ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

О КНИГЕ

«Воплощаясь в Слове…»

   На страницах книги-откровения: «Евангелие как оно было мне явлено» или «Евангелие маленького Иоанна», Мария Валторта облекает «в плоть и кровь» всех действующих лиц Евангельской истории. По крайней мере, она не оставляет без упоминания ни одного из тех, кто известен нам из самого Евангелия, из Деяний Апостолов, Истории или Церковного Предания. Кого-то она упомянет лишь мельком, а все более или менее значимые фигуры, и особенно образы ключевых участников Евангельских событий, раскрываются во всей своей многогранной полноте прямо у нас на глазах, проявляя себя в тех многочисленных эпизодах из земной жизни Христа, что с подробностью очевидца событий и так мастерски описаны Марией.

   И над всей этой галереей образов – Иисус Христос. Мир, все дальше уходящий от Бога, получил воистину бесценный дар: вновь узнать Христа, Божественный Образ которого для очень многих наших современников потускнел настолько, что в нем уже не видят Бога, считая, в лучшем случае, лишь одним из Великих Учителей, а то и вовсе отказывая Христу в реальности Его исторического существования. Парадоксально, но про многих деятелей античности ученые знают на порядок меньше, чем нам известно про Иисуса Христа. Но при этом никто не сомневается в их существовании. И только личность Христа то и дело пытаются поместить в разряд измысленных человечеством «высоких идеалов». Тех идеалов, которые было «необходимо придумать», и без которых человечество неизменно скатывается к приземленному существованию, доходя подчас не только до сугубо биологического, животного образа жизни, но и превосходя животных в той изобретательности обличий зла и способов деградации, на которые способен только человек. Но, что самое страшное, для многих сегодня уже не существует даже этой необходимости в высоких идеалах: «ешь, пей, веселись», душа моя!» (Лк.12:19)

   В наше время уже далеко не все опрашиваемые на улице молодые люди на вопрос: «Знают ли они, кто такой Христос?» – отвечают утвердительно. А многие из тех, кто поспешили дать положительный ответ, тупят взор, когда получают следующий за первым вопрос: «А что вы о Нем знаете?..»

   Ситуация – страшная для будущего этого мира, по существу перечеркивающая саму возможность этого будущего. Библия предупреждает нас о том, что происходит с цивилизацией, когда она отвергает Бога и Его заветы: очередной Вавилон будет разрушен. Вернее, он сам себя разрушит. И Господь через Марию Валторту предупреждает, что это может произойти гораздо раньше, чем мы себе представляем. А то, что сегодня происходит в мире, делает эту перспективу все более и более реальной…

ИИСУС ГОВОРИТ: «Я уже говорил вам, что то, о чем говорится в древних книгах, имеет отношение к настоящему. Как будто серия зеркал повторяет увиденное ранее, унося его все дальше и дальше. Мир повторяется в ошибках и в покаяниях, с той, однако, разницей, что по мере эволюции расы к так называемой цивилизации, ошибки становятся все более совершенными, а покаяния — все более зачаточными. Почему?

Потому что по мере того, как мир переходил от детского возраста к более зрелому, росли его злоба и гордость. Сейчас вы находитесь на пике возраста мира, а также достигли вершины злобы и гордыни. Однако не думайте, что вам предстоит прожить еще столько же, сколько вы прожили. Вы достигли своего пика, и это должно говорить: вам предстоит прожить столько же. Но этого не произойдет.

Нисходящая парабола мира к концу будет не такой длинной, как восходящая. В конце произойдет ускорение. Злоба и гордость заставляют вас падать. Два бремени, которые тянут вас в бездну конца, на Страшный Суд. Гордость и злоба не только увлекают вас вниз по нисходящей параболе, но и настолько притупляют ваш дух, что вы становитесь все более и более неспособными остановить падение искренним покаянием» («Тетради 1943 года»)

   Эта Книга была дарована человечеству в самый разгар Второй Мировой Войны, во времена тяжелейшего кризиса веры, духовного и нравственного упадка общества, чтобы вновь пробудить в людях живую любовь ко Христу и Его учению, что открывает нам Истину и тот Путь, что ведет к вечной Жизни в мире, согласии и любви. Очень горько осознавать, что уроки той страшной войны были так скоро позабыты. Люди вновь воочию показали, что учение Христа ими так и не было усвоено. Мир вновь встал на путь ненависти, насилия и лжи. А потому в наши дни принятие Евангельских истин как руководства к действию становится вопросом жизни и смерти для всего мира. Ведь если человечество не поймет, что только живя по-Божески, оно может рассчитывать на прочный мир, согласие, взаимопонимание и взаимовыручку между народами, – любая война может стать последней…

   Христос открывает нам путь к Миру, где правит Любовь. Он сказал: «Я есть и Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6). И на этих страницах Он раскрывается в каждом из этих определений предельно мощно и убедительно. Каждое Его слово, каждое чудо, каждый эпизод с Его участием – это совершенный пример Мудрости, Справедливости, Милосердия, Добра, Смирения, Прощения, Преданности, Любви. Его Образ на этих 5000 страницах воплощается настолько полно, как это было немыслимо и представить до появления этой Книги. Повествование помогает нам максимально погрузиться в события 2000-летней давности, и, находясь рядом со Христом и с теми, кто Его окружал, внимать вместе с ними Его речам и поступкам, Его реакциям на происходящее, Его действиям, жестам, интонациям, Его улыбке, взгляду и даже молчанию: ведь все, исходящее от Спасителя, – это урок, помогающий нам достичь спасения: вечной жизни в Его Царстве Любви!

   А ощущение соприсутствия и сопереживание происходящему помогает впитывать эти целительные уроки всей душой. Той душой, что у многих уже разучилась и не желает видеть свое несовершенство, что перестала искать свое истинное Отечество и своего Небесного Отца, а жаждет лишь земного счастья и благополучия, забывая о том, как быстротечна земная жизнь, и что с собою в Вечность душа унесет только те богатства, что роднят ее с Создателем, что уготовал для нас самое высокое из возможных предназначений: уподобиться Богу-Любви.

ИИСУС ГОВОРИТ: «смотреть на все и всех… чтобы узнать, Кем Я был: Человеком, возвысившимся над чувственностью, эгоизмом, ненавистью. Человеком, которого целый мир искушал, призывая к мести, к власти, даже к честным радостям брака и дома, который должен был вынести все, живя в контакте с миром и страдая, потому что расстояние между несовершенством и грехом мира и Моим совершенством было бесконечным, и который на все голоса, все соблазны, все реакции мира, Сатаны и Самого Себя знал, как ответить: «Нет», и остался чистым, кротким, верным, милосердным, смиренным, послушным до самой смерти на Кресте» (540.12)

   Узнавая Христа, погружаясь в Его любовь к каждому из нас, в Его милосердие и заботу о Своих созданиях, в Его самоотдачу, доходящую до всецелого самопожертвования ради тех, кого Он любит, невозможно не ответить взаимностью. Невозможно не испытать искреннего сочувствия Его радостям и скорбям. Невозможно не ощутить безмерной благодарности Тому, кто ради нас добровольно взошел на Крест. Любовь, сочувствие, благодарность Богу – вот те спасительные для нашей души состояния, что позволяет ощутить эта Книга, – тот бесценный плод, что рождается и зреет в нас по мере ее прочтения. 

   Но оказавшись рядом со Христом, невозможно не осознать и степени собственного несовершенства. Но отнюдь не впасть от этого в отчаяние, а в ответ на это спасительное прозрение получить мощный импульс любви, вдохновения и поддержки, укрепляющие наше желание измениться к лучшему и подающие сверхъестественные, благодатные силы, что помогут встать и утвердиться на том Истинном Пути, что при должных стараниях с нашей стороны приведет каждого к уподоблению тому совершенному Образу, по подобию которого мы были созданы.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Доверьтесь, доверьтесь, доверьтесь Мне. Любите. Не бойтесь. Пусть все то, что Я перенес ради вашего спасения, вызовет у вас доверие к Сердцу вашего Бога» (620.7)

   Образ Христа, как чистейший многогранный бриллиант, в этом произведении начинает сверкать всеми своими бесчисленными гранями, с которых слетает вся та пыль, что за эти 2000 лет сумела опуститься на Него – а, вернее, на глаза тех, кто на Него смотрит, – слоем сугубо человеческих представлений и заблуждений. Христос раскрывается для нас во всем совершенстве как Его Божественной, так и человеческой природы.

   Создать столь цельный, подлинный образ Христа не удавалось ни одному писателю, кто дерзал брать на себя подобную задачу. Творя этот высочайший Образ «из себя» и живя в реалиях современности, на Евангельский Лик Иисуса они неизменно накладывали свой собственный отпечаток и отпечаток противоречий и заблуждений своего времени. Многие авторы произвольно изменяли исторические реалии, в которых действовал «их Христос», искажая всем известные Евангельские факты. Или вкладывали в слова и поступки Христа идеи и мотивации, подчас кардинально противоречащие тому Учению Любви, что Он принес в мир. Ничего подобного нет в книге Марии Валторты: политическая, религиозная, нравственная, культурная, бытовая жизнь иудейского общества, состояние умов и сердец жителей Палестины всех сословий и национальностей, населявших ее в то время, воссозданы здесь с потрясающей достоверностью! Это и весьма циничные, прагматичные, разуверившиеся в своих богах римляне. И насквозь пронизанные лицемерием, внешне благочестивые, а по существу порочные, ненасытные, жадные, тщеславные, завистливые фарисеи и книжники. И развращенная, пресыщенная «верхушка общества». И простой, бедный народ, не понимающий, как верить тем, кто вещает им о милосердии, а сам измывается над своими соплеменниками, превратив их в бесправных и забитых рабов. И это состояние тогдашнего общества раскрывается не двумя-тремя подобными фразами, а через множество событий, эпизодов и диалогов, столь ярко описывающих конкретные ситуации из жизни конкретных людей того времени, к которым добавляются еще и комментарии Самого Христа, так, что картина становится максимально объемной и убедительной. Христос у Марии Валторты действует именно в той ситуации, которая сложилась в тогдашнем обществе. И все Его поступки и слова вытекают непосредственно из того, что происходит с Ним «здесь и сейчас». Но при этом они неизменно имеют еще и вневременное, вечное звучание и наполнение.

   Вот Иисус в присутствии убитой горем женщины – бывшей наставницы Девы Марии в Храме, потерявшей мужа и всех своих сыновей – желая ее утешить, произносит проповедь о плодотворности страданий, что будет актуальной во все времена, пока Господь не преобразит этот мир, навсегда изгнав из него все то, что заставляет нас страдать. В этой проповеди есть и такие слова, которые мы сейчас могли бы назвать «социальной концепцией Церкви», в терминологии сегодняшнего «канцелярского», а не столь красивого, образного и возвышенного языка Христа, какой звучит с этих страниц:

   «…Скорбь – это крест, но это также и крылья. Она совлекает с нас все, но чтобы заново нас одеть. Встаньте вы, плачущие! Откройте глаза, выйдите из своих наваждений, из своей тьмы, из своего эгоизма! Посмотрите… Мир – это юдоль плача и смерти. И он взывает: „на помощь!“ – этот мир, взывает устами сирот, больных, одиноких, неуверенных, устами тех, кого чье-либо предательство или жестокость сделали пленниками злобы. Идите к этим взывающим. Забудьте о себе среди забытых! Исцеляйтесь среди больных! Надейтесь среди отчаявшихся! Мир открыт для благих стремлений служить Богу через служение своему ближнему, чем и достигается Небо: единение с Богом и воссоединение с теми, кого мы оплакиваем. Здесь – наше поприще. Там – наше торжество». (глава 209.7)

   Или по ходу повествования мы с удивлением узнаем, что у многих из известных нам Евангельских притч помимо их обращения ко всем тем, кто собрался послушать Христа в те годы, и ко всем тем, кто будет читать их во все последующие времена, – были и свои конкретные исторические адресаты. Так «Притча о заблудшей овце» была обращена непосредственно к Марии Магдалине, которая слушала ее, укрывшись в гуще зелени, пытаясь остаться неприметной для толпы, но не оставшись незамеченной всевидящим Христом. И именно милосердные слова этой притчи, на страницах произведения обретающей свою первоначальную, Богом данную полноту и силу, стали теми зернами, что затем прорастут столь пышным цветом покаяния и любви в этой истерзанной страстями душе:

   «…Твой грех погребен в Моем сердце. Никто не узнает о нем, кроме Меня, любящего тебя. Я защищу тебя от чужих порицаний, закрою тебя Собой, как щитом, от камней обвинителей. Приходи. Ты ранена? О! покажи Мне твои раны. Я знаю о них. Но хочу, чтобы ты показала их Мне с тем доверием, какое ты имела, когда была чиста и смотрела на Меня, твоего Пастыря и Бога, невинными глазами. Вот эти раны. У всех у них есть имя. Как они глубоки! Кто нанес тебе такие глубокие раны в сердце?.. О, бедная обманутая маленькая душа!.. Скажи Мне: ты жаждешь доброй любви? А тогда приходи и родись заново» (233.3-4).

   Или еще одна из самых знаменитых притч Христа: «О блудном сыне», которая здесь также обретет свое полновесное звучание, была обращена, в том числе, к Иоанну из Эндора. Его имя, в отличие от имени Марии из Магдалы, не вошло в Евангелие. Но его обращение ко Христу было не менее всецелым. Как ни были глубоки тот мрак, та ненависть и те страдания, что разъедали его душу, но все они постепенно растворились без остатка в том безмерном милосердии, в любви и доверии, что он получил от Христа. Господь поможет каждому найти тот путь, что позволит не только искупить и исправить былые ошибки и достичь Небес, но и сделает человека опорой на этом пути для других. Так Иоанну из Эндора, все беды которого как снежный ком нарастали после того, как он из ревности убил свою жену, Иисус скажет:

   «В чем ты согрешил? Ты согрешил против милосердия и любви. Ты разрушал свою душу ненавистью. Будешь ее восстанавливать любовью и милосердием. Я дам тебе для этого материал. Буду особенно привлекать тебя к делам милосердия и любви. Еще ты умеешь лечить и умеешь говорить. Значит ты подготовлен к тому, чтобы печься о физически и нравственно недужных, у тебя есть для этого способности» (205.1).

