ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
АПОЛОГЕТИКА
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первые научные исследования содержания произведения начались в 1970-х годах в Италии и в 1990-х годах во Франции.
Помимо учений Иисуса, «Евангелие как оно было мне явлено» включает множество исторических, биологических, геологических, топографических и астрономических подробностей, о которых Мария Валторта не могла знать. Исследователи, изучавшие их, подтвердили точность около 20000 подобных деталей. Это чудо кажется уникальным, как в истории письменности, так и в истории религий.
Историография
В произведении представлено около тысячи персонажей, в том числе:
- 736 персонажей, названных поименно, из современников Иисуса. Жан-Франсуа Лавер и Франсуа-Мишель Дебруаз нашли исторические следы 270 из них, таких как: Туснельда, Плаутина, Сидония, Цецилий Максим, Теофил, отец Лазара и правитель Антиохии, Фотина, самарянка; четыре ученицы Иисуса из числа патрициев, а именно: Клавдия Прокула – жена Пилата и внучка императора Августа, ср. 425.3 – Плаутина, Валерия и Флавия Домицилла и мн.др.
- и 150 библейских или исторических личностей, предшествовавших Иисусу.
Мария Валторта называет в ходе повествования 61 члена Синедриона (из 71), составляющих каждую из его трех партий (священники, книжники, старейшины), многие из них могут быть исторически подтверждены.
Мария Валторта также прекрасно описывает:
- Еврейские и языческие верования, нравы и обычаи; римские праздники, например, в честь Цереры, римской богини земледелия; культы Молоха, Ваала и Астарты, 220.2 , 555.7 и др.),
- валюты (например: 425.4),
- единицы измерения (77.1; 382.6; 467.3),
- отношения расстояние/время (например, скорость движения верблюда, 294.1),
- календарные месяцы (например: 181.3 ),
- игры,
- искусство,
- градостроительство, архитектура и постройки (напр.: 204.4 ; окна, затянутые листом слюды, 509.9 или алебастром, 583.1 ; триклиний, 549.11 ; римские военные сооружения, 564.; и т. д.),
- мебель (например, сундук из черного дерева или другого дерева темного цвета, инкрустированный желтой слоновой костью, 586.16 ),
- инструменты (например, огниво для трута, 28.4, 261.1, 265.2, 540.5 , 561.3; инструменты для полировки, 306.1, 434.4 ),
- сельскохозяйственные приемы (например, сбор урожая на высоких лестницах, 108.1, что подтверждается римскими мозаиками; использование вяза для поддержки виноградных лоз, 252.7; внесение удобрений и мульчирование виноградных лоз, 428.2; оранжереи, использовавшиеся римлянами в Байе и Сиракузах, а также вдоль Сибарисского залива, и солярии, использовавшиеся в Египте, 586.4 г.),
- ремесленные приемы (например, изготовление пеньковых канатов, 426.1-2; покраска столярных изделий, 434.3 ; обработка дерева нагретым железным штампом, 532.2),
- промысловые сезоны (например: 250.1),
- кулинарные особенности (например, добавление смолы для обогащения вкуса вина, описанное в 337.3, об этом греческом обычае сообщил римский агроном Колумелла; упоминание о фарлене, знаменитом белом вине, 487.2 ),
- фармакопея,
- особенности одежды (например, одежда самаритян, 457.1 ; особенные украшения на одеждах фарисеев и книжников, 461.7 ; ефод, священническая одежда, когда-то использовавшаяся израильтянами и связанная с практикой оракула, 525.13; различные одежды, которые носили евреи, римляне и греки, 242.1),
- ткани и способы их изготовления (например, виссон, 294.3; как пурпур используется для окрашивания тканей, 255.6; шатер из верблюжьей шерсти, 540.5),
- транспортные средства (например, 255,6; обтянутая кожей колесница, запряженная двумя лошадьми, 362.6),
- политические системы,
- исторические потрясения того времени (например, попытка насильственной эллинизации Израиля Антиохом IV, спровоцировавшая восстание Маккавеев; сокрушительное поражение римского полководца Вара и т. д.).
Эти соответствия были, главным образом, изучены итальянцем Фернандо Ла Грека, исследователем факультета гуманитарных наук Университета Салерно (Кампания, Италия) и специалистом по греко-римской истории.
