ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
266. Ученики Крестителя хотят удостовериться в том, что Иисус есть Мессия. Свидетельство о Предтече и обличение не покаявшихся городов
29 августа 1945.
1Иисус с одним только Матфеем, который, поранив ногу, не смог пойти с остальными проповедовать. Но зато больные и привлеченные Благой Вестью запруживают террасу и свободное пространство на участке, чтобы послушать Его и получить помощь.
Иисус завершает речь словами: «Поразмышляв вместе над великим изречением Соломона „В изобилии правды – высшая сила“[1], Я призываю вас к обладанию этим изобилием, потому что это и есть плата за вход в Царство Небесное. Оставайтесь с Моим миром, и да пребудет с вами Бог». И затем Он обращается к бедным и больным – а во многих случаях к тем и другим в одном лице – и доброжелательно выслушивает их истории, помогает деньгами, дает советы, исцеляет наложением рук и словом. Стоящий рядом Матфей заботится о раздаче денег.
[1] Притч. 15: 5–6. В Синод. пер. это вторая часть 5 стиха 15 главы книги Притч, в Септуагинте же – первая часть стиха 6 той же главы.
2Иисус внимательно слушает бедную вдову, которая со слезами рассказывает Ему о недавно случившейся внезапной, прямо у верстака, смерти мужа-плотника: «Я бросилась Тебя искать, а вся родня умершего обвинила меня в том, что я непорядочная и жестокосердая, и теперь меня проклинает. Но я пришла, так как знаю, что Ты воскрешаешь, и знаю, что если б могла Тебя найти, мой муж бы ожил. Но Тебя не было… Сейчас уже две недели, как он в могиле… а я здесь с пятью детьми… Родственники меня ненавидят и не помогают. У меня есть несколько олив и виноградных лоз. Немного, но они обеспечили бы меня хлебом на зиму, если б я могла сохранить их до урожая. Но у меня нет денег, поскольку муж давно был нездоров и работал мало, а, чтобы себя поддержать, слишком много ел и пил. Говорил, что вино ему помогает… а оно, наоборот, принесло двойное зло: и его убило, и уничтожило те сбережения, которые и так уменьшились из-за его недостаточной работы. Он заканчивал телегу и сундук и имел заказ на две кровати, несколько столов и полок. Но теперь… Они не закончены, а моему старшему сыну нет еще и восьми. Я лишусь денег… Мне придется продать инструменты, древесину. Телегу и сундук в таком виде я даже не смогу продать, хотя они почти что доделаны, и мне придется отдать их на дрова. И этих денег не хватит, потому что нас семь человек: я, моя старая больная мать и пятеро детей… Продам виноградник и оливы… но Ты же знаешь, каков этот мир… Он душит тех, кто в нужде. Скажи, что мне делать? Я хотела сберечь мастерскую с инструментами для сына, который уже немного умеет обращаться с деревом… хотела сохранить землю, чтобы жить на ней и в качестве приданого дочерям…»
Он слушает все это, когда суматоха среди людей извещает Его о появлении чего-то нового. Оборачивается посмотреть и видит троих мужчин, прокладывающих себе дорогу в толпе. Снова поворачивается к вдове и обращается к ней: «Где ты живешь?»
«В Хоразине, возле дороги, идущей на Горячий источник. Низкий дом между двумя смоковницами».
«Хорошо. Я приду и доделаю телегу и сундук, и ты продашь их тому, кому они предназначались. Жди меня завтра на рассвете».
«Ты?! Ты будешь на меня работать?!» У женщины от изумления перехватывает дыхание.
«Возьмусь опять за Свою работу и дарую тебе мир. И между делом преподам тем бессердечным людям в Хоразине урок человеколюбия».
«О, да! Бессердечным! Если б еще был жив старый Исаак! Он не оставил бы меня умирать с голоду. Но он возвратился к Аврааму…»[2]
[2] Об Исааке из Хоразина: 61.4, 162.2.
«Не плачь. Ступай спокойно. Это вот на сегодня. А завтра приду Я. Ступай с миром».
