ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

173. Пятая Нагорная Проповедь: использование богатства, милостыня, доверие Богу

   27 мая 1945.

   1Та же Нагорная проповедь.

  С каждым новым днем толпа все увеличивается. Тут есть мужчины, женщины, старики, дети, богатые, бедные. Все время присутствует двоица Стефан и Ерм, хотя еще и не принятая в число старых учеников, возглавляемых Исааком. И есть еще новая пара, образованная вчера из старика и женщины. Они в первых рядах рядом со своим Утешителем, и вид у них гораздо бодрее вчерашнего. Старик, словно бы наверстывая месяцы или годы, когда он был забыт своей дочерью, положил свою морщинистую ладонь на колени женщине, и та гладит ее с той врожденной потребностью проявлять материнскую заботу, что присуща нравственно здоровой женщине.

   Иисус проходит возле них, чтобы взойти на Свой простенький амвон, и, проходя мимо, гладит старика по голове, а тот смотрит на Него так, как будто видит Его уже в Божьем обличии.

   Петр что-то говорит Иисусу, который отвечает жестом, словно бы говоря: «Не важно». Но я не понимаю, чтó говорит апостол, который, однако, остается рядом с Иисусом, а потом к нему присоединяются Иуда Фаддей и Матфей. Остальные рассеяны среди многолюдной толпы.

   2«Мир да пребудет со всеми вами!

  Вчера Я говорил о молитве, о клятве, о посте. Сегодня хочу наставить вас в других совершенствах. Это опять-таки молитва, доверие, искренность, любовь, вера.

  Первое, о чем Я скажу, это как правильно пользоваться богатствами, которые верный служитель должен добровольно обменивать на равночисленные сокровища Неба. Сокровища Земли долго не хранятся. Сокровища же Неба вечны. Чувствуете в себе привязанность к тому, что ваше? Вам жаль умирать, оттого что вы уже не сможете заниматься своим имуществом и должны будете его оставить? А тогда перенесите его на Небо! Вы скажете: „В Небо не войдет то, что принадлежит Земле, и Ты учишь, что деньги – самая отвратительная на Земле вещь. Как же мы можем перенести их на Небо?“ Нет. Вы не сможете принести монеты, которые материальны, в Царство, где все духовно. Но можете принести доход от этих монет.

   Когда вы отдаете ростовщику свое золото, для чего вы это делаете? Чтобы он пустил его в рост. Вы, конечно, не лишаетесь его ни на миг, потому что он возвратит его вам в том же виде. Но вы хотите, чтобы на десять талантов он вернул бы вам десять плюс один, или еще больше. Тогда вы счастливы и похвалите этого ростовщика. В противном случае вы скажете: „Он честный, но бестолковый“. А если вместо одиннадцати он отдаст вам девять и скажет: „Остальное я потерял“, вы на него заявите и бросите его в тюрьму. Что такое денежная прибыль?[1] Неужели ростовщик сажает ваши деньги и поливает их водой, чтобы заставить их расти? Нет. Прибыль извлекается благодаря ловкому ведению дел таким образом, что с помощью ссуд или займов под проценты деньги увеличиваются на ту надбавку, какую справедливо просят за одолженное золото. Не так ли?

[1] Игра слов. В оригинале: il frutto – плод, прибыль.

   Итак, теперь слушайте. Бог дает вам земные богатства. Кому много, кому-то – чтобы едва хватало на жизнь, и говорит: „Теперь дело за тобой. Я отдал их тебе. С помощью этих средств приди к тому итогу, какого на благо тебе желает Моя любовь. Я доверяю их тебе. Но не для того, чтобы ты обратил их себе во зло. Ради Моего к тебе уважения, из признательности за Мои дары и ради этого истинного Отечества сделай так, чтобы твое имущество принесло плоды“.

   3А вот способ прийти к такому итогу.

   Не стремитесь накапливать свои сокровища на Земле, живя ради них, становясь ради них жестокими, навлекая ради них на себя проклятия от ближних и от Бога. Оно того не стоит. Здесь они все равно не в безопасности. Воры всегда могут обокрасть вас. Огонь может уничтожить ваши дома. Болезни растений или животных – истребить ваши стада или фруктовые рощи. Сколько напастей подстерегает ваши состояния! Будь они неподвижны, как дома, и устойчивы, как золото; или будь они по своей природе подвержены нанесению ущерба, как все живое, каковы растения и животные; и будь это даже драгоценные ткани, – они могут подвергнуться порче. Для домов это молнии, пожары и наводнения; для полей – воры, ржа, засуха, грызуны, насекомые; у животных – вертячка, лихорадки, вывихи, сап; моль и мыши – в дорогих тканях и в ценной мебели; ржавчина – на посуде и люстрах, и на искусных решетках; все, все подвержено порче.

   Но если вы все это земное добро превратите в добро сверхъестественное, вот тогда оно будет в сохранности от всякого ущерба, причиняемого временем, людьми и непогодой. Сделайте себе кошельки на Небе, там, куда не войдут грабители и где не случаются бедствия. Действуйте с милосердной любовью при всяких земных несчастьях. Лелейте ваши монеты, пожалуйста, даже целуйте их, если хотите, ликуйте об уродившихся хлебах, о виноградниках, увешанных гроздьями, об оливах, что склоняются под тяжестью бесчисленных плодов, об овцах, беременных приплодом, и овцах с набухшими сосцами. Продолжайте все это делать. Но не бесплодно. Не по человеческому обыкновению. Делайте это с любовью и восхищением, с веселостью и сверхъестественным расчетом.

   „Спасибо, мой Бог, за эту денежку, за эти нивы, за эти деревья, за этих овец, за эту торговлю! Спасибо овцам, деревьям, лугам, торговле, что так хорошо мне служат. Будьте все вы благословенны, потому что по Твоей благости, о Предвечный, и по вашей доброте, о земные вещи, я могу сделать столько хорошего тем, кто голоден, и тем, кто наг, кто без крова, кто болен и одинок… В прошлом году я помог десятерым. В этом году, несмотря на то что я раздал много милостыни, у меня еще больше денег, и еще обильнее урожай, и стада многочисленнее, – значит я отдам вдвое, втрое больше того, чем отдал в прошлом. Чтобы все, даже те, у кого нет ничего своего, наслаждались моей радостью и вместе со мной благословляли Тебя, предвечный Господь“. Вот это молитва праведника. Та молитва, которая, присоединившись к делу, перенесет ваше имущество на Небо и не только навеки сбережет его, но позволит вам обрести его приумноженным святыми плодами вашей любви.

   Пусть сокровище ваше будет на Небе, чтобы и ваше сердце было там: выше и вне всяких опасений не только за то, что ваше золото, ваши дома, поля и стада могут претерпеть какое-либо бедствие, но и за то, что ваше сердце может оказаться в западне и быть обворовано, разъедено, сожжено и убито духом мира сего. Если поступите так, то обретете ваше сокровище в своем сердце, ибо будете иметь в себе Бога вплоть до того блаженного дня, когда вы сами окажетесь в Нем.

   4Однако чтобы не уменьшить плод своего человеколюбия, старайтесь быть милосердными в надмирном духе. Что Я сказал о молитве и посте, то же скажу и о благотворительности, и о всякой иной благой деятельности, какой бы вы ни занимались.

   Берегите добро, которое вы делаете, от осквернения мирской чувственностью, храните его нетронутым от человеческой похвалы. Не оскверняйте душистую розу вашего милосердия и ваших благих дел, это истинное кадило ароматов, приятных Господу. Добро оскверняется духом гордыни, желанием быть отмеченным в доброделании и исканием похвалы. Тогда эта роза милосердия оказывается испачкана и изъедена скользким слизняком удовлетворенной гордости, и в ее кадило попадает зловонная солома от подстилки, на которой, словно хорошо откормленная скотина, нежится гордыня.

   О! эти добрые дела, сделанные напоказ! Да лучше, лучше их вовсе не делать! Кто не делает, тот согрешает черствостью. Кто делает, придавая огласке и пожертвованную сумму, и имя ее получившего, выпрашивая похвалу, тот согрешает гордыней, извещая о своем подаянии, то есть заявляет: „Видите, на что я способен?“, согрешает немилосердием, поскольку уничижает облагодетельствованного, делая его имя известным, согрешает духовной алчностью, желая накапливать людские похвалы… Солома, солома, не более, чем солома. Старайтесь, чтобы вас похвалил Бог вместе со Своими ангелами.

