ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Призыв первых 4-х учеников

В канонических Евангелиях

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
(Матф.4:12-22)

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
(Мар.1:14-20)

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
(Иоан.1:35-42)

Евангелие как оно было мне явлено

47 глава

Встреча с Иоанном и Иаковом.

25 февраля 1944.

 1Вижу Иисуса, шагающего вдоль зеленой полоски, что тянет­ся по берегу Иордана. Он возвратился примерно в то место, где я наблюдала Его крещение. Возле брода, который, похоже, был хорошо известен и часто использовался для перехода на другой берег около Переи. Но теперь это место, еще недавно переполненное людьми, кажется безлюдным. Лишь несколько путников проходят по нему: кто пешком, а кто верхом на ослах или лошадях. Иисус их, кажется, даже не замечает. Он продвигается Своим путем, восходя к северу, как будто погруженный в Свои мысли.

 Поравнявшись с бродом, Он пересекается с группой людей разного возраста, которые воодушевленно спорят между собой, а потом расходятся: часть идет к югу, а часть к северу. Среди тех, кто направляется к северу, я вижу, находятся Иоанн с Иаковом.

   2Иоанн первый замечает Иисуса и указывает на Него брату и своим спутникам. Они недолго разговаривают между собой, а затем Иоанн быстро пускается вдогонку за Иисусом. Иаков следует за ним несколько медленнее. Остальные в этом не участвуют. Они неторопливо идут, что-то обсуждая.

   Когда Иоанн оказывается рядом с Иисусом, в двух или трех метрах у Него за спиной, он кричит: «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира!»

   Иисус оборачивается и глядит на него. Они в нескольких шагах, и рассматривают друг друга. Иисус серьезно и испытующе, Иоанн – своими чистыми улыбающимися глазами на очень юном лице, которое кажется мальчишеским. На вид ему лет около двадцати, и на розовых щеках заметен только светлый пушок, похожий на золотистую вуаль.

   «Кого ищешь?»

   «Тебя, Учитель».

   «Откуда ты знаешь, что Я – Учитель?»

   «Креститель сказал мне об этом».

   «А почему тогда ты называешь Меня Агнцем?»

   «Потому что слышал, как он назвал Тебя так в день, когда Ты проходил здесь, чуть больше месяца назад».

   «Чего ты хочешь от Меня?»

   «Чтобы Ты сказал нам слова вечной жизни и утешил нас».

   «А кто ты?»

  «Иоанн Зеведеев я, а это – мой брат Иаков. Мы из Галилеи, рыболовы. И еще мы ученики Иоанна. Он говорил нам слова жизни, и мы слушали его, потому что хотели следовать за Богом и покаянием заслужить у Него прощение, готовя в сердце путь к приходу Мессии. Это Ты. Иоанн так сказал, поскольку увидел знамение Голубки, почившей на Тебе. Он сказал нам: „Вот Агнец Божий“. Я говорю Тебе: Агнец Божий, берущий грехи мира, подай нам умиротворение, потому что у нас больше нет вожатого и душа в смятении».

«Где же Иоанн?»

   «Ирод забрал его. В тюрьму, в Махерон[1]. Самые преданные из его последователей пытались освободить его. Но это оказалось невозможно. Мы возвращаемся оттуда. 3Позволь нам пойти с Тобой, Учитель. Покажи нам, где Ты живешь».

[1] Крепость к востоку от Мертвого моря, резиденция Ирода Антипы.

   «Идемте. Но понимаете ли вы, чего просите? Кто следует за Мной, тому придется оставить все: и дом, и родных, и образ мыслей, и даже свою жизнь. Я сделаю вас Своими учениками и Своими друзьями, если хотите. Но у Меня нет богатств и связей. Я беден – и буду еще беднее – до того, что Мне негде преклонить голову, и преследуют Меня сильнее, чем волки – потерявшуюся овцу. Мое учение еще строже, чем у Иоанна, потому что запрещает даже обиду. Оно обращено не столько к внешним проявлениям, сколько к духу. Вы должны будете переродиться, если хотите быть со Мной. Хотите вы этого?»

   «Да, Учитель. У одного Тебя слова излучают свет. Они вылетают и приносят сияние солнца туда, где была тьма отчаяния от потери наставника».

   «В таком случае, идите сюда и отправимся. Я буду учить вас по дороге».

Наставление Иисуса Христа

Иоанн Зеведеев – самый чистый из учеников

4Иисус говорит:

   «Повстречавшаяся Мне группа была многочисленна. Но лишь один узнал Меня. Тот, чьи душа, ум и тело были чисты от какой-либо похоти.

   Я настаиваю на ценности чистоты. Целомудрие – всегда источник ясности ума. Девственность утончает, а затем сохраняет умственную и эмоциональную восприимчивость в совершенстве, какое может испытать только девственник.

   5Девственным можно быть по-разному. Можно быть вынужденно, и это особенно характерно для женщин, на которых никто не остановил свой выбор с целью брака. Это должно было бы происходить и с мужчинами. Но с ними не так. И это плохо, потому что из преждевременно омраченного сластолюбием юноши может получиться лишь глава семьи с нездоровыми наклонностями, а подчас и с нездоровым телом.

   Есть девственность добровольная, то есть, девственность тех, кто в душевном порыве посвящает себя Господу. Прекрасная девственность! Жертва, угодная Богу! Но не все потом умеют продолжать оставаться такими же белоснежными, подобно лилии, которая прямо стоит на своем стебле, устремлена в небо, не ведая о грязи под ногами, и раскрыта лишь к объятьям Божьего солнца и Его росы.