   И Иоанн из Эндора с Божией помощью более, чем достойно, справится с возложенной на него задачей, в том числе, став одним из тех, кто заложит основы христианской общины в Антиохии Сирийской. А также это именно он обратит прозелита Николая, который станет одним из первых дьяконов зарождающейся церкви…

   Были и свои конкретные адресаты и у тех многочисленных резких и обличительных речей Христа, что мы находим на этих страницах. Он обращал их к богатым и власть имущим. К тем, на кого была возложена обязанность по обеспечению спокойствия и благосостоянии иудейского народа. И к тем, кто отвечал за воспитание умов и сердец вверенного им народа Божия: к священникам, книжникам и фарисеям, забывшим о своем предназначении:

   «…они советуют поступать определенным образом, но при этом сами не делают того, что обязывают делать вас. Действительно, они обучают гуманным законам Пятикнижия. Но потом взваливают на других великие, невыносимые и бесчеловечные тяготы, не шевельнув даже пальцем, чтобы самим понести эти тяготы, или даже прикоснуться к ним.

   Их правило жизни – быть на виду, быть замеченными и превозносимыми за свои труды, которые они совершают напоказ, для зрителей, чтобы снискать похвалу.  Они нарушают закон любви, поскольку любят считать себя особенными и презирают тех, кто не входит в их круг, и требуют себе звания учителей и такого поклонения от учеников, какого сами не воздают даже Богу. Они считают богами себя – за ученость и власть, желая быть в сердцах своих учеников выше отца и матери, воображают, что их учение превосходит Божье, и требуют, чтобы оно применялось буквально, даже если это передергивание истинного Закона, хотя им до последнего – как этому холму до вершины Великого Ермона, возвышающегося над всей Палестиной» (596.16).

   Увидим мы и то, что целительная жесткость этих речей, за редким исключением, не достигала своей цели, порождая лишь все более яростную и нетерпимую реакцию тех, в ком Свет Божий высветлял всю ту тьму, что таили их сердца, заставляя объединяться против его Источника. Их рассуждения, доводы, оправдания, заговоры и интриги, все предстанет перед нашими глазами с очевидностью неизбежности уготованной Христу участи Спасителя мира, что примет на Себя все грехи падшего человечества, быв приговорен этим самым человечеством на позорную и мучительную смерть на кресте. Из книги мы узнаем, что Христос вызвал ненависть «сильных» того мира уже на первом году Своей проповеди, буквально с самых первых Своих речей и совершенных Им чудес. И затем эта ненависть, вызванная завистью и опасением за свой авторитет и за свою «золотую кормушку», в которую они превратили Храм и народ Божий, только росла и укреплялась.

   Так от события к событию, в которых Христос действует самым убедительным образом и именно в том Духе, который нам известен из Евангелия, из Предания и духовного опыта Церкви, перед нами раскрывается грандиозность той драмы, главным действующим Лицом которой Он стал. Его Личность распахивается перед нами в самых разных ее проявлениях, каждое из которых имеет единственный источник – Его любовь к Своим созданиям, которым нужно помочь вернуться Домой. Перед нами Иисус, являющий Себя таким, каким Он был в Свои земные дни, и каким Он будет всегда: воплощенной Мудростью, Милосердием и Любовью. Все то, что Он переживал, то, как Он поступал, становится единым целым с тем, чему Он учил. Историческая ситуация и Евангельское учение прочно увязываются, отождествляются с земной судьбой Иисуса, благодаря чему историчность Христа представляется нам столь достоверной и убедительной.

ИИСУС ГОВОРИТ: «… для внимательного взора тех, чей дух праведен, все различные фигуры, эпизоды, уроки этих трех лет Моей жизни, проведенной в проповеди Благой Вести, созерцаемые с высоты вершины Моей работы как Учителя, служат тому, чтобы дать правильное представление об этой совокупности явлений: политических, религиозных, социальных, коллективных, духовных, эгоистичных до степени преступления или альтруистических до степени жертвы, в которых Я был Учителем и в которых стал Искупителем…» ( 540.12)

