ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
275. Четверо новых учеников. Беседа о материальных и духовных делах милосердия
8 сентября 1945.
1Иисус на Хоразинской равнине, тянущейся вдоль верховьев Иордана между Генисаретским озером и озером Мерон. Местность, покрытая виноградниками, где уже начинается сбор винограда.
Должно быть, Он там уже не один день, так как этим утром к Нему присоединились ученики, что были в Сикаминоне, и среди них – снова Стефан и Ерм, а Исаак извиняется, что не смог быть здесь раньше, поскольку, – говорит он, – его задержали вновь пришедшие, а также переживания, хорошо будет или нет взять их с собой. «Но, – говорит он далее, – я подумал, что путь в Небо открыт всем людям благой воли, а мне кажется, что эти, хотя и воспитанники Гамалиила, именно таковы».
«Ты правильно рассудил и сделал. Приведи их сюда ко Мне».
Исаак идет и возвращается с теми двоими.
«Мир вам. Апостольское слово показалось вам настолько истинным, что вы захотели к нам присоединиться?»
«Да. И еще больше – Твое. Не откажи нам, Учитель».
«Почему Я должен вам отказывать?»
«Потому что мы от Гамалиила».
«Ну и что? Я чту великого Гамалиила и хотел бы, чтобы он примкнул ко Мне, поскольку он того достоин. Ему не хватает только этого, чтобы его мудрость стала совершенной. Что он вам сказал, когда вы его покидали? Ведь вы наверняка должны были с ним попрощаться».
«Да. Сказал нам: „Блаженны вы, что можете верить. Молитесь, чтобы я забыл, дабы иметь возможность вспомнить“».
Апостолы, из любопытства столпившиеся вокруг Иисуса, смотрят друг на друга и вполголоса спрашивают сами себя: «Что он имел в виду? Чего он хочет? Забыть, чтобы вспомнить?»
Иисус слышит этот шепот и объясняет: «Хочет забыть свою мудрость, чтобы приобрести Мою. Хочет забыть, что он рабби Гамалиил, чтобы вспомнить, что он сын Израиля, ожидающий Христа. Хочет забыть самого себя, чтобы вспомнить Истину».
«Гамалиил не лжец, Учитель», – оправдывает его Ерм.
«Нет, не лжец. Но ложью является мешанина жалких человеческих слов. Слов, заменивших Слово. Нужно забыть их, освободиться от них, прийти к Истине нагим и девственным, чтобы заново одеться и оплодотвориться ею. Это требует смирения. Трудность…»
«Тогда нам тоже придется забыть?»
«Несомненно. Забыть обо всем человеческом. Вспомнить обо всем Божьем. Приходите. Вы в состоянии это сделать».
«Мы хотим это сделать», – заверяет Ерм.
«Вы уже пожили жизнью учеников?»
«Да. С того дня, как узнали, что убит Креститель. Эта весть очень быстро долетела до Иерусалима, ее принесли придворные и командующие Ирода. Его смерть вывела нас из оцепенения», – отвечает Стефан.
«Кровь мучеников – это всегда жизнь для тех, кто пребывает в оцепенении, Стефан. Запомни это».
«Да, Учитель. 2Ты сегодня будешь говорить? Я жажду Твоего слова».
«Я уже говорил. Но буду говорить еще, и много, для вас, учеников. Ваши товарищи, апостолы, уже начали свою миссию после активной подготовки. Но их не хватает для нужд этого мира. А нужно сделать всё и в заданный срок. Я подобен человеку, у которого есть определенный срок, и он должен в него уложиться. Прошу и вас, и всех о помощи, и именем Божьим обещаю вам помощь и славное будущее».
Проницательный взор Иисуса обнаруживает мужчину, целиком завернувшегося в льняной плащ: «А ты не священник ли Иоанн?»
«Да, Учитель. Сердце иудеев черствее той проклятой долины. Я побежал искать Тебя».
«А твое священство?»
«В первый раз меня из него исключила проказа. Во второй раз – люди, оттого что я люблю Тебя. Твоя Благодать притягивает меня к себе: к Тебе. Она также гонит меня из оскверненного места, чтобы привести в место чистое. Ты очистил меня, Учитель, и телесно, и духовно. А чистое не может, не должно приближаться к нечистому. Это было бы оскорблением Того, кто очистил».
«Твое суждение сурово, но ему не откажешь в справедливости».
«Учитель, семейные склоки известны тем, кто живет в семье, и о них следует говорить только тому, кто праведен душой. Ты таков. И, в конце концов, Ты знаешь. Другим я бы не стал о них рассказывать. А здесь только Ты, Твои апостолы и двое, которые знают, подобно Тебе и мне. Поэтому…»
«Хорошо. Ну… О, и ты тоже? Да пребудет с тобой мир! Опять пришел, чтобы раздавать пищу?»
«Нет, чтобы получить пищу от Тебя».
«Твой урожай испортился?»