Женщина падает ниц, целуя Его одежду, и уходит приободренная.
3«Трижды святой Учитель, могу я Тебя поприветствовать?» – спрашивает один из троих вновь прибывших, что почтительно остановились позади Иисуса, ожидая, пока Он отпустит эту женщину, и поэтому слышавшие обещание Иисуса. А здоровающийся мужчина оказывается Манаилом.
Иисус оборачивается и с улыбкой произносит: «Мир тебе, Манаил! Значит, ты вспомнил обо Мне?»
«Всегда помнил, Учитель. И уже задумывал навестить Тебя в доме Лазаря или в Елеонском саду, чтобы побыть с Тобой. Но перед Пасхой был схвачен Креститель. Повторно схвачен в результате предательства, и я опасался, что в отсутствии Ирода, прибывшего на Пасху в Иерусалим, Иродиада распорядится убить этого святого. Она не пожелала отправиться в Сион на праздники, сказавшись больной. Да, она больна. Ненавистью и похотью… Я остался в Махероне, чтобы проследить и… удержать эту коварную женщину, что способна убить и собственной рукой… А не делает этого потому, что боится потерять расположение Ирода, который… из страха или по убеждению защищает Иоанна, ограничиваясь тем, что держит его под стражей. Сейчас Иродиада сбежала из Махерона от гнетущей жары и отправилась в один из своих замков. И я пришел вместе с этими моими друзьями и учениками Иоанна. Он послал их к Тебе, чтобы они задали свои вопросы. А я к ним присоединился».
4Народ, услышав, что говорят об Ироде, и смекнув, кем является говорящий, с любопытством окружает Иисуса и троих пришедших.
«О чем вы хотели Меня спросить?» – говорит Иисус, обменявшись приветствиями с двумя суровыми персонажами.
«Говори ты, Манаил, ты ведь всё знаешь и в более дружеских отношениях», – говорит один из них.
«Вот, Учитель. Ты должен быть снисходителен, если из-за слишком сильной любви эти ученики ощущают недоверие к Тому, кого считают соперником их учителя, занимающим его место. Это относится и к Твоим ученикам, и к Иоанновым. Понятная ревность, что показывает всецелую любовь учеников к своим наставникам. Я же… беспристрастен, и это подтвердят пришедшие со мной, поскольку я знаком и Тобой, и с Иоанном, и люблю вас по справедливости, настолько, что, как бы я ни любил Тебя, зная, кто Ты есть, я предпочел пойти на жертву и остаться рядом с Иоанном, потому что чту и его, зная, кто он такой, и потому что сейчас он в большей опасности, чем Ты. И вот из-за этой любви, которую фарисеи подстрекают своей завистью, они начали сомневаться, что Ты – Мессия. И поделились этим с Иоанном, думая, что обрадуют его, заявив: „Для нас Мессия ты. Не может быть никого святее тебя“. Но Иоанн первым делом упрекнул их, назвав богохульниками, а потом, после упрека, уже более мягко растолковал им всё то, что указывает на Тебя как на истинного Мессию. Наконец, видя, что так и не убедил их, взял двоих из них, вот этих, и сказал: „Пойдите к Нему и спросите от моего имени: Ты ли Тот, что должен прийти, или ждать нам другого?“ Он не стал посылать учеников из числа пастухов, потому что они верят и им это было бы ни к чему. Но выбрал из сомневающихся, дабы приблизить их к Тебе, и чтобы их слова рассеяли сомнения у тех, кто им подобен. Я взялся их сопровождать, чтобы повидаться с Тобой. У меня всё. Теперь Ты успокой их сомнения».
5«Только не сочти нас враждебными по отношению к Тебе, Учитель! Слова Манаила могли бы Тебя заставить так подумать. Мы… мы… Мы много лет знакомы с Крестителем и всегда видели его святым, покаянным, вдохновенным. А Тебя… Тебя мы знаем только с чужих слов. А Ты знаешь, что такое людская молва… Она воздвигает славу и похвалы и разрушает их в споре превозносящих и ниспровергающих, подобно тому как два противных ветра то нагоняют, то рассеивают облака».
