ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
250. Притча о превращении грязи в пламя для учеников, пришедших с Исааком. Жертва Иоанна из Эндора
11 августа 1945.
1И прямо на берегах того глубокого потока Иисус обнаруживает Исаака со множеством знакомых и незнакомых учеников. Среди знакомых: Тимон, глава синагоги у Живописной Воды; Иосиф, обвиненный в кровосмешении в Эммаусе; молодой человек, покинувший похороны своего отца ради следования за Иисусом; Стефан; прокаженный Авель, очистившийся год тому назад около Хоразина, со своим другом Самуилом; паромщик из Иерихона Соломон и многие, многие другие, которых я узнаю, но не могу вспомнить точно ни мест, где их видела, ни их имен. Лица знакомые – их теперь уже так много, и все они знакомы как лица учеников. А еще другие, обращенные Исааком или самими вышеупомянутыми учениками, что следуют за основным ядром, надеясь повстречать Иисуса.
Их встреча сердечна, радостна и почтительна. Исаак сияет от радости увидеть Учителя и показать Ему свое новоприобретенное стадо, а в качестве награды он просит от Иисуса слóва для своей братии.
«Знаешь ли ты какое-нибудь место, где мы все могли бы собраться?»
«На краю бухты есть пустынный пляж, где стоят лачуги рыбаков, в это время года они пусты из-за опасности для здоровья и из-за того, что ловля рыбы на засолку закончена, и они отправляются в Сиро-Финикию добывать пурпур. Многие из них уже верят в Тебя, так как слышали Твои речи в приморских городах и встречали учеников, они и уступили мне эти домишки для наших нужд. Мы возвращаемся туда после очередного обхода[1]. Ведь на этом побережье еще много работы. Оно вконец развращенное по многим причинам. Я хотел бы добраться и до Сиро-Финикии, и это можно было сделать по морю, так как для пешего путешествия этот берег слишком раскален от солнца. Но я пастух, а не моряк, и среди этих малых нет ни одного, кто умел бы ходить под парусом».
[1] Буквально: после миссии.
Иисус, слушающий внимательно, с легкой улыбкой и чуть наклонившись, настолько Он высок на фоне маленького пастуха, который, как солдат, докладывает все своему генералу, отвечает: «Бог поможет тебе за твое смирение. Если Меня тут знают, то это именно благодаря тебе, Мой ученик, а не кому-то другому. 2Сейчас мы спросим у тех, кто с озера, в состоянии ли они пойти под парусами по морю, и, если сможем, отправимся в Сиро-Финикию».
И Он оборачивается, ища Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, которые воодушевленно беседуют с несколькими учениками, тогда как Иуда Искариот на заднем плане делает комплименты Стефану, а Зелот с Варфоломеем и Филиппом находятся около женщин. Остальные четверо рядом с Иисусом.
Четверо рыбаков тут же подходят. «Вы могли бы отправиться в лодке по морю?» – спрашивает Иисус.
Четверо переглядываются в замешательстве. Петр, обдумывая, ерошит себе волосы. Затем спрашивает: «А куда? Далеко от берега? Мы рыбаки пресноводные…»
«Нет, вдоль побережья до Сидона».
«Хм! Думаю, это можно. Что скажете?»
«Я тоже думаю: да. Море или озеро – всё одно: вода», – говорит Иаков.
«Это будет даже приятнее и легче», – говорит Иоанн.
«Ну, не знаю, отчего ты так судишь», – отзывается его брат.
«Оттого, что он любит море. Когда что-нибудь любишь, то видишь в этом одни совершенства. Любил бы ты так женщину, был бы совершенным мужем», – шутит Петр, дружески встряхивая Иоанна.
«Нет, я это говорю, потому что в Аскалоне видел, что управление там точно такое же, и плавание очень приятное», – отвечает Иоанн.
«Ну тогда идем!» – восклицает Петр.
«Однако было бы все же лучше взять кого-то из местных. Мы не знакомы с этим морем и с его глубинами», – замечает Иаков.
«О, об этом я даже не переживаю! С нами же Иисус! Раньше я еще не был уверен, но после того, как Он успокоил это озеро! Плывем, плывем с Учителем в Сидон! Может быть, принесем там какую-нибудь пользу», – говорит Андрей.
«Значит, плывем. Достанешь на завтра лодки. Скажи Иуде Симонову, пусть даст тебе кошелек».