«О, нет! Он хорош как никогда. Однако, мой Учитель, я ищу другого хлеба и другого урожая: Твоего. А со мной еще тот прокаженный, которого Ты исцелил в моих угодьях. Он вернулся к хозяину. Но теперь и у него, и у меня есть Хозяин, за кем надо следовать и кому служить: это Ты».
«Приходите. Один, два, три, четыре… Добрый урожай! Но вы обдумали свое положение при Храме? Вы знаете, и Я знаю… и никому не скажу…»
«Я человек свободный и иду, за кем хочу», – говорит священник Иоанн.
«И я тоже», – говорит последний из пришедших, книжник Иоанн, тот самый, что раздавал пищу в субботу у подножия горы Блаженств[1].
[1] См. 175.4–5.
«И мы тоже», – говорят Ерм со Стефаном. А Стефан прибавляет: «Поговори с нами, Господь. Мы в неведении относительно того, в чем именно состоит наша миссия. Дай нам минимум, чтобы мы могли сразу начать служить Тебе. Остальное придет, когда последуем за Тобой».
«Да. На горе Ты говорил о блаженствах. Это был урок для нас. Но что мы должны делать по отношению к другим, согласно второй заповеди любви: к ближнему?» – спрашивает книжник Иоанн.
3«Где Иоанн из Эндора?» – вместо ответа спрашивает Иисус.
«Там, Учитель, с исцеленными».
«Пусть подойдет сюда».
Иоанн из Эндора прибегает. Иисус особенно приветствует его, кладя руку ему на плечо, и говорит: «Вот. Сейчас Я буду говорить. Хочу, чтобы все вы, носители святого имени, были передо Мной. Ты, мой апостол; ты, священник; ты, книжник; ты, Иоанн, ученик Крестителя; и наконец ты, завершающий венец оказанных Богом милостей. И если Я именую тебя последним, то знай, что ты не последний в Моем сердце. Однажды Я пообещал тебе эту беседу. Так слушай».
И Иисус, как обычно, взбирается на небольшой пригорок, чтобы все могли Его видеть, и пятеро Иоаннов стоят перед Ним, в первом ряду. Сзади – толпа учеников, смешанная с людьми, пришедшими со всех частей Палестины и имеющими нужду в выздоровлении или в слове.
4«Мир всем вам, и да снизойдет на вас мудрость.
Слушайте. Как-то раз один человек спросил Меня, до какой степени Бог милосерден к грешникам. Тот, кто спрашивал, сам был прощенным грешником, которому не удавалось убедить себя в полном Божьем прощении. Я с помощью притчи успокоил его, уверил и пообещал, что всегда буду вести с ним речь о милосердии, чтобы его раскаявшееся сердце, которое, подобно потерянному ребенку, плакало у него внутри, ощутило уверенность, что оно уже во владениях своего Небесного Отца.
Бог есть Милосердие, потому что Бог есть Любовь. Слуга Божий должен быть милосердным, подражая Богу.
Бог пользуется милосердием как средством привлечь к Себе заблудших чад. Слуга Божий должен пользоваться милосердием как средством привести заблудших чад к Богу.
Заповедь любви обязательна для всех. Но для слуг Божьих она трижды обязательна. Нельзя покорить Небо, если не любишь. Но это достаточно сказать верующим. Слугам Божьим Я скажу: „Не покоришь Небо для верующих, если не полюбишь их в совершенстве“.
А кто вы такие, вы, столпившиеся вокруг? В большинстве своем вы те, кто стремится к совершенной жизни, к благословенной, многотрудной и светлой жизни Божьего служителя, Христова посланника. А каковы же ваши обязанности в этой жизни служителя и посланника? Всецелая любовь к Богу и всецелая любовь к ближнему. Ваша цель: служить. Как? Возвращая Богу тех, кого мир, плоть и дьявол у Бога похитили. Каким образом? Любовью. Любовью, что выражается в тысяче форм и имеет одну конечную цель: заставить полюбить.
5Вспомним о нашем прекрасном Иордане. Какой он величественный у Иерихона! Но разве таким он был у истока? Нет. Он был тоненькой струйкой и такой бы и остался, если б все время оставался один. Но вместо того с гор и холмов с той и другой стороны в его долину стекают тысячи и тысячи притоков, и одиночных, и состоящих уже из множества ручьев, и все они впадают в его русло, которое увеличивается и увеличивается, пока из милого серебристо-голубого ручейка, что смеется и играет в своем младенчестве, не становится широкой, степенной, тихой рекой, вьющейся небесно-голубой лентой меж тучных изумрудных берегов.
Так и любовь. Вначале, у младенцев на пути Жизни, которые едва умеют удержаться от тяжкого греха из опасения наказания, это тонкий ручеек, а затем, по мере движения по пути совершенства, с бугристых, безводных, надменных и суровых гор человеческого естества вдруг пробивается множество потоков этой главной добродетели, и всё – и скорби, и радости – способствует тому, чтобы она текла и била ключом, так же как образованию горных ручьев способствуют и холодные снега, и солнце, что заставляет их таять. Всё помогает проложить им путь: как смирение, так и покаяние. Всё помогает им нестись в эту изначальную реку. Ибо душа, движимая этим путем, любит впадать в самоуничижение, воздыхая о том, чтобы вознестись, притянувшись к Солнцу, к Богу, после того как станет могучей, прекрасной, благодетельной рекой.
