается» («Книга Азарии»,11.08.46)
Но и среди современных священников и богословов нашлись многие, что не смогли погрешить против Истины, и с высоты своих знаний и опыта объективно и непредвзято оценили всю ту безмерную духовную глубину, что содержит это произведение. И они однозначно свидетельствуют, что создать подобное произведение было не под силу не только одной женщине, какой бы гениальной она не являлась, но и целой армии ученых и богословов.
Одним из таких честных и непредвзятых священников и богословов оказался блаженный Габриэле Аллегра – итальянский священник-францисканец, ученый-библеист, лингвист, социолог, философ, впервые переведший все книги Библии на китайский язык. Он написал очень много слов в признание подлинности Источника, из которого черпала Мария Валторта. В частности, он пишет:
«Поэма о Бого-Человеке» [так называлось первое издание книги] не заслуживает того, чтобы ее игнорировали с той уверенностью и самонадеянностью, которая характерна для многих современных богословов. В Церкви есть Дух, и поэтому есть харизмы Духа. Я думаю, только с харизмой Святого Духа – только с Его помощью – бедная больная женщина, обладающая ограниченной библейской культурой, смогла написать за три года 20 000 страниц, что при печати эквивалентно 10 томам. И каких страниц! И я также отмечаю, что некоторые речи Господа – основные темы которых только упомянуты в Евангелиях – развиты в этой работе столь естественно, с нитью мысли, столь логичной, столь спонтанной, столь неразрывно связанной со временем и местом происхождения событий, которых я не нашел среди самых известных экзегетов.
Я мог бы процитировать лишь беседу Господа с Никодимом и беседу о Хлебе Жизни. Но экзегеты, обученные «методу истории форм» никогда не смирятся (!), чтобы взглянуть на эту работу, где многие проблемы решаются с удивительной легкостью, и где встречается так много высказываний, из которых у нас, к сожалению, была только тема… Никто не сможет заставить меня поверить в то, что немощная калека только в силу своих пылких религиозных чувств написала эту Поэму…
И больше всего меня удивляет то, что госпожа Валторта никогда не допускает богословских ошибок; напротив, она облегчает читателю раскрытие тайн, переводя их на доступный и современный язык…» (Выдержки из дневника Блаженного Г. Аллегра. Электронный ресурс: http://www.maria-valtorta.org/ValtortaWeb/MariaValtorta16.htm)
Упомянутый о. Габриэле Аллегра «доступный и современный язык» этой книги – это еще одно чудо, явленное нам посредством этой работы. Возможно, у вдумчивого читателя давно зрел вопрос: «А как Мария Валторта понимала то, что слышала? Она знала древние языки?»
Хороший вопрос! И он дает нам возможность поделиться еще одним удивительным фактом. Мария, за редким исключением, понимала все, о чем говорили участники явленных ей Евангельских событий. Она слышала внутренним слухом и воспринимала услышанное на своем родном итальянском языке! Это чудо, возможно, сродни тому, что произошло в День Пятидесятницы, когда апостолы вдруг заговорили таким образом, что каждый слышал их говорящими на их родном языке: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деяния Апостолов 2:6-12).
Преломляясь через сознание Марии, древняя речь обретала то современное звучание и тот доступный ей понятийный аппарат, на котором Мария выражала воспринятый ею смысл произносимого. Ну а то, что всемогущий Господь в Своих прямых обращениях к Марии говорил с ней на ее родном языке, вполне естественно. Все те, кто когда-либо был удостоен этой великой чести, неизменно общались с Господом подобным образом. Всемогущий Господь всегда обращается к собеседникам на понятном им языке, используя доступный и современный им понятийный и образный ряд.
ИИСУС ГОВОРИТ: «Знай, что Я приспосабливаю явления к окружающей обстановке и к цели, для которой Я их создал. На тебя возложена миссия быть голосом для мира. Ты должна петь гимн Милосердия и Любви, Мудрости и Совершенства для всех ушей и сердец, для всех умов и душ. («Тетради 1943», 18.12.43)
Нельзя не упомянуть еще об одной духовной высоте, взятой Марией Валтортой. Святые Отцы оставили нам описания наивысшего духовного состояния, которое называется духовным восхищением, при котором подвижник погружается в созерцание горнего мира, соединяясь, сливаясь с ним всем своим существом. Такие состояния удел немногих и чаще всего они не длятся долго, так как находясь в таком состоянии, человек теряет связь с этим миром и уже не может действовать в нем. А Мария Валторта последние годы своей жизни, примерно с 1956 года, провела в состоянии подобного духовного восхищения, отстранившись от внешнего мира и всей душой погрузившись в мир иной. Ее глаза оставались ясными, состояние спокойным. Она никогда ничего не просила и позволяла себя кормить, как ребенка. Когда ее спрашивали о каких-то существенных обстоятельств, касающихся ее произведений, она всегда отвечала, кратко и точно, будто на короткое время выныривая из своего состояния неприкосновенности.
