ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Нагорная Проповедь. Я говорю вам: не клянись вовсе...
Евангелие от Матфея
5 глава : 33 - 37
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(Матф.5:33-37)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 172 главы
…Иисус говорит:
«Одна из привычных человеческих ошибок – это недостаток честности по отношению к самому себе. И ввиду того, что человек редко бывает искренним и честным, он сам себе создал узду, чтобы понудить себя идти тем путем, какой назначил. Узду, которую он, впрочем, как необъезженный конь, ловко сдвигает, подстраивая под свою манеру ходьбы, или вовсе снимает с себя, поступая как ему заблагорассудится и уже не беспокоясь о том, что может получить упрек от Бога, от людей и от своей собственной совести.
Эта узда – клятва. Но между честными людьми нет необходимости в клятвах, и что касается Бога, то Он ей вас не учил. Наоборот, повелел сказать вам: „Не произноси ложного свидетельства“ без каких-либо добавлений. Потому что человеку надлежит быть откровенным, довольствуясь лишь доверием к своему слову.
Когда во Второзаконии идет речь об обетах, в том числе об обетах как о чем-то, исходящем из сердца, считающего себя прилепленным к Богу из чувства ли нужды, из чувства ли благодарности, то говорится: „Слово, однажды вышедшее из уст твоих, ты должен сдержать, сделав все то, что обещал своему Господу Богу, все то, что ты добровольно изрек своими устами“[1]. Всегда говорится о данном слове и ни о чем ином, помимо слова.
[1] Втор. 23:23.
Тот, кто ощущает нужду в клятве, ощущает ее потому, что уже не уверен ни в самом себе, ни в суждении ближнего на свой счет. А кто заставляет клясться, тот этим своим требованием свидетельствует, что не доверяет искренности и честности клянущегося. Как видите, этот обычай клясться есть следствие нравственной непорядочности человека. И это позор для человека. Двойной позор, ибо человек неверен даже в таком постыдном деле, как клятва, и глумясь над Богом с той же легкостью, с какой глумится над своим ближним, он крайне легко и преспокойно доходит до нарушения клятвы.
2Может ли быть существо подлее, чем клятвопреступник? Который, нередко используя сакральную формулу и таким образом привлекая Бога в качестве своего сообщника и поручителя, или используя обращение к самому дорогому – к отцу, матери, жене, детям, своим усопшим, своей собственной жизни, своим важнейшим органам, призванным в подтверждение его лживой речи, – убеждает своего ближнего ему поверить. А значит вводит его в заблуждение. Это святотатец, вор, предатель, убийца. Убийца кого? Да Бога, потому что смешивает саму Истину с бесчестьем своей лжи и вызывающе издевается над Ним: „Порази меня, опровергни меня, если можешь. Ты там, а я здесь, и мне на Тебя наплевать“.
О, давайте! Смейтесь, смейтесь себе, о лжецы и насмешники! Но придет момент, когда вам станет не до смеха, и это будет, когда Тот, кому передана всякая власть, явится вам, страшный в Своем величии, и одним Своим видом наведет на вас ужас, и одним Своим взглядом, как молнией, поразит вас прежде, еще прежде того, как Его голос низвергнет вас в предназначенное вам место, заклеймив Своим проклятием.
Это вор, потому что присваивает себе почтение, которого не заслужил. Его ближний, сраженный его клятвой, оказывает ему почтение, а эта змея украшается им, притворяясь тем, чем не является. Это предатель, потому что клятвенно обещает вещи, которых не собирается исполнять. Это убийца, потому что он или убивает честь своего собрата, отбирая посредством ложной клятвы достоинство у своего ближнего, или убивает свою душу, поскольку клятвопреступник – подлый грешник в Божьих глазах, каковые видят истину, даже если никто другой ее не видит. Бога не обмануть ни лживыми словами, ни притворными деяниями. Он видит. Ни на миг не теряет Он из виду ни единого человека. И нет ни такой укрепленной цитадели, ни такого глубокого подземелья, куда бы не мог проникнуть Его взор. Даже внутрь вас, в вашу личную крепость, окружающую сердце всякого человека, проникает Бог. И судит вас не по тому, чем вы клянетесь, но по тому, что вы делаете.
