ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Ответ ученикам Иоанна Крестителя. Обличение не покаявшихся городов.

В канонических Евангелиях

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
(Матф.11:1-27)

18 И возвестили Иоанну ученики его о всем том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.
(Лук.7:18-35)

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
(Лук.10:13-16)

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
(Лук.10:21-22)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 266 главы

    < … >

  3«Трижды святой Учитель, могу я Тебя поприветствовать?» – спрашивает один из троих вновь прибывших, что почтительно остановились позади Иисуса, ожидая, пока Он отпустит эту женщину, и поэтому слышавшие обещание Иисуса. А здоровающийся мужчина оказывается Манаилом.

   Иисус оборачивается и с улыбкой произносит: «Мир тебе, Манаил! Значит, ты вспомнил обо Мне?»

   «Всегда помнил, Учитель. И уже задумывал навестить Тебя в доме Лазаря или в Елеонском саду, чтобы побыть с Тобой. Но перед Пасхой был схвачен Креститель. Повторно схвачен в результате предательства, и я опасался, что в отсутствии Ирода, прибывшего на Пасху в Иерусалим, Иродиада распорядится убить этого святого. Она не пожелала отправиться в Сион на праздники, сказавшись больной. Да, она больна. Ненавистью и похотью… Я остался в Махероне, чтобы проследить и… удержать эту коварную женщину, что способна убить и собственной рукой… А не делает этого потому, что боится потерять расположение Ирода, который… из страха или по убеждению защищает Иоанна, ограничиваясь тем, что держит его под стражей. Сейчас Иродиада сбежала из Махерона от гнетущей жары и отправилась в один из своих замков. И я пришел вместе с этими моими друзьями и учениками Иоанна. Он послал их к Тебе, чтобы они задали свои вопросы. А я к ним присоединился».

  4Народ, услышав, что говорят об Ироде, и смекнув, кем является говорящий, с любопытством окружает Иисуса и троих пришедших.

   «О чем вы хотели Меня спросить?» – говорит Иисус, обменявшись приветствиями с двумя суровыми персонажами.

   «Говори ты, Манаил, ты ведь всё знаешь и в более дружеских отношениях», – говорит один из них.

  «Вот, Учитель. Ты должен быть снисходителен, если из-за слишком сильной любви эти ученики ощущают недоверие к Тому, кого считают соперником их учителя, занимающим его место. Это относится и к Твоим ученикам, и к Иоанновым. Понятная ревность, что показывает всецелую любовь учеников к своим наставникам. Я же… беспристрастен, и это подтвердят пришедшие со мной, поскольку я знаком и Тобой, и с Иоанном, и люблю вас по справедливости, настолько, что, как бы я ни любил Тебя, зная, кто Ты есть, я предпочел пойти на жертву и остаться рядом с Иоанном, потому что чту и его, зная, кто он такой, и потому что сейчас он в большей опасности, чем Ты. И вот из-за этой любви, которую фарисеи подстрекают своей завистью, они начали сомневаться, что Ты – Мессия. И поделились этим с Иоанном, думая, что обрадуют его, заявив: „Для нас Мессия ты. Не может быть никого святее тебя“. Но Иоанн первым делом упрекнул их, назвав богохульниками, а потом, после упрека, уже более мягко растолковал им всё то, что указывает на Тебя как на истинного Мессию. Наконец, видя, что так и не убедил их, взял двоих из них, вот этих, и сказал: „Пойдите к Нему и спросите от моего имени: Ты ли Тот, что должен прийти, или ждать нам другого?“ Он не стал посылать учеников из числа пастухов, потому что они верят и им это было бы ни к чему. Но выбрал из сомневающихся, дабы приблизить их к Тебе, и чтобы их слова рассеяли сомнения у тех, кто им подобен. Я взялся их сопровождать, чтобы повидаться с Тобой. У меня всё. Теперь Ты успокой их сомнения».  