 Многие остаются верными данному обету лишь телесно. Однако бывают неверными в помыслах, в которых оплакивают и желают то, чем пожертвовали. Такие девственны всего лишь наполовину. Если их тело невинно, то сердце – нет. Оно бродит и бурлит, такое сердце, испуская пары чувственности, тем более изощренной и предосудительной, чем более она есть творение ума, который лелеет, вынашивает и беспрерывно взращивает образы удовольствий, непозволительных даже для тех, кто свободен, и тем более непозволительных для тех, кто несет обет.

   Тогда возникает профанация обета. Видимость присутству­ет, но сути нет. И говорю вам истинно, что из тех, кто приходит ко Мне с лилией, сломанной категоричностью какого-нибудь деспота, и тех, кто приходит с лилией внешне не сломанной, но запачканной бурлением страстей, которые взлелеяли и взрастили, чтобы заполнить ими часы одиночества, Я назову „девственными“ первых и „не девственными“ вторых. И именно первым дам венец девства, а также двойной венец мученичества за поруганное тело и за сердце, раненное увечьем, нанесенным против воли.

   6Ценность чистоты такова, что в первую очередь, ты видела это, Сатана обеспокоен тем, как бы склонить Меня к нечистоте. Он хорошо знает, что чувственный грех разрушает душу и делает ее легкой добычей других грехов. Старание Сатаны сломить Меня направлено на этот главный пункт.

   Хлеб, голод – материальные формы выражения того вожделения, тех вожделений, что Сатана использует в своих целях. Совсем другой была пища, которую он предлагал Мне, чтобы заставить Меня упасть как пьяного к его ногам! Далее последовали бы чревоугодие, деньги, власть, идолослужение, богохульство, отречение от божественного Закона. Но первый шаг, чтобы совладать со Мной, был этот. То же самое он использовал, чтобы сделать уязвимым Адама[2].

[2] Примечание МВ: Человек, сын Божий, уже был поражен гордостью и непослушанием. Он остался Человеком Неразумным (l’uomo animale) и был поражен похотью, поскольку, потеряв Благодать, согрешил как дитя природы (uomo naturale). Иисус был Богом и Человеком. Как Бог Он был неуязвим. Поэтому мог быть искушаем Сатаной только как «Человек».

   7Мир смеется над чистыми. Их преследуют те, кто грешен развращенностью. Иоанн Креститель – это жертва сластолюбия такого рода непристойной пары. Но если в мире и есть еще немного света, то только благодаря чистым мира сего. Они – служители Божии, они в силах понимать Бога и говорить Божьими словами. Я сказал: „Блаженны чистые сердцем, потому что увидят Бога“[3]. Даже на Земле. Те, кому дым чувственности не помрачает разума, „видят“ Бога, слышат Его, идут за Ним и указывают на Него другим.

[3] Мф. 5:8 (170.5, 11). 

   8Иоанн Зеведеев – чистая душа. Он самый чистый из Моих учеников. Словно душа цветка в ангельском теле! Он зовет Меня словами своего первого учителя и просит о даровании мира. Но уже имеет мир в себе благодаря своей чистой жизни. Я и полюбил его за эту его чистоту, которой доверял наставления и тайны, которой доверил самое дорогое Создание, что было у Меня.

   Он стал Моим первым учеником, полюбив Меня с первого мгновения, как только увидел. Его душа слилась с Моей с того дня, как он увидел Меня идущим вдоль Иордана и увидел указывающего на Меня Крестителя. Если бы он не встретил Меня после Моего возвращения из пустыни, он бы стал искать Меня до тех пор, пока не найдет, поскольку, кто чист – тот и кроток, и жаждет поучаться в знании Бога; и как вода устремляется в море, так и он устремляется к тем, в ком признает наставников божественной науки».

   9Иисус говорит опять:

   «Мне не хотелось, чтобы ты рассказывала о чувственном искушении твоего Иисуса. Даже если твой внутренний голос дал тебе знать о мотивах Сатаны привлечь Мое внимание к чувственности, об этом предпочел бы говорить Я сам. Но не будем больше об этом. Достаточно того, что было упомянуто. Время бежит вперед. Оставь цветам Зла его пески. Иди за Иисусом, как Иоанн. Ты будешь ступать среди шипов, но в качестве роз тебе будут попадаться капли крови Того, кто пролил их за тебя, чтобы и в тебе тоже победить плоть.

   10Предупрежу также одно возражение. Иоанн в своем Евангелии, рассказывая о встрече со Мной, говорит: „На следующий день“[4] . Поэтому выходит так, будто Креститель указал на Меня на следующий день после крещения, и Иоанн с Иаковом тут же за Мной последовали. Это противоречит тому, что передали остальные Евангелисты относительно сорока дней, проведенных в пустыне. Так что читайте следующим образом: „(Когда Иоанн был уже схвачен) в один из последующих дней двое учеников Иоанна Крестителя, которым тот указал на Меня словами: ‚Вот Агнец Божий‘, повстречав Меня вновь, позвали Меня и последовали за Мной“. После Моего возвращения из пустыни.

[4] Ин. 1:35.

   И мы вместе вернулись на берега Галилейского озера, где Я нашел пристанище, чтобы оттуда начать Свое благовестие, а эти двое рассказали обо мне другим рыбакам – после того как пробыли со Мной весь путь, и еще целый день в гостеприимном доме одного друга Моей семьи из числа родни.

   Но это была инициатива Иоанна, чье стремление к покаянию преобразило его душу, уже очень светлую из-за его чистоты, в совершенный образец кристальной прозрачности, в которой ясно отражалась Истина, наделяя его вдобавок святой отвагой чистых и великодушных, что никогда не боятся выйти вперед, если видят, что там, впереди, Бог и Божья истина, Божье учение, Божий путь. Как Я его любил за эту простую и доблестную особенность его характера!»