   «Сочиняя» Христа, земные авторы не могут удержаться на той Небесной высоте, которой принадлежит этот Образ, и постоянно впадают в крайности. Они то становятся заложниками своего «просвещенного» времени и практически замалчивают о Его невероятных чудесах, не имеющих рационального объяснения, рисуя нам образ некоего странствующего философа-моралиста, тем самым принижая Его Божественное достоинство. Или, будучи сами далеки от совершенства, не могут достойно изобразить совершенство Его человеческой природы и являют нашему взору то Христа «елейного», подставляющего щеку каждому Своему обидчику, то эдакого бунтаря-революционера с соответствующим набором качеств. И лишь в этой Книге-откровении, записанной Марией Валтортой, Иисус предстает пред нами во всем Его Божественном величие и совершенном Человечестве. И одной из причин написания этой книги, из озвученных Самим Христом, было именно желание противопоставить ее тем, кто выступает против истины о Его реальном Божестве и совершенном Человечестве.

   В доказательство божественного достоинства Иисуса Христа нам будет явлено множество совершенных Им чудес, число которых на порядок превосходит то, что было упомянуто в Евангелие. И это естественно, ведь где бы не оказался Спаситель, Он не отказывал в исцелении никому, кто с верой прибегал к Его милосердию.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Не думаете ли вы, что за три года Я сотворил те немногие чудеса, о которых упоминается? Не думаете ли вы, что те несколько женщин, о которых упоминается, были единственными исцеленными или несколько чудес, о которых упоминается, были единственными сотворенными. И если тень Петра служила для исцеления, то что должна была делать Моя тень? Или Мое дыхание? Или Мой взгляд? Вспомните женщину, страдающую от кровотечения: «Если я хоть к одежде Его прикоснусь, то исцелюсь» (Мк 5:28). Так и случилось. Сила чудотворения исходила от Меня постоянно. Я пришел, чтобы привести людей к Богу и открыть плотины Любви, закрытые днем греха. Столетия любви, как волны, разлились по маленькому миру Палестины. Вся любовь Бога к человеку смогла наконец излиться, так как Он желал искупить людей, в первую очередь, Любовью, а не Кровью» («Тетради 1944», 20.08.44)

   Описания этих чудес бросят вызов рациональному мировоззрению, являя всемогущество Творца, для которого не существует никаких ограничений законов этого мира: ведь Он Сам является творцом Своих законов! Вот одно из таких чудес, ставящее духовные законы – законы веры и любви – выше законов материальных:

   «…Если бы вам удалось уверовать в Отца, всё бы у вас получалось. Уверовать, заметьте, как верит дитя. Дитя думает, что все возможно. Не задается вопросом, может ли произойти некое событие и как оно произойдет. Не исследует его глубину. А верит в того, кто внушает ему доверие, и делает то, что он скажет. Будьте как дети у Всевышнего. Как Он любит этих затерявшихся ангелов, которые есть украшение Земли! Так же любит Он души, что делаются простыми, добрыми, чистыми как этот мальчик.

    Хотите увидеть веру ребенка, чтобы научиться веровать? Глядите. Все вы пожалели этого малыша, которого Я прижимаю к груди и который, вопреки тому, что говорили врачи и его мать, не плакал, сидя на Моих коленях. Видите? Он, который долгое время только и делал что плакал дни и ночи напролет, тут не плакал и спокойно уснул у Меня на груди. Я его спросил: „Хочешь ко Мне на руки?“, и он ответил: „да“, не задумываясь ни о своем жалком состоянии, ни о вероятной боли, которую он мог почувствовать, ни о последствиях своего перемещения. Увидел на Моем лице любовь, сказал: „да“ и пошел. И не почувствовал боли. Он был рад находиться тут высоко и видеть; он, прикованный к этой гладкой доске, был рад ощутить мягкость тела, а не жесткость дерева, улыбался, играл и задремал, все еще держа в своих ладошках прядь Моих волос. Сейчас Я разбужу его, с помощью поцелуя…» – и Иисус целует ребенка в каштановые волосики, пока тот не просыпается с улыбкой.

   «Как тебя зовут?»

   «Иоанн».

   «Послушай, Иоанн. Ты хочешь ходить? Пойти к маме и сказать ей: „Мессия благословляет тебя за твою веру“?»

   «Да! да!»; и малыш хлопает в ладоши, потом спрашивает: «Ты сделаешь, что я буду ходить? По лугам? И не будет этой гадкой жесткой доски? И не будет врачей, которые делают больно?»

   «Не будет, никогда».

   «Ах! Как я Тебя люблю!» – и обвив своими ручками шею Иисуса, целует Его, а чтобы поцеловать получше, он вскакивает на коленки у Иисуса на коленях – и град невинных поцелуев обрушивается на лоб, глаза и щеки Иисуса.

