ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Ученики Эммауса

Евангелие от Луки

24 глава : 13 - 35

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
(Лук.24:13-35)

Евангелие как оно было мне явлено

625 глава

   5 апреля 1945

   1По горной дороге быстро идут двое мужчин среднего возраста, идут – обращенные спиной к Иерусалиму, чьи высоты постепенно пропадают за чередой возвышенностей и долин, волнообразно сменяющих друг друга.

   Они разговаривают между собой. И тот, кто постарше, обращается к другому, которому – самое большее – лет тридцать пять: «Поверь, было лучше поступить так. У меня семья, у тебя – тоже. С Храмом шутки плохи. Они в самом деле хотят с этим покончить. Правы они? Не правы? Не знаю. Знаю, что там ясно дали понять, что навсегда со всем этим[1] покончат».

   «С этим преступлением, Симон[2]. Называй вещи своими именами. Поскольку это, по меньшей мере, преступление».

[1] В Храме приняли решение не разглашать никаких сведений об Иисусе: не только о Его Воскресении, но и вообще о Нем, т.е. сделать вид, что ничего не происходило.

[2] Имя второго путника, Симон, приводится в сочинении «Против Цельса» знаменитого отца Церкви Оригена.

   «С другой стороны, любовь настраивает нас против Синедриона. Но может быть… кто знает!»

   «Ничуть. Любовь вразумляет. А не приводит к заблуждению».

   «Но и Синедрион, и священники, и старейшины тоже любят. Они любят Яхве, Которого возлюбил весь Израиль с тех пор, как был заключен Завет между Богом и Патриархами. В таком случае, любовь их тоже просвещает, а не ведет к заблуждению!»

   «То, что у них – это не любовь к Господу. Да. Израиль столетиями держится этой Веры. Но скажи мне. Можешь ли ты утверждать, будто то, что преподают нам старейшины Храма, фарисеи, книжники и священники, – это все еще Вера? Ты же видишь. Золотом, пожертвованным Господу – об этом уже знают или, по крайней мере, подозревают, что так было, – золотом, пожертвованным Господу, они заплатили Предателю, и теперь платят стражникам. Первому – чтобы выдал Христа, вторым – чтобы соврали. О, я не понимаю, как Сила Небесная ограничилась только тем, что расшатала стены и разорвала Завесу! Говорю тебе, я бы предпочел, чтобы эти новые филистимляне[3] были погребены под их обломками. Все!»

[3] Намек на историю Самсона (Суд. 16: 21–30). Филистимляне для Израиля стали символом нечестия.

«Клеопа! Тебе бы все мстить».

   «И отомстил бы. Потому что – допустим, Он был всего лишь пророком, – подобает ли убивать невиновного? Ведь Он был невиновен! Ты когда-нибудь видел, чтобы Он совершил хоть один из тех грехов, за которые Он был осужден на смерть?»

   2«Нет, ни разу. Тем не менее, одну ошибку Он допустил».

   «Какую, Симон?»

   «Ту, что Он не проявил могущества с высоты Своего Креста. Для того чтобы утвердить нашу веру, и чтобы покарать неверующих нечестивцев. Он должен был принять вызов и сойти с Креста».

   «Он сделал больше. Он воскрес».

   «На самом ли деле? Воскрес как? Только в Духе или в Духе и во Плоти?»

   «Но Дух вечен! Ему не нужно воскресать!» – восклицает Клеопа.

   «Это я понимаю. Я хотел сказать: воскрес ли Он исключительно в Своем божественном естестве, превосходящем всякие человеческие препоны. Потому что сейчас Его дух был охвачен человеческим ужасом. Ты слышал, нет? Марк[4] сказал, что в Гефсимании, напротив валуна, куда Он уходил помолиться, все в крови. А Иоанн, когда разговаривал с Марком, сказал ему: „Не позволяй, чтобы на том месте топтались, потому что это кровь Богочеловека“. Если перед муками Он покрылся кровавым пóтом, значит, Он должен был сильно их ужасаться!»

[4] Марк – сын Ионы и Марии, которые присматривали за владениями Лазаря в Гефсимании, куда часто приходил молиться Иисус. Возможно, этот Марк и есть будущий евангелист.

   «Наш бедный Учитель!..»

   Они скорбно умолкают.

   3Их настигает Иисус и спрашивает: «О ком это вы говорили? В тишине Я обрывками слышал ваш разговор. Кто это был убит?»

   Иисус прячется под непритязательной внешностью бедного торопливого путника, и они Его не узнают.

   «Ты из других краев, странник? Не в Иерусалиме остановился? Твоя запылившаяся одежда и такие сношенные сандалии выдают в тебе неутомимого путешественника».

   «Такой Я и есть. Я прибыл очень издалека…»

   «Тогда ты, наверно, устал. И далеко направляешься?»

   «Весьма далеко, еще дальше, чем откуда пришел».

   «Ты занимаешься торговлей? Заключаешь сделки?»

   «Мне нужно приобрести несметное число стад для высочайшего Господина. Весь мир должен Я обойти, чтобы выбрать овец и ягнят, и выбрать также из диких стад, которые, однако, будучи приручены, будут лучше тех, что дикими сейчас не являются».

   «Тяжелый труд. И ты проследовал Иерусалим, не останавливаясь?»

   «Почему вы об этом спрашиваете?»

   «Потому что ты, кажется, единственный не ведаешь, что в нем произошло в эти дни».

   «А что произошло?»

   «Ты пришел издалека и потому, наверно, не знаешь. Но, все же, у тебя галилейский выговор. Поэтому, даже если ты служишь иноземному царю или потомку галилейских эмигрантов, тебе должно быть известно, если ты обрезанный, что три года назад в нашем отечестве восстал великий пророк по имени Иисус из Назарета, сильный в деле и в слове перед Богом и людьми, который ходил, проповедуя, по всей Стране. И называл себя Мессией. Его слова и Его деяния действительно были достойны Сына Божия, как Он себя называл. И только Сына Божия. Целого Неба… Теперь ты понимаешь, почему… 4Ты ведь обрезанный?»

   «Я Первенец и посвящен Господу».

   «Тогда ты знаком с нашей Религией?»

   «От Меня не утаилась ни одна деталь. Я знаком с правилами и обычаями. Галаха, мидраши и Аггада[5] Мне известны как стихии воздуха, воды, огня и света, – первое, к чему устремляются ум, влечения и потребности человека, как только он появляется на свет».

[5] Галахá – свод законов и правил. Аггáда – собрание поучений, рассказов на духовные темы. Мидраш – исследование, толкование буквы Закона.

   «Хорошо, тогда ты знаешь, что Израилю был обещан Мессия, но как могущественный царь, который вновь объединит Израиль. Этот, напротив, был не таким…»

   «Каким же тогда?»

   «Он не добивался земной власти. Но называл Себя царем вечного и духовного царства. Он не объединил, а наоборот, расколол Израиль, поскольку теперь он разделился на тех, кто верит в Него, и тех, кто считает Его злодеем. По правде говоря, у Него не было царских свойств, ведь Он признавал только кротость и прощение. А как можно покорять и побеждать таким оружием?..»

   «Ну и?»

   «Ну и начальствующие из Священников со Старейшинами Израиля схватили Его, и осудили Его на смерть… обвинив во грехах, которых Он, поистине, не совершал. Его вина заключалась в том, что Он был слишком добрым и слишком строгим…»

   «Как же Он мог быть одновременно и тем, и другим?»

   «Мог, поскольку был слишком строгим, высказывая истину Начальникам Израиля, и слишком добрым, не сотворив над ними смертельного знамения и не поразив Своих неправедных врагов».

   «Строгим – как Креститель?»

   «Ну… я бы не сказал. Он жестко укорял, особенно в последнее время, книжников и фарисеев и предвещал тем, кто в Храме, что они предназначены для Божьего гнева. Но притом, если кто-то был грешником и покаялся, и Он видел в его сердце истинное раскаяние – ведь Назарянин разбирался в сердцах лучше, чем какой-нибудь книжник в текстах, – тогда Он становился нежнее матери».

   «И Рим позволил, чтобы убили неповинного?»

   «Пилат приговорил Его… Но он не хотел этого и называл Его „Праведником“. Однако ему пригрозили, что пожалуются Цезарю, и он испугался. 5В результате, Он был осужден на крест и умер на нем. И от этого, равно как и от страха перед Синедрионом, мы сильно упали духом. Ибо я Клеопа, сын Клеопы, а это Симон, оба из Эммауса и родственники, так как я женат на его старшей дочери, и мы были учениками этого Пророка».

   «А теперь больше не ученики?»

   «Мы надеялись, что именно Он освободит Израиль и что, кроме того, подтвердит Свои слова каким-нибудь чудом. Увы!»

