ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
372. День Подготовки. В Храме
31 января 1946
Иисус входит в Храм. И с самых первых Его шагов в нем очевидно враждебное умонастроение в отношении Назарянина. На Него смотрят искоса и приказывают Храмовой страже наблюдать за «смутьяном», и отдают эти приказы публично, чтобы каждый мог слышать и видеть. Кричат грубые презрительные слова тем, кто с Ним, умышленно толкают апостолов… Короче говоря, их ненависть такова, что манеры замечательных фарисеев, книжников и учителей грубы за пределами всякого понимания и они не осознают, ослепленные своей злобой, что их поведение позорит их также как человеческих существ.
Иисус проходит мимо них спокойно, как если бы их отношение Его не касалось! И всякий раз, когда Он видит какого-нибудь важного человека, который либо по священному званию, либо по власти принадлежит к «правящему» классу еврейского мира, Он первым приветствует их. И если эта личность не приветствует в ответ, (уважительное) отношение Иисуса не меняется. Когда Он отворачивается от таких гордых людей и видит одного или нескольких смиренных людей вокруг Себя, Его лицо освещает очень мягкая улыбка. Здесь находятся многие из нищих и больных, которых Он вчера собрал вместе и которые, благодаря их неожиданной удаче, сейчас могут праздновать Пасху, чего они, возможно, не делали долгие годы. Сейчас они спонтанно образуют группы и собираются покупать агнцев для жертвоприношения. Бедняги выглядят такими счастливыми, так как они сейчас подобны всем остальным, как в отношении их одежд, так и в отношении их средств. Он останавливается и любезно слушает их, их решения, их удивительные истории, их благословения… Старики, дети, вдовы, люди, которые вчера были больны, а сегодня исцелены; вчера несчастны, оборваны, голодали, забыты, а сегодня одеты и счастливы быть подобными всем остальным людям в день великого Праздника Опресноков!
Иисуса приветствует, сопровождает и за Ним следует разнообразие голосов: от серебристых голосов детей, до дрожащих голосов стариков, и между этими двумя крайностями робкие голоса женщин. Поцелуи сыплются дождем на Его одежды и Его руки. Иисус улыбается и благословляет, сияя миром, пока его враги, которые вне себя от гнева, раздражаются бессильной яростью.
Я слышу обрывки разговоров…
«Ты прав! Но если бы мы пошевели пальцем, они (и фарисей указывает на людей, теснящихся вокруг Иисуса) разорвали бы нас на куски…»
«Только представь! Он собрал нас всех вместе, Он накормил нас, Он дал нам одежду и исцелил нас, и многие нашли работу и помощь благодаря Его богатым ученикам. Но в действительности все исходит от Него, пусть Бог всегда хранит Его!» — говорит человек, который, возможно, вчера был больным и нищим.
…«Ничего удивительного! Вот как бунтовщик подкупает народ и возбуждает его против нас», — угрожающе говорит книжник, разговаривая со своим коллегой.
«Одна из Его учениц записала мое имя и сказала мне, чтобы я пошла к ней после Пасхи, потому что она отвезет меня в свое имение в Бетзуре. Ты понимаешь, что это значит? Она возьмет меня и моих детей. Так что я буду работать. Приятно работать, когда человек защищен и в безопасности. И мой Леви больше не будет гнуть спину, работая на полях. Госпожа, которая берет нас, хочет занять его работой в саду роз… Я говорю тебе, это будет развлечение! Ах! Пусть Вечный Отец дарует славу и благополучие Своему Мессии!» — говорит вдова с равнины Шаррон состоятельной израильтянке, которая расспрашивает ее.
«О! А не могла бы и я помочь?… Вы все устроены, вы, которые вчера собрались вместе?» — спрашивает богатая израильтянка.
«Нет, не все, женщина. Есть еще несколько вдов с детьми и несколько мужчин».
«Я хотела бы спросить у Него, не позволит ли Он мне помочь Ему».
«Позови Его».
«Я не смею».
«Иди, Леви, и скажи Ему, что женщина хочет поговорить с Ним…»
Мальчик убегает и сообщает об этом Иисусу.
А тем временем саддукеи третируют старика, который говорит посреди толпы из Заиорданья и поет хвалу Учителю из Галилеи.
Старик, защищаясь, говорит: «Я сделал что-нибудь неправильное? Вы хотите, чтобы вас восхваляли? Все что вам нужно сделать для этого, это делать то, что делает Он. Но вы, пусть Бог простит вас, относитесь с презрением к бедности и старости, вместо того, чтобы любить их, потому что вы ложные израильтяне, так как вы не уважаете Второзаконие и не оказываете милости бедным».
«Ты слышишь это? Это результат учения подстрекателя! Он учит простой народ оскорблять святых Израиля».
Священник Храма отвечает ему: «Но это наша вина, если такое случается! Мы ничего не делаем, кроме того, что произносим угрозы, не приводя их в исполнение!»
…Иисус в это время говорит с женщиной из Израиля: «Если ты действительно желаешь быть матерью сиротам и сестрою вдовам, пойди в дворец Хузы у Сикста. Скажи Иоанне, что Я послал тебя. И пусть земля будет плодоносной для тебя как Эдем, за твое сострадание. И пусть твое сердце будет все более плодоносным во все более глубокой любви к своему ближнему».
В то же время Он видит, как стражники тащат старика, который говорил ранее. Он кричит им: «Что вы делаете с этим стариком? И что он сделал?»
«Он оскорбил руководителей, которые призывали его к порядку».
«Это не правда. Саддукей жестоко обращается со мной, потому что я говорил о Тебе тем паломникам. И так как он поднял на меня свою руку, потому что я старый и бедный, я сказал ему, что он ложный израильтянин, который попирает слова Второзакония».
«Отпустите старика. Он со Мной. Он сказал истину. Не оскорбление в порыве откровенности, а Истину. Если Бог говорит устами детей, то Он говорит также устами стариков. Написано: “Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем”[1]. Написано: “Не пренебрегай беседами мудрых и будь сведущ в притчах их, ибо от них научишься мудрости и началам рассудительности”[2], и также “Не будь многоречив в присутствии старцев”. Пусть Израиль помнит об этом, та часть Израиля, которая говорит, что она совершенна, иначе Всевышний позволит их устам лгать. Отец, иди сюда, будь рядом со Мной.
[1] Сир. 8.7
[2] Сир. 8.9-10,12
Старик подходит к Иисусу, тогда как саддукеи, впечатленные упреком, в гневе удаляются.
«Я еврейка из диаспоры, о, ожидавшийся Царь! Могла бы я служить Тебе подобно той женщине, которую Ты послал к Иоанне?» — говорит женщина, которая очень похожа на ту, которую звали Никой, утиравшей лицо Иисуса на Голгофе и получившей Плат. Но еврейки очень похожи друг на друга и после многих месяцев, прошедших после того видения, я могу ошибаться.
Иисус смотрит на нее. Он видит женщину около сорока лет, хорошо одетую по обычаям франков. Он спрашивает ее: «Ты вдова, не так ли?»
«Да, вдова. И у меня нет детей. Я вернулась недавно и купила немного земли в Иