ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Притча о десяти девах

Евангелие от Матфея

25 глава : 1 - 13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Матф.25:1-13)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 206 главы

1 июля 1945.

   1Иисус говорит в присутствии крестьян Йоханана, Исаака и многих учеников, женщин, среди которых Дева Мария и Марфа, а также многих из Вифании. Присутствуют все апостолы. Мальчик, сидя перед Иисусом, не пропускает ни слова. Беседа, должно быть, началась недавно, поскольку люди еще подходят…

   Иисус говорит:

  «… именно из-за этого страха, который Я так явно во многих ощущаю, Я и хочу сегодня предложить вам одну добрую притчу. Добрую для людей благой воли, горькую для остальных. Но у них есть средство упразднить эту горечь. Пусть их воля тоже станет благой, и тогда упрек совести, вызванный этой притчей, перестанет существовать.

   2Царство Небесное – это дом бракосочетания, совершаемого между Богом и душами. Момент вступления в него – день бракосочетания.

   Так вот, слушайте. У нас принято, чтобы девы сопровождали прибывающего жениха и со светильниками и песнями вели его к дому свадьбы вместе с его милой невестой. Когда процессия покидает дом невесты, которая – взволнованная и закутанная – направляется занять место царицы, в дом, что ей не принадлежит, но с того момента, как она станет одной плотью с супругом, будет ее домом, свита девушек, по преимуществу невестиных подруг, устремляется навстречу этим двум счастливым, чтобы окружить их кольцом светильников.

  Случилось так, что в одном селении была свадьба. Пока жених и невеста со своими родственниками и друзьями веселились в доме невесты, десять девушек отправились на свое место, в прихожую в доме жениха, готовые выйти ему навстречу, как только далекий звук кимвалов и пения известит о том, что жених и невеста покинули дом невесты, чтобы пойти в дом жениха. Однако пир в доме бракосочетания затягивался, и наступила ночь.

   Девушки, вы это знаете, держат свои светильники постоянно горящими, чтобы в нужный момент не терять времени. Так вот, среди этих десяти девушек с зажженными и ярко горящими светильниками пять были рассудительными, а пять бестолковыми. Рассудительные, будучи благоразумными, запаслись маленьки­ми сосудами, наполненными маслом, чтобы можно было долить его в светильники, если ожидание окажется более долгим, чем предполагалось, тогда как бестолковые ограничились тем, что хорошенько наполнили свои лампадки.

    Проходил час за часом. Веселые разговоры, рассказы и шутки скрашивали их ожидание. Но потом они уже не знали, о чем говорить и чем заняться. И, заскучав или просто утомившись, эти десять девушек уселись поудобнее, оставив поблизости свои горящие светильники, и потихоньку-полегоньку заснули.

   3Настала полночь, и раздался крик: „Вон жених, идите ему навстречу!“ Десять девушек встали по команде, взяли свои покрывала и гирлянды, привели себя в порядок и бросились к полке, где стояли их лампады. Пять из них уже угасали… Фитиль, больше не смачиваемый маслом, которое было израсходовано, тлел, вспыхивая все слабее и слабее, готовый погаснуть при малейшем дуновении ветра; в то время как другие пять светильников, что перед сном были наполнены благоразумными девушками, все еще ярко горели, и пламя в них сделалось даже ярче от нового масла, добавленного в лампадки.

   „О! – взмолились бестолковые, – дайте нам немного вашего масла, потому что иначе наши светильники погаснут, как только мы их возьмем. Ваши и так хороши!..“ Но благоразумные отвечали: „Снаружи ночной ветер, и крупными каплями падает роса. Масла никак не хватит, чтобы пламя было стойким и могло выдержать порывы ветра и влажность. Если мы с вами поделимся, у нас тоже будет неровное свечение. А девичья свита без сверкающих огоньков будет довольно унылой! Идите, бегите к ближайшему торговцу, умоляйте, стучите, поднимите его на ноги, чтобы он дал вам масла“. И они, задыхаясь, комкая покрывала, пачкая свою одежду, теряя свои гирлянды от столкновений и от бега, последовали совету подружек.

   Но пока они ходили покупать масло, в конце улицы вдруг показались жених с невестой. Те пять девушек, у кого были горящие светильники, выбежали им навстречу, и жених с невестой в их окружении вошли в дом для завершения обряда, когда девушки напоследок проводят невесту в брачные покои. После входа жениха и невесты двери были закрыты, и кто находился снаружи, тот там и остался. Именно так случилось с пятью бестолковыми, которые, придя наконец со своим маслом, обнаружили дверь запертой и напрасно в нее колотили, поранив руки и жалобно стеная: „Господин, господин, открой нам! Мы из свадебной свиты. Мы девушки-печальницы, выбранные, чтобы принести почести и удачу на твое брачное ложе“.

   Но жених, оставив на минуту самых близких приглашенных, с которыми он прощался, пока невеста входила в брачные покои, сказал сверху: „Истинно говорю вам: я незнаком с вами. Я не знаю, кто вы. Ваших ликующих лиц не было видно около моей возлюбленной. Вы самозванки. Так что оставайтесь за стенами нашего брачного дома“. И пять бестолковых девушек, плача, побрели прочь по темным улицам с теперь уже бесполезными светильниками, в измятых одеждах, рваных покрывалах, растрепав или растеряв свои гирлянды…

   4Теперь же выслушайте заключенное в притче нравоучение.

   В начале Я сказал вам, что Царство Небесное – это дом бракосочетания, совершаемого между Богом и душами. На этот небесный брак позваны все верующие, потому что Бог любит всех своих чад. Для кого-то раньше, для кого-то позже приходит миг этого бракосочетания, и достичь его – великая участь. Но теперь слушайте дальше. Вы знаете, какой честью и удачей считают девушки быть позванными в круг подружек невесты. Давайте соотнесем действующих лиц с нашим случаем, и вам станет понятней.

   Жених – это Бог. Невеста, душа праведника, которая, проведя период помолвки в доме Отца, то есть под опекой Божьего учения и в повиновении ему, и живя в праведности, вводится в дом Жениха на брак. Девы-подружки – это души верующих, которые по примеру невесты – то, что за свои добродетели она была выбрана Женихом, свидетельствует о том, что она была живым примером святости – пытаются, освящая себя, достичь той же чести.

   5Они одеты в чистую, новую[1] белую одежду, в белых покрывалах и увенчаны цветами. В руке у них горящие светильники. Светильники эти хорошо вычищены, а их фитили смочены самым чистым маслом, чтобы не было неприятного запаха.

[1] Буквально: свежую.

   В белую одежду. Праведность, твердо воплощаемая на деле, дарует белую одежду, и скоро наступит день, когда она станет белоснежной, уже без какого-либо намека на пятна, сверхъестественной, ангельской белизны.

   В чистую одежду. Нужно при помощи смирения всегда держать одежду в чистоте. Так легко омрачить чистоту своего сердца! А кто нечист сердцем, тот не может увидеть Бога. Смирение подобно омывающей воде. Смиренный, поскольку его взгляд не затуманен парами гордости, сразу же замечает, что его одежда запятнана, бежит к своему Господу и говорит: „Я утратил чистоту своего сердца. Я плачу, чтобы очиститься, плачу у Твоих ног. И Ты, мое Солнце, Своим милостивым прощением, Своей отеческой любовью убели мою одежду!“

   В новую одежду. О, невинность сердца! У детей она есть как дар Божий. У праведных она результат Божьего дара и собственного произволения. У святых она и от Божьего дара, и от воли, доведенной до степени подвига. Но в таком случае грешники с истерзанной, опаленной, отравленной и запятнанной душой никогда больше не смогут иметь новой одежды? О! все-таки могут. Они начинают обретать ее с той минуты, как посмотрят на себя с отвращением. Их невинность возрастает, когда они решают изменить жизнь, и совершенствуется, когда они через покаяние отмывают, обеззараживают, вылечивают и восстанавливают свою бедную душу. И с помощью Бога, не отказывающего в поддержке тем, кто просит Его святой помощи, и при помощи собственной воли, доведенной до крайнего подвижничества – поскольку им необходимо не сберегать то, что у них есть, а восстанавливать то, что они поломали, а это двойное, тройное, семикратное усилие, – и наконец при помощи неустанного покаяния, непреклонного к своему я, которое было грешником, они вновь приводят свою душу к детской невинности, ставшей драгоценной благодаря опыту, делающему их учителями других, таких же, какими некогда были и они, то есть грешников.