   5«Только не сочти нас враждебными по отношению к Тебе, Учитель! Слова Манаила могли бы Тебя заставить так подумать. Мы… мы… Мы много лет знакомы с Крестителем и всегда видели его святым, покаянным, вдохновенным. А Тебя… Тебя мы знаем только с чужих слов. А Ты знаешь, что такое людская молва… Она воздвигает славу и похвалы и разрушает их в споре превозносящих и ниспровергающих, подобно тому как два противных ветра то нагоняют, то рассеивают облака».

   «Знаю, знаю. Я вижу ваши души насквозь, а ваши глаза могут прочесть истину во всем, что вас окружает, так же, как ваши уши слышали Мой разговор с той вдовой. Этого было бы достаточно, чтобы убедиться. Но Я скажу вам: посмотрите, кто Меня окружает. Тут нет ни богатых, ни наслаждающихся жизнью, тут нет скандальных личностей. А только бедные, больные, честные израильтяне, желающие познакомиться с Божьим Словом. Никаких других. Этот, этот, эта женщина, а еще та девочка и тот старик пришли сюда больными, а теперь здоровы. Поспрашивайте их, и они расскажут вам, что с ними было, как Я исцелил их, и как они чувствуют себя сейчас. Спросите, спросите. А Я пока поговорю с Манаилом», – и Иисус собирается отойти.

  «Нет, Учитель. Мы не сомневаемся в Твоих словах. Только дай нам какой-нибудь ответ, чтобы передать Иоанну, и он бы увидел, что мы здесь побывали, и мог на его основе убедить наших товарищей».

   «Пойдите и передайте Иоанну следующее: „Глухие слышат: эта девочка была глухонемая. Немые разговаривают: а тот мужчина был немым от рождения. Слепые видят“. 6Муж, иди сюда. Скажи им, что у тебя было», – говорит Иисус, взяв за руку чудесно исцеленного.

   И тот рассказывает: «Я каменщик, и мне на лицо свалилось ведро, полное едкой извести. Мне обожгло глаза. Четыре года, как я находился во тьме. Мессия смочил мои усохшие глаза Своей слюной, и они стали лучше, чем были в мои двадцать лет. Да будет Он благословен за это.

   Иисус продолжает: «А наряду с исцеленными слепыми, глухими и немыми распрямляются искалеченные и бегают хромые. Вон тот старик, совсем недавно скорченный, теперь строен, как пальма в пустыни, и подвижен, как газель. Вылечиваются и более тяжелые заболевания. У тебя, женщина, что было?»

  «Болезнь груди из-за чрезмерного обилия молока для ненасытных ртов. И эта болезнь вместе с грудью пожирала мою жизнь. А теперь поглядите, – и она приоткрывает одежду, демонстрируя нетронутые соски, и прибавляет: – Тут была сплошная рана, и это подтвердит моя туника, все еще влажная от гноя. Сейчас пойду домой, переоденусь в чистое – и я здоровая и счастливая. А еще вчера, когда меня привели сюда милосердные люди, я была умирающей и такой несчастной… из-за детей, которые еще немного – и остались бы без мамы. Вечная хвала Спасителю!»

   «Слышите? Также можете расспросить главу местной городской синагоги о воскрешении его дочери, а на обратном пути к Иерихону пройдите через Наин и спросите о юноше, воскрешенном в присутствии целого города, когда того уже собирались положить в гробницу. Таким образом, можете передать, что и мертвые воскресают. О том, что исцелено множество прокаженных, вы можете получить сведения из разных мест Израиля, но если хотите пойти в Сикаминон, поищите их среди учеников – и многих найдете. Так что скажите Иоанну, что прокаженные очищаются, и скажите, вы ведь видите это, что бедным возвещается Благая Весть. И блажен, кто не обманется относительно Меня. 7Скажите Иоанну это и скажите ему, что Я благословляю его всей Моей любовью».

   «Спасибо, Учитель. Благослови и нас тоже перед нашим уходом».