48 глава

Иоанн и Иаков сообщают Петру о своей встрече с Мессией

12 октября 1944.

   1Безмятежный рассвет на Галилейском море. Небо и вода – в розовых проблесках, почти таких же, какие мягко озаряют стены маленьких садиков приозерной деревушки, садиков, из которых высовываются и выглядывают, чуть не вываливаясь в проулки, растрепанные и воздушные кроны плодовых деревьев.

  Деревушка еще только пробуждается: какая-то женщина идет к роднику или к месту для стирки, несколько рыбаков разгружают корзины с рыбой и громко торгуются с откуда-то прибывшими купцами, кто-то заносит рыбу себе в дом. Я сказала: деревушка, но она не такая уж маленькая. Скорее, скромная – по крайней мере, ее видимая часть – но просторная, и тянется она, в основном, вдоль озера.

   2Из какой-то улочки показывается Иоанн и спешно направляется к озеру. Иаков идет вслед за ним, но гораздо спокойнее. Иоанн оглядывает лодки, уже приставшие к берегу, но той, что искал, не видит. Он замечает, что она еще в нескольких сотнях метров от берега и начинает брать курс на причал, и громко выкрикивает, приставив ладони ко рту, протяжное «О-э!», должно быть, принятые у них позывные. А затем, увидев, что его услышали, начинает широко размахивать руками, что означает: «Сюда, сюда!»

  Мужчины в лодке, вообразив невесть что, хватаются за весла, и лодка начинает двигаться быстрее, чем под парусом, который они спускают, видимо, для большей скорости. Когда они в десятке метров от берега, Иоанн уже не может ждать. Он снимает плащ и длинный хитон, бросая их на гальку, разувает сандалии, приподнимает нижнюю одежду, придерживая ее ладонью почти на уровне паха, и заходит в воду навстречу прибывшим.

   «Почему не пришли, вы двое?» – спрашивает Андрей. Петр обиженно молчит.

   «А ты, почему не пошел вместе со мной и с Иаковом?» – отвечает Андрею Иоанн.

   «Пошел ловить рыбу. Я не могу терять время. Ты исчез с тем Человеком…»

   «Я подзывал тебя знаками. 3Это действительно Он. Если бы ты слышал Его слова!.. Мы пробыли с Ним весь день и до глубокой ночи. Теперь пришли сказать вам: „Пойдемте“».

   «Правда – Он? Ты уверен? Мы Его едва рассмотрели тогда, когда Креститель указал на Него».

   «Это Он. Он сам этого не стал отрицать».

   «Всякий может наговорить того, что ему выгодно, чтобы навязать себя простакам. Это не в первый раз…» – недовольно ворчит Петр.

  «О, Симон! Не говори так! Это Мессия! Он знает все! Он тебя услышит!» – Иоанн смущен и огорчен словами Симона Петра.

  «Ага! Мессия! И является именно тебе, Иакову и Андрею! Трем несчастным неучам! Мессия будет вести себя совсем не так! Да еще услышит меня! Нет уж, бедный мальчик! Это первое весеннее солнце напекло тебе голову. Выбрось и приступай к работе. Так будет лучше. А эти басни оставь».

   «Это Мессия, говорю тебе. Иоанн изрекал святые вещи, но Этот говорит от Бога. Невозможно, чтобы говорящий подобные слова был не Христос».

   4«Симон, а я уже не мальчик. У меня есть за плечами годы, и я спокоен и рассудителен. Ты знаешь. Я мало говорил, но много услышал за те часы, что мы провели с Агнцем Божьим, и уверяю тебя, это действительно может быть только Мессия. Почему ты не веришь? Потому что не хочешь поверить? Имеешь право, поскольку ты Его не слышал. А я верю. Мы бедные и неученые? Он как раз и говорит, что пришел с Благой Вестью о Царстве Божьем, о Царстве Благоденствия, чтобы объявить ее скорее бедным, смиренным, малым, чем великим. Он сказал: „У великих и так есть свои радости. Незавидные радости, в сравнении с теми, что принесу Я. У великих и так есть возможность дойти до понимания в силу их культуры. Но Я приду к ‚малым‘ Израиля и мира сего, к тем, кто плачет и надеется, к тем, кто ищет Свет и жаждет истинной Манны, кому от знающих не досталось ни света, ни пищи, а лишь тяготы, неясности, оковы и презрение. Я призову ‚малых‘. Я пришел перевернуть этот мир. Ибо Я унижу то, что нынче считается высоким, и возвышу то, что находится в пренебрежении. Кто хочет истины и мира, кто хочет вечной жизни – пусть приходит ко Мне. Кто любит Свет – пусть идет ко Мне. Я Свет миру“. Не так ли Он сказал, Иоанн?» Иаков проговорил это миролюбиво, но взволнованно.

   «Так. И сказал: „Этот мир не полюбит Меня: это высшее общество, потому что оно испорчено пороками и идолопоклонническими отношениями. Более того, мир не пожелает Меня. Поскольку, будучи сыном Тьмы, он не любит Свет. Но Земля состоит не только из высшего общества. На ней есть и те, кто хотя и смешался с миром, но сам – не от мира. Есть тут и такие, кто от мира, потому что был пойман в него, как рыба в сеть“. Прямо так и сказал, поскольку мы разговаривали на берегу озера, и Он намекнул на те сети, которые вместе с рыбой вытаскивали на берег. И еще сказал: „Смотрите. Ни одна из этих рыб не хотела попасться в сеть. Так же люди намеренно не хотят пасть жертвами Маммоны. Даже отъявленные злодеи, потому что они, из-за ослепляющей их гордости, не признают, что не имеют права делать то, что они делают. Настоящий их грех – гордость. Из него рождаются все остальные. Те же, что еще не являются законченными злодеями, тем более не хотели бы предаться Маммоне. Однако оказываются там по легкомыслию или из-за той тяжести, которая тянет их на дно и имя которой – Адамов грех. Я пришел снять этот грех и даровать тем, кто уверует в Меня, в ожидании часа Искупления, силу, способную освободить их от петли, что удерживает их, и дать им возможность последовать за Мной, Светом мира“».