   «А что за слова Он говорил?»

   «Мы уже сказали тебе: „Я пришел на Царство Давида. Я кроткий Царь“ и так далее. Говорил еще: „Приходите в Царство“, но затем не дал нам этого царства. Еще говорил: „На третий день воскресну“. Сейчас – третий день, как Он умер. Да и тот уже прошел[6], ведь девятый час уже истек, а Он не воскрес. Хотя некоторые из женщин, и из стражников, говорят, что – да, воскрес. Но мы Его не видели.

[6] Очевидно, ученики считали Пятницу первым днем.

   Теперь же стражники утверждают, что говорили так, чтобы оправдать кражу Тела учениками Назарянина. Ученики!.. Все мы оставили Его из страха, когда Он был еще жив… и уж никак не могли похитить Его сейчас, когда Он мертв. А женщины… кто им поверит? Вот об этом мы и рассуждали. И мы хотели понять, намеревался ли Он воскреснуть лишь в обóженном Духе, или также и во Плоти. Женщины говорят, что ангелы – поскольку рассказывают, что видели еще и ангелов после землетрясения, и это может быть, так как в пятницу уже являлись праведники, вышедшие из гробниц – говорят, ангелы сказали, что Он теперь таков, что как будто никогда не умирал. И действительно, женщинам показалось, что они видели ко­го-то подобного. По этой причине двое из наших, двое главных, пошли к Гробнице. И хотя она оказалось пустой, как говорили женщины, но Его они не увидели ни там, ни где-либо еще. И это настоящая беда, потому что мы уже не знаем, что и думать!»

   6«О, как же вы непонятливы и упрямы в непонимании! И как медлительны в том, чтобы поверить словам пророков! Разве это не было предсказано? Вот в чем заблуждение Израиля: в неправильном истолковании царского достоинства Христа. Поэтому не поверили Ему. Поэтому в Нем засомневались. Поэтому и вы сейчас колеблетесь. В верхах и в низах, в Храме и в селениях, везде думали о царе по человеческому обыкновению. Восстановление царства Израиля в замысле Божьем не было ограничено ни во времени, ни в пространстве, ни в средствах, как это оказалось у вас.

   Во времени: всякое владычество, даже самое могущественное, не вечно. Вспомните могущественных Фараонов, что притесняли евреев во времена Моисея. Сколько династий миновало, а остались от них лишь бездушные мумии в глубине тайных подземелий! И их власть вспоминается, если вообще вспоминается, как длившаяся какой-нибудь час, и даже меньше, если мы соизмерим их века с вечным Временем. Это же Царство – вечно.

   В пространстве. Оно называлось: Царство Израиля. Поскольку от Израиля произошел корень[7] рода человеческого; поскольку в Израиле пребывает, так сказать, семя Божие, и следовательно, говоря: „Израиль“, имели в виду: „царство порожденных Богом“.

[7] Израилем в Библии назван народ Божий, то есть люди, избранные Богом для того, чтобы стать Его свидетелями в мире. Именно таким был праведный Ной (Быт. 6:8), сыновья которого, согласно Писанию, стали прародителями человечества после потопа.

   Но владычество Царя Мессии не ограниченно маленькой областью Палестины, а простирается от севера до юга и от востока до запада, где бы ни находилось существо, в теле которого заключен дух, то есть где бы ни находился человек. Каким образом сумел бы кто-нибудь один сконцентрировать вокруг себя все народы, враждующие друг с другом, и составить из них единое царство, не пролив кровавые реки и не удерживая всех подданных жестоким гнетом оружия? И как бы смог он тогда быть кротким царем, о котором говорят пророки?

   В средствах: человеческое средство, как Я сказал, это угнетение. Сверхчеловеческое средство – любовь. Первое всегда ограниченно, потому что народы обязательно будут восставать против угнетателей. Второе – неограниченно, потому что любовь вызывает любовь, а если нет, то насмешку. Но, будучи вещью духовной, она не вызовет непосредственных нападок. И Бог, Беспредельный, хочет, чтобы средства были подобны Ему. Так как Он вечен, Он любит то, что не ограниченно: дух; то, что от духа; то, что ведет к Духу. Вот в чем было заблуждение: зарождение в умах мессианских представлений, ошибочных с точки зрения средств и формы.