   Вы же, когда подаете милостыню, не трубите перед собой, дабы привлечь внимание прохожих и принимать почести, как лицемеры, которые желают человеческих рукоплесканий и поэтому подают милостыню только там, где их могут увидеть многие. Эти тоже уже получили свое вознаграждение, и другого от Бога не получат. Вы же не впадайте в подобное заблуждение и в подобную самонадеянность. Но когда подаете милостыню, пусть ваша левая рука не знает того, что делает правая, настолько потаенна и скромна эта ваша милостыня, а после забудьте о ней. Не надо любоваться совершенным поступком, надуваясь от него, как это делает жаба, что своими затуманенными глазами рассматривает себя в пруду, и поскольку видит в стоячей воде отражения облаков, деревьев, повозки, остановившейся у берега, и видит себя такой маленькой в сравнении с ними, такими большими, надувается воздухом до тех пор, пока не лопнет. Также и ваше милосердие – ничто в сравнении с Беспредельным, который есть Божье Милосердие, и если бы вы захотели стать подобными Ему и сделать свое маленькое милосердие большим-пребольшим, приравняв его к Божьему, вы бы наполнились ветром гордыни и в конце концов погибли бы.

   Забудьте об этом. Забудьте о самóм этом поступке. У вас все равно останется некий свет, некий отзвук, некая сладость, и это сделает ваш день светлым, сладостным, блаженным. Ибо свет этот будет Божьей улыбкой, эта сладость – духовным умиротворением, которое тоже есть Бог, этот отзвук – голосом Бога-Отца, что скажет вам: „Благодарю“. Он видит тайное зло и видит сокровенное добро, и вознаградит вас за него. Я вам это…»

   5«Учитель, Ты перевираешь собственные слова!»

   Это оскорбление, внезапное и злобное, доносится из середины толпы. Все оборачиваются на голос. Наблюдается некая растерянность.

   Петр реагирует: «Я говорил Тебе! Э! когда тут один из этих… все идет не так!»

  Из толпы доносится свист и ропот в адрес обидчика. Иисус – единственный, кто остается спокоен. Скрестив руки на груди, Он возвышается, освещаемый солнцем, выпрямившись на камне в Своем темно-синем облачении.

   Обидчик продолжает, невзирая на реакцию толпы: «Ты плохой учитель, потому что учишь тому, чего не делаешь, и…»

   «Замолчи! Уходи отсюда! Постыдись!» – кричит толпа. И еще: «Ступай к своим книжникам! Нам вполне хватает Учителя. Лицемеров – к лицемерам! Лжеучители! Ростовщики!..» И они бы продолжали и далее, но Иисус взывает: «Тише! Дайте ему сказать», и народ больше не кричит, но шепчет свои ругательства, сопровождаемые свирепыми взглядами.

  «Да. Ты учишь тому, чего Сам не делаешь. Говоришь, что нужно подавать милостыню незаметно, а вчера в присутствии всего народа сказал двум нищим: „Останьтесь, и Я утолю ваш голод“».

  «Я сказал: „Пусть эти двое бедняжек останутся. Они будут нашими благословенными гостями и придадут вкуса нашему хлебу“. Только и всего. Я не имел в виду, что хочу их накормить. У кого из бедняков нет хотя бы хлеба? Наша радость была в том, чтобы подарить им нашу сердечную дружбу».

   «Э, ну конечно! Ты хитер и умеешь прикидываться агнцем!..»

  Вчерашний старик встает, оборачивается и, подняв свою палку, кричит: «Адский язык, обвиняющий Святого, неужели ты думаешь, что знаешь все и можешь обвинять за то, что знаешь? Как не ведаешь ты, кто такой Бог и кто такой Тот, кого ты оскорбляешь, так не ведаешь ты и о Его делах. Только ангелы да мое ликующее сердце знают о них. Слушайте, люди, все слушайте и узнайте, обманщик ли и гордец Иисус, как хочет сказать этот негодяй из Храма. Он…»

   «Молчи, Исмаил! Молчи ради Моей любви! Если Я осчастливил тебя, осчастливь и ты Меня своим молчанием», – просит его Иисус.