   5«Но в таком случае, если Он действительно так говорил, нужно идти к Нему немедленно». Петр, столь искренний в этих своих побуждениях, что так мне нравятся, сразу принял решение и уже осуществляет его, торопясь завершить разгрузку, ибо тем временем лодка пристала к берегу и работники вытащили ее почти что на сушу, выгружая сети, канаты и паруса. «А ты, неразумный Андрей, почему не пошел с ними?»

   «Но… Симон! Ты упрекал меня за то, что я не убедил их прийти со мной… Всю ночь ты ворчал, а теперь упрекаешь меня в том, что я не пошел?!»

   «Ты прав… Но я не видел Его… А ты видел… и должен был заметить, что Он не похож на нас… В Нем должно быть нечто неотразимое!..»

  «О, да! – говорит Иоанн. – Лицо! Глаза! Какие глаза! Правда, Иаков? А голос!.. Ах, какой голос! Когда Он говорит, то представляешь себе Рай».

   «Скорей, скорей. Пойдем и найдем Его. Вы (обращается к работникам) отнесете все к Зеведею и скажете, чтобы он действовал сам. Вечером вернемся порыбачить».

 Они все переодеваются и выступают в путь. 6Но Петр, пройдя несколько метров, останавливается, хватая Иоанна за руку, и спрашивает: «Ты сказал, Он все знает и все слышит…»

   «Да. Подумай, когда мы, глядя на высокую луну, сказали: „Интересно, чем сейчас занят Симон?“, Он ответил: „Забрасывает сети и не может успокоиться, что вынужден делать это в одиночку, так как вы не вышли на парной лодке в такой подходящий вечер для ловли… Он не знает, что уже скоро будет ловить иными сетями и приносить иную добычу“».

   «Боже помилуй! В самом деле, правда. Тогда Он услышит и то… и то, что я называл Его чуть ли не лжецом… Я не могу идти к Нему».

   «О! Он такой добрый! Конечно, Он знает, что ты так подумал. Знал еще раньше. Поскольку, когда мы Его покидали, сказав, что направляемся сюда к тебе, Он сказал: „Идите. Но старайтесь не поддаваться на первые же пренебрежительные слова. Кто желает пойти со Мной, тот должен уметь противостоять мирскому пренебрежению и запретам родных. Ибо Я выше крови и общества, и восторжествую над ними. И кто со Мной, тоже будет вечно торжествовать“. И еще Он сказал: „Умейте говорить безбоязненно. Услышав вас, он придет, потому что он человек благой воли“».

   «Так и сказал? Тогда иду. 7Расскажи, расскажи о Нем еще, пока мы идем. Где Он?»

   «В одном бедном доме; наверное, у Своих близких».

   «Так Он беден?»

   «Ремесленник из Назарета. Так Он сказал».

   «И на что же Он живет теперь, если больше не работает?»

   «Мы не спрашивали Его. Может быть, родственники Его поддерживают».

   «Лучше было бы взять с собой рыбы, хлеба, фруктов… чего‑нибудь. Идем вопрошать Учителя[1], ведь Он – Учитель и даже более чем, и с пустыми руками!.. Наши раввины такого не приветствуют…»

 [1] Букв.: Равви, что значит учитель, наставник в Законе Божьем.

   «А Он приветствует. У нас было на двоих с Иаковом лишь двадцать динариев, и мы их Ему предложили, как обычно предлагают раввинам. Он отказался. Но мы настаивали, и Он сказал: „Бог да воздаст вам за них благословением бедняков. Идемте со Мной“, и сразу раздал их беднягам: Он знал, где они обитают. А на наш вопрос: „А Себе, Учитель, Ты ничего не оставишь?“ ответил: „Радость исполнить волю Божью и послужить Его славе“. Мы также сказали: „Ты призываешь нас, Учитель. Но мы совсем бедны. Что ж мы Тебе принесем?“ Он ответил с улыбкой, в которой мы ощутили настоящее причастие Рая: „Мне нужно от вас великое сокровище“; мы же: „А если у нас ничего нет?“; а Он: „Сокровище о семи именах, которым может владеть даже самый убогий, и которым может не обладать самый богатый правитель; у вас оно есть, и оно Мне нужно. Слушайте, что у него за имена: милосердие, вера, благая воля, честное намерение, воздержание, искренность, жертвенный дух. Вот чего Я хочу от Своих последователей, только этого, и у вас это есть. Оно спит, словно семя зимой под слоем почвы, но солнце Моей весны даст ему прорасти семеричным колосом“. Так Он сказал».

   «А! Это укрепляет меня в том, что Он истинный Раввуни[2], обещанный Мессия. Не суров с бедными, не требует денег… Достаточно, чтобы назвать Его Божьим Святым. Можно идти спокойно».

   И все заканчивается.

[2] Раввуни (Раббони́) – Великий учитель, почетный титул.

49 глава

Встреча с Петром и Андреем после поучения в синагоге.

13 октября 1944.

   1Около 14.00 вижу вот что:

   Иисус идет по маленькой дорожке, по тропинке между двух полей. Он один. Совсем другой тропкой среди полей по направлению к Нему пробирается Иоанн и, наконец, добирается до Него, пройдя сквозь брешь в изгороди.

