ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение Иисуса.

В канонических Евангелиях

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Матф.3:1-17)

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мар.1:2-11)

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
(Лук.3:1-18)
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Лук.3:21-22)

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
(Иоан.1:19-34)

Евангелие как оно было мне явлено

Вся 45 глава

   Того же, 3 февраля 1944, вечером

   1Вижу равнину, лишенную селений и растительности. Нет ухоженных полей – и растения, крайне редкие и малочисленные, тут и там, где почва на глубине менее высохшая, нежели в других местах, собраны в пучки, словно в растительные семейства. Надо отметить, что эта засушливая и невозделанная местность находится справа от меня, она же – у меня за спиной, на севере, и она же простирается в южном относительно меня направлении.

  Слева же вместо нее я вижу реку с очень низкими берегами, что неторопливо течет также с севера на юг. По весьма медленному течению воды я понимаю, что в ее русле не должно быть перепадов, и что эта река протекает по равнине достаточно гладкой, чтобы являться низменностью. Движения этого едва хватает, чтобы вода не застаивалась в болото. (Вода неглубока: настолько, что виднеется дно. Полагаю, не больше метра, максимум, полтора. Шириной она как Арно возле Сан Минато – Эмполи, то есть, метров двадцать. Однако я не могу точно определять на глаз). Она голубого цвета и слегка зеленоватая у берегов, по которым благодаря влажности почвы тянется полоска густой зелени, радующей взор, устающий от того каменистого и песчаного уныния, что перед ним раскинулся.

   Тот внутренний голос, который – как я Вам объясняла – я слышу и который указывает мне, на что я должна обратить внимание и что узнать, удостоверяет, что я вижу долину Иордана. Называю ее долиной, потому что так говорят, чтобы обозначить место, где протекает река, но здесь такое название не совсем подходит, ведь долина предполагает наличие гор, а гор я тут поблизости не вижу. Но, как бы то ни было, я около Иордана, и пустынное пространство, которое я наблюдаю справа, это Иудейская пустыня. Если место, где нет жилищ и нет следов человеческой деятельности, справедливо назвать пустыней, то оно все же не соответствует нашему представлению о пустыне. Здесь нет волнистых песков пустыни, как мы ее понимаем, но лишь голая земля, усеянная камнями и обломками, наподобие заливных земель после паводка. В отдалении видны холмы.

   И при всем этом возле Иордана чувствуется великое умиротворение, какое-то особенное, превосходящее обычное, подобное тому, какое отмечается на берегах Тразимено.[1]. Это место, которое, кажется, хранит память о летящих ангелах и небесных голосах. Не могу выразить точно, что я испытываю. Но у меня такое чувство, будто это место разговаривает с моей душой.

[1] Известное озеро в Италии. 

 2Наблюдая все это, я вижу, как пространство вдоль правого (относительно меня) берега Иордана заполняется людьми. Это множество мужчин, одетых по-разному. Некоторые кажутся простолюдинами, другие – из обеспеченных, не обходится и без таких, кто по одежде, украшенной бахромой и галунами, напоминает фарисеев.

   Посреди них на валуне стоит мужчина, в котором я, хотя и вижу его впервые, тотчас узнаю Крестителя. Он обращается к толпе, и – уверяю вас – это не какая-нибудь слащавая проповедь. Иисус называл Иакова с Иоанном «сынами грома».[2] Но как тогда назвать этого неистового оратора? Иоанн Креститель заслуживает наименования грома и молнии, лавины, землетрясения: настолько он суров в своих речах и стремителен в своих движениях.

[2] Мк. 3:17 (330.3 и 575.8). 

  Он предвещает Мессию и призывает приготовить сердца к Его приходу, искореняя из них всё препятствующее и исправляя помышления. Однако речь его бурная и жесткая. У Предтечи нет легкой руки Иисуса, чтобы возлагать ее на сердечные раны. Он – лекарь, который обнажает рану, копается в ней и безжалостно режет.

   3Пока я его слушаю – и не воспроизвожу его слов, поскольку они приведены у Евангелистов[3], только добавьте к ним страсти, – вижу, как по дорожке, идущей вдоль края тенистой и поросшей травой береговой линии Иордана, приближается мой Иисус. (Эта сельская дорога, скорее даже тропинка, чем дорога, протоптана, кажется, караванами и путниками, что годами и столетиями проходили по ней, чтобы добраться до места, где русло реки поднимается и ее легко перейти вброд. Тропинка тянется по той стороне реки и теряется в зелени на другом берегу).