3И, смешавшись вместе, апостолы с учениками – и нечего говорить, в каком ликовании пребывают многие, это те, кто уже хорошо знаком Иисусу – возвращаются по своим стопам, идя по направлению к городу, обходят его окраины, пока не достигают дальней оконечности бухты, которая выдается в море, словно согнутая рука. Немногие лачуги, разбросанные там, на узком галечном берегу, представляют собой беднейшее место города, самое безлюдное и обитаемое лишь временами. Сейчас эти домики – кубики с осыпающимися от морской соли и от ветхости стенами – все заперты, и когда ученики их открывают, перед ними показывается их закопченное убожество и их обстановка, сведенная к самому необходимому минимуму.
«Вот. Пусть они и не красивые, но весьма удобные и опрятные», – говорит Исаак, воздавая им должное.
«Беднягам не до красоты. Живописная Вода в сравнении с ними была царским дворцом. А кто-то еще жаловался!..» – бормочет Петр.
«Но для нас это удача».
«Конечно, конечно! Важно иметь крышу над головой и любить друг друга. О! смотри: здесь наш Иоанн! Как ты? Где ты был?»
Но Иоанн из Эндора, хотя и улыбнувшись Петру, спешит поклониться Иисусу, который приветствует его очень добрыми словами.
«Я не отпустил его, потому что он был не очень здоров. Пусть лучше остается тут. Он так хорошо умеет обращаться с горожанами и с теми, кто интересуется Мессией…» – говорит Исаак.
В самом деле, мужчина из Эндора стал гораздо более худым, чем раньше. Но его лицо безмятежно. Исхудание облагородило его черты и наводит на мысль, что его уже коснулось двойное мученичество: телесное и душевное.
Иисус отмечает это и спрашивает: «Ты болен, Иоанн?»
«Не более, чем был до того, как Тебя увидел. Это касается тела. Душа же, если я правильно о себе сужу, исцеляется от своих характерных ран».
Иисус снова глядит на его мирные глаза и впалые виски и ничего не говорит. Но кладет ему руку на плечо, пока они вместе заходят в домик, куда были принесены тазы с морской водой, чтобы охладить усталые ноги, и кувшины с водой пресной для утоления жажды, тогда как снаружи, на простой доске под тенью призрачной перголы из ползучих растений готовится трапеза.
И пока опускаются сумерки, и море шепчет свои вечерние молитвы шуршанием прибоя на крохотном галечном пляже, чудесно наблюдать, как Иисус ужинает вместе с женщинами и апостолами, сидя у грубой столешницы, в то время как остальные, рассевшись частью на земле, а частью на скамьях или перевернутых корзинах, образуют круг возле главного стола.
Ужин быстро заканчивается, и еще быстрее убирают со стола, поскольку утвари крайне мало: только для самых важных гостей. Море пока еще безлунной ночью сделалось иссиня-черным. И всё его величие раскрывается в этот грустный, но торжественный час, свойственный морским побережьям.
4Иисус, величественно белый на фоне все более густого мрака, поднимается из-за стола и переходит в середину небольшого скопления учеников, женщины в это время удаляются. Исаак с кем-то еще зажигает на песке маленькие костры для подсветки и для того, чтобы отогнать тучи комаров, появляющихся, вероятно, из близлежащих болот.
«Мир всем вам.
Милосердие Божье собрало нас прежде назначенного срока, даровав нашим сердцам взаимную радость. Я все их подверг испытанию, эти ваши сердца, нравственно здоровые, как показывает ваше присутствие здесь в ожидании Меня и ваше утверждение во Мне, духовно же еще несовершенные, как показывают некоторые ваши реакции, свидетельствующие, что в вас все еще пребывает ветхий человек Израиля со всеми его представлениями и предвзятостями, и из него пока еще не высвободился, как бабочка из куколки, новый человек, человек Христов, обладающий всеобъемлющим, светлым и сострадательным Христовым мышлением и еще более всеобъемлющим человеколюбием. Но не огорчайтесь, что Я испытал ваши сердца и выведал все их секреты. Учитель должен знать своих подопечных, чтобы уметь поправить их изъяны, и – поверьте Мне – если это хороший учитель, он не отвращается от самых отстающих, но наоборот: именно над ними он и будет склоняться более всего, дабы их исправить. Вы знаете, что Я хороший Учитель. А теперь давайте вместе посмотрим на эти ваши реакции и на эти предвзятые мнения, давайте вместе поразмышляем, ради чего мы тут находимся, и исходя из той радости, какую дарит нам это совместное пребывание, возблагодарим Господа, который из единичного блага всегда извлекает благо всеобщее.
5Я слышал из ваших уст восхищение в адрес Иоанна из Эндора, тем более удивительное, что он открыто заявляет о себе как об обращенном грешнике и, проповедуя тем, кого хочет ко Мне привести, основывает свои положения как на старом своем фундаменте, так и на новом. Это правда: он был грешником. Теперь он ученик. И уже многие из вас пришли к Мессии его стараниями. Итак, вы видите, что Бог созидает новый Божий народ именно теми средствами, которыми бы пренебрег ветхий израильтянин.
Еще Я попрошу вас воздержаться от нездоровых суждений относительно присутствия одной сестры, которую ветхий Израиль не принимает в качестве ученицы. Я велел женщинам пойти отдохнуть. Но это было беспокойство не столько об их отдыхе, сколько о том, чтобы иметь возможность дать святую оценку ее обращению и не дать вам совершить грех против любви и справедливости. Вот причина, по которой Я дал такое распоряжение, несомненно, расстроившее учениц.
Мария из Магдалы, великая грешница Израиля, не имевшая извинения в своем грехе, вернулась ко Господу. И от кого ей было ожидать доверия и милосердия, как не от Бога и Божьих служителей? Весь Израиль, а с Израилем и находящиеся среди нас чужеземцы, те, что хорошо знают ее и строго ее судят, теперь, когда она больше не соучаствует в их кутежах, порицает и осмеивает это воскресение.
Воскресение. Это наиболее точное слово. Воскресение плоти – не самое великое чудо. Это чудо все-таки относительное, поскольку обречено когда-нибудь быть отменено смертью. Я не даю бессмертия воскресшим плотью, но даю вечность воскресшим духом. И если умерший плотью не объединяет свою волю к воскресению с Моей, а потому с его стороны в том нет никакой заслуги, то в воскресшем духовно присутствует и его воля, более того, она проявляется первой. Поэтому такой воскресший не лишен заслуг.
Я говорю это вам не в целях самооправдания. Отчет о Своих поступках Я должен давать одному только Богу. Но вы ведь Мои ученики. А Мои ученики должны быть последователями Иисуса. В них не должно быть никакого неведения и ничего из тех закоснелых грехов, из-за которых многие соединены с Богом только по имени.
6Всё способно претвориться в благие дела. Даже то, что на первый взгляд меньше всего к этому пригодно. Когда какой-нибудь материал предоставляется в распоряжение Бога, будь то даже самый бездеятельный, холодный и грязный, он может стать движением, пламенем, незапятнанной красотой.
Приведу вам сравнение, взятое из книги Маккавеев[2].
[2] 2 Мак. 1: 18–36.
Когда Неемия был отправлен персидским царем обратно в Иерусалим, то в восстановленном Храме, на очищенном алтаре решили принести жертвы. Неемия помнил, как во время пленения персами священники, приставленные к богослужению, взяли огонь с жертвенника и спрятали его в потаенном месте, на дне некой долины, в глубоком сухом колодце, и сделали это так удачно и настолько тайно, что только они сами и знали, где этот священный огонь. Неемия помнил об этом и, помня, велел внукам тех священников отправиться в то место, о котором перед смертью священники поведали своим сыновьям, а те – своим, передавая таким образом этот секрет от отца к сыну, и принести тот священный огонь, чтобы зажечь огонь жертвенный. Но, опустившись в потаенный колодец, внуки обнаружили там не огонь, а густую жидкость, какую-то илистую грязь, зловонную и тяжелую, просочившуюся туда из всевозможных засоренных сточных канав разоренного Иерусалима. И сказали об этом Неемии. Однако тот распорядился, чтобы ему взяли и принесли этой жидкости. И, велев возложить на жертвенник дрова, а на дрова – жертвы, он обильно всё окропил, дабы всякая вещь была смочена этой маслянистой жидкостью. Удивленный народ глядел, а смущенные священники все это тщательно исполняли лишь потому, что это было распоряжение Неемии. Но с каким унынием в сердце! С каким недоверием! Подобно тому, как покрытое тучами небо делало этот день унылым, так и сомнение, что было у людей на сердце, наводило на них тоску.