   «Я послушаюсь Тебя, святой Сын. Но позволь мне сказать только вот что: благословение старого верного израильтянина – на Нем, оказавшем мне благодеяние от Бога, и Бог вложил мне его в уста за меня и за Сару, мою новую дочь. Но на твою голову не будет благословения. Я не прокляну тебя. Не замараю проклятьем свои уста, которым предстоит сказать Богу: „Прими меня“. Не было у меня проклятья и для того, кто от меня отрекся, и за это я уже получил божественную награду. Но найдется кому вступиться за обвиненного Непорочного, а также за Исмаила, дружащего с Богом, который содействует Ему».

  Хор возгласов подытоживает речь старика, который снова садится, а тот мужчина ретируется и уходит, сопровождаемый руганью.

   И затем толпа кричит Иисусу: «Продолжай, продолжай, святой Учитель! Мы слушаем только Тебя, и Ты слушай нас, а не этих проклятых ворон! Это у них зависть. Оттого что мы любим Тебя больше, чем их! Но в Тебе есть святость, а в них – злость. Говори, говори! Видишь, нас преследует лишь одно желание – Твое слово. Дома, торговля? Это ничто, лишь бы слышать Тебя!»

   «Хорошо, буду говорить. Но вы не сердитесь. Молитесь за этих несчастных. Прощайте, как прощаю Я. Потому что если вы будете прощать людям их ошибки, то и ваш Небесный Отец простит вам ваши грехи. Но если будете таить обиды и не прощать людям, то и Отец ваш не простит вам ваших прегрешений. А в прощении нуждаются все.

   6Я говорил вам, что Бог вознаградит, даже если вы не просите Его о награде за содеянное добро. Однако вам не следует делать добро ради получения награды, ради приобретения гарантий на завтра. Не следует делать добро расчетливо и сдержанно из опасения: „А хватит ли мне самому потом? И если у меня больше ничего не останется, кто мне поможет? Найду ли я того, кто сделает для меня то же, что сделал я? И когда я больше не смогу давать, будут ли еще меня любить?“

   Смотрите: у Меня есть друзья среди богатых и друзья среди отверженных на этой Земле. И истинно говорю вам, что не богатые друзья более любимы Мной. Я хожу к ним не ради Себя и не ради Своих интересов. Но потому что от них Я могу получить многое для тех, кто не имеет ничего. Я беден. У Меня ничего нет. Я бы хотел обладать всеми сокровищами мира и превратить их в хлеб для тех, кто голоден, в кров для тех, кто лишен крова, в одежду для тех, кто наг, в лекарство для тех, кто болен. Вы скажете: „Ты можешь исцелять“. Да. Могу и это, и другое. Но в иных людях не всегда есть вера, и Я не могу сделать то, что сделал бы и чего хотел бы, найди Я в их сердцах веру в Меня. Я хотел бы благословить даже тех, у кого нет веры. А поскольку они не просят чуда у Сына Человеческого, Мне хотелось бы оказать им поддержку, как человек человеку. Но у Меня ничего нет. Поэтому Я протягиваю руку к тому, у кого есть, и прошу: „Окажи Мне милость во имя Бога“. Вот почему Я вожу дружбу с высокопоставленными людьми. Завтра, когда Меня уже не будет на этой Земле, на ней все так же будут бедные, а Меня уже здесь не будет, ни чтобы сотворить чудо для того, у кого есть вера, ни чтобы подать милостыню и этим привести к вере. Но тогда Мои богатые друзья уже будут научены общением со Мной, как заниматься благотворительностью, а Мои апостолы, также общением со Мной, будут научены просить милостыню ради любви к братьям. И бедные всегда будут иметь поддержку.

   Ну а вчера от одного неимущего Я получил больше, чем дали Мне все состоятельные. Это такой же, как Я, бедный друг. Он дал Мне то, что не купишь ни за какие деньги и что сделало Меня счастливым, напомнив Мне долгие безмятежные часы Моего детства и юности, когда каждый вечер на Мою голову возлагал свои руки Праведник, и Я засыпал с его благословением, охранявшим Мой сон. Вчера этот мой бедный друг своим благословением сделал Меня царем. Видите, того, что дал Мне он, никто и никогда из Моих богатых друзей Мне не давал. Так что не бойтесь. Даже если у вас уже не останется денежного состояния, а только любовь и святость, вы сможете облагодетельствовать того, кто беден, утомлен или опечален.