[3] Мф. 3: 1–12, Мк. 1: 1–8, Лк. 3: 3–18, Ин. 1: 19–34.

  Иисус один. Он идет медленно, выступая из-за спины Иоанна. Бесшумно приближается и начинает слушать этот грохочущий голос Покаяния пустыни, будто бы Иисус – один из тех многих, что пришли к Иоанну, чтобы принять крещение и очистить себя для прихода Мессии. Ничто не отличает Иисуса от остальных. Одеждой Он похож на человека из народа, правильностью черт лица – на благородного господина, но никакими божественными признаками Он в толпе не выделяется.

   Тем не менее, Иоанн словно бы чувствует исхождение некой особой духовности. Он оборачивается и тут же определяет источник этого исхождения. Он порывисто спускается с валуна, служившего ему амвоном, и проворно идет к Иисусу, который остановился в нескольких метрах от скопления людей, прислонившись к стволу дерева.

   4Мгновение Иисус и Иоанн пристально глядят друг на друга. Иисус – Своим небесным, таким мягким, взором. Иоанн – своими суровыми черными глазами, сверкающими как молнии. Эти двое, находясь рядом, оказываются двумя противоположностями. Будучи оба высокими – это единственное сходство, во всем остальном они совершенно различны. Иисус – светлый, с длинными и опрятными волосами, с лицом цвета слоновой кости, голубыми глазами, в простом, но достойном одеянии. Иоанн – косматый, с черными волосами, жесткими и неровно ниспадающими на плечи, с черной редкой бородой, покрывающей почти все лицо, но при этом позволяющей заметить его впалые от поста щеки, с черными лихорадочными глазами, с темной кожей, смуглой от солнца и ненастий и густо покрытой волосами, полуголый в своей одежде из верблюжьего волоса, стянутой на поясе кожаным ремнем и прикрывающей лишь его туловище, едва доходя до худых бедер и оставляя открытыми с правой стороны рёбра, единственный покров которых – кожа, задубевшая на ветру. Рядом они смотрятся как дикарь и ангел.

  Иоанн, испытующе поглядев своими проницательными глазами, восклицает: «Вот Агнец Божий. Отчего это Господь мой приходит ко мне

   Иисус спокойно отвечает: «Чтобы совершить обряд покаяния».

 «Ни за что, Господь мой. Это я должен приходить к Тебе за освящением, а Ты идешь ко мне?!»

   Иисус же, кладя ему на голову ладонь, так как Иоанн склонился перед Иисусом, отвечает: «Позволь, будет по-Моему, дабы всякая правда была доведена до конца и твой обряд по­ложил бы начало более высокому таинству, а людям было возвещено, что Жертва уже в мире».

   5Иоанн смотрит на Него взглядом, смягчившимся от слез, и первым идет к реке, где Иисус снимает с себя плащ, хитон и тунику, оставшись в чем-то наподобие коротких кальсон, чтобы затем спуститься в воду, где уже находится Иоанн. Последний крестит Его, возливая Ему на голову речную воду, которую черпает своего рода чашей, что висела у Крестителя на поясе и напоминает мне раковину или половину тыквы, опустошенной и высушенной.

   Иисус – и в самом деле Агнец. Агнец: по белизне тела, по целомудрию облика, по кроткой внешности.

 В то время как Иисус выбирается на берег и, одевшись, сосредотачивается на молитве, Иоанн показывает на Него собравшим­ся людям, свидетельствуя, что узнал Его благодаря знамению от Святого Духа, которое безошибочно указало на Него как на Искупителя.

   Но я всецело предана созерцанию молящегося Иисуса, и для меня существует только Его светлая фигура на фоне прибрежной зелени.

Наставление Иисуса Христа

Богоявление

   4 февраля 1944.

   6Иисус говорит:

 «Иоанн, сам по себе, не нуждался в знамении. Его дух, пред-очищенный еще от утробы матери, обладал тем умственным сверхъестественным ви́дением, каким могли бы обладать все люди, не будь Адамова греха.