Но вот солнце пробилось сквозь тучи, и его лучи упали на жертвенник, и дрова, окропленные маслянистой жидкостью, вспыхнули громадным пламенем, которое вмиг поглотило жертву, в то время как священники произносили составленные Неемией молитвы и прекраснейшие славословия Израиля, пока всё жертвенное не было сожжено. А чтобы убедить народ, что Бог может творить чудеса даже с помощью малопригодных, но используемых с праведной целью средств, Неемия велел вылить остатки этой жидкости на большие камни. И смоченные камни воспламенились и догорели в ярком свете, исходящем от жертвенника.
7Всякая душа – это священный огонь, помещенный Богом на алтарь сердца, чтобы воспламенять жертву нашей жизни любовью к ее Создателю. Всякая жизнь – это всесожжение, если она правильно потрачена, всякий день – это жертвоприношение, которое следует приносить в святости. Но приходят грабители, угнетатели человека и человеческой души. Ее огонь низвергается в глубокий колодец. И не по святой необходимости, а по злосчастной глупости. И там, погруженный в сточные воды всевозможных пристанищ пороков, он превращается в гнилую отяжелевшую грязь, пока в те глубины не спустится какой-нибудь священник и не вынесет на солнечный свет эту грязь, положив ее на всесожжение своей собственной жертвы. Ибо, имейте в виду, недостаточно, чтобы подвижником был один только обращающийся. Нужно подвижничество и от того, кто обращает. Более того, это последнее должно предшествовать первому, поскольку нашими жертвами спасаются души. Ведь именно так можно достичь того, чтобы грязь превратилась в пламя, а Бог принял предложенную жертву как безупречную и угодную Его святости.
И вот тогда, поскольку мир еще недостаточно убежден, что покаявшаяся грязь пылает ярче обычного огня, пусть даже и священного (ведь обычный огонь способен зажечь только дрова и жертвенных животных, то есть вещества, пригодные к сожжению), вот тогда эта пережившая покаяние грязь обретает такую силу, что воспламеняет и сжигает даже камни, вещества негорючие. А вы не спросите, отчего у этой грязи появляется такая способность? Не знаете? Я вам скажу: оттого что в пылу покаяния они сливаются с Богом, пламя с пламенем; пламя поднимающееся и пламя нисходящее; пламя, по любви предлагающее себя в жертву, и пламя, по любви отдающее себя в дар; объятие двоих, любящих друг друга, что находят друг друга и соединяются, образуя одно целое. Учитывая же, что более сильное пламя – это пламя Божье, именно оно изливается вовне, превозмогает, проникает и поглощает, и огонь пережившей покаяние грязи становится уже не относительным горением чего-то сотворенного, а беспредельным огнем Нетварного: Всевышнего, Всемогущего, Бесконечного, – огнем Бога.
Вот что такое действительно обратившиеся великие грешники, всецело обратившиеся, без остатка отдавшиеся обращению, ничего не сохраняя из своего прошлого, сжигающие в первую очередь самих себя, самое тяжелое в себе, пламенем, что поднимается из их грязи, устремившейся навстречу Благодати и Ею затронутой. Истинно, истинно говорю вам, что многие камни в Израиле будут охвачены Божьим пламенем благодаря этим пылающим очагам, что будут разгораться все сильнее и сильнее, пока не поглотят человеческое существо, и продолжат воспламенять эти камни: всякое равнодушие, неуверенность, боязливость на Земле, – со своих Небесных престолов как настоящие зажигательные неземные линзы, собирающие Триединое свечение, чтобы направлять его на человеческую природу и воспламенять ее Божественной.
8Повторяю вам, у Меня не было необходимости оправдывать Свои поступки, но Мне хотелось, чтобы вы прониклись Моими воззрениями и сформировали собственные. Для нынешнего и для других подобных случаев, когда Меня с вами не будет. А ложному представлению, фарисейскому предположению, что Бога якобы можно осквернить, приводя к Нему кающегося грешника, никогда не позволяйте удержать вас от этого труда, от этого блестящего увенчания миссии, к которой Я вас предназначил. Всегда помните, что Я пришел, чтобы спасать не святых, а грешных. И вы уподобляйтесь этому, ведь ученик не больше Учителя, и если Я не брезгую взять за руку отверженных Земли, которые чувствуют нужду в Небе, которые наконец-то ее ощущают, и ликуя привожу их к Богу, поскольку это Моя миссия, а каждый приобретенный – это оправдание Моего Воплощения, умаляющего Мою Беспредельность, то и вы не брезгуйте так поступать, вы, ограниченные люди, все более или менее причастные несовершенству, сделанные из того же теста, что и ваши грешные собратья, люди, которых Я избираю спасителями, чтобы Мое дело на Земле было продолжено во веки веков, как если бы Я Сам продолжал проживать на ней вековечную жизнь.