  «Вы не сможете отправиться в эти жаркие часы. Поэтому останьтесь у Меня в гостях до вечера. Проживете один день жизни Учителя, хоть и не Иоанна, но Того, кого Иоанн любит, ибо знает, Кто Он такой. Идите в дом. Там прохладно, и Я дам вам передохнуть. До свидания, Мои слушатели. Мир да пребудет с вами». И, отпустив людей, Он вместе с тремя гостями заходит в дом…

   8…О чем они говорили в эти знойные часы, я не знаю. Сейчас я вижу уже приготовление тех двух учеников к отбытию в Иерихон. Манаил, похоже, остается, поскольку его лошадь не вывели вместе с двумя крепкими ослами к проему ограды внутреннего двора. После долгих поклонов Учителю и Манаилу оба посланца Иоанна садятся в седло и снова оборачиваются назад бросить взгляд на прощание, пока не скрываются из вида за углом улицы.

   Многие из Капернаума столпились поглядеть на этот отъезд, поскольку новость о прибытии учеников Иоанна и ответное слово Иисуса облетели город и, думаю, даже другие ближние селения. Вижу лиц из Вифсаиды и Хоразина, что, представив себя посланцам Иоанна, спрашивали о нем и передавали ему приветствия – возможно, это бывшие ученики Крестителя, – а теперь, оказавшись в одном кругу с представителями Капернаума, предаются обсуждениям. Иисус, разговаривая с идущим рядом Манаилом, собирается снова войти в дом. Но народ обступает Его, с любопытством разглядывая молочного брата Ирода, а также отмечая его весьма почтительное обращение с Иисусом, и стремится заговорить с Учителем.

   9Тут и Иаир, глава синагоги. Но по милости Божьей нет фарисеев. Как раз Иаир начинает говорить: «Иоанн будет доволен! Ты не только передал исчерпывающий ответ, но, задержав их, смог еще и дать им наставление, и предъявить чудо».

   «Да еще какое!» – вставляет кто-то.

   «Я сегодня намеренно взял с собой мою девочку, чтобы они ее увидели. Ей никогда не было так хорошо, и для нее радость – прийти к Учителю. Вы слышали, а? ее ответ: „Я не помню, какова смерть. Но помню, что меня позвал ангел и повел через всё более и более яркий свет, в конце которого был Иисус. И каким я тогда увидела Его своим духом, что в меня возвращался, я уже не вижу Его теперь. Вы и я видим сейчас Человека. Но мой дух видел Бога, заключенного в Человеке“. А как хороша она сделалась с тех пор! Она и так была хорошей. Но теперь она ангел. Ах! Пусть все говорят, что хотят, но для меня свят лишь Ты один!»

   «Однако Иоанн тоже свят», – говорит кто-то из Вифсаиды.

   «Да. Но он слишком суров».

   «Не более суров по отношению к другим, чем к самому себе».

   «Но он не творит чудес, и говорят, что он постится, чтобы быть похожим на мага».

   «И все-таки он святой».

  Перепалка в толпе усиливается. 10Иисус поднимает руку и простирает ее – Его обычный жест, когда Он просит тишины и внимания, поскольку хочет сказать слово. Немедленно устанавливается тишина. 

   Иисус говорит:

  «Иоанн свят и велик. Не смотрите на его манеру вести себя и на отсутствие чудес. Истинно говорю вам: он велик в Царстве Божьем. Там он явится во всем своем величии.

   Многие жалуются, что он был и остается суровым до такой степени, что кажется грубым. Истинно говорю вам, что он предпринял гигантский труд, чтобы приготовить пути Господу. А кто так трудится, тот не может тратить время на нежности. Не повторял ли он, когда был около Иордана, слова Исайи, в которых предсказаны и он, и Мессия: „Всякий дол будет засыпан, всякая гора будет срыта, извилистые пути будут выпрямлены, а неровности – сглажены“[3], и всё это, чтобы приготовить пути Господу и Царю? Но поистине, приготовляя Мне путь, он один сделал больше, чем весь Израиль! А тот, кто должен валить горы и засыпать долины, спрямлять пути или делать пологими тяжкие подъемы, не может не работать грубо. Ведь он был Предшественником и опережал Меня всего лишь на несколько месяцев, а всё должно было быть сделано прежде, чем Солнце высоко взойдет в день Искупления. И вот время пришло, Солнце восходит, чтобы воссиять на Сионе и оттуда – на весь мир. Иоанн приготовил путь. Как был должен.

[3] Ис. 40:4.