Ботаника
В работе упоминается около 150 видов растений, хотя Мария Валторта признает, что она «не очень сильна в цветоводстве» (531.8).
Примеры: кипарис, рожковое дерево, дуб, пальма, олива, лавр (135,1); самшит (135,7); дубы (181,7); грецкий орех, миндальное дерево; клематисы (273,2); пальмы (417,1); кактусовые/кактусы (147,1; 147,3); дрок (160,5); ландыш (412,1), нарцисс (169,3; 174,12); чертополох, шиповник (174,14); крапива, пырей, повилика, вьюнок, болиголов (181.4); тростник, камыш, плакучая ива, лисохвост, вика, вьюнок, незабудка, кувшинка (187.1); боярышник (187,5); лен (204.1); яблони (205.2 ); корица, гвоздика, лаванда (208,5); остроконечные сосны (215.1); агавы (221,3); жасмин, вишневый лавр (226,3); болиголов, клевер, горький цикорий (233,1); вяз (252); индийские фиговые деревья (254,4 ); ясень, можжевельник, ракитник, мирт, ежевика, черника ( 257,2 ); маки (259,1); индийский жасмин (264,2); тополя (287,2); корица (300,7); лилии, полынь (314,5); тамариск (333,3); мята, фиалки (348,5); ромашки (358,10); папоротники (360,5); черника, ромашка (382,5); тыква, горчица, дикий гладиолус (384,1); лук-порей, чеснок (384,3); платаны (385,3); дикий фенхель (388,3); мимоза, фисташки, мирра, ладан, шафран, алоэ (389,2); львиный зев, колокольчики (407.1); фиговые деревья (436.1); розы ( 437,1 ); вереск (454,9); жимолость (468,2); каперсы, пеллиторий, просо, конопля (512.1); плевелы, тмин, ячмень (512,3); камфора (519,3); салат (536,7); гранаты (551,10); редис (551.11); ромашки (554,5); можжевельники (560,2); грушевые деревья ( 586,1); клубника, малина, дыни из Египта, апельсины из Ливии, бобы (586,4); тубероза (587,1); и т. д.
Последующие исследования показали, что все эти виды растений имеют правильную геолокацию в описаниях Марии Валторта.
Зоология
В работе упоминается около 200 видов животных и птиц.
Примеры: зимородки (92,4 и 448,4); белые и черные ибисы, фламинго, цапли (135,1); онагры (дикие ослы, найденные в Иудейской пустыне; 80,2; 276,7 ); малиновка, голуби (160,5); моли ( 179,6 ); соловей, сверчок ( 222.1 ); цикады, аспиды, змеи (233.1); крупные ящеры к северу от Кесарии, произошли от завезенных из Египта крокодилов (254); дрозды (270,3); гиены, ласки, крысы (300,7); ласточки (405.1); скорпионы, лисы (428,4); жаворонок, сорока (455,2); волки (483.1); голуби, воробьи (512.1); голуби (551.1 ); ослы (558.1); орлы (560,15); воробьиные (586.1 ); и т. д.
Последующие исследования показали, что все эти виды животных имеют правильную геолокацию в описаниях Марии Валторты.
Геология / Минералогия
В работе упоминается около 50 видов минералов (изумруды, бирюза, опалы, аметисты, яшмы, сапфиры, гиацинты, топазы, рубины — 117,6; бериллы , оникс, хризолиты — 294,3; мрамор — 370,1; порфир — 375,3; слюда — 509,9, агат 525,6, базальт 558,3 , алебастр 583,1 и др.).
Доктор Витторио Тредичи, президент ассоциации итальянской горнодобывающей промышленности и знакомый с горными исследованиями в Иордании, подтвердил в январе 1952 года геологические и минералогические описания Марии Валторта и отсутствие научных документов, которые могли бы быть ею использованы для этого описания. В качестве примера он отмечает, что Мария Валторта описывает в определенном месте наложенные друг на друга блоки известняка, напоминающие гранит, с точностью, которую, по его словам, «может оценить только эксперт на месте». Или она описывает источник около Герасы, такой маленький, что его очень легко пройти, не заметив, но все еще реально существующий. (См. Pro e contro Maria Valtorta, стр. 90-93.)