И так и будет, поскольку содружество Моих священников станет жизненно важной частью в громадном теле Моей Церкви, животворящим Духом которой буду Я, а вокруг этой жизненно важной части сосредоточится всё бесконечное множество верующих – частиц, образующих единое тело, что от Моего Имени получит свое наименование. Но если у священнической части не достанет жизненных сил, смогут ли обладать жизнью все эти бесконечные частицы? Поистине, пребывая в теле, Я мог бы донести Свою Жизнь до самых отдаленных частиц, пренебрегая закупоренными и бесполезными емкостями и каналами, противящимися своему служению. Ведь дождь идет там, где пожелает, и те благие частицы, способные самостоятельно устремиться к жизни, все равно жили бы Моей Жизнью. Но чем оказалось бы тогда Христианство? Множеством родственных душ. Родственных, но при этом отделенных от каналов и емкостей, которые больше не являлись бы связующими звеньями, раздающими каждой частице живительную кровь, поступающую из единого центра. Но между ними были бы стены и пропасти, через которые эти частицы смотрели бы друг на друга по-человечески неприязненно, а в более высоком плане – с печалью, рассуждая в своем духе: „Все-таки мы были братьями и таковыми мы всё еще себя ощущаем, хотя и разделены!“ Родство, но не слияние, не единый организм. И над этими руинами грустно сияла бы Моя любовь…
И еще. Не думайте, что это относится лишь к религиозным расколам. Нет. Это имеет отношение и ко всем тем душам, что остаются одинокими, поскольку священники отказываются поддержать их, заняться ими, любить их, противореча своей миссии, состоящей в том, чтобы говорить и делать то, что говорю и делаю Я, а именно: „Придите ко Мне вы все, и Я приведу вас к Богу“.
9Теперь ступайте с миром, и да пребудет с вами Бог».
Народ медленно разбредается, направляясь в приютившие их домишки.
Поднимается также и Иоанн из Эндора, который во время речи Иисуса все время делал заметки, заставляя себя перегреваться у огня, чтобы ему были видны его записи.
Но Иисус останавливает его и говорит: «Побудь немного со своим Учителем». И удерживает его возле Себя, пока все не разойдутся. «Пойдем к тому валуну у кромки воды. Луна поднимается все выше, и дорогу мы разглядим».
Иоанн соглашается без лишних слов.
Они удаляются от домов метров на двести и садятся на крупный валун, то ли остаток пирса, то ли край рухнувшего в море утеса, или же развалины какой-нибудь лачуги, наполовину поглощенной водами, возможно, за столетия наступившими на береговую линию, не знаю. Знаю, что если со стороны крохотного пляжа туда можно взобраться, ставя ноги в выемки и опираясь на выступы, как на ступеньки, со стороны моря его стена опускается почти отвесно и погружается в сине-зеленую воду. Более того, сейчас, во время прилива, он наполовину окружен водой, которая ворчит и легонько шлепает по этой преграде, затем отступает со звуком непомерно долгого вздоха, а потом на мгновение замолкает, чтобы снова вернуться, всё в том же равномерном движении, сопровождаемым звуками шлепков и вздохов и паузами, словно некой прерывистой мелодией. Они уселись прямо на верхушке этого нагромождения, о которое бьются морские воды. Луна образует на воде серебристую дорожку и делает тёмно-тёмно-синим море, что перед ее восходом представляло собой чернеющую ширь на фоне черной ночи.
10«Иоанн, не расскажешь своему Учителю, по какой причине страдает твое тело?»