   На что вы ходили смотреть в пустыню? На тростник ли, который от любого ветра качается в разные стороны? А на что вы ходили смотреть? На человека, одетого в мягкие ткани? Но такие обитают в царских жилищах, закутанные в мягкие одежды и пользующиеся почитанием тысячи слуг и придворных, хотя они – придворные жалкого человека. Один из них здесь. Спросите его, не опротивела ли ему жизнь при Дворе и не восхищает ли его тот одинокий скалистый утес, на который тщетно обрушиваются молнии и шквалы града, с которым тщетно состязаются безумные ветра, пытаясь свалить его, а он твердо стоит, устремившись всеми своими частями к небу, с вершиной, возвещающей восторг высоты, настолько она высоко поднята и заострена, словно взмывающее ввысь пламя. Вот каков Иоанн. Таким его видит Манаил, так как осознал правду жизни и смерти и видит величие там, где оно есть, даже если оно спрятано под грубой внешностью.

   А вы – кого вы увидели в Иоанне, когда ходили посмотреть на него? Пророка? Святого? Я вам скажу: он больше, чем пророк. Он больше, чем многие святые, больше, чем просто святые, поскольку он тот, о котором написано: „Вот, Я посылаю к вам Моего ангела приготовить перед Тобою Твой путь“[4].

[4] Мал. 3:1.

   11Ангела. Вдумайтесь. Вы знаете, что ангелы – это чистые духи, сотворенные Богом по Своему духовному подобию и помещенные в качестве связующего звена между человеком, совершенством видимого и материального творения, и Богом, Совершенством Неба и Земли, Творцом духовного царства и царства животного. У человека, даже самого святого, всегда есть плоть и кровь, пролагающая пропасть между ним и Богом. И пропасть эта углубляется грехом, который отягощает даже то духовное, что есть в человеке. Вот почему Бог творит ангелов: существ, достигающих вершины лестницы творений, так же как минералы указывают на ее основание; минералы – тот прах, что образует землю, в общем, неорганические вещества. Ясные отражения Божьего замысла, устремленные языки пламени, действующие любовью, скорые на понимание, проворные на исполнение, обладающие, как мы, свободной волей, но волей всецело святой, так что ей неведомы возмущения и греховные разжжения. Вот что такое ангелы, совершающие поклонение перед Богом, Его посланники к людям, наши защитники, подающие нам Свет, которым они окутаны, и Огонь, который они вбирают в себя во время своего поклонения.

   Иоанн в пророческом изречении назван „ангелом“. Так вот, Я говорю вам: из рожденных женщиной никогда не появлялся более великий человек, чем Иоанн Креститель. И все-таки самый малый из Царства Небесного будет более велик, чем человек Иоанн. Потому что тот, кто в Царстве Небесном, тот сын Бога, а не сын женщины. Поэтому стремитесь все стать гражданами этого Царства.

   12Что вы спрашиваете друг у друга?»

   «Мы говорили: „А будет ли Иоанн в том Царстве? И как он там окажется?“»

   «Он своим духом уже в этом Царстве и после своей смерти будет там одним из ярчайших солнц вечного Иерусалима. И это благодаря Благодати, пребывающей в нем без изъяна, и благодаря его собственной воле. Ибо он был и остается безжалостным к самому себе ради святой цели. От Крестителя и впредь Небесное Царство принадлежит тем, кто сумеет добиться его силой, противостоящей Злу, и добиваются его безжалостные. Теперь ведь известно, что делать, и для его завоевания даровано всё. Уже не то время, когда говорили только Закон и Пророки. Они говорили вплоть до Иоанна. Теперь говорит Слово Божье, и ни одна йота не сокрыта из всего того, что нужно знать для этого завоевания. Если вы верите в Меня, то значит должны увидеть в Иоанне того Илию, что должен прийти[5]. У кого есть уши услышать, тот да услышит. Но с кем Я сравню это поколение? Оно подобно тому, что изображают ребята, когда, сидя на площади, кричат своим товарищам: „Мы вам играли, а вы не плясали; мы причитали, а вы не плакали“. В самом деле, пришел Иоанн, который не ест и не пьет, и это поколение говорит: „Он может так, потому что в нем бес, который ему помогает“. Пришел Сын Человеческий, который ест и пьет, и говорят: „Вот обжора и любитель выпить, друг мытарей и грешников“. Вот таким образом Премудрости воздали должное Ее чада! 13Истинно говорю вам, что только младенцы способны распознать истину, поскольку в них нет лукавства».