   В своей радости мальчик даже не замечает, что он, будучи до сих пор разбитым, начал двигаться. Однако крик его матери и гул толпы приводят его в чувство и заставляют удивленно обернуться. Его невинные глазки на худом лице смотрят вопросительно. Все так же на коленях, правой рукой обнимая Иисуса за шею и кивая на галдящую толпу, на мать, которая из конца комнаты зовет его, присоединяя к его имени имя Иисуса: «Иоанн! Иисус! Иоанн! Иисус!», он доверительно спрашивает Его: «Почему люди и мама кричат? Что с ними? Это Ты – Иисус?»

   «Это Я. Люди кричат, поскольку они рады, что ты можешь ходить. Пока, маленький Иоанн (Иисус его целует и благословляет). Иди к маме и будь хорошим».

   Мальчик уверенно слезает с колен Иисуса на пол и бежит к своей маме, прыгает ей на шею и говорит: «Иисус благословляет тебя. Почему же ты плачешь?»

   Когда народ немного утихает, Иисус громко возвещает: «Будьте как этот маленький Иоанн, вы, впадающие в грех и ранящие сами себя. Имейте веру в любовь Божию. Да пребудет с вами мир».

   И пока хвалебные возгласы толпы смешиваются со счастливыми слезами матери, Иисус, охраняемый Своими учениками, выходит из помещения, и все заканчивается» (125.4-5).

   А ведь это еще далеко не самое впечатляющее чудо – конечно, не для матери этого малыша – из тех, с которыми мы встретимся на этих страницах, и где во мгновение ока будут очищаться прокаженные, умалишенные обретать разум, слепые прозревать, а умершие воскресать. Да, эта книга даже для верующего человека станет испытанием его веры на безусловное доверие всемогуществу Бога.

   «Елейный» образ Иисуса также не найдет поддержки в этом повествовании. Мы увидим Христа, прибегающего к весьма жестким словам и решительным действиям, которые столь контрастируют с Его постоянными призывами к прощению, кротости и смирению, и которые Он будет обращать к упорствующим и неуступчивым противникам Любви.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Запомните это все, что Бог, употребив всяческое милосердие, может ради Своего собственного достоинства сказать: „Довольно “тем, кто по причине Его благости думает, что им позволено злоупотреблять Его долготерпением и искушать Его. Бог поругаем не бывает. Это древнее и мудрое изречение» (652. IV)

   Здесь есть эпизод, намного превосходящий единственное «отрицательное» чудо Христа, попавшее в Евангелие: чудо с засохшей смоковницей. Один из самых жестоких, циничных, бездушных землевладельцев, истязающий своих работников непосильным трудом, побоями и голодом, проклиная Бога, замертво падет у ног Иисуса, который после безрезультатных призывов к состраданию предаст Его в волю Своего Справедливого Отца… Или такое, на человеческий взгляд, крайне жестокое наказание как проказа, что постигнет убийц и клятвопреступников, что попытаются свалить свою вину на ни в чем не повинного, бедного и беззащитного юношу, единственного сына своей вдовствующей матери, которого Иисус оправдает перед лицом жителей селения: «…Ты ступай к своей матери. Пусть она, выйдя из своего обморока, увидит твое лицо и вернется к безмятежной жизни. А вам… Вам Я должен был бы сказать: „Да будет с вами то же, что учинили вы“. И это было бы по-человечески справедливо. Но Я препоручу вас сверхчеловеческому искуплению. Ужасающая вас проказа спасет вас от участи быть схваченными и убитыми, как вы заслуживаете. Народ Вифлеема, расступись, как расступаются морские воды, чтобы позволить этим отправиться на свою долгую каторгу. Страшную каторгу! Более жестокую, чем быстрая смерть. И это Божья милость – дать им возможность образумиться. Идите!» (248).

   Человеческая природа Христа также обретет здесь Свое подлинное наполнение. В Евангелие мы видим, как Христос испытывает чувство голода и страдает от холода и жажды, видим Его радость и слезы, усталость и отчаяние, сыновьи, дружеские и родственные чувства, любовь к родине и соплеменникам. Но здесь эти и многие другие проявления человеческой природы, которую Христос воспринял во всей ее полноте, кроме греха, и благодаря чему усыновил нас Богу, проявляются гораздо полнее и многограннее, чтобы явить нам еще более цельный пример их духовного наполнения. Высокие человеческие чувства Христа воистину совершенны. Так, например, канонические Евангелия лишь намекает нам на Его любовь к Своей Пречистой Матери, которую Он, уже будучи распятым на Кресте, не забывает поручить заботам Своего любимого ученика – апостола Иоанна. А в «Евангелие как оно было мне явлено» возвышенные, трепетные, полные взаимной любви, заботы и уважения отношения Матери и Сына красной нитью проходят через все повествование. А Сам Образ Пресвятой Богородицы можно без преувеличения назвать одним из главных Откровений этой книги!