География / Археология
В работе безошибочно указаны, названы и описаны 70 народов, регионов и древних провинций, около пятидесяти этнических групп и около 500 подтвержденных мест (вершины, реки, римские дороги, 220 населенных пунктов, около пятидесяти зданий и т. д.)
Например, Мария Валторта назвала, описала и точно расположила:
- Город Иерусалим (с его воротами, улицами, храмом, дворцами и главными бассейнами; крепость Антония, его густонаселенный пригород Офел, ср. 199.3 ; и т. д.).
- Город Сихем, расположенный между горой Гевал (обнаружен в 1980 году) и горой Гаризим (панорама которой достоверно изображена).
- Город Гамала и его окрестности (186 ).
- Крепость Масада (раскопки с 1963 по 1965 год).
- Эн-Данним и его воздушный акведук (195,5 ).
- Бассейны царя Соломона (208.5 ).
- Тарикийский залив (187).
- Сернистые и зловонные горячие источники Хамат-Гадер, расположенные в долине Ярмук (356,3), в семи километрах к юго-востоку от Тивериадского озера ( 356 ).
- Процветающий греческий город Гадара (ныне Умм-Кейс ).
- Поток Хоразина.
- Деревня Магдальгад (переименована в Аль-Мадждаль Аскалан, в пригороде Ашкелона).
- Рога Хаттина, расположенные вдоль Виа Марис (реальное место Блаженств, сочетающее в себе и «гору» — Mф. 5, 1 — и «равнину» — Лк. 6, 17; подробности в 187.1 ).
- Гора Фавор.
- Равнина Ездрелон (ныне Изреель).
- Озеро Мерон (ныне осушенное и названное Семехонит или Хула) с оценкой его размеров (110,1; 298,1).
- Арбельские пещеры,
- Зеленый хребет горы Тель-Асур (самая высокая точка Иудеи и Самарии) обращен к величественному хребту Кармель.
- Циклопические руины Хацора (160.4).
- Гробница Рахили до переделки (207.2).
- Гробница Гилеля Мудрого на горе Мерон (раскопки 1974 г.)
- Город Вифлеем, план которого она нарисовала.
- Район Матареа или Аль-Матария (119.1; 133.4; 247.8), расположенный к северо-востоку от Каира, в Египте, где укрылось Святое Семейство, спасаясь от расправы над невинными младенцами по приказу Ирода. Мария Валторта не ошибается: из Матареи мы видим только пирамиду Хеопса, скрывающую пирамиды Хефрена и Микерина (36.1; 36.3).
- Водохранилище Гибеон (516.1). Расположенный на месте нынешней деревни Эль-Джиб , этот водоем, названный в Ветхом Завете ( 2 S 2, 13 ), был обнаружен библеистами Эдвардом Робинсоном и Эли Смитом в середине XIX века ( Библейские исследования в Палестине и в прилегающих регионах , том 1, 1856 г., стр. 455), затем раскопан археологом Джеймсом Беннеттом Причардом между 1956 и 1960 годами.
- И т. д.
На сегодняшний день после смерти Марии Валторты в 1961 году найдено или подтверждено около сотни географических объектов, содержащихся в работе. Так, например, подтвердились правильность:
- Ее многочисленные описания древнего иорданского города Гераса (современный Джераш) и его окрестностей (288,1), прекрасно соответствуют выводам последующих археологических раскопок, опубликованным тридцать лет спустя.
- Так называемый акведук «Береника», несущий воду из источников вади Фейяс (или Фиджас) в Тверию (упоминается в 166,5 г., руины которого были обнаружены в конце XX в.; ср. З. Виноградов Акведук Береники, Древний водный канал в Тверию , 1988, и Д. Амит, Ю. Хиршфельд, Дж. Патрич, Акведуки древней Палестины , Яд Ицхак Бен-Цви, 1989 ; Залман С. Виноградов, Древний акведук Тверии , 2004; Ярденна Александр, «Киннерет, акведук Береники в Тверию: окончательный отчет», Хадашот Археологит: Раскопки и исследования в Израиле , том 120, 2008 г. ).
- Место Кумрана с видом на Мертвое море.
- Синагога Бирам.
- Дом тещи апостола Симона Петра в Капернауме (раскопаны в 1968 г. и подтверждены в 1990 г.).