   Иоанн, в самом деле, очень юн: что во вчерашнем видении, что сегодня. Розоватое безбородое лицо едва сформировавшегося мужчины, еще и белокурого в придачу. Никаких признаков усов или бороды, а только розовый оттенок гладких щек, да красные губы, да жизнерадостный свет его прекрасной улыбки и чистого взора, не столько из-за темно-бирюзового цвета его глаз, сколько из-за кристальной чистоты девственной души, что через них просвечивает. Светло-каштановые волосы, мягкие и длинные, развеваются при ходьбе, быстрой, почти как бег.

   Собираясь миновать изгородь, он зовет: «Учитель!»

   Иисус останавливается и с улыбкой оборачивается.

   «Учитель, я так хотел Тебя найти! Мне сказали в доме, где Ты остановился, что Ты пошел на равнину… но куда, неизвестно. И я испугался, что не увижу Тебя». Иоанн говорит, из уважения слегка наклонившись. И все-таки, доверительность сквозит и в его позе, и во взгляде, который он поднимает на Иисуса, немного наклонив голову к плечу.

   «Я увидел, что ты ищешь Меня, и пошел тебе навстречу».

   «Ты видел меня? Где же Ты был, Учитель?»

   «Вон там, – Иисус кивает на рощицу в отдалении, которую, судя по цвету крон, можно назвать оливковой, – вон там. Молился и думал, что сказать этим вечером в синагоге. Но едва лишь тебя увидел, сразу вышел».

   «Как же Тебе удалось меня увидеть, если я еле различаю это место, ведь оно спрятано за тем гребнем?»

   «И все-таки, как видишь, Я пошел к тебе навстречу, потому что тебя увидел. Любви по силам то, что не удается глазам».

   «Да, любви по силам. 2Значит, Ты любишь меня, Учитель?»

   «А ты любишь Меня, Иоанн, сын Зеведея?»

   «Еще как, Учитель. Мне кажется, я всегда Тебя любил. Перед тем, как встретить Тебя, еще раньше, моя душа искала Тебя, и когда я Тебя увидел, она сказала мне: „Вот Тот, кого ты ищешь“. Я верю, что повстречал Тебя потому, что моя душа Тебя узнала».

   «То, что ты говоришь, Иоанн, правильно. Вот и Я тоже пошел навстречу тебе потому, что Моя душа тебя услышала. Сколько будет длиться твоя любовь ко Мне?»

   «Вечно, Учитель. Я больше не хочу любить никого, кроме Тебя».

   «У тебя отец и мать, братья, сестры, у тебя своя жизнь, а в жизни есть женщина и любовь. Как ты сумеешь все это оставить ради Меня?»

  «Учитель… не знаю… но мне кажется, если это не гордость говорить так, что Твоя ко мне расположенность будет мне вместо отца и матери, и братьев, и сестер, и даже вместо жены. Всего, да, всего мне будет хватать, если Ты будешь меня любить».

   «А если Моя любовь доставит тебе скорби и преследования?»

   «Учитель, мне будет все нипочем, если Ты будешь любить меня».

   «А в тот день, когда Мне придется умереть…»

   «Нет! Ты молод, Учитель… Почему умереть?»

   «Потому что Мессия пришел проповедать истинный Закон и совершить Искупление. А сей мир гнушается Законом и не желает спасения. Поэтому он преследует Божьих посланцев».

   «О! Да не будет этого! Не рассказывай тому, кто любит Тебя, этого пророчества о смерти!.. Но если Тебе придется умереть, я и тогда буду любить Тебя. Позволь мне Тебя любить». Иоанн смотрит умоляюще. Наклонившись более, чем когда-либо, он ступает сбоку от Иисуса и выглядит как просящий милостыни любви.

   Иисус останавливается. Смотрит на него, сверлит взглядом Своих глубоких глаз, а потом кладет ладонь на его склоненную голову. «Хочу, чтобы ты любил Меня».

   «О! Учитель!» Иоанн счастлив. Хотя в его глазах блестят слезы, он улыбается своими хорошо очерченными юношескими губами, берет божественную ладонь, целует ее с тыльной стороны и прижимает к сердцу.

   3Они возобновляют движение.

   «Ты сказал, что искал Меня…»

   «Да. Чтобы сообщить Тебе, что мои друзья хотят с Тобой познакомиться и… о! как бы я хотел снова побыть с Тобой! Я покинул Тебя несколько часов назад… но уже не могу без Тебя оставаться».

   «Стало быть, ты оказался хорошим провозвестником Слова?»

   «Но, Учитель, Иаков тоже говорил о Тебе… убедительно».

«Настолько, что даже тот, кто был недоверчив – он не виноват, ибо причиной его сдержанности была осторожность – отбросил сомнения. Пойдем и убедим его до конца».

   «Я немного опасался…»

  «Нет! Меня не надо опасаться! Я пришел ради благих, и еще больше – ради тех, кто заблуждается. Я желаю спасать. Не проклинать. К честным Я буду всячески милосерден».

   «А к грешникам?»

   «Тоже. Под нечестивыми же Я понимаю таких, кто впал в духовное нечестие и лицемерно представляется благим, тогда как совершает злые дела. И делает такие вещи и таким образом, чтобы извлекать собственную выгоду, получая ее за счет ближнего. К этим Я буду строг».

   «О, в таком случае, Симон может быть спокоен! Он искренний, как никто другой».

   «Это Мне приятно, и желал бы Я всем вам быть такими».

   «Он столько всего хочет Тебе сказать, Симон».