   Если бы человек продолжал пребывать в благодати, в невинности, в верности своему Создателю, он под внешней видимостью мог бы созерцать Бога. В книге Бытия сказано, что Господь Бог по-дружески разговаривал с невинным человеком, и что человек от Его голоса не падал замертво, но и мог уверенно его различать. Таков был жребий человека: видеть и понимать Бога так же, как это происходит у сына с его родителем. Затем пришел грех, и человек уже не осмеливался взглянуть на Бога и больше не мог ни видеть, ни понимать Всевышнего. И это ему удается все хуже и хуже.

   Но Иоанн, Мой кузен Иоанн, был очищен от греха, когда Благодатная любовно наклонилась, чтобы обнять некогда бесплодную, а тогда уже забеременевшую Елизавету. Крошечное дитя радостно запрыгало во чреве, чувствуя, как с его души спадает чешуя греха, словно корка, что спадает с заживающей раны. Святой Дух, сделавший из Марии Мать Спасителя, начал совершать Свое спасительное дело через Марию, живой Кивот воплощенного Спасения, на этом ждущем появления на свет младенце, предназначенном быть связанным со Мной не столько по крови, сколько по служению, которое сделало нас словно бы устами, изрекающими слово. Иоанн – уста, Я – Слово. Он Предтеча в Благовестии и в мученической судьбе. Я – Тот, кто придаст Свое божественное совершенство как Благовестию, начатому Иоанном, так и страданию ради сохранения Закона Божьего.

   Иоанн не нуждался ни в каком знамении. Но бесчувствию остальных знамение было необходимо. На что еще мог бы Иоанн опираться в своем утверждении, как не на неоспоримое доказательство, которое должны были бы воспринять эти ленивые глаза и тугие уши?

    7Я тоже не имел нужды в крещении. Но Господня Премудрость судила произойти этой встрече именно в тот момент и именно таким образом. И, вызвав Иоанна из его пещеры в пустыне, а Меня из Моего дома, Она соединила нас в этот час, чтобы открыть надо Мной Небеса и сойти оттуда Самой, божественной Голубкой, – на Того, кому вместе с этой Голубкой предстоит крестить людей, и принести оттуда весть, еще более впечатляющую, нежели весть от ангела, потому что она – от Отца Моего: „Вот Мой возлюбленный Сын, в котором Моя отрада“. Чтобы у людей не было сомнения последовать за Мной или извинения, если не последуют.

   8Было много явлений Христа. Первое – после Рождества, явление Волхвам, второе – в Храме, третье – на берегах Иордана. Потом последовало бесконечное число других, с которыми Я тебя познакомлю, так как Мои чудеса – это проявления Моей божественной природы, вплоть до последних: Воскресения и Вознесения на Небо.

   Мое отечество преисполнилось Моих явлений. Словно семена, что бросают на четыре стороны света, они случались во всех слоях и сферах жизни: перед пастухами и сильными мира сего, перед учеными и неверующими, перед грешниками и священниками, перед владыками, детьми и солдатами, перед евреями и язычниками. Они повторяются и теперь. Но, как и тогда, мир не принимает их. Более того, не принимая современные, он забывает о прошлых. И все же Я не останавливаюсь. Я продолжаю являться ради вашего спасения, ради того, чтобы привести вас к вере в Меня.

   9Знаешь, Мария, чем ты занимаешься? Или даже – что совершаю Я, показывая тебе Евангелие? Еще более решительную попытку привести людей ко Мне. Ты просила об этом в своих горячих молитвах. Я больше не ограничиваюсь одними словами. Слова их утомляют и отвращают. Это грех, но это так. Я обращусь к видениям[4], к видениям на тему Моего Евангелия, и растолкую их, чтобы сделать более ясными и притягательными.

[4] Ср. 2 Кор. 12:1.

   Тебе Я даю утешение видеть. Всем – даю способ захотеть узнать Меня. И если это опять не поможет, и словно жестокие недоросли они выбросят этот подарок, не понимая его ценности, то тебе достанется Мой дар, а им – Мое возмущение. Мне еще раз придется сделать этот старый упрек: „Мы вам играли – а вы не плясали; мы причитали – а вы не плакали“.

   Впрочем, не важно. Оставим их, этих непоколебимых, собирать себе на голову горящие угли, и обратимся к тем овцам, что стремятся узнать Пастуха. Я – тот Пастух, а ты – прутик, который гонит их ко Мне».

   10Как видите, я поспешила вставить те подробности, которые, по причине их малости, были мной пропущены, и которые Вы пожелали узнать.

[5] Эти детали были вписаны в рукописи между строк или в конце страницы. Здесь они приведены курсивом.