Ручьи, питающие этот зарождающийся робкий поток любви, – это, помимо добродетелей, еще и дела, которые добродетели учат совершать. Дела, которые, коль скоро они притоки любви, являются делами милосердия. Давайте вместе рассмотрим их. Некоторые были уже известны Израилю, о других поведаю вам Я, ибо Мой закон – это совершенная любовь.
6Накормить голодных.
Долг благодарности и любви, долг подражания. Дети благодарны отцу за хлеб, который он им доставляет, и, сделавшись взрослыми, подражают ему, доставляя хлеб своим детям и уже неспособному работать из-за возраста отцу, добывают хлеб своим собственным трудом, с любовью и по долгу возмещая полученное ими благо. Четвертая заповедь гласит: „Почитай отца и мать“. Чтить их седины – в том числе значит не заставлять их просить хлеб у других.
Но перед четвертой заповедью есть первая: „Возлюби Бога всем своим существом“, и вторая: „Люби ближнего своего, как самого себя“. Любить Бога ради Него самого и любить Его в нашем ближнем – это совершенство. Мы любим, давая хлеб голодным в память о тех многочисленных случаях, когда Он насыщал людей чудесным образом.
Но, не останавливаясь только на даровании манны и перепелов, давайте посмотрим на постоянно повторяющееся чудо зерна, что прорастает благодаря Богу, давшему подходящую для обработки землю и управляющему ветрами, дождями, зноем, временами года, чтобы это семя стало колосом, а колос – хлебом. И разве не было чудом Его милосердия то, что Он с помощью озарения свыше просветил свое грешное чадо, что эти высокие и тонкие травы, увенчанные колосом с золотистыми семенами, пахнущими теплым солнцем и заключенными в жесткую оболочку из колючих чешуек, являются пищей, и их надо срывать, лущить, измельчать в муку, замешивать и печь? Всему этому научил Бог. И как собирать их, и как шелушить, и как молоть, и как замешивать и печь. Он поместил камни рядом с этими колосьями и воду рядом с камнями, при помощи отражения от воды и солнца воспламенил первый огонь на Земле, а ветер принес на этот огонь зёрна, которые сгорели, распространив приятный аромат, чтобы человек понял, что они становятся вкуснее, когда их жарят на огне, а не достают прямо из колоса, как свойственно птицам, или, перемолов, размачивают в воде, превращая их в липкое месиво.
И теперь, когда вы едите вкусный хлеб, испеченный в домашней печи, неужели вы не задумываетесь, на какое великое милосердие указывает сам факт, что вы достигли такого совершенства в его выпекании, и какой огромный путь был пройден человеческим знанием от первого колоса, который пережевывали, как это делает лошадь, до современного хлеба? А благодаря кому? Благодаря Подателю хлеба. И так с каждым видом пищи, которую человек вследствие благодатного озарения сумел выделить среди растений и животных, какими Творец покрыл Землю, место отеческого наказания для провинившегося чада.
Итак, накормить голодных – это благодарственная молитва Господу и Отцу, что кормит нас, и подражание Отцу, чье подобие мы даром получили и должны всё больше его усиливать, подражая Его деяниям.
7Напоить жаждущих.
Вы никогда не думали, что случилось бы, если бы Отец перестал посылать дожди? И все-таки если бы Он сказал: „За вашу черствость по отношению к тем, кто испытывает жажду, Я запрещу облакам опускаться на землю“, разве могли бы мы возражать или злословить? Вода еще больше, чем зерно, принадлежит Богу. Ведь зерно выращивается человеком, но только Бог обрабатывает поля облаков, что проливаются дождями или росой, сходят туманами или снегами, питают поля и водоемы и наполняют реки и озера, давая пристанище рыбам, которые кормят человека вместе с другими животными. Поэтому разве можете вы тому, кто просит: „Дай мне пить“, сказать: „Нет. Эта вода моя, и я тебе не дам ее“? Обманщики! Кто из вас сотворил хотя бы один клочок облака или одну каплю дождя? Кто испарил хоть один бриллиант росы своим небесным жаром? Никто. Все это делает Бог. И если воды падают с неба и снова поднимаются, то только потому, что Бог управляет этой частью творения, как управляет и всем остальным.
Поэтому дарите тем, кто жаждет, вкусную прохладную воду из подземных жил или чистую воду вашего колодца, или ту, что наполняет ваши емкости. Это Божьи воды. И они для всех. Дарите их тем, кто жаждет. За это маленькое дело, не стоящее вам денег и не требующее иного труда, кроме как подать чашу или кувшин, Я обещаю вам, вы получите награду на Небе. Потому что не вода, а милосердный поступок велик перед очами и судом Божьим.
8Одеть нагих.
