ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Притча о рыбах и притча о жемчужине. Сокровищница старых и новых наставлений

Евангелие от Матфея

13 глава : 44 - 52

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:44-52)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 239 главы

   < … >
   Иисус начинает говорить:

  «Вышли рыбаки в открытое море и забросили свои сети, а после положенного времени вытащили их на палубу. С большим тщанием выполняли они свою работу по распоряжению хозяина, который поручил им обеспечить отборной рыбой свой город и при этом сказал: „Однако ту рыбу, что окажется неполезной или некачественной, даже не выносите на берег. Выбросьте ее в море. Другие рыбаки выловят ее и – поскольку это рыбаки другого хозяина – отнесут ее в его город, ведь там поедают и то, что вредно, и от этого город моего врага становится все более ужасным. В мой же прекрасный, светлый, святой город не должно входить ничто нездоровое“.

   Итак, вытянув на палубу сети, рыбаки начали работу по сортировке. Рыбы было много: разного вида, размеров и цвета. Была на вид красивая, но с телом, покрытым шипами, с противным запахом, с огромным брюхом, набитым илом, червями, тухлой травой, что еще сильнее ухудшало запах мяса такой рыбы. Другая, наоборот, была на вид неказиста: ее морда напоминала физиономию преступника или какое-то кошмарное чудовище, но рыбаки знали, что мясо ее изысканно. Иная, будучи ничем не примечательна, оставалась незамеченной. Рыбаки трудились и трудились. Вот уже корзины были полны отборной рыбой, а непримечательная рыба все еще оставалась в сетях. „Теперь уже хватит. Корзины полны. Выбросим все оставшееся в море“, – посудили многие рыбаки.

   Но один, который говорил мало, тогда как остальные каждую попадавшую в их руки рыбину либо хвалили, либо потешались над ней, продолжал рыться в сетях и среди незначительной мелочи обнаружил две или три рыбы, которые положил поверх всех других в корзины.

   „Ну что ты делаешь? – удивились остальные. – Корзины полные, красивые. Ты портишь их, кладя туда сверху, поперек, эту жалкую рыбу. Ты как будто превозносишь ее как самую лучшую“.

   „Не мешайте. Мне знакома рыба этой породы, и я знаю, насколько она полезная и вкусная“.

   Вот такая притча, и заканчивается она тем, что хозяин благословил терпеливого, опытного и молчаливого рыболова, который сумел во всей массе отобрать самую лучшую рыбу.

   6Теперь послушайте ее приложение к жизни.

   Хозяин красивого, светлого и святого города – это Господь. Сам город – Царство Небесное. Рыбаки – Мои апостолы. Морские рыбы – это человечество, в котором присутствуют все категории лиц. Хорошие рыбы – это святые.

   Хозяин того ужасного города – Сатана. Сам ужасный город – это Ад. Его рыбаки – это мир, плоть, злые страсти, воплощенные в слугах Сатаны как среди духов, то есть в бесах, так и среди человечества, то есть в тех людях, что развращают себе подобных. Плохие рыбы – часть человечества, недостойная Царства Небесного: проклятые.

   Среди ловцов душ для Божьего Града всегда будут такие, что поспорят с рыбаком в умении быть настойчивым в поиске, в способности кропотливо искать как раз в тех слоях человечества, где их другие, более нетерпеливые, товарищи сумели выудить лишь то доброе, что кажется таковым на первый взгляд. Будут, к сожалению, и такие ловцы, которые из-за излишней рассеянности и болтливости – тогда как работа по отбору требует внимания и тишины, чтобы расслышать голоса душ и указания свыше, – не увидят хороших рыб и упустят их. А найдутся и такие, что по причине своей чрезмерной нетерпимости даже оттолкнут души внешне несовершенные, но превосходные во всем остальном.

   Какая вам разница, что какая-то из этих пойманных для Меня рыб несет на себе следы прошлых напастей или увечий, вызванных многими причинами, если они потом не вредят ее духу? Какая вам разница, что одна из них, спасаясь от Врага, поранилась и предстала перед вами с этими ранами, если ее внутренний мир ясно выказывает ее стремление принадлежать Богу? Испытанные души – это надежные души. Надежнее тех, что подобны младенцам, которых лелеют с пеленок, с маминой колыбели, и которые спят, сытые и добрые, или безмятежно улыбаются, но тем не менее впоследствии, придя в разумный возраст и встретив на пути превратности жизни, могут преподнести горькие сюрпризы нравственных отклонений.

   7Напомню вам притчу о расточительном сыне[2]. Вы услышите и другие притчи, поскольку Я все время буду стараться привить вам правую рассудительность в деле испытания чьей-либо совести и выбора пути, каким вести эту совесть, которая всегда уникальна и потому обладает своей особенной манерой чувствовать и реагировать и на искушения, и на поучения.

[2] В привычном нам звучании: о блудном сыне.

   Не думайте, что с душами легко разобраться. Совсем наоборот. Нужно духовное око, озаренное божественным светом; нужен ум, пронизанный небесной мудростью; нужно обладать добродетелями в исключительной степени, прежде всего, любовью. Требуется способность концентрироваться на размышлении, потому что каждая душа – это темные письмена, которые надо прочесть и над которыми надо поразмышлять. Требуется постоянно пребывать в единении с Богом, забывая обо всех корыстных интересах. Жить ради этих душ и ради Бога. Преодолевать предубеждения, обиды и неприязнь. Быть ласковыми, как отцы, и железными, как воины. Ласковыми, чтобы посоветовать и ободрить. Железными, чтобы сказать: „Это недопустимо, и ты этого делать не будешь“. Или же: „Так поступать правильно, и ты будешь так поступать“. Ибо, поймите это как следует, многие души будут брошены в адские болота. Но не только души грешников. Там будут даже души ловцов-благовестников: те из них, которые изменят своему служению, способствуя гибели множества душ.

   Настанет день – последний день на этой Земле и первый в наполнившемся вечном Иерусалиме – когда ангелы, как рыбаки из притчи, отделят праведных от злых, чтобы по непреклонному повелению Справедливости добрые перешли на Небо, а злые – в вечный огонь. И тогда обнаружится правда, касающаяся ловцов и их улова, падет лицемерие, и народ Божий явится таким, каков он есть: и его вожди, и спасенные этими вождями. Тогда мы увидим, что многие из самых внешне неприметных или тех, с кем хуже всего обращались, окажутся светилами Неба, и что более всего потрудились тихие и терпеливые рыбаки, которые теперь воссияют столькими драгоценными камнями, сколько у них спасенных.

   Моя притча рассказана и объяснена».

   8«А мой брат?! О! Ну!..» – Петр смотрит на него, смотрит… потом смотрит на Магдалину…

   «Нет, Симон. Что касается нее, в этом нет моей заслуги. Это дело одного лишь Учителя», – искренне говорит Андрей.

   «А другие рыбаки, что от Сатаны, стало быть, берут остатки?» – спрашивает Филипп.

   «Они пытаются забрать лучших, те души, что способны на наибольшие чудеса Благодати, и используют для того тех же людей, а не только свои соблазны. В этом мире немало таких, что за тарелку чечевицы откажутся от первородства!»

   «Учитель, Ты как-то говорил, что много тех, кто позволяет себе обольщаться мирскими вещами. Не те ли это, что ловят рыбу для Сатаны?» – спрашивает Иаков Алфеев.

   «Да, брат Мой. В той притче человек позволил себе польститься на большие деньги, что могли доставить ему множество удовольствий, потеряв при этом всякое право на Сокровище Царства. Но истинно говорю тебе, что из ста человек только треть способна противиться искушению золотом или иными соблазнами, а из этой трети лишь половина способна проявить при этом героизм. Этот мир умирает от удушья, сам на себе добровольно затягивая петли греха. Лучше быть лишенными всего, чем обладать ничтожными и призрачными богатствами. Поступайте, как мудрые ювелиры, которые, узнав, что где-то выловили редкостную жемчужину, заботятся не о том, чтобы сберечь в своих тайниках множество мелких драгоценностей, но наоборот от всего избавляются, чтобы приобрести ту необычайную жемчужину».

  «Но тогда почему Ты сам устанавливаешь различия в служениях, которые поручаешь людям, идущим за Тобой, и говоришь, что мы должны воспринимать эти служения как дар от Бога? Не правильнее тогда было бы отказаться и от них, ведь и они тоже пустяки в сравнении с Царством Небесным?» – говорит Варфоломей.

  «Не пустяки: они средства. Они были бы пустяками или, лучше сказать, ворохом испачканной соломы, если бы становились целью человеческой жизни. Те, кто суетится, чтобы получить какое-то место с целью человеческой выгоды, превращают это место, даже если оно святое, в ворох испачканной соломы. Но примите его со смирением, воспринимайте его как радостный долг, как полное самозабвение – и вы превратите его в редкую жемчужину. Служение – это всесожжение, если оно совершается неукоснительно, это мученичество, это сияние славы. Это потоки слез, пота и крови. Но они образуют венец вечного царствования».

   9«Ты в самом деле умеешь на все ответить!»

   «Так вы Меня поняли? Постигаете ли вы то, что Я передаю с помощью сравнений, взятых из повседневных вещей, однако освещенных сверхъестественным светом, который на их примере объясняет вещи непреходящие?»

   «Да, Учитель».

   «Тогда запоминайте, как наставлять толпы. Поскольку это один из секретов книжников и законоучителей: помнить. Истинно говорю вам, что любой из вас, наставленных в премудрости обладания Царством Небесным, подобен отцу семейства, который достает из своей сокровищницы то, что послужит его семейству, используя и старые, и новые вещи, но всё лишь с одной целью: обеспечить благосостояние своих собственных чад.

   Дождь прекратился. Давайте оставим в покое женщин и отправимся к старому Товии, чьи духовные очи скоро откроются при свете нездешней зари. Мир вам, женщины».