Господь, зная, что для чуткой души Марии будут тяжелы, как негативные отзывы о ее работе, так и любое превозношение в ее адрес, заранее известил ее о той участи, которую Он уготовал для нее, послав ей откровение о том духовном мире и защите, которые она получит после того, как ее работы станут известны миру:
«… во время твоей последней остановки на земле Я погружу тебя в обитель Марии. Туда, куда беспокойство не входит, потому что Она есть Матерь Покоя. Туда, куда не входит враг, поскольку Она – его Победительница.
Пусть Мария научит тебя высшему пламени милосердия – Она, которая является Дочерью, Матерью и Супругой Милосердия.
Разорви все связи между собой и миром. Живи в Иисусе и Марии. Помни, что, даже если бы человек отдал бы все свои богатства, чтобы обладать любовью, это бы ничем, ибо Любовь такова, что в сравнении с Богом – Любовью вашей души, истинной целью вашей жизни – все теряет ценность. Уметь Любить – единственное, что имеет значение. И любовь всепоглощающа, когда ради Нее можно отказаться от всего, что имеешь» («Тетради 1943»).
ИИСУС ГОВОРИТ: «Но ты, моя маленькая Мария, мой маленький Иоанн, ты одна знаешь все обо Мне и Марии. Ты проживала Нашу жизнь, была рядом с Нами. Дышала воздухом нашего дома, дома Иоакима, а затем Марии, Нашего Назарета, всей Палестины. Ты чувствовали запах хлеба, испеченного Марией, холстов, выстиранных Ею, Моего и Ее девственного Тела. Ты обоняла бальзамы Марии Магдалины, гниль воскресшего Лазаря, запах агнца и вина Пасхальной Вечери и запах Моей Крови, пролитой в Страстях. Ты считала наши дыхания, голоса, взгляды, поступки, уроки, чудеса.
…О Мой распятый последователь, Я хотел дать тебе за твои долгие страдания совершенное, полное знание о Нас, такое, какого не имели святые и ученые.
И время не терпит отлагательств. Только широкое познание Меня может спасти. И Тому, Кто отдал Мне все, отдаю и Я, чтобы многие через жертву, получившую все от Моей любви, обрели жизнь». («Тетради 1945-1950», 15.08.49)
И Мария, получившая этот бесценный дар, смогла передать его нам столь безошибочно, точно, детально, ярко, не привнеся ничего своего и с такой любовью, заключенной в каждом написанном слове, что мы получили удивительную возможность буквально увидеть ее глазами многие события из жизни Христа, Его Пресвятой Матери, его апостолов и учеников во всей их красоте, мудрости и полноте. Картины, описываемые Марией, настолько живы и убедительны, что позволяют ощутить подлинное сопричастие и сопереживание этим священным событиям, в которых нам все более глубоко и многогранно открываются их участники, и в первую очередь, Сам Христос, пожелавший с помощью этой книги помочь нам узнать Себя таким, какой Он есть: истинная, безмерная, безграничная и самоотверженная Любовь!..
Мария Валторта отошла ко Господу в своей комнате в Виареджо 12 октября 1961 года, на 65-м году жизни и 28-м году ее немощи. В тот самый момент, когда священник произнес слова, отпускающие душу христианина из этого мира, Мария испустила последний вздох. Казалось, это был последний акт ее послушания. Десять лет спустя, 12 октября 1971 года, ее останки были эксгумированы и помещены в семейную нишу. 2 июля 1973 года с разрешения гражданских и церковных властей они были переведены из Виареджо во Флоренцию, чтобы быть погребенными в Капелле базилики Святейшего Благовещения, где могила Марии Валторты почитается и поныне.
Мария погребена в самой непосредственной близости от Алтаря капеллы. На могильной плите есть такие слова: «Писательница вещей Божественных». Здесь всегда живые цветы, фотографии, открытки со словами благодарности от тех, кому ее труды помогли узнать Христа или вернуться к Нему, помогли понять смысл этой жизни и получить все необходимые наставления и примеры, чтобы встать на истинный путь: Путь Любви. Люди свидетельствуют и о той помощи, которые получают по молитвам к самой Марии Валторте, чья жизнь без преувеличения может быть названа воистину святой. Ведь святой – это тот, кто всего себя отдал на служение Богу и ближним…
(Фактические биографические сведения о жизни Марии Валторты почерпнуты из источников: Мария Валторта, «Автобиография», итальянское издание CEV; электронные ресурсы: «Личность и творчество Марии Валторты», http://www.valtorta.org.au/Valtorta_Person_Works.html8 и «Автобиография Марии», http://www.maria-valtorta.org/ValtortaWeb/027.htm).