По дорогам Земли странствуют раздетые, опозоренные, жалкие создания. Это брошенные старики, это увечные в результате болезней или несчастных случаев, это прокаженные, что благодаря благости Господа возвращаются к жизни, это обремененные детьми вдовы, это пострадавшие от бедствий, лишивших их всего, что составляло их достаток, это малолетние сироты. Если Я окидываю взором Землю, то повсюду вижу людей раздетых или прикрытых лохмотьями, что едва позволяют сохранить приличие, но не защищают от холода, и эти люди униженно глядят на богатых, что проходят мимо в мягких одеждах, обутые в удобную обувь. Те, кто добр, глядят униженно и доброжелательно, кто не так добр, – униженно и ненавистно. Но почему вы не придете на помощь этому их унижению, сделав добрых еще добрее, а менее добрых избавив от ненависти своей любовью?
Не говорите: „У меня есть лишь моя одежда“. Как и в случае с хлебом у тех, кто не совсем обездолен, на полках и в шкафах всегда есть что-то, что не является необходимым. Среди слушающих Меня есть некоторые, кто сумел из поношенной одежды сделать одежонку для сироты или для бедного ребенка, а из старой простыни – пеленки для младенца, у которого их не было; и есть один, нищий, что годами умудрялся делиться выпрошенным с трудом хлебом с тем, кто из-за проказы не мог пойти с протянутой рукой к порогам богатых. И истинно говорю вам, что таких милосердных стоит искать не среди обладающих имуществом, а в скромных рядах бедняков, которые на своем опыте знают, как тяжела бедность.
И снова, как в случае с водой и хлебом, подумайте, что шерсть и лен, в какие вы одеваетесь, происходят от животных и растений, которые Отец создал не для одних богатых, но для всех людей. Ведь Бог дал человеку лишь одно богатство: Свою Благодать, здоровье и ум. Но не то нечистое богатство, каким является золото, которое вы превознесли, возвысив металл, что ничуть не лучше всякого другого и гораздо менее полезен, чем железо, из которого делаются лопаты и плуги, бороны и серпы, резцы, молотки, пилы, рубанки – эти святые инструменты священного труда, до степени благородного металла с его бесполезным и ложным благородством, превознесли по наущению Сатаны, что сделал вас, Божьих чад, дикими, как звери. Вам было дано богатство, состоящее в святых вещах, чтобы делать вас все более и более святыми! Не это убийственное богатство, что требует столько крови и слез.
Вот и вы давайте, как было дано вам. Давайте во имя Господа, не опасаясь, что останетесь нагими. Лучше умереть от холода, отдав свою одежду нищему, чем заставить окоченеть свое сердце из-за недостатка любви, пусть и одевшись в мягкие одежды. Сделанное добро согревает лучше, чем плащ из чистейшей шерсти, а прикрытое тело нищего обратится к Богу и скажет: „Благослови того, кто меня одел“.
9Если утоляя чей-то голод и жажду и кого-то одевая, отняв это у себя и отдав другим, мы соединяем святое воздержание со святейшим человеколюбием и присоединяем к этому блаженную справедливость, благодаря которой святым образом преображается судьба наших несчастных братьев, когда мы отдаем то, что у нас по изволению Божию в избытке, в пользу тех, кто по злобе людской или по болезни лишен этого, то приютив странников, мы соединяем человеколюбие с доверием и благорасположением к нашему ближнему. Это ведь тоже, знаете ли, добродетель. Добродетель, обнаруживающая в тех, кто ею обладает, помимо человеколюбия еще и честность. Ибо кто честен, тот поступает правильно; а поскольку как поступаешь сам, так обыкновенно думаешь и о других, то доверчивость и простота, с которой верят в правдивость чужих слов, показывают, что слышащий эти слова – это человек, который сам правдив и в великом, и в малом и потому не относится с недоверием к рассказам других.
Зачем, глядя на странника, просящего у вас приюта, думать: „А вдруг это разбойник или убийца?“ Вы так дорожите своими богатствами, что из-за них опасаетесь каждого встречного? Вы так дорожите своей жизнью, что чувствуете, как содрогаетесь от ужаса при мысли, что можете ее лишиться? Что же, вы думаете, Бог не может защитить вас от разбойников? Что же, дрожите из-за проходящего мимо разбойника и не боитесь того мрачного гостя, что крадет у вас самое незаменимое? Сколь многие приютили у себя в сердце беса! Можно сказать, у всех ютится смертный грех, и всё же никто от этого не трепещет. Значит, как блага ценятся лишь богатство и существование? И, видимо, уже не в цене вечность, раз вы позволяете греху красть ее и убивать? Бедные, бедные души, чье сокровище украдено и отдано в руки убийц просто так, словно какой-нибудь пустяк, но которые при этом огораживают свои дома, вешают засовы, держат собак и несгораемые ларцы, охраняя вещи, которые мы не сможем взять с собой в вечную жизнь!