3Посему Я заменяю повеление, которое было дано вам тогда, когда с целью обуздать ложь и легкость неисполнения данного слова в ход была пущена клятва, другим повелением.
Я не скажу, как древние: „Не клянись ложно, но исполняй твои клятвы“, но скажу вам: „Не клянитесь вовсе“. Ни Небом, которое есть престол Божий, ни Землей, которая есть подножие ног Его, ни Иерусалимом и его Храмом: городом великого Царя и домом нашего Господа Бога.
Не клянитесь ни могилами усопших, ни их душами. Их могилы наполнены останками того, что в человеке является низшим и роднит его с животными, а души – оставьте их в их обиталище. Не заставляйте их страдать и ужасаться, если это души праведных, что уже предощущают Бога. И хотя это лишь предведение, то есть частичное ведение, поскольку до самого момента Искупления они не обретут Бога во всей полноте Его великолепия, они не могут не страдать, видя вас грешниками. Если же они неправедны, не усиливайте их мучений, напоминая им своими грехами об их собственных. Оставьте, оставьте святых усопших в покое, а не святых – в их муках. Не убавляйте у первых, и не добавляйте вторым. Зачем взывать к умершим? Они не могут говорить. Святые – потому что им это запрещает человеколюбие: им пришлось бы слишком часто опровергать вас. Осужденные – потому что Ад открывает свои врата, а осужденные – свои уста лишь с тем, чтобы проклинать, и всякий голос подавляется ненавистью Сатаны и ненавистью бесов, поскольку осужденные и есть бесы.
Не клянитесь головой ни отца, ни матери, ни супруги, ни своих невинных детей. У вас нет на это права. Разве они – деньги или товар? Разве они – подпись на документе? Они и больше, и меньше всего этого. Они плоть и кровь от твоей крови, человек, но они еще и свободные создания, и ты не можешь использовать их как рабов в качестве ручательства за свою неправду. Но они и меньше, чем твоя собственная подпись, ведь ты разумный, свободный и взрослый, а не лишенный прав, и не ребенок, не понимающий, что творит, и потому его интересы вынуждены представлять его родители. Ты это ты: человек, наделенный разумом; и потому ты ответствен за свои поступки и обязан действовать самостоятельно, приводя в качестве ручательства за свои слова и дела свою честность и свою искренность, то уважение, которое ты сумел вызвать у ближнего, а не честность и искренность твоих родителей, или уважение, которые сумели вызвать они. Ответственны ли отцы за детей? Да, но пока те несовершеннолетние. После каждый ответствен сам за себя. Не всегда у праведников рождаются праведники, и не всегда святая женщина замужем за святым мужчиной. Зачем же тогда использовать в качестве основы ручательства праведность того, кто связан с вами браком? Равным образом от грешника могут родиться святые дети, а пока они невинны, они все святые. Зачем тогда взывать к чистой душе ради своего нечистого поступка, каким является клятва, которую потом не желают исполнять?
Не клянитесь даже своей головой, своими глазами, языком и руками. У вас нет на это права. Все, что у вас есть, принадлежит Богу. Вы всего лишь временные хранители, держатели душевных или телесных сокровищ, пожалованных вам Богом. Зачем тогда распоряжаться тем, что не ваше? Можете ли вы прибавить хоть волос на своей голове или поменять его цвет? А если не можете этого сделать, зачем тогда свое зрение, свою речь, подвижность своих конечностей использовать в качестве подкрепления своей клятвы? Не бросайте Богу вызов. Он мог бы поймать вас на слове и иссушить ваши глаза, как может иссушить ваши плодовые деревья, или отнять у вас детей, или разрушить ваш дом, чтобы напомнить вам, что Он Господь, а вы подданные, и что проклят тот, кто обожествил себя до такой степени, что считает себя больше Бога, бросая Тому вызов своей ложью.
4Пусть в вашей речи да будет да, а нет будет нет. И не более. А то, что сверх этого, вам подсказывает Дьявол, и подсказывает, чтобы потом посмеяться над вами, когда вы, не сумев исполнить всего, прибегнете ко лжи, и над вами станут потешаться, а вы прослывете лжецами…