   7А посему говорю вам: не надо слишком беспокоиться, боясь недостатка. Необходимое у вас всегда будет. Не будьте слишком заняты размышлением о будущем. Никто не знает, сколько будущего ему еще предстоит. Не переживайте ни о том, чем вы будете питаться для поддержания своей жизни, ни о том, во что будете одеваться, чтобы держать свое тело в тепле. Жизнь вашего духа гораздо ценнее вашего живота и ваших конечностей и намного важнее пищи и одежды, так же как эта материальная жизнь – нечто большее, чем пища, а тело – нечто большее, чем его покров. И Отец ваш знает об этом. Так знайте и вы тоже. Посмотрите на птиц в небе: они не сеют, не жнут, не собирают в закрома, и все же не умирают от голода, потому что Небесный Отец питает их. Вы, люди, возлюбленные создания Отца, стóите гораздо больше, чем они.

   Кто из вас, при всех ваших способностях, может прибавить к своему росту хотя бы локоть? Если вы не в состоянии повысить свой рост даже на одну пядь, как думаете вы изменить ваши будущие условия жизни, увеличивая свои богатства с целью обеспечить себе долгую и благополучную старость? Можете ли вы сказать смерти: „Ты придешь забрать меня тогда, когда я захочу“? Не можете. К чему же тогда беспокоиться о завтрашнем дне? И зачем так переживать, что останетесь без одежды? Посмотрите, как растут полевые лилии: не трудятся, не прядут, не ходят к продавцам тканей за покупками. И все же уверяю вас, что даже Соломон во всей своей славе никогда не одевался, как любая из них. Значит, если уж Бог так облачает полевую траву, которая сегодня есть, а завтра пойдет на растопку печи или на корм скоту и в итоге станет пеплом или навозом, насколько больше позаботится Он о вас, Своих чадах.

  Не будьте маловерными людьми. Не тревожьтесь о неопределенном будущем, говоря: „Когда я состарюсь, что я буду есть? Что пить? Во что одеваться?“ Оставьте эти заботы язычникам, у которых нет вдохновляющей нас уверенности в нашем божественном отечестве. У вас она есть, и вы знаете, что Отец ведает о ваших нуждах и что Он вас любит. Так доверяйте Ему. Ищите в первую очередь того, что действительно необходимо: веры, добра, любви, смирения, милосердия, чистоты, правды, кротости, этих трех с четырьмя главных добродетелей, а также всех, всех остальных, с тем чтобы стать друзьями Богу и получить право на Его Царство. И Я уверяю вас, что все остальное будет вам дано в придачу, даже без того, чтобы вы о нем просили. Нет богатого, который богаче, чем святой, и нет более, чем он, обеспеченного. Со святым Бог. И святой с Богом. Он не просит для своего тела, и Бог обеспечивает его необходимым. Но он трудится для своего духа, и этому духу Бог дарует здесь Самого Себя, а в следующей жизни – Рай.

   Итак, не переживайте о том, что не заслуживает ваших переживаний. Огорчайтесь от того, что вы несовершенны, а не от скудости ваших земных благ. Не горюйте о завтрашнем дне. Завтра само о себе подумает, а вы подумаете о нем, когда до него доживете. Зачем думать о нем сегодня? Разве уже недостаточно наполнена ваша жизнь тягостными воспоминаниями о вчерашнем и невеселыми размышлениями о сегодняшнем, чтобы ощущать нужду еще и в кошмарах на тему „что будет завтра“? Оставьте каждому дню свою собственную заботу! В жизни всегда будет больше скорбей, чем нам хотелось бы, и без того, чтобы прибавлять к настоящим скорбям скорби будущие! Всегда произносите это великое Божье слово: „Сегодня“. Вы Его чада, сотворенные по Его подобию. Потому и говорите вместе с Ним: „Сегодня“.

  А сегодня Я даю вам Мое благословение. Пусть оно сопутствует вам до начала нового сегодня, до завтра, то есть до того момента, когда Я снова дарую вам мир во имя Божие».