Зачем в каждом страннике видеть разбойника? Мы братья. Наш дом открыт для проходящих мимо братьев. Разве этот странник не нашей крови? О, конечно, нашей! Крови Адама и Евы. Разве он нам не брат? Как это нет?! У нас один единственный Отец: Бог, давший нам одинаковую душу, так же как детям одного брачного ложа их отец дает одинаковую кровь. Он беден? Постарайтесь, чтобы ваш дух не оказался беднее него, лишившись дружбы с Господом. Он в разодранной одежде? Старайтесь, чтобы ваша душа не оказалась еще более раздираема грехом. У него грязные или запыленные ноги? Старайтесь, чтобы ваше я не оказалось испорчено пороками сильнее, чем его сандалии, испачканные от дальней дороги и разорванные от долгой ходьбы. У него неприятная внешность? Старайтесь, чтобы ваша не оказалась в глазах Божьих еще более неприятной. Он говорит на чужом языке? Старайтесь, чтобы язык вашего сердца не оказался бы непонятным во граде Божьем.
Увидьте в этом страннике брата. Мы все странники по дороге на Небо, и все стучимся в двери по пути, что ведет к Небу. И двери эти – патриархи и праведники, ангелы и архангелы, к которым мы обращаемся за помощью и защитой, дабы достичь нашей цели и не упасть без сил во мраке ночи, в лютую стужу, не стать жертвами коварства волков и шакалов – злых страстей и бесов. Подобно тому, как мы хотим, чтобы ангелы и святые проявляли свою любовь, давая нам прибежище и силы продолжать путь, давайте будем так же поступать и мы со странниками на Земле. И всякий раз, как мы будем открывать свой дом и свои объятья, приветствуя незнакомца сладкозвучным именем брат, думая о Боге, который его знает, Я обещаю вам: будет пройдено множество миль по пути, идущему к Небесам.
10Навещать недужных.
О, воистину, как все мы странники, так и все люди – недужные. И самые тяжелые болезни – это болезни духа, незримые и самые смертельные. И все-таки они не вызывают омерзения. Нравственная язва не противна. Смрад греха не тошнотворен. Бесовское помешательство не пугает. Зараза духовно прокаженного не отвращает. От наполненной гнилью гробницы человека с мертвой и разложившейся душой не убегают. И не анафематствуют тех, кто приближается к любой из этих форм нечистоты. Жалкое, узкое мышление человека!
Но скажите, чтó имеет бóльшую ценность: дух или плоть и кровь? Разве вещественное имеет власть осквернять своей близостью то, что бестелесно? Нет. Я говорю вам, что нет. Безусловно, дух имеет бесконечную ценность в сравнении с плотью и кровью, но плоть не имеет и большей власти, нежели дух. И дух может быть осквернен не материальными, а лишь духовными вещами. Если даже кто ухаживает за прокаженным, его дух не становится прокаженным, но наоборот, благодаря самоотверженному проявлению человеколюбия вплоть до ухода в долины мертвых ради сострадания к брату, с него спадает всякое пятно греха. Ибо человеколюбие – это разрешение от греха и главное из всех очищений.
Всегда исходите из мысли: „Как бы я хотел, чтобы поступили со мной, если б оказался на его месте?“ И поступайте так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.
Сейчас у Израиля еще действуют его древние законы. Но настанет день, и тот рассвет уже не за горами, когда символом абсолютной красоты будет почитаться образ Того, в ком физически воплотится Муж скорбей Исайи и Страдалец из псалма Давидова, Кто, уподобляясь прокаженному, станет Искупителем человеческого рода, и к Его ранам, словно олени к родникам, станут припадать все жаждущие, больные, обессиленные и плачущие Земли, и Он напоит их, исцелит их, укрепит их и даст утешение их духу и плоти, и лучшие устремятся к Нему, чтобы стать Ему подобными: покрываясь ранами, проливая кровь, принимая удары, увенчиваясь шипами, распинаясь ради искупительной любви к людям, продолжая дело Царя царей и Искупителя мира. Вы, пока еще Израиль, но уже с пробивающимися крыльями для полета в Небесное Царство, отныне должны начать по-новому понимать и оценивать немощь и, благодаря Бога, сохраняющего вас здоровыми, склониться над теми, кто страдает и умирает.
Один Мой апостол как-то сказал своему собрату: „Не бойся прикасаться к прокаженным. Никакой вред не затронет нас по воле Божьей“[2]. Правильно сказал. Бог хранит Своих служителей. Но, даже если бы они заразились, ухаживая за немощными, они перешли бы в следующую жизнь как мученики любви.
[2] 271.3.
11Навещать узников.
Вы думаете, что на каторгах одни только преступники? Человеческое правосудие слепо на один глаз, а второй у него подвержен зрительным расстройствам, отчего оно видит верблюдов там, где есть облака, или принимает змею за цветущую ветвь. Оно судит превратно. И еще более превратно оттого, что часто тот, кто его возглавляет, нарочно наводит густой туман, чтобы оно видело еще хуже. Но даже если бы все узники были ворами и убийцами, негоже нам самим становиться ворами и убийцами, отнимая у них надежду на прощение своим презрительным отношением.