  В белых покрывалах. Смирение! Я говорил: „Когда молитесь или каетесь, старайтесь, чтобы мир об этом не догадывался“[2]. В книгах Премудрости сказано: „Нехорошо раскрывать тайну Царя“[3]. Смирение – это белоснежное покрывало, надетое для защиты блага, которое совершаем мы, и блага, которое жалует нам Бог. Не надо славы за оказанную Богом предпочтительную любовь, не надо глупой человеческой славы. Дар может быть немедленно отобран. Но внутренняя песнь сердца своему Богу: „Прославляет Тебя душа моя, о Господь… ибо Ты обратил Свой взор на Свою непритязательную рабу“».

[2] См. 172. 5–8.

[3] Тов. 12:7.

   Иисус делает короткую паузу и бросает взгляд в сторону Своей Матери, которая вспыхивает под Своим покрывалом и вся подается вперед, будто бы поправляя волосы у мальчика, сидящего у Ее ног, но на самом деле скрывая Свое волнующее воспоминание…

  «Увенчана цветами. Душа ежедневно должна сплетать свою гирлянду из добродетельных поступков, поскольку перед лицом Всевышнего не должно быть ничего увядшего, и не дóлжно находиться в неряшливом виде. Я сказал: ежедневно. Ведь душа не знает, когда явится Бог-Жених, чтобы сказать: „Приди“. Поэтому никогда не уставай обновлять свой венец. Не бойтесь. Цветы увядают. Но цветы венцов добродетелей не вянут. Ангел Божий, присутствующий рядом со всяким человеком, ежедневно собирает эти гирлянды и относит их на Небо. И там они послужат престолом для новой блаженной души, когда она в качестве невесты войдет в дом бракосочетания.

   6У них горящие светильники. И чтобы почтить Жениха, и чтобы освещать себе дорогу. Как ярко сверкает вера, и какая она любезная подруга! Она, подобно звезде, излучает пламя, яркое пламя, ибо оно уверено в своей незыблемости, пламя, делающее светящимся даже то приспособление, что его поддерживает. Даже взятая от этой Земли плоть человека, пропитанного верой, кажется, делается более светлой и духовной, свободной от преждевременного увядания. Ибо кто верует, тот опирается на слова и повеления Божьи, чтобы достичь обладания Богом, своей цели, и потому избегает всякого развращения, не ведает тревог, страхов, угрызений, не обязан прилагать усилия, чтобы хранить в памяти свою ложь или скрывать свои дурные поступки, и продолжает быть юным и красивым нетленной красотою святого. Плоть и кровь, ум и сердце очищены от всякой похоти, чтобы вмещать елей веры, чтобы светить без копоти. Непрестанное желание всегда поддерживать этот свет.

  Повседневная жизнь с ее разочарованиями, установками, взаимоотношениями, искушениями, трениями стремится эту веру ослабить. Нет! Этого не должно происходить. Ежедневно отправляйтесь к источникам этого сладостного елея, елея мудрости, елея Божья. Ненаполненный светильник может погаснуть от малейшего ветра, может быть потушен обильной ночной росой. Ночь… У всех наступает время тьмы, греха, искушения. Это ночь для нашей души. Но если сама она наполнена верой, то ее пламя не смогут погасить ни ветры этого мира, ни туман чувственности.

   И, наконец, бдение, бдение и бдение. Кто безрассудно успокаивает себя, говоря: „О! Бог придет вовремя, и во мне еще будет свет“, кто уговаривает себя поспать, вместо того чтобы бодрствовать, спать, лишаясь готовности к тому, чтобы немедленно подняться по первому зову, кто до последней минуты медлит с приобретением елея веры или надежного фитиля благой воли, тот подвергается опасности остаться снаружи, когда придет Жених. Поэтому бодрствуйте терпеливо и постоянно, в чистоте и уверенности, чтобы всегда быть готовыми откликнуться на призыв Бога, ведь вы на самом деле не знаете, когда Он придет.

   7Дорогие Мои ученики, Я хочу побудить вас не бояться Бога, а наоборот, обрести веру в Его доброту. И вы, остающиеся, и вы, что уходите, помните, что если будете поступать так, как поступили те рассудительные девушки, вас не только позовут в свиту Жениха, но, как это было с юной Эсфирью, ставшей царицей вместо Ваштѝ, вам отдадут предпочтение и изберут в невесты, так как Жених „найдет в вас всякую милость и благоволение, как ни в ком другом“[4].  Я благословляю вас, тех, кто уходит. Носите в себе и принесите своим товарищам эти Мои слова. Мир Господень да пребудет всегда с вами»…

[4] Парафраз из Эсфирь 2:17.