   В Евангелие мы находим крайне скупые строки, посвященные Той, Кто подарила миру его Спасителя. Бережно хранятся все известные о Богородице сведения, составляющие одно из самых драгоценных сокровищ Церковного Предания. И вот перед нами этот бесценный дар: мы становимся сопричастниками Ее жизни от самого Рождества и до Ее славного Успения: того самого долгожданного для Девы Марии момента, когда Она наконец воссоединилась со Своим возлюбленным Сыном, со Своим Духовным Супругом и со Своим Небесным Отцом – с Богом-Троицей, что сотворил Ее Себе на радость и нам во спасение.

   А принимая в свое сердце и все те радости, и все те горечи, что пришлось пережить Матери Спасителя мира, на беспредельную любовь Которого этот мир ответит такой предельной жестокостью, мы с каждой страницей проникаемся все большим уважением, преданностью и любовью к Той, что стоя под крестом, сможет простить убийц Своего невинного Божественного Дитя и стать милостивой Матерью и Заступницей для каждого из нас, продолжающих распинать Ее Сына своими бесконечными грехами. Перед нами раскрывается Тайна Сострадания Марии, Тайна Ее соучастия в соискупительном подвиге Христа как Новой Евы, что Своим смирением, послушанием воле Божией, целомудрием и чистотой переписала набело ту черную страницу падения первой женщины, что стала причиной лишения человечества Райских обителей.

   Мария говорит: «Я прошла вспять путь этих двух грешников. Я повиновалась. Повиновалась  во  всех  обстоятельствах.  Бог  требовал  от  Меня быть девственной. Я повиновалась. Когда Я возлюбила девственность, которая делала Меня чистой, как первую женщину до знакомства с Сатаной, Бог потребовал, чтобы Я стала супругой. Я повиновалась, возведя брак на ту степень чистоты, какая была в  замысле  Божьем,  когда  Он  сотворил  двух  Прародителей.  Я была убеждена, что обречена на одиночество в браке и на презрение ближних из-за Моего святого бесплодия, – и тут Бог требует от Меня быть Матерью. Я повиновалась. Я поверила, что это возможно, и что слово это пришло от Бога, потому что покой разливался во Мне, когда Я его слышала. Я не думала: „Мне это по заслугам“. Не говорила себе: „Теперь мир будет восхищаться Мной, ведь Я подобна Богу, созидая Божью плоть“. Нет. Я уничижилась в Своем смирении.

   Из  Моего  сердца  изошла  радость, будто  стебель  цветущей розы. Но она тут же оделась острыми шипами и была стиснута в клубок скорбей, как те ветви, что обвиты вьюнами. Боль о страдании супруга: вот тиски для Моей радости. Боль о страдании Моего Сына: вот шипы Моей радости…

   Сказала: „Да“. Да. И все. Это „да“ отменило Евино „нет“ заповеди Божьей. „Да, Господи, как Ты хочешь. Буду познавать то, что Ты хочешь. Жить, как Ты хочешь. Радоваться, если Ты захочешь.  Страдать  ради  того,  ради  чего  хочешь  Ты.  Да,  всегда только да, Мой Господь, с того мгновения, когда Твой луч сделал Меня Матерью, до того, когда Ты призвал Меня к Себе. Да, всегда только да. Все голоса плоти, все нравственные переживания – под гнетом этого Моего непрестанного да. А наверху, словно на  алмазном  постаменте,  Мой  дух,  которому  не  достает крыльев, чтобы улететь к Тебе, но который господствует над всем Моим Я, прирученным и ставшим Твоим слугой. Слугой в радости, слугой в горе. Но улыбнись, о Боже. И будь счастлив. Грех побежден.  Удален,  истреблен.  Он  лежит  под  Моей  пятой,  он смыт Моими слезами, истреблен Моим послушанием. Из Моего чрева произрастет новое Древо, и оно принесет Плод, который познает все Зло, дабы претерпеть его в Самом Себе, и дарует все Добро. К нему смогут приходить люди, и Я буду счастлива, если они  сорвут  Его,  даже  не  думая,  что  Он  произошел  от  Меня. Лишь бы человек спасался, и Бог был любим, а Его Служанка да сделается тем, чем становится почва, на которой вырастает дерево: ступенькой для восхождения“.

   Мария, нужно всегда уметь быть ступенькой, чтобы другие поднимались к Богу. Если они наступают на нас, ничего страшного. Только бы им удалось дойти до Креста. Это – новое древо, несущее плод познания Добра и Зла, ведь оно показывает человеку, что есть зло, и что есть добро, чтобы тот мог выбрать и выжить, и в то же время, оно может сделаться лекарством, чтобы исцелить тех, кто, пожелав отведать зла, был им отравлен. Пусть наше сердце – под ногами людей, лишь бы увеличивалось число искупленных, и Кровь Моего Иисуса не была пролита зря. Вот удел слуг Божьих. Но потом мы удостоимся принять в себя святую Жертву и у подножия Креста, пропитанного Ее Кровью и нашими слезами, сказать: „Вот, Отче, непорочная Жертва, которую мы приносим Тебе ради спасения мира. Посмотри на нас, Отче, срастворенных с Нею, и за Ее бесконечные заслуги даруй нам Твое благословение“.

   А Я дарую тебе Свою ласку. Отдыхай, дочь. Господь с тобою» (17.14-15)

   Это речь Пресвятой Богородицы, обращенная к Марии Валторте, а через нее и ко всем нам. Да, Пресвятая Мария также заговорит с нами со страниц этой книги! И не только заговорит. Мы увидим Ее в действии и воочию убедимся во всех тех качествах, что позволили Ей стать Матерью Бога, оказавшись свидетелями тех многочисленных поступков, в которых Она являла Свои Смирение, Мудрость, Любовь и Заботу о каждом, кто встречался Ей на пути. Те безграничность и щедрость Сердца Марии, что струятся с этих страниц, и те комментарии, которые дают нам Иисус и Сама Матерь Божия, превосходят все когда-либо написанное о Богородице вместе взятое, в смысле раскрытия Ее Пресвятого Образа и Ее места в деле устроения нашего спасения! И это не просто очередное восторженное восклицание. В этом случае лучшим свидетельством станут не наши восторги, а слова одного из самых выдающихся мариологов в мире – о. Габриэле М. Роскини, который написал отдельный трактат по Мариологии – учению о Пресвятой Деве, основываясь на тех сведениях о Ней, что этот именитый доктор богословия с восхищением черпал в работе Марии Валторты, не окончившей даже колледжа. В предисловии к своему труду он написал:

   «Я занимаюсь Мариологией уже полвека: изучаю, преподаю, проповедую и пишу. Поэтому мне пришлось прочесть бесчисленное множество Марианских сочинений всех видов: настоящую «Марианскую библиотеку».

   Однако я чувствую себя обязанным откровенно признаться, что Мариология, в том виде, в каком она вытекает из опубликованных и неопубликованных трудов Марии Валторты, стала для меня настоящим открытием. Ни один другой текст на эту тему, ни даже все вместе взятые прочитанные и изученные мною тексты, не дали мне такого ясного, живого, совершенного, блистательного, завораживающего, простого и в то же время возвышенного представления о Деве Марии как о Совершенном Божьем Творении…

   Между Богородицей, представленной мной и моими коллегами (мариологами), и Богородицей, представленной Марией Валтортой, я, видится, нахожу ту же разницу, которая существует между Богородицей из папье-маше и живой Богородицей, между более или менее приблизительной Богородицей и Богородицей, совершенной в каждой части, во всех Ее проявлениях…

   Кроме того, хорошо, чтобы стало известно, что я не с легкостью встал в ряды почитателей Валторты. Я тоже когда-то был среди тех, кто, не имея достаточного представления о ее трудах, относился к ним с некоторым недоверием. Но, прочитав и обдумав их, я должен был, как и многие другие, честно признать, что был слишком поспешен; и я должен заключить: Тот, кто хочет узнать Богородицу… должен прочитать мариологию Валторты!

   Тем же, кто захочет увидеть в моем утверждении один из обычных гиперболических рекламных «слоганов», я могу ответить только одно: «Прочтите, а потом судите». («Дева Мария в произведениях Марии Валторты». о. Габриэль М. Роскини, OSM Kolbe’s Publications Inc., 1989).

   «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)

   Эта книга – один из таких Божественных «стуков» в наши сердца! Уже настолько очевидный и весомый, насколько мощна та броня, что надежно охраняет сердца нынешних материалистов, рационалистов, скептиков и циников от касания всего, что способно вывести их из состояния духовного оцепенения. Хочется надеяться, что те, кто все еще сомневается в том, что Богом им предназначен путь длиною в Вечность, сумеют с помощью этой книги оставить свои сомнения и ступить на Путь Любви, который указал нам Христос.

ИИСУС ГОВОРИТ: «Вернитесь к Евангелию, дети мои. Возвращение. Если бы существовали более святые дела и слова, чтобы привести души к Добру, Я, Мудрость, использовал бы их. Нет более подходящей вещи для освящения, чем Евангелие.

Приходите к «Источнику вод Спасения» (Исайя 12:3). Да, воистину воды, текущие из Моего сердца, это слова любви, которые являются Моим Евангелием: словом Благой Вести». («Тетради 1944», 20.10.44)