Бедные заключенные! Они, отягощенные своими преступлениями, не смеют поднять глаз к Богу. Поистине, цепи у них больше на духе, чем на ногах. Но горе, если они потеряют надежду на Бога! К преступлению против ближнего они прибавят грех отчаяния в своем прощении. Каторга, как и смерть на виселице, это искупление. Но недостаточно заплатить за совершенное преступление часть, причитающуюся человеческому обществу. Для искупления, для обретения вечной жизни нужно еще, и даже в первую очередь, заплатить ту часть, что полагается Богу. А мятежный или отчаявшийся искупает вину только перед обществом. К приговоренному или заключенному надо проявить братскую любовь. Она может стать светом во тьме. Может стать голосом. Может стать указующей вверх рукой, когда ее голос скажет: „Пусть моя любовь расскажет тебе, что Бог тоже тебя любит, Он, вложивший в мое сердце эту любовь к тебе, несчастный брат“, а ее свет позволит разглядеть Бога как сострадательного Отца.
Пусть с еще бóльшим основанием ваше человеколюбие направится на утешение страдальцев от человеческой несправедливости. Тех, кто совершенно невиновен, или тех, кого до убийства довела жестокая сила. Не беритесь и вы осуждать там, где приговор был уже вынесен. Вы не знаете, почему человек оказался в состоянии убить. Не знаете, что подчас тот, кто убивает, сам как мертвец, как лишенный разума автомат, потому что чье-то бескровное убийство посредством подлого вероломного предательства отняло у него разум. Бог знает, и довольно. В следующей жизни многие из каторжников, многие, кто убил или ограбил, окажутся на Небе, а многие, кого считали ограбленными и убитыми, – в Преисподней, поскольку на самом деле настоящими грабителями чужого покоя, чужой чести и верности и настоящими убийцами сердец были именно они, эти мнимые жертвы. Жертвы лишь потому, что их наконец настиг удар, но после того, как они сами годами спокойно наносили удары. Убийство и воровство – это грех. Но из тех, кто убивает и крадет потому, что доведен до этого другими, а после раскаивается в этом, и тех, кто вводит других в грех и не раскаивается в этом, больше будет наказан тот, кто доводит до греха, не чувствуя при этом угрызений совести.
Поэтому никогда не выносите суждений и будьте сострадательны к узникам. Всегда помните, что если бы пришлось наказывать всех убийц и похитителей, то мало кто из мужчин и женщин не умер бы на каторге или на виселице.
Как называются те матери, что зачинают, а потом не хотят рожать на свет свое дитя? О, не будем играть словами! Откровенно назовем их по имени: убийцы. Что скажем про мужчин, крадущих чье-то доброе имя и занимаемое положение? А просто то, что есть: воры. Каково имя тех мужчин и женщин, которые, совершая прелюбодеяние или будучи домашними мучителями своих супруг и супругов, толкают их на убийство или на самоубийство, а также тех влиятельных людей, что доводят своих подданных до отчаяния, а посредством отчаяния – до насилия? Вот оно: душегубы. Ну что, никто не убегает? Вы сами видите, что мы, не думая о том, живем среди этих уклонившихся от правосудия преступников, которые наполняют дома и города, с которыми мы сталкиваемся на улицах, ночуем рядом в гостиницах и делим трапезу. Итак, кто же без греха?
Если бы перст Божий на стене комнаты, где пируют человеческие мысли – на лбу, – начал писать обвинительные слова[3] о том, какими вы были, являетесь или будете, то лишь на немногих лбах светлыми буквами было бы написано слово: „невиновен“. На остальных зелеными, как зависть, черными, как предательство, или красными, как злодеяние, буквами были бы написаны слова: „прелюбодеи“, „убийцы“, „воры“, „душегубы“.
[3] Аллюзия на пир Валтасара (Дан. 5).
Так что без превозношения будьте милосердны к своим братьям, которым, рассуждая по-человечески, меньше повезло, и они оказались на каторге, искупая ту же самую вину, какую не искупаете вы. Это пойдет на пользу вашему смирению.
12Хоронить умерших.
Размышление о смерти – это школа жизни. Мне бы хотелось всех вас поставить перед лицом смерти и сказать: „Умейте жить свято, чтобы у вас была только эта смерть – временное разлучение души с телом, – и чтобы после триумфально воскреснуть навеки воссоединенными и блаженными“.
Все мы рождаемся нагими. Все умираем, превращаясь в останки, которых ждет разложение. Цари или оборванцы – как рождаемся, так и умираем. И если тщеславие царей позволяет дольше сохранять их труп, то все равно участь мертвой плоти – это разложение. Что из себя представляют те же мумии? Плоть? Нет. Окаменевшее, одеревеневшее благодаря смолам вещество. Они не являются добычей червей, поскольку выпотрошены и обуглены эссенциями, но их точат жуки-точильщики, как всякое старое дерево.