«Ты знаешь ее, Господь. Но не говори: „страдает“. Скажи: „истаивает“. Это точнее, и Ты это знаешь, и знаешь, что истаивает оно с ликованием. Спасибо, Господь. Я тоже узнал себя в той грязи, которая превращается в пламя. Но у меня нет времени воспламенять камни. Мой Господь, я скоро умру. Я слишком сильно страдал от ненависти мира и слишком сильно ликую от любви Божьей. Но о жизни своей не сожалею. Здесь я опять мог бы согрешить, не исполнив своего служения, к которому Ты нас предназначил. Я в своей жизни уже дважды ему изменил. Своему призванию учителя, поскольку должен был найти в нем то, что воспитало бы меня самого, но не воспитал себя. И своему призванию мужа, поскольку не сумел воспитать свою жену. Логично. Не мог воспитать себя – и не сумел воспитать ее. Я мог бы изменить и своему призванию ученика. А изменять Тебе я не хочу. Поэтому будь благословенна эта смерть, если она придет забрать меня туда, где уже нельзя согрешить! Но хотя мне и не выпадет судьба ученика-наставника, зато выпадет судьба ученика-жертвы, и она будет больше напоминать Твою. Ты же сказал этим вечером: „Сжигая в первую очередь самих себя“».
«Иоанн, это судьба, которой ты покоряешься, или жертва, которую ты приносишь?»
«Жертва, которую принесу, если Бог не погнушается грязи, превратившейся в огонь».
«Иоанн, ты несешь большие подвиги».
«Святые несут их, и Ты – в первую очередь. Естественно нести их и тому, кому за столько всего надо платить. Но, может быть, Ты находишь, что мои подвиги не угодны Богу? Ты мне их запрещаешь?»
«Я никогда не препятствую благим воздыханиям возлюбленной души. Я пришел самим делом проповедовать, что искупление состоит в страдании, а избавление – в скорби. Не могу же Я противоречить Сам Себе».
«Спасибо, Господь. Это и будет моим служением».
11«Что ты писал, Иоанн?»
«О, Учитель! Иногда ветхий Феликс все еще проявляет свои учительские замашки. Я думаю о Марциаме. Ему предстоит проповедовать всю жизнь, а он из-за своего возраста не присутствует на Твоих проповедях. Я решил запечатлеть некоторые Твои наставления, которые Ты дал нам и которые мальчик не услышал, поскольку был погружен в свои игры или был далеко с кем-то из нас. В Твоих, даже самых немногих, словах – столько мудрости! Твои домашние беседы – это уже поучение, и как раз о повседневных вещах, относящихся ко всякому, о тех мелочах, что, по сути, важнее всего в жизни, потому что, накапливаясь, они составляют тяжелое бремя, которое, чтобы свято нести его, требует терпения, постоянства и смирения. Легче совершить великий и единственный геройский поступок, чем тысячи и десятки тысяч маленьких дел, требующих постоянства в добродетели. И, тем не менее, ничего великого не совершишь, ни злого, ни доброго – я знаю это в отношении злого, – если не будет длительного накопления внешне незначительных маленьких поступков. Я вот начал убивать, когда, устав от ветрености своей жены, бросил на нее первый презрительный взгляд…
Для Марциама я записывал Твои небольшие уроки. А в этот вечер у меня возникло желание записать Твое большое поучение. Свой труд я оставлю мальчику, чтобы вспоминал обо мне, старом учителе, и чтобы у него было то, что иначе ему не приобрести. Его бесценное сокровище – Твои слова. Ты разрешишь мне это?»
«Да, Иоанн. Но будь спокоен обо всем, как это море. Видишь? Тебе было бы слишком тяжело идти под знойным солнцем, а апостольская жизнь – это по-настоящему горение. Ты в своей жизни столько боролся. Теперь Бог зовет тебя к Себе, в это тихое лунное сияние, что всё усмиряет и делает чистым. Ходи и утешайся в Боге. Я говорю тебе: Бог тобой доволен».
Иоанн из Эндора берет ладонь Иисуса, целует ее и тихо произносит: «А все-таки прекрасно было бы сказать миру: „Приди к Иисусу!“»
«Ты скажешь это из Рая, ты тоже будешь зажигательным зеркалом. Пойдем, Иоанн. Мне хотелось бы почитать то, что ты написал».
«Вот оно, Господь. А завтра я дам Тебе другой свиток, на котором я записал другие Твои речи».
Они спускаются со своего утеса и в ярчайшем сиянии луны, посеребрившем на берегу гальку, возвращаются к домам. И прощаются друг с другом: Иоанн – преклоняя колени, Иисус – благословляя его положенной на голову ладонью и преподавая ему Свой мир.