- Обнесенная стеной ограда и четыре башни города Изреель, описаны в 479,4 г. (Ветхий Завет упоминает только одну башню в «Изреэле» во 2 Царств 9, 17 ; остальные башни были обнаружены в 1987 г. во время строительных работ и раскопок в 1989.
- Могучая дамба ханаанского морского города Птолемаида (открыта заново в 2009 г. ) и рисунок его окрестностей с шестью реками (104.1).
- Черный цвет синагоги Хоразина (описан в 1944 году Марией Валтортой, что было подтверждено базальтовыми остатками, обнаруженными позже во время археологических раскопок).
- Галилейский город Вифсаида (разрушен землетрясением около 324 года и найден консорциумом университетов во главе с Университетом Небраски в Омахе под руководством израильского археолога доктора Рами Арава, в 1987 году , на месте Эт-Телл, 2 километрах к северо-востоку от Тивериадского озера, как указал Христос Марии Валторте в своей диктовке от 4 июня 1947 года, объяснив ей, что из-за «двадцативекового наноса, принесенного рекой и осыпями, спускающимися с холмов», город теперь посреди земли и уже не «у устья реки в озере», 179.1.
- Основываясь на трудах Валторты, немецкий инженер Ханс Й. Хопфен (1904-1997) смог поместить дворец Лазаря на карту Иерусалима в 1975 году. Неизвестный до тех пор, этот дворец был заново открыт группой археологов из Еврейского университета в Иерусалиме в 1983 году в точном месте, указанном Валтортой, а затем Хопфеном (Нахман Авигад (1905-1992), Открытие Иерусалима , изд. Томас Нельсон, 1983 г.) Здание площадью 600 м² и его помещения (квадратный атриум из белого мрамора, вымощенный мозаикой, мощеный внутренний двор 8×8 м с центральным бассейном, приемная 11×6,5 м с греко-римскими фресками, красным мрамором, панорамная терраса и т. д.) точно соответствуют видениям 372 и 375 Марии Валторты соответственно, полученным 30 января и 3 февраля 1946 года. Это место теперь является Археологическим музеем Вола.
- И т. д.
Об этом Иисус сказал Марии: «Недавно ты сказала, что умираешь от неисполненного желания увидеть Святые Места. Ты видишь их такими, какие они были, когда Я освятил их Своим присутствием. Теперь, после того, как двадцать веков их оскверняли своей ненавистью или любовью, они уже не те, что были. Поэтому считай, что это ты их видишь, а кто едет в Палестину, тот их не видит. И не сожалей об этом». (Мария Валторта, Тетради, 3 марта 1944 г.).
Топонимика
Отец Франсуа-Поль Дрейфус (1918–1999) был доминиканцем, политехником и профессором Французской библейской и археологической школы Иерусалима (EBAF). Он подтвердил Жану Оланье, также политехническому специалисту, точность древних топонимов, иногда известных лишь горстке ученых, присутствующих в трудах Марии Валторта (примеры: Абельман, Бетлечи, Доко, Лесендам, Палеокастрос; Джотапат; Магдальгад; Рохоб; Рамот; Александроскены, римский гарнизон на юге Ливана; и т. д.). За 2000 лет многие из этих мест несколько раз меняли названия или были стерты с лица земли. Отец Дрейфус свидетельствовал: «Я был очень впечатлен, обнаружив в произведении Марии Валторты названия по меньшей мере шести или семи городов, которых нет ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Эти названия известны только нескольким ученым и из небиблейских источников».
Картография
Исследователи изучили весь путь Иисуса и его учеников. Соответствует все: маршруты, дневные расстояния, время заката и восхода, лунные фазы, соотнесение поездок с субботами, праздниками, погодой, ночной видимостью и т.д.
Здесь можно ознакомиться с маршрутами перемещений Иисуса и его учеников из года в год (см. раздел «Карты»).
За 3 года и 3 месяца общественной жизни Иисус преодолел более 6400 километров.
Хронология
Перечислив и классифицировав около 5000 хронологических указаний, присутствующих в видениях Марии Валторта, исследователи (Жан Оланье, Жан-Франсуа Лавер, Дэвид Вебстер, Томас Дюбе, профессор Лонни Ли Ван Зандт, профессор Эмилио Матиччиани и доктор Либерато Де Каро) удалось поместить их в древнееврейский лунно-солнечный календарь, затем в юлианский солнечный календарь, введенный Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. нашей эры и, наконец, в григорианский солнечный календарь, введенном папой Григорием XIII в 1582 году.