    Какое владычество самое высшее? Божье. Не так ли? Итак, не должен ли этот Чудный, этот Эммануил, этот Святой, этот божественный Отпрыск, этот Крепкий, этот Отец будущего века, этот Властитель примирения, этот Бог[8], как Тот, от которого Он приходит, ибо так о Нем сказано и таков Мессия, – обладать владычеством, подобным владычеству Того, кто породил Его? Конечно, должен! Царствованием всецело духовным и вечным, свободным от жестокости и кровопролития, не знающим предательств и насилия. Его Царство! Которое вечное Благо дарует даже убогим людям, чтобы воздать честь и славу Своему Слову.

[8] Эти имена Мессии взяты из пророка Исайи 9:6, кроме Эммануила (Ис. 7:14) и Отпрыска (Ис. 11: 1–2).

   7Но не сказано ли Давидом[9], что все положено к стопам этого могучего Царя в качестве подножия? Не предсказаны ли Исайей[10] все Его Страсти, и не перечислены ли, можно сказать, также и Давидом[11] Его мучения? И не сказано ли, что Он – Спаситель и Избавитель, который Своею жертвой спасет человека-грешника?

[9] Пс. 109:1.

[10] Ис. 53.

[11] Пс.21.

   И не было ли указано, и знаменье тому Иона[12], что на три дня Его поглотит ненасытное чрево Земли, а потом извергнет, как кит – пророка? И не сказал ли Он сам: „Мой Храм (то есть, Мое Тело) на третий день после разрушения будет Мною (то есть, Богом) восстановлен“? А что вы думали? Что Он волшебным образом воздвигнет стены Храма? Нет. Не стены. А Себя самого. И только Богу было под силу воскресить Себя самого. Он воздвиг истинный Храм: Свое Тело Агнца. Жертвенного Агнца, как того требовало полученное Моисеем пророчество[13], дабы приготовить „переход“ от смерти к Жизни, от рабства к свободе тем, кто были сынами Бога и рабами Сатаны.

[12] Книга пророка Ионы, глава 2.

[13] Исх. 12:3. Здесь Иисус рассматривает переход (Пасху) евреев через море как прообраз перехода всего человечества в Его Царство.

   Вы спрашиваете себя: „Как Он воскрес?“ Я отвечу: Он воскрес в Своей истинной Плоти и в Своем божественном Духе, обитающем в ней, как и во всякой смертной плоти есть душа, что царствует в сердце. Так Он воскрес, претерпев все, чтобы все искупить, а также устранить последствия первородного Греха и тех бесчисленных грехов, что ежедневно совершаются Человечеством. Он воскрес, как было прикровенно предсказано пророчествами. Он пришел в назначенный срок, напомню вам о Данииле, и в назначенный срок принес жертву. И, слушайте и запомните, в назначенный срок после Его смерти этот богоубийственный город будет разрушен[14].

[14] Дан. 9: 21–27.

   8Я вам посоветую вот что: читайте пророков душой, а не горделивым разумом, от начала Писания и до рассказа о жертвенном Слове; вспомните Предтечу, который указал на Него как на Агнца; припоминайте, каково было предназначение символического Моисеева ягненка. Его кровью были избавлены перворожденные Израиля. Этой Кровью будут избавлены перворожденные Бога, то есть те, кто добровольно посвятит себя Господу. Вспомните и поразмышляйте над мессианским псалмом Давида и мессианским пророком Исайей. Вспомните Даниила, приведите себе на память – и при этом вознесите ее из грязи к небесной синеве – каждое слово о владычестве Божьего Святого, и вы поймете, что другого, более верного, более надежного указания, нежели эта победа над Смертью, нежели это Воскресение, совершенное самим Собой, вам и не могло быть дано.

   Не забывайте, что наказывать с высоты Креста тех, кто туда Его вознес, было бы несообразно с Его милосердием и Его призванием. Он все еще оставался Спасителем, хотя и был Распятым, терпящим поношения и пригвожденным к дереву! Распятым телесно, но свободным духом и волей. И с их помощью Он решился подождать еще, чтобы дать время грешникам уверовать и призвать на себя – не богохульными выкриками, но стонами раскаяния – Его Кровь.

   9Теперь Он воскрес. Все свершилось. Он был во славе до Своего воплощения. Но трижды славен Он теперь, когда после стольких лет смирения во плоти Сам Себя принес в жертву, доведя Послушание до совершенства познанием крестной смерти, дабы исполнить Волю Божью. Преславен Он, вкупе с прославленной Плотью, сейчас, когда возносится на Небо и входит в вечную Славу, полагая начало Царству, которого не постиг Израиль.