Однако прах снова становится прахом, ибо так сказал Бог. И все же лишь потому, что этот прах облекал чей-то дух и этим духом оживотворялся, этот самый прах, как нечто, прикасавшееся к славе Божьей – а такова душа человека, – нужно рассматривать как освященный, подобно тем предметам, что соприкасались со Скинией. Был по крайней мере один миг, когда душа была совершенной: когда ее творил Создатель. И пусть потом Порча исказила ее, отняв у нее совершенство, она благодаря лишь одному своему Происхождению сообщает материи красоту, и по причине исходящей от Бога красоты тело благоукрашается и заслуживает уважительного отношения. Мы представляем собой храмы и как таковые заслуживаем почтения так же, как всегда почитаются места, где останавливалась Скиния.
Итак, оказывайте умершим милость, давая им почетный покой в ожидании воскресения, видя в чудесной гармонии их тéла божественный разум и перст, что замыслили его и вылепили с таким совершенством, и в самих останках почитая произведение Господа.
13Но человек – это не только плоть и кровь. Это также душа и мышление. Они тоже страдают, и им тоже следует оказывать милосердную поддержку.
Есть невежественные люди, которые творят зло только потому, что не знакомы с добром. Сколько таких, кто не знает или плохо знает о вещах Божественных и даже о нравственных законах! Они изнемогают, словно голодающие, поскольку некому утолить их голод, и впадают в уныние из-за недостатка истин, которые бы их напитали. Идите и наставляйте их, ибо для этого Я собираю вас и посылаю. Дайте духовную пищу изголодавшимся душам.
Наставить невежественных – в духовном плане то же, что накормить голодных; и если дается награда просто за хлеб, предложенный изнемогающему телу, дабы оно не умерло в этот день, то какая награда будет дана тому, кто утоляет чей-то дух вечными истинами, даруя ему вечную жизнь? Не будьте скупыми, делясь своими знаниями. Они были даны вам без платы и без меры. Делитесь ими не скупясь, ибо они от Бога, как дождевая вода, и их надо дарить, как и они были нам подарены. Не будьте скупыми и не гордитесь, делясь тем, что знаете. Но делитесь со смиренной щедростью.
14И несите чистое и благотворное облегчение, молясь за живых и умерших, что жаждут милости. Нельзя отказывать в воде пересохшей гортани. Чем же тогда помочь томящимся сердцам живых и кающимся духам умерших? Молитвой, молитвой, которая плодотворна, когда сопровождается любовью и духом жертвенности.
Молитва должна быть настоящей, а не механической, как скрип колеса на дороге. Что помогает двигаться повозке: скрип или колесо? Именно колесо, которое изнашивается, чтобы перемещать повозку дальше. Это же относится к молитве словесной и механической и к молитве деятельной. Первая: звук и больше ничего. Вторая: действие, в котором расходуются силы и возрастает страдание, но зато достигается цель. Больше молитесь жертвенностью, нежели устами, и тогда принесете облегчение живым и умершим, совершая еще одно дело духовного милосердия. Мир скорее спасут молитвы тех, кто умеет молиться, чем шумные, бесполезные и губительные сражения.
15Немало людей в мире, кто в состоянии молиться, но не умеет верить с постоянством. Их словно тянут в противоположные стороны два каната, и они шатаются, шатаются – и не могут продвинуться ни на шаг, истощая свои силы и ничего не добиваясь. Это сомневающиеся. Это люди всяких „но“, „если“ и „а что дальше?“ Те, кто вопрошает: „А это действительно так?“, „А что если нет?“, „А я смогу?“, „А если у меня не получится?“, и так далее. Это вьюны, которые, если не находят, за что уцепиться, то не растут, и даже когда находят, все равно качаются то туда, то сюда, и им надо не только дать опору, но и направлять их при каждом новом повороте событий. О, поистине, им надо оказывать больше терпения и любви, чем какому-нибудь отстающему ребенку!
Но во имя Господа не бросайте их! Отдавайте всю свою сияющую веру, всю свою пламенную энергию этим узникам, находящимся в плену у самих себя и у своего туманного недуга. Ведите их к солнцу и ввысь. Будьте наставниками и отцами этим колеблющимся. Без устали и без всякого нетерпения. У вас из-за них опускаются руки? Прекрасно. Вы тоже частенько заставляете Меня опускать руки, а еще больше – Моего Небесного Отца, который порой вынужден думать, что, видимо, напрасно Слово стало Плотью, раз люди по-прежнему сомневаются, даже теперь, когда слышат, как говорит Глагол Божий. Не вздумайте же воображать, что вы больше Бога и Меня!
Итак, берите и открывайте темницы этих пленников всяких „но“ и „если“. Освобождайте их от цепей разных „смогу ли?“ и „а если у меня не получится?“ Убеждайте их, что достаточно делать как можно лучше то, что можешь делать, и Бог будет доволен. А если видите, что они соскальзывают вниз со своей опоры, не проходите мимо, а снова их поднимайте. Как поступают мамы, которые не пройдут мимо, если их малыш упадет, но остановятся, поднимут его, отряхнут, утешат и поддержат, пока у него не пройдет боязнь нового падения. И делают так месяцами и годами, если у их ребенка слабые ножки.
16Одевайте нагих духом, прощая тех, кто вас оскорбляет.