Следует отметить, что работа прекрасно учитывает эмболические годы, к которым добавлялся тринадцатый месяц из 30 дней, чтобы восстановить соответствие между лунным циклом и солнечным циклом.
Пример хронологического указания:
Синтика написала письмо Иисусу, в котором она говорит, что Иоанн из Эндора «Учитель, Иоанн умер за шесть дней до нон июня, согласно римскому календарю [то есть 31 мая в нашем календаре], почти в новомесячье [новолуние] Таммуза – по еврейскому» (461,16 ).
Этот отрывок представляет собой точный ориентир для синхронизации трех календарей. Но чтобы определить этот день, необходимо посмотреть, было ли во время общественной жизни Иисуса новолуние Тамуза 31 мая. Однако мы знаем, что это соответствие происходит каждые 6940 дней (т.е. метонический цикл). В первом веке это соединение происходило в 10-м, 29-м и 48-м годах. Таким образом, Иоанн из Эдора умер 31 мая 29 года по нашему календарю.
Согласно этой информации, общественная жизнь Иисуса длилась 3 года и 3 месяца; 1204 дня, согласно данным итальянских исследователей профессора Эмилио Матричиани и доктора Либерато Де Каро. Также согласно им Мария Валторта описывает «всего» 380 дней — или 31,5% — этого периода (ср. «Литературная фантастика или Древние астрономические и метеорологические наблюдения в творчестве Марии Валторты?», 9 июня 2017 г.).
В дополнение к описанию почти всех событий, о которых сообщают четыре канонических Евангелия, работа Марии Валторта помещает их в совершенную хронологическую и связную последовательность, что логично, поскольку у Иисуса была только одна и та же земная жизнь. Это беспрецедентный подвиг, поскольку на протяжении почти двух тысячелетий никому не удавалось разместить 373 перикопы четырех канонических Евангелий на едином упорядоченном и точном хронологическом отрезке жизни Иисуса.
Метеорология
Итальянское исследование, проведенное профессором Эмилио Матричиани (из DEIB, факультета электроники, информации и биоинженерии Миланского политехнического университета) и доктором Либерато де Каро (из IC-CNR, Института кристаллографии Итальянского исследовательского совета), показывает, что из 380 дней общественной жизни Иисуса, описанных Марией Валтортой, 52 более или менее дождливы. Однако в этом исследовании отмечается «неожиданное соответствие между режимом осадков, описанным на протяжении всей работы, со среднемесячными и годовыми данными об осадках, подготовленными Метеорологическим управлением Израиля».
Астрономия
В произведении 873 ночных сцены. Исходя из этого:
- Доктор Либерато Де Каро, уже представленный, подготовил астрономическое исследование в трех томах под названием I Cieli Raccontano, Indagine Sulla vita di Gesù Nell’opera di Maria Valtorta Attraverso l’Astronomia, Isola del Liri, CEV, 2014 .
- Профессор Лонни Ли Ван Зандт (1937–1995), выпускник Гарварда со степенью доктора теоретической физики и преподаватель Университета Пердью (Индиана, США), и инженер Жан-Франсуа Лавер, каждый из которых проверен благодаря астрономическому программному обеспечению, такому как виртуальный планетарий Redshift или Stellarium, обнаружили точное соответствие 263 положений и фаз Луны, созвездий и планет, описанных на протяжении всей работы (например: 320,7 ; 357,2 ; 391,1 ; 406,8; 426,10; 435,4 ; 437,1 ; 448,5; 454,9 ; 497,5) ;545,2; 549,6&11 559,4-5 560,1; и т. д.). (профессор Лонни Ли Ван Зандт, Астрономическая датировка «Поэмы о человеке-боге» , 1 ноября 1994 г.)
И чудо повторяется: когда календарь выявленных в ходе работы лунных фаз накладывается на ежедневный календарь жизни Иисуса, луна всегда находится в нужном месте, в нужном четверти и восходит в нужное время. Жан Оланье видит в этом «демонстрацию особенно убедительной непреодолимой силы, окончательного, ощутимого удостоверения, а-ля Святой Фома» (Оланье, « С Иисусом день за днем », изд. Резиак, 1994, стр. 43).
Лингвистика
Матричиани и Де Каро проанализировали сочинения Марии Валторта, используя математические и статистические инструменты, предназначенные для лингвистических исследований. Также говорят о стилометрии — математическом подходе, позволяющем выявить бессознательные языковые отпечатки и установить, например, личность автора, пишущего под псевдонимом. Они пришли к выводу, что «Мария Валторта, кажется, единственный автор, способный к такому огромному литературному разнообразию, охватывающему весь (должным образом определенный) математический диапазон итальянской литературы за семь веков» (см. «Математический анализ мистических сочинений Марии Валторта», 2018 ). Психологическая согласованность десятков персонажей в одном и том же произведении также является крайне редкой в литературе. Они также обнаружили, что стиль диалогов, расшифрованных Марией Валтортой во время видений/наставлений, отличался от ее личного стиля (использованного, например, в ее автобиографии).
Анатомия
Лоренцо Ферри (1902-1975) был известным итальянским католическим скульптором, художником и педагогом. Он специализировался на тщательном изучении Туринской плащаницы, прежде чем провел четыре года в общении с Марией Валтортой, создавая зарисовки, соответствующие ее видениям. Он подтвердил совпадение многочисленных деталей, описанных в произведении с Туринской плащаницей: гвозди, вбитые в ладонь левой руки и в запястье правой руки, 4-сантиметровый вывих левого плеча, левая ступня прибита дважды, предварительные отверстия в древесине креста и др. В 1950 году он был принят на частной аудиенции Папой Пием XII, которому он представил некоторые из своих исследований. Он напишет: «Содержание описаний настолько обширно, что может быть предметом вдохновения для бесконечных произведений искусства. […] Я рисовал и раскрашивал, следуя ее четким инструкциям, всего за три дня, фигуры двенадцати апостолов, лик Иисуса, лик Богородицы, воскресение Лазаря и Рождество. За 34 года творческой жизни я никогда не работал с таким спонтанным счастьем». (Pro e contro Maria Valtorta , CEV 2017, 7-е издание, стр. 79-80.)
Доктор Никола Пенде (1880-1970) был всемирно известным итальянским врачом, специалистом в области эндокринологии и конституциональных патологий. Он был экспертом по научной экспертизе чудесных исцелений Конгрегации обрядов, руководил больницей Умберто I, преподавал в Римском университете и был сенатором. По просьбе отца Берти он вместе с профессором Дуранти, рентгенологом из Пизы, отправился в Виареджо, чтобы провести полное медицинское обследование Марии Валторты. Он также прочитал в 1949 году часть ее произведений. В рукописных показаниях от 23 января 1952 г., он говорит, что считает их «истинным шедевром по стилю и красоте языка и формы…» и продолжает: «А что, как у врача, вызвало во мне величайшее восхищение и удивление, так это мастерство, с которым Валторта описывает сцену агонии Иисуса на Кресте, с точностью, которую способны продемонстрировать лишь немногие опытные врачи. Спазматическая боль — самая мучительная боль, которую испытал Искупитель из-за ран головы, рук и ног, поддерживающих своими ранами тяжесть тела, — вызывает, по словам Марии Валторты, конвульсии всего тела, тетаноподобное окоченение туловища и конечностей, которые не омрачают ни сознания, ни воли умирающего, хотя и являются выражением величайшей физической боли, вызванной величайшей из пыток. Жалость и величайшее волнение охватывают читателя-христианина при чтении этой великолепной страницы в истинно медицинском стиле из рукописи Марии Валторты.
После этого он продолжал переписываться с Марией Валтортой и навещать ее.
Обо всех этих фактах Иисус сказал Марии Валторте:
«Я не могу допустить, чтобы этот труд стал предметом насмешек или чем-то подобным… Мы имеем дело с тупым и злым миром, пусть даже церковным, миром, который не перечитывает, чтобы подтвердить Мое присутствие в произведении, но со всем своим вниманием препарирует работу, чтобы найти слово, которое из-за неуверенного почерка автора или ошибки при копировании может показаться богословской или даже просто исторической ошибкой. Такова истина. И Я делаю все, чтобы их враждебность была разочарована.». (Диктовка от 21 января 1946 г., Ле-Кайе)
По материалам сайта https://edifiant.fr/maria-valtorta/