[5] Мал. 4:5.

   «Правильно Ты сказал, Учитель, – говорит глава синагоги. – Вот почему моя дочь, в которой еще нет лукавства, видит Тебя таким, каким мы видеть Тебя не в состоянии. И как ни переполнен этот город, и другие соседние, Твоей силой, мудростью и добротой, но – я должен признать – по отношению к Тебе они преуспевают разве что в злобе. Они не исправляются, а то добро, что Ты им даришь, претворяют в ненависть к Тебе».

   «Как ты такое говоришь, Иаир? Ты клевещешь на нас! Мы здесь потому, что верны Христу», – говорит кто-то из Вифсаиды.

   «Да. Мы. Но сколько нас? Меньше сотни на те три города, что должны были бы находиться у ног Иисуса. Из тех, кого тут нет, я говорю о мужчинах, половина враждебна, одна четверть равнодушна, а еще одна, предполагаю, не может прийти. Разве это не грех в глазах Божьих? И разве не будет наказана вся эта неприязнь и это упорство во зле? Скажи Ты, Учитель, ведь Ты знаешь, и если молчишь, то по Своей доброте, а не по неведению. Ты долготерпелив, а это принимают за неведение и слабость. Поэтому скажи, и пусть Твои слова поколеблют хотя бы равнодушных, поскольку злобные не обратятся, но станут еще более озлобленными».

  «Да. Это грех, и он будет наказан. Потому что Божьим даром никогда не следует пренебрегать или пользоваться для злых дел. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида, что злоупотребляете дарами Божьими. Если бы в Тире и Сидоне произошли те чудеса, что происходили посреди вас, они бы давно уже, надев власяницу и посыпавшись пеплом, принесли покаяние и пришли ко Мне. И потому говорю вам, что Тиру и Сидону в день Суда будет оказано бóльшее снисхождение, нежели вам. А ты, Капернаум, считаешь, что вознесешься на Небо лишь потому, что приютил Меня? Ты низвергнешься до преисподней. Потому что если бы в Содоме совершились все те чудеса, какие Я Тебе даровал, он все еще процветал бы, поскольку уверовал бы в Меня и обратился. Поэтому Содому будет оказано бóльшее снисхождение на последнем Суде, нежели тебе, ведь он не знал ни Спасителя, ни Его слóва, и потому его вина не столь велика, а ты знал Мессию, слышал Его слово и не исправился. Однако, поскольку Бог справедлив, к тем жителям Капернаума, Вифсаиды и Хоразина, кто поверил и освящает себя, повинуясь Моему слову, будет проявлено великое милосердие. Ибо несправедливо, чтобы праведные были вовлечены в погибель вместе с грешниками. 14Что же касается твоей дочери, Иаир, и твоей, Симон, и твоего мальчика, Захария, и твоих внуков, Вениамин, Я скажу вам, что они, не имея лукавства, уже созерцают Бога. Да вы и сами видите, как их вера чиста и действенна, сочетаясь с небесной мудростью и жаждой милосердия, каковых не имеют взрослые».

   И Иисус, подняв глаза к уже вечереющему небу, восклицает: «Я благодарю Тебя, Отец, Господь Неба и Земли, что Ты скрыл эти вещи от знающих и образованных и открыл их детям. Это так, Отец, ибо так Тебе было угодно. Все они были вверены Мне Моим Отцом, и никто не знает их, кроме Сына и тех, кому Сын захочет открыть. И Я открыл их детям, смиренным, чистым, ведь Бог сообщается с ними, а истина, словно семя, падает на их незасеянную почву, и Отец проливает на нее лучи Своего света, дабы оно пустило корни и стало растением. На самом же деле Отец готовит души этих младенствующих годами или желаниями к познанию Истины, дабы Мне порадоваться их вере»…