   «Я выслушаю его после того, как пообщаюсь в синагоге. Я попросил поставить в известность бедных и больных, наряду с богатыми и здоровыми. Все нуждаются в Благой Вести».

   4Приближается селение. Несколько детей играют на улице, и один, пробегая, спотыкается о ноги Иисуса и должен был бы упасть, если бы Тот не проявил расторопность и не поймал бы его. Мальчик все равно начинает плакать, как будто ушибся, Иисус же, держа его за руку, говорит: «Плачущий израильтянин?! А каково же тогда пришлось тысячам и тысячам малышей, что стали мужчинами, пересекая пустыню вслед за Моисеем? Однако ради них, больше, чем ради кого-либо – ибо Всевышний испытывает любовь к невинным и заботится об этих земных ангелочках, об этих птенцах без крыльев, так же, как заботится Он о воробьях и в рощах, и под кровлей – именно ради них была низведена такая сладкая манна. Тебе нравится мед? Да? Ладно, если будешь хорошим, то отведаешь меда послаще, чем у твоих пчел».

   «Где? Когда?»

   «Когда, прожив жизнь в верности Богу, оправишься к Нему».

   «Я знаю, что не попаду туда, если не придет Мессия. Мама говорит мне, что сейчас мы, Израиль, словно множество Моисеев – и умираем в преддверии Обетованной Земли. Говорит, что мы все стоим и ждем, когда вступим в нее, и что только Мессия позволит нам туда войти».

   «Что за славный маленький израильтянин! Коли так, то Я тебе говорю, что когда ты умрешь, ты тотчас же войдешь в Рай, потому что Мессия уже откроет врата Небес. Так что тебе нужно быть хорошим».

   «Мама! Мама! – малыш выскальзывает из рук Иисуса и бежит навстречу молодой женщине с медной амфорой, которая возвращается домой. – Мама! Новый Рабби сказал мне, что я сразу войду в Рай, когда умру, и буду есть сколько угодно меда… но если буду хорошим. Я буду хорошим!»

   «Бог даст! Извини, Учитель, если он Тебя побеспокоил. Он такой резвый!»

 «Невинность не может беспокоить, женщина. Благослови тебя Бог, потому что ты мать, воспитывающая детей в знании Закона».

   Женщина вспыхивает от такой похвалы, отвечая: «И Тебе тоже Божьего благословения», – и исчезает со своим малышом.

   5«Тебе нравятся дети, Учитель?»

   «Да, поскольку они чисты… и искренни… и умеют любить».

   «У Тебя есть дети, Учитель?»

   «У Меня есть только одна Мать… Но в Ней есть самая святая детская чистота, искренность и любовь, вместе с мудростью, справедливостью и силой, свойственной взрослым. В Моей Матери есть все, Иоанн».

   «И Ты Ее покинул?»

   «Бог выше даже самой святой из матерей».

   «Я с Ней познакомлюсь?»

   «Познакомишься».

   «И Она полюбит меня?»

   «Полюбит, потому что Она любит тех, кто любит Ее Иисуса».

   «Так у Тебя нет братьев?»

  «У Меня есть двоюродные братья со стороны мужа Моей Матери. Но каждый человек – брат Мне, и Я пришел ради всех. 6Вот мы уже возле синагоги. Я зайду, а ты со своими друзьями ко Мне присоединишься».

 Иоанн уходит, а Иисус заходит в квадратное помещение с привычными треугольными подставками для светильников и аналоями с пергаментными свитками. Народ уже собрался и пребывает в ожидании и в молитве. Иисус тоже молится. Толпа шушукается позади и обменивается репликами, а Он поклоном приветствует главу синагоги и просит Себе наугад любой свиток.

   Иисус начинает поучение. Он говорит:

   «Вот что Дух дал Мне вам для прочтения. В седьмой главе кни­ги Иеремии читаем: „Так говорит Господь Воинств, Бог Израиля: Исправьте ваши нравы и ваши чувства, тогда Я буду обитать с вами на этом месте. Не тешьте себя пустыми словами, повторяя: здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень. Ибо только если вы улучшите свои нравы и свои чувства, если будете вершить правосудие между ближними, не будете притеснять чужеземца, сироту и вдову, не будете проливать на этом месте невинную кровь, не будете ходить за чужими богами себе на погибель, тогда Я буду обитать с вами на этом месте, в земле, которую Я дал отцам вашим на веки вечные“[1].

[1] Иер. 7: 3–7.  

   Послушайте, о вы, чада Израиля. Вот для чего Я пришел: разъяснить вам эти слова света, которые ваши помраченные души уже не в состоянии видеть и понимать. Слушайте. Множество слез падает на Землю народа Божия: плачут старики, вспоминая былую славу, плачут возмужавшие, подчиняясь игу, плачут юные, не имея надежд на будущую славу. Но эта земная слава есть ничто по сравнению со славой, которую не может отнять никакой угнетатель, если это только не Маммона и не злая воля.

   Почему вы плачете? Как вышло, что Всевышний, который всегда был благ к Своему народу, теперь отвратил от него Свой взор и скрывает от чад Свой Лик? Разве это не Тот Бог, что разверз море и провел по нему Израиль, что водил его по пустыне, питая и защищая его от врагов, а чтобы он не потерял путь к Небу, дал Закон для души так же, как для тела – столп облачный? Разве это не Тот Бог, что подсластил воды и низвел манну для них, обессилевших? Разве это не Тот Бог, что захотел обосновать вас на этой земле и заключил с вами союз, как Отец с детьми? Но тогда почему чужеземец нанес вам поражение?

