ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Объяснение притчи о нечистоте
В канонических Евангелиях
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Матф.15:12-20)
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мар.7:17-23)
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
(Лук.6:39-40)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 301 главы
< … >
4 «Но… Ты знаешь, Учитель, что те фарисеи, услышав Твои слова, ушли возмущенными? Они говорили об этом, столкнувшись со мной у выхода… Ты был очень резок», – замечает Варфоломей.
А Иисус отвечает: «Однако совершенно правдив. Это не Моя вина, а их, что приходится говорить некоторые вещи. И в этом еще проявляется Мое человеколюбие. Какое бы ни было растение, но если оно посажено не Моим Небесным Отцом, его надо выкорчевать. И не Им насажденные растения – это бесполезная пустошь трав-паразитов, угнетающих, колючих, которые подавляют семя святой Истины. Это любовь – искоренять предания и правила, которые удушают Десятословие, извращают его, делают его неживым и не дают возможности его соблюдать. Поступать так – это проявлять любовь к честным душам. Что касается их, этих упрямцев, неподатливых и закрытых по отношению ко всякому действию или побуждению Любви, оставьте их в покое, и пускай за ними следуют те, кто подобен им по духу и устремлениям. Это слепцы, которые ведут слепцов. Если один слепой ведет другого, они оба только и смогут, что упасть в яму. Пускай питаются своими сквернами, которые они называют „чистотой“. Дальше им уже некуда оскверняться, ведь они и так возлежат на лоне, из которого происходят».
5 «То, что Ты сейчас говоришь, связано с тем, что Ты сказал в доме Даниила, не так ли? Что человека оскверняет не то, что входит в него, но то, что от него исходит», – задумчиво вопрошает Симон Зелот.
«Да», – коротко отвечает Иисус.
Петр после некоторого молчания, поскольку серьезность Иисуса остужает даже самые темпераментные характеры, спрашивает: «Учитель, я – и не я один – не понял как следует эту притчу. Поясни нам ее чуть-чуть. Как это – то, что входит, не оскверняет, а то, что выходит, оскверняет? Вот если я возьму чистую амфору и налью туда грязной воды, я ее оскверню. Но если я из амфоры, наполненной чистой водой, выплесну воды на землю, я не оскверню амфору, ведь из амфоры выльется чистая вода. Так как же?»
6 На что Иисус: «Мы же не амфоры, Симон. Мы не амфоры, друзья. И не всё в человеке чисто! Вы и теперь не понимаете? Поразмышляйте над тем, чтó послужило фарисеям поводом для вашего обвинения. Вы, – говорили они, – осквернялись, потому что подносили пищу ко рту пыльными, потными, в общем, нечистыми руками. Но куда девалась та пища? Изо рта – в желудок, из желудка – в кишечник, из кишечника – в сточную яму. Так может ли она вызвать нечистоту всего тела и того, что содержится в этом теле, если проходит лишь по предназначенному для того каналу, исполняя свою обязанность питать плоть, и только ее, и в конце концов оказываясь, как ей и положено, в отхожем месте? Не это оскверняет человека! То, что оскверняет человека, принадлежит именно ему, исключительно ему, происходя и являясь на свет от его собственного я. То есть то, что у него в сердце, и из сердца поднимается к его устам и в его голову и загрязняет его разум и речь, и оскверняет всё человеческое существо. Именно из сердца исходят дурные помыслы, убийства, прелюбодеяния, блуд, кражи, лжесвидетельства и богохульства. Именно из сердца исходят скупость, похоть, гордость, зависть, гнев, неумеренные желания и греховная праздность. Именно из сердца исходят побудительные причины всякого действия. И если сердце злое, оно будет таким же злым, как это сердце. Всякого действия: от идолослужения до разных кривотолков… Все эти злые вещи, выступающие изнутри наружу, оскверняют человека, а не еда немытыми руками. Богознание – это не что-то приземленное, не грязь, в которую наступает всякая нога. А это нечто возвышенное, что живет в звездных мирах и нисходит оттуда лучами света, чтобы возвестить о себе праведникам. Не отрывайте его, хотя бы вы, от Неба, чтобы низвести до этой грязи… Теперь ступайте отдыхать. Я выйду помолюсь».