«Знаю, знаю. Я вижу ваши души насквозь, а ваши глаза могут прочесть истину во всем, что вас окружает, так же, как ваши уши слышали Мой разговор с той вдовой. Этого было бы достаточно, чтобы убедиться. Но Я скажу вам: посмотрите, кто Меня окружает. Тут нет ни богатых, ни наслаждающихся жизнью, тут нет скандальных личностей. А только бедные, больные, честные израильтяне, желающие познакомиться с Божьим Словом. Никаких других. Этот, этот, эта женщина, а еще та девочка и тот старик пришли сюда больными, а теперь здоровы. Поспрашивайте их, и они расскажут вам, что с ними было, как Я исцелил их, и как они чувствуют себя сейчас. Спросите, спросите. А Я пока поговорю с Манаилом», – и Иисус собирается отойти.
«Нет, Учитель. Мы не сомневаемся в Твоих словах. Только дай нам какой-нибудь ответ, чтобы передать Иоанну, и он бы увидел, что мы здесь побывали, и мог на его основе убедить наших товарищей».
«Пойдите и передайте Иоанну следующее: „Глухие слышат: эта девочка была глухонемая. Немые разговаривают: а тот мужчина был немым от рождения. Слепые видят“. 6Муж, иди сюда. Скажи им, что у тебя было», – говорит Иисус, взяв за руку чудесно исцеленного.
И тот рассказывает: «Я каменщик, и мне на лицо свалилось ведро, полное едкой извести. Мне обожгло глаза. Четыре года, как я находился во тьме. Мессия смочил мои усохшие глаза Своей слюной, и они стали лучше, чем были в мои двадцать лет. Да будет Он благословен за это.
Иисус продолжает: «А наряду с исцеленными слепыми, глухими и немыми распрямляются искалеченные и бегают хромые. Вон тот старик, совсем недавно скорченный, теперь строен, как пальма в пустыни, и подвижен, как газель. Вылечиваются и более тяжелые заболевания. У тебя, женщина, что было?»
«Болезнь груди из-за чрезмерного обилия молока для ненасытных ртов. И эта болезнь вместе с грудью пожирала мою жизнь. А теперь поглядите, – и она приоткрывает одежду, демонстрируя нетронутые соски, и прибавляет: – Тут была сплошная рана, и это подтвердит моя туника, все еще влажная от гноя. Сейчас пойду домой, переоденусь в чистое – и я здоровая и счастливая. А еще вчера, когда меня привели сюда милосердные люди, я была умирающей и такой несчастной… из-за детей, которые еще немного – и остались бы без мамы. Вечная хвала Спасителю!»
«Слышите? Также можете расспросить главу местной городской синагоги о воскрешении его дочери, а на обратном пути к Иерихону пройдите через Наин и спросите о юноше, воскрешенном в присутствии целого города, когда того уже собирались положить в гробницу. Таким образом, можете передать, что и мертвые воскресают. О том, что исцелено множество прокаженных, вы можете получить сведения из разных мест Израиля, но если хотите пойти в Сикаминон, поищите их среди учеников – и многих найдете. Так что скажите Иоанну, что прокаженные очищаются, и скажите, вы ведь видите это, что бедным возвещается Благая Весть. И блажен, кто не обманется относительно Меня. 7Скажите Иоанну это и скажите ему, что Я благословляю его всей Моей любовью».
«Спасибо, Учитель. Благослови и нас тоже перед нашим уходом».
«Вы не сможете отправиться в эти жаркие часы. Поэтому останьтесь у Меня в гостях до вечера. Проживете один день жизни Учителя, хоть и не Иоанна, но Того, кого Иоанн любит, ибо знает, Кто Он такой. Идите в дом. Там прохладно, и Я дам вам передохнуть. До свидания, Мои слушатели. Мир да пребудет с вами». И, отпустив людей, Он вместе с тремя гостями заходит в дом…
8…О чем они говорили в эти знойные часы, я не знаю. Сейчас я вижу уже приготовление тех двух учеников к отбытию в Иерихон. Манаил, похоже, остается, поскольку его лошадь не вывели вместе с двумя крепкими ослами к проему ограды внутреннего двора. После долгих поклонов Учителю и Манаилу оба посланца Иоанна садятся в седло и снова оборачиваются назад бросить взгляд на прощание, пока не скрываются из вида за углом улицы.