  Многие среди вас приговаривают: „Все-таки у нас есть Храм!“ Иметь Храм и ходить туда молиться Богу – недостаточно. Главный храм – в сердце каждого человека, где и должна совершаться святая молитва. Но она не сможет стать святой, если прежде не исправится сердце, а вместе с сердцем не исправятся нравы и чувства, и не придут в порядок принципы отношения к бедным, к рабам, к ближним, к Богу.

   Теперь смотрите. Я наблюдаю жестокосердых богачей, что делают богатые пожертвования на Храм, но не могут сказать бедному: „Брат, вот хлеб, вот деньги. Прими их. От сердца к сердцу, и пусть тебя не унизит эта помощь, а меня не заставит возгордиться то, что я оказал ее“. Вот, Я вижу молящихся, которые жалуются Богу, что Тот не сразу слышит их, а потом убогому, иногда кровному родственнику, который говорит им: „Послушай меня“, с каменным сердцем отвечают: „Нет“. Вот, Я вижу, как вы плачетесь, что правитель выжал все из вашего кошелька. А потом вы выжимаете все соки из того, к кому питаете отвращение, и вам не страшно обескровить его, лишая жизни.

   О люди Израиля! Время Искупления настало. Приготовьте же ему пути к вам своей благой волей. Будьте честными, добрыми, любите друг друга. Богатые – не презирайте; купцы – не обманывайте; бедные – не завидуйте. Все вы одна кровь, и все вы Божьи. Все вы призваны к одной судьбе. Не закрывайте своими грехами Небо, которое Мессия откроет вам. Вы до сих пор заблуждались? Теперь не будете. Пусть рассеется всякое заблуждение.

   Закон прост, добр и легок, когда он сводится к изначальным Десяти заповедям, при условии, что они пропитаны светом любви. Приходите. Я покажу вам, что они такое: любовь, любовь и любовь. Любовь Бога к вам, ваша – к Богу, любовь к ближнему. Во всем любовь, поскольку Бог есть Любовь, а дети Отца – это те, кто умеет жить любя. Я здесь ради каждого, ради того, чтобы каждому даровать Божий свет. Вот Слово Отца, что становится пищей для вас. Приходите, насладитесь, обновите духовную кровь этой пищей. Пусть пропадет всякая злоба, а всякая похоть умрет. Новая слава предложена вам, вечная, и к ней придут те, кто сделает Закон Божий истинной заботой своего сердца. Начинайте с любви. Нет ничего выше ее. Если же научитесь любить, научитесь всему, и Бог полюбит вас, а любовь Божья – то же, что поддержка в любых испытаниях.

   Благословение Божие да пребудет на обращающих к Нему сердца, наполненные благой волей».

   Иисус умолкает. Народ перешептывается. После исполнения многих песнопений собрание расходится.

   7Иисус выходит на открытую площадку. В дверях – Иоанн и Иаков с Петром и Андреем.

   «Мир да будет с вами, – говорит Иисус и прибавляет: – Вот человек, которому, чтобы быть праведным, нужно бы не судить преждевременно. Но который, тем не менее, честно признает свои ошибки. Симон, ты хотел со Мной увидеться? Вот он Я. А ты, Андрей, почему не пришел раньше?»

   Два брата в замешательстве переглядываются. Андрей бормочет: «Не осмеливался…»

   Петр, весь красный, не может вымолвить ни слова. Но, слыша, как Иисус говорит брату: «Придя, ты причинил бы какое-то зло? Только на зло не нужно осмеливаться», откровенно заступается: «Это из-за меня. Он сразу захотел привести меня к Тебе. Но я… я сказал… Да, сказал: „Я в это не верю“ – и отказался. О, теперь мне полегчало!..»

   Иисус улыбается. А затем говорит: «И еще Я скажу тебе, что ты Мне нравишься за свою искренность».

   «Но я… я нехороший… я не способен поступать так, как Ты рассказывал в синагоге. Я вспыльчив, и если кто-нибудь меня обидит… эх!.. Я жаден, и мне нравится, когда есть деньги… и в своей торговле рыбой… эх!.. не всегда… не всегда я обхожусь без обмана. И я невежественный. И у меня мало времени ходить за Тобой, чтобы просвещаться. Что мне делать? Я хотел бы стать таким, как Ты говоришь… но…»

   «Это не трудно, Симон. Писание знаешь хоть немного? Да? Хорошо, подумай над пророком Михеем. Бог хочет от тебя того, что говорит Михей. Он не требует ни вырвать у себя сердце, ни жертвовать ради Него самыми дорогими чувствами. Пока Он у тебя этого не требует. Однажды ты, без всякой просьбы со стороны Бога, отдашь Ему и самого себя. А Он подождет, когда солнце и роса сделают из тебя, травянистого стебелька, роскошную могучую пальму. Пока же Он просит тебя вот о чем: соблюдай справедливость, люби милосердие, прилагай всякое усердие в следовании за своим Богом[2]. Постарайся это осуществить – и от былого Симона не останется следа, а ты станешь новым человеком, другом Божьим и другом Его Христа. Уже не Симоном. Но Кифой. Надежной скалой, на которую Я обопрусь».

[2] Мих. 6:8.  

   «Это мне нравится! Это я понимаю. Закон – он такой… такой… Вот, я уже не смогу исполнять его так, как исполняли раввины!.. Но о чем говоришь Ты – да. Мне кажется, это у меня получится. А Ты мне поможешь. В этом доме Ты живешь? Я знаю хозяина».

   «В этом. Но собираюсь идти в Иерусалим, а потом проповедовать по всей Палестине. Для этого Я пришел. Но буду часто сюда возвращаться».

 «Я приду еще, чтобы Тебя послушать. Хочу быть Твоим учеником. Голова моя немного просветится».