   В это самое Царство Он, как никогда настойчиво, любовью и властью, что наполняют Его, призывает племена земные. Все, как это созерцали и предвидели праведники Израиля и пророки, все народы придут к Спасителю. И не будет больше Иудеев или Римлян, Скифов или Африканцев, Иберов или Кельтов, Египтян или Фригийцев. Те, что за Евфратом, присоединятся к источникам непересыхающих Вод. Гипербореи бок о бок с Нумидийцами придут к Его Владычеству, а расы и наречия прекратят свое существование. Не будет больше различий по обычаям и цвету кожи или волос. Но будет один несметный народ, светлый и искренний, единственный язык и единая любовь. Будет Царство Божие. Царство Небесное. Вечный Монарх – воскресший Агнец. Вечные подданные – приверженцы Его Веры. Чтобы пребывать в нем, вам нужно уверовать.

   10Друзья, вот Эммаус. Мне идти дальше. Путнику, которому предстоит такая дальняя дорога, останавливаться не позволительно».

   «Господин, ты осведомлен лучше иного рабби. Если бы Он не умер, мы сказали бы, что это Он говорил с нами. Нам бы хотелось услышать от тебя еще и о других истинах, более развернуто. Потому что теперь мы, овцы без пастыря, потревоженные бурей ненависти Израиля, уже не в состоянии понимать слов Писания. Хочешь, мы пойдем с тобой? Видишь ли, ты мог бы продолжить наставлять нас, выполняя работу Учителя, которого мы лишились».

   «Он столько был с вами и не сумел вас достаточно научить? Это случайно не синагога?»

   «Да. А я Клеопа, сын Клеопы, старейшины синагоги, умершего от радости, что познакомился с Мессией».

   «А ты все никак не придешь к вере без всяких сомнений? Впрочем, это не ваша вина. После Крови недостает еще Огня[15]. И тогда вы уверуете, поскольку осознаете. До свидания».

[15] Намек на будущее сошествие Святого Духа.

   «О, Господин, уже близок вечер, и солнце приклонилось к закату. Ты устал и истомился жаждой. Заходи. Останься с нами. Мы могли бы поговорить о Боге и, между тем, разделили бы хлеб-соль».

   11Иисус входит, и Ему приносят, по обычаю еврейского гостеприимства, питье и воду для омовения усталых ног.

   Затем они накрывают на стол и оба умоляют Его благословить их трапезу.

   Иисус встает, держа хлеб на ладонях, и подняв глаза к красному вечернему небу, совершает благодарение и садится. Разламывает хлеб и дает его обоим хозяевам. И в этот момент Он предстает таким, какой Он есть: Воскресшим. Это не тот блистающий Воскресший, что являлся иным, более близким Ему. Однако это Иисус, полный величия, с ясно различимыми ранами на вытянутых Ладонях: красными розами на коже цвета слоновой кости. Иисус, по-настоящему живой, в Своей восставшей Плоти. Но и сам Бог присутствует в Его величественном взгляде и во всей Его внешности.

   Они оба узнают Его и падают на колени… Но когда они осмеливаются поднять голову, от Его присутствия остается только преломленный хлеб. Они берут его и целуют. Каждый берет свой ломоть и, обернув его тканью, словно реликвию, прячет его у себя на груди.

   Сквозь слезы они говорят: «Это был Он! А мы Его не узнали. Но разве ты не чувствовал, как разгорается сердце, когда Он разговаривал с нами и ссылался на Писания?»

   «Да. И теперь, мне кажется, я увидел их заново. В свете, приходящем с Неба. В божественном свете. И мне ясно, что Он – Спаситель».

   12«Пойдем. Я уже не ощущаю усталости и голода. Пойдем, расскажем Иисусовым ученикам, которые в Иерусалиме».

   «Пойдем. О, если б мой старый отец мог сейчас порадоваться!»

   «Не говори так! Он уже радуется не меньше нас. Без той завесы, что нужна лишь как снисхождение к нашей телесной немощи, он, праведный Клеопа, духом своим видел, как Сын Божий вновь восходит на Небо. Идем! Идем! Мы доберемся глубокой ночью. Но если такова Его воля, Он даст нам возможность пройти. Раз Он отворил врата смерти, Ему нипочем открыть городские ворота! Идем».

   И на фоне пурпурного заката они ревностно направляются к Иерусалиму.