Многие из Капернаума столпились поглядеть на этот отъезд, поскольку новость о прибытии учеников Иоанна и ответное слово Иисуса облетели город и, думаю, даже другие ближние селения. Вижу лиц из Вифсаиды и Хоразина, что, представив себя посланцам Иоанна, спрашивали о нем и передавали ему приветствия – возможно, это бывшие ученики Крестителя, – а теперь, оказавшись в одном кругу с представителями Капернаума, предаются обсуждениям. Иисус, разговаривая с идущим рядом Манаилом, собирается снова войти в дом. Но народ обступает Его, с любопытством разглядывая молочного брата Ирода, а также отмечая его весьма почтительное обращение с Иисусом, и стремится заговорить с Учителем.
9Тут и Иаир, глава синагоги. Но по милости Божьей нет фарисеев. Как раз Иаир начинает говорить: «Иоанн будет доволен! Ты не только передал исчерпывающий ответ, но, задержав их, смог еще и дать им наставление, и предъявить чудо».
«Да еще какое!» – вставляет кто-то.
«Я сегодня намеренно взял с собой мою девочку, чтобы они ее увидели. Ей никогда не было так хорошо, и для нее радость – прийти к Учителю. Вы слышали, а? ее ответ: „Я не помню, какова смерть. Но помню, что меня позвал ангел и повел через всё более и более яркий свет, в конце которого был Иисус. И каким я тогда увидела Его своим духом, что в меня возвращался, я уже не вижу Его теперь. Вы и я видим сейчас Человека. Но мой дух видел Бога, заключенного в Человеке“. А как хороша она сделалась с тех пор! Она и так была хорошей. Но теперь она ангел. Ах! Пусть все говорят, что хотят, но для меня свят лишь Ты один!»
«Однако Иоанн тоже свят», – говорит кто-то из Вифсаиды.
«Да. Но он слишком суров».
«Не более суров по отношению к другим, чем к самому себе».
«Но он не творит чудес, и говорят, что он постится, чтобы быть похожим на мага».
«И все-таки он святой».
Перепалка в толпе усиливается. 10Иисус поднимает руку и простирает ее – Его обычный жест, когда Он просит тишины и внимания, поскольку хочет сказать слово. Немедленно устанавливается тишина.
Иисус говорит:
«Иоанн свят и велик. Не смотрите на его манеру вести себя и на отсутствие чудес. Истинно говорю вам: он велик в Царстве Божьем. Там он явится во всем своем величии.
Многие жалуются, что он был и остается суровым до такой степени, что кажется грубым. Истинно говорю вам, что он предпринял гигантский труд, чтобы приготовить пути Господу. А кто так трудится, тот не может тратить время на нежности. Не повторял ли он, когда был около Иордана, слова Исайи, в которых предсказаны и он, и Мессия: „Всякий дол будет засыпан, всякая гора будет срыта, извилистые пути будут выпрямлены, а неровности – сглажены“[3], и всё это, чтобы приготовить пути Господу и Царю? Но поистине, приготовляя Мне путь, он один сделал больше, чем весь Израиль! А тот, кто должен валить горы и засыпать долины, спрямлять пути или делать пологими тяжкие подъемы, не может не работать грубо. Ведь он был Предшественником и опережал Меня всего лишь на несколько месяцев, а всё должно было быть сделано прежде, чем Солнце высоко взойдет в день Искупления. И вот время пришло, Солнце восходит, чтобы воссиять на Сионе и оттуда – на весь мир. Иоанн приготовил путь. Как был должен.
[3] Ис. 40:4.
На что вы ходили смотреть в пустыню? На тростник ли, который от любого ветра качается в разные стороны? А на что вы ходили смотреть? На человека, одетого в мягкие ткани? Но такие обитают в царских жилищах, закутанные в мягкие одежды и пользующиеся почитанием тысячи слуг и придворных, хотя они – придворные жалкого человека. Один из них здесь. Спросите его, не опротивела ли ему жизнь при Дворе и не восхищает ли его тот одинокий скалистый утес, на который тщетно обрушиваются молнии и шквалы града, с которым тщетно состязаются безумные ветра, пытаясь свалить его, а он твердо стоит, устремившись всеми своими частями к небу, с вершиной, возвещающей восторг высоты, настолько она высоко поднята и заострена, словно взмывающее ввысь пламя. Вот каков Иоанн. Таким его видит Манаил, так как осознал правду жизни и смерти и видит величие там, где оно есть, даже если оно спрятано под грубой внешностью.
А вы – кого вы увидели в Иоанне, когда ходили посмотреть на него? Пророка? Святого? Я вам скажу: он больше, чем пророк. Он больше, чем многие святые, больше, чем просто святые, поскольку он тот, о котором написано: „Вот, Я посылаю к вам Моего ангела приготовить перед Тобою Твой путь“[4].
[4] Мал. 3:1.
11Ангела. Вдумайтесь. Вы знаете, что ангелы – это чистые духи, сотворенные Богом по Своему духовному подобию и помещенные в качестве связующего звена между человеком, совершенством видимого и материального творения, и Богом, Совершенством Неба и Земли, Творцом духовного царства и царства животного. У человека, даже самого святого, всегда есть плоть и кровь, пролагающая пропасть между ним и Богом. И пропасть эта углубляется грехом, который отягощает даже то духовное, что есть в человеке. Вот почему Бог творит ангелов: существ, достигающих вершины лестницы творений, так же как минералы указывают на ее основание; минералы – тот прах, что образует землю, в общем, неорганические вещества. Ясные отражения Божьего замысла, устремленные языки пламени, действующие любовью, скорые на понимание, проворные на исполнение, обладающие, как мы, свободной волей, но волей всецело святой, так что ей неведомы возмущения и греховные разжжения. Вот что такое ангелы, совершающие поклонение перед Богом, Его посланники к людям, наши защитники, подающие нам Свет, которым они окутаны, и Огонь, который они вбирают в себя во время своего поклонения.
Иоанн в пророческом изречении назван „ангелом“. Так вот, Я говорю вам: из рожденных женщиной никогда не появлялся более великий человек, чем Иоанн Креститель. И все-таки самый малый из Царства Небесного будет более велик, чем человек Иоанн. Потому что тот, кто в Царстве Небесном, тот сын Бога, а не сын женщины. Поэтому стремитесь все стать гражданами этого Царства.
12Что вы спрашиваете друг у друга?»
«Мы говорили: „А будет ли Иоанн в том Царстве? И как он там окажется?“»
«Он своим духом уже в этом Царстве и после своей смерти будет там одним из ярчайших солнц вечного Иерусалима. И это благодаря Благодати, пребывающей в нем без изъяна, и благодаря его собственной воле. Ибо он был и остается безжалостным к самому себе ради святой цели. От Крестителя и впредь Небесное Царство принадлежит тем, кто сумеет добиться его силой, противостоящей Злу, и добиваются его безжалостные. Теперь ведь известно, что делать, и для его завоевания даровано всё. Уже не то время, когда говорили только Закон и Пророки. Они говорили вплоть до Иоанна. Теперь говорит Слово Божье, и ни одна йота не сокрыта из всего того, что нужно знать для этого завоевания. Если вы верите в Меня, то значит должны увидеть в Иоанне того Илию, что должен прийти[5]. У кого есть уши услышать, тот да услышит. Но с кем Я сравню это поколение? Оно подобно тому, что изображают ребята, когда, сидя на площади, кричат своим товарищам: „Мы вам играли, а вы не плясали; мы причитали, а вы не плакали“. В самом деле, пришел Иоанн, который не ест и не пьет, и это поколение говорит: „Он может так, потому что в нем бес, который ему помогает“. Пришел Сын Человеческий, который ест и пьет, и говорят: „Вот обжора и любитель выпить, друг мытарей и грешников“. Вот таким образом Премудрости воздали должное Ее чада! 13Истинно говорю вам, что только младенцы способны распознать истину, поскольку в них нет лукавства».
[5] Мал. 4:5.
«Правильно Ты сказал, Учитель, – говорит глава синагоги. – Вот почему моя дочь, в которой еще нет лукавства, видит Тебя таким, каким мы видеть Тебя не в состоянии. И как ни переполнен этот город, и другие соседние, Твоей силой, мудростью и добротой, но – я должен признать – по отношению к Тебе они преуспевают разве что в злобе. Они не исправляются, а то добро, что Ты им даришь, претворяют в ненависть к Тебе».
«Как ты такое говоришь, Иаир? Ты клевещешь на нас! Мы здесь потому, что верны Христу», – говорит кто-то из Вифсаиды.
«Да. Мы. Но сколько нас? Меньше сотни на те три города, что должны были бы находиться у ног Иисуса. Из тех, кого тут нет, я говорю о мужчинах, половина враждебна, одна четверть равнодушна, а еще одна, предполагаю, не может прийти. Разве это не грех в глазах Божьих? И разве не будет наказана вся эта неприязнь и это упорство во зле? Скажи Ты, Учитель, ведь Ты знаешь, и если молчишь, то по Своей доброте, а не по неведению. Ты долготерпелив, а это принимают за неведение и слабость. Поэтому скажи, и пусть Твои слова поколеблют хотя бы равнодушных, поскольку злобные не обратятся, но станут еще более озлобленными».
«Да. Это грех, и он будет наказан. Потому что Божьим даром никогда не следует пренебрегать или пользоваться для злых дел. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида, что злоупотребляете дарами Божьими. Если бы в Тире и Сидоне произошли те чудеса, что происходили посреди вас, они бы давно уже, надев власяницу и посыпавшись пеплом, принесли покаяние и пришли ко Мне. И потому говорю вам, что Тиру и Сидону в день Суда будет оказано бóльшее снисхождение, нежели вам. А ты, Капернаум, считаешь, что вознесешься на Небо лишь потому, что приютил Меня? Ты низвергнешься до преисподней. Потому что если бы в Содоме совершились все те чудеса, какие Я Тебе даровал, он все еще процветал бы, поскольку уверовал бы в Меня и обратился. Поэтому Содому будет оказано бóльшее снисхождение на последнем Суде, нежели тебе, ведь он не знал ни Спасителя, ни Его слóва, и потому его вина не столь велика, а ты знал Мессию, слышал Его слово и не исправился. Однако, поскольку Бог справедлив, к тем жителям Капернаума, Вифсаиды и Хоразина, кто поверил и освящает себя, повинуясь Моему слову, будет проявлено великое милосердие. Ибо несправедливо, чтобы праведные были вовлечены в погибель вместе с грешниками. 14Что же касается твоей дочери, Иаир, и твоей, Симон, и твоего мальчика, Захария, и твоих внуков, Вениамин, Я скажу вам, что они, не имея лукавства, уже созерцают Бога. Да вы и сами видите, как их вера чиста и действенна, сочетаясь с небесной мудростью и жаждой милосердия, каковых не имеют взрослые».
И Иисус, подняв глаза к уже вечереющему небу, восклицает: «Я благодарю Тебя, Отец, Господь Неба и Земли, что Ты скрыл эти вещи от знающих и образованных и открыл их детям. Это так, Отец, ибо так Тебе было угодно. Все они были вверены Мне Моим Отцом, и никто не знает их, кроме Сына и тех, кому Сын захочет открыть. И Я открыл их детям, смиренным, чистым, ведь Бог сообщается с ними, а истина, словно семя, падает на их незасеянную почву, и Отец проливает на нее лучи Своего света, дабы оно пустило корни и стало растением. На самом же деле Отец готовит души этих младенствующих годами или желаниями к познанию Истины, дабы Мне порадоваться их вере»…