   «В первую очередь, сердце, Симон. Сердце. А ты, Андрей, ничего не скажешь?»

   «Я слушаю, Учитель».

   «Мой брат застенчив».

   «Он станет львом. Темнеет. Пусть Бог вас благословит и дарует хороший улов. Ступайте».

   «Мир Тебе». Они уходят.

   8Едва выйдя, Петр говорит: «Но что Он хотел сказать тогда, когда говорил, что я буду ловить другими сетями и другую рыбу?»

   «Почему же ты Его об этом не спросил? Столько хотел сказать, а в результате почти не говорил».

   «Я… постыдился. Он так не похож на всех остальных раввинов!»

  «Собирается в Иерусалим… – Иоанн произносит это с таким желанием, с такой мечтательностью, – я хотел было попросить Его позволить мне пойти с Ним… и не отважился…»

   «Пойди и скажи Ему, мальчик, – говорит Петр, – мы с Ним расстались так… не сказав ласкового слова… Пусть Он хотя бы знает, что мы от Него в восторге. Иди, иди. Отцу твоему я скажу».

   «Сходить мне, Иаков?» – Иоанн бегом срывается с места… и бегом возвращается назад сияющий.

   «Я спросил Его: „Ты не против: я с Тобой, в Иерусалим?“ А Он ответил: „Идем, друг“. Он сказал: друг! Завтра, к этому часу я приду сюда. Ах! В Иерусалим с Ним вместе!..»

… видение заканчивается.

Наставление Иисуса Христа

Иоанн Зеведеев велик еще и смирением

9По поводу этого видения этим утром (14 октября) Иисус мне говорит:

   «Хочу, чтобы и ты, и все вы отметили поведение Иоанна. Ту его сторону, которая все время ускользает. Вы восхищаетесь его чистотой, любовью, верностью. Но не замечаете, что он был велик еще и смирением. Он, главный инициатор прихода ко Мне Петра, скромно умалчивает об этой детали.

   Апостолом для Петра, и потому первым среди Моих апостолов, был Иоанн. Он первым узнал Меня, первым заговорил со Мной, первым за Мной последовал, первым объявил обо Мне. И тем не менее, видите, что он говорит? Говорит: „Андрей, брат Симона, был один из двоих, услышавших слова Иоанна и последовавших за Иисусом. Первый, на кого он наткнулся, был его брат Симон, которому он сказал: ‚Мы нашли Мессию‘ и привел его к Иисусу“[3].

[3] Ин. 1: 40–42.

   Будучи справедлив, помимо своей доброты, он знает, что Андрей, обладая замкнутым и робким характером, терзается от того, что многое хотел бы сделать, но оно не получается, и желает, чтобы именно ему в памяти потомков была адресована благодарность за его доброе устремление. Желает представить Андрея первым апостолом Христа, наряду с Петром, несмотря на то что его робость и подчиненное положение по отношению к брату привели к неудаче в его посланничестве.[4] 

[4] Имеется в виду задача привести ко Христу брата, ставшая для Андрея первым апостольским поручением.

   10Кто из тех, кто каким-то образом трудится ради Меня, способен подражать Иоанну, а не провозглашать самих себя непревзойденными апостолами, не думая о том, что их успехи проистекают из совокупности вещей, не от одной только святости, но также от чисто человеческой смелости, удачи, и от того, что они случайно оказались рядом с другими, не такими смелыми и удачливыми, но, возможно, более святыми, чем они?

   Когда преуспеете в добре, не хвалитесь этим как всецело вашей заслугой. Воздайте хвалу Богу, покровителю делателей на ниве апостольства, и имейте незамутненное око и искреннее сердце, дабы увидеть и воздать каждому то, что ему причитается. Незамутненное око – чтобы распознать тех апостолов, что жертвуют собой, являясь главными и подлинными движителями в трудах остальных. Только Бог видит их, этих робких, которые, кажется, ничего не делают, а на самом деле похищают с Неба огонь, который они дарят смелым. Искреннее сердце, что скажет: „Я действую. Но вот этот любит больше, чем я; молится лучше, чем я; жертвует собой так, как я не умею и как говорил Иисус: внутри своей каморки за запертой дверью, чтобы молиться втайне[5]. Догадываясь о его смирении и святой доблести, я хочу объявить о ней и сказать: ‚Я – деятельное орудие; а он – сила, сообщающая мне движение, так как, будучи привит к Богу, он служит мне проводником небесной силы‘.“

[5] См. Мф. 6:6 (172.5–6).

   И Отчее благословение, что снисходит в награду кроткому, который в молчании приносит себя в жертву, чтобы обеспечить силой апостолов, снизойдет также и на самого апостола, если он искренне признателен за сверхъестественную и молчаливую поддержку, приходящую к нему от кроткого, и за тот его вклад, который не замечает человеческое легкомыслие.

   Урок всем вам.

   11Он Мой любимец? Да. Но разве не уподобился он Мне даже в этом? Чистый, любящий, послушный, но также и смиренный. Я отражался в нем, как в зеркале, и замечал в нем Свои добродетели. И потому любил его, как второе Я. Видел, как Отец глядит на него – и узнает маленького Иисуса. А Моя Мать говорила Мне: „В нем Я чувствую второго сына. Мне кажется, Я вижу Тебя, воспроизведенного в простом человеке“.

   О, исполненная Мудрости, как Она понимала тебя, Мой избранный! Две синевы ваших чистых сердец слились в один покров, беря Меня под защиту любви, и стали одной любовью еще прежде, чем Я поручил Мать Иоанну, а Иоанна – Матери. Они любили друг друга, потому что осознавали свое сходство: оба – чада Отца, а также брат и Сестра Сына».