Оскорбление – это нелюбовь. А нелюбовь лишает[4] Бога. Поэтому кто оскорбляет, тот остается нагим, и только прощение оскорбления вновь покрывает одеждами эту наготу. Ибо возвращает ей Бога. Бог ждет, чтобы оскорбленный простил, дабы простить Самому. Простить как оскорбленного человеком, так и оскорбившего – человека и Бога. Поскольку – полноте! – никто не обходится без того, чтобы не оскорбить своего Господа. Но Бог прощает нам, если мы сами прощаем ближнему, и прощает ближнего, если прощает оскорбленный своим ближним. С вами поступят так, как поступаете вы.
[4] Буквально: разоблачает; подразумевается, что мы облечены в Бога.
Посему прощайте, если хотите прощения, и возрадуетесь на Небе за оказанную вами люовь, как если бы на ваши святые плечи возложили звездный покров.
17Будьте милосердны к тем, кто плачет. Это раненные жизнью, чьи сердца больны привязанностями.
Не запирайтесь в своей безмятежности, как в крепости. Умейте плакать с плачущими, утешать скорбящих, заполнять душевную пустоту тех, кого смерть лишила родного человека. Будьте отцами для сирот, детьми для родителей, братьями друг для друга.
Любите. Зачем любить одних счастливых? У них и так есть своя частица солнца. Любите плачущих. В миру их любят меньше всего. Но мир не знает ценности слез. А вы знаете. Поэтому любите тех, кто плачет. Любите их, если они безропотны в своем плаче. Но еще больше любите их, если они ропщут в своей скорби. Не упрекайте, а проявите нежность, дабы убедить их, что их скорбь оправдана и в ней есть смысл. За завесой слез они могут видеть лик Божий искаженным, сводя его к выражению мстительного могущества. Нет. Не возмущайтесь! Это всего лишь галлюцинация, происходящая от их скорбной горячки. Помогите им, чтобы горячка спала. Пусть ваша живительная вера будет как лед, который дают бредящему.
И когда самый острый жар спадет и сменится у приходящего в себя после травмы упадком сил и бесчувственным оцепенением, тогда, словно детям, которые отстали в знаниях из-за болезни, опять начните мягко и терпеливо говорить им о Боге как о чем-то новом… О, красивая история, рассказанная, чтобы отвлечь вечного ребенка, каким является человек! А потом молчите. Не будьте навязчивы… Душа трудится сама. Помогайте ей лаской и молитвой. А когда она скажет: „Значит, это был не Бог?“, ответьте: „Нет. Он не желал делать тебе больно, потому что любит тебя, и любит даже за тех, кто уже не может этого делать по причине смерти или чего-либо еще“. А когда душа скажет: „А я Его проклинала“, скажите: „Он про это забыл, ведь это было в бреду“. А когда скажет: „Тогда мне хотелось бы с Ним пообщаться“, скажите: „Так вот Он! Стоит у дверей твоего сердца и ждет, когда ты их откроешь“.
18Терпите надоедливых.
Они приходят, чтобы потревожить маленькое обиталище нашего я, так же как странники приходят и тревожат наше жилище. Но как Я сказал вам принимать тех, так же скажу принимать и этих.
Они вам докучают? Но если вы их не любите за то беспокойство, что они вам доставляют, то они, худо ли бедно ли, любят вас. Ради этой любви принимайте их. И даже если они приходят с выяснениями, ненавистью и оскорблениями, проявляйте терпение и человеколюбие. Вы можете улучшить их своим терпением, а можете возмутить своей нелюбовью. Пусть вас огорчает, что они грешат по своей инициативе; но еще больше пусть вас огорчает то, что вы заставляете их грешить и грешите сами. Примите их во имя Мое, если не можете принять по своей любви. И Бог вознаградит вас после Своим ответным визитом, когда придет Сам и сотрет ваше неприятное воспоминание Своими неземными милостями.
19И наконец не забывайте хоронить грешников, чтобы готовить их к возвращению к Жизни по Благодати.
Знаете, когда вы это делаете? Когда увещеваете этих самых грешников с отеческой, терпеливой, любовной настойчивостью. Как если бы вы понемногу скрывали телесные уродства, прежде чем препоручить тело могиле, где оно будет ждать Божьего повеления: „Восстань и иди ко Мне“.
Разве мы, евреи, не омываем умерших из уважения к их телу, которое должно воскреснуть? Увещевать грешников – это все равно что омывать их конечности перед захоронением. Остальное сделает Господня Благодать. Омывайте их любовью, слезами и жертвенностью. Подвизайтесь[5], чтобы вырвать их дух из тлена. Подвизайтесь!
[5] Буквально: проявляйте героизм.
Это не останется без награды. Ибо если награда дается и за одну чашу воды, поданную жаждущему телесно, то какова будет награда тому, кто избавит чей-то дух от адской жажды?
Я всё сказал. Таковы телесные и духовные дела милосердия, которые умножают любовь. Идите и делайте. И да пребудет с вами Божий и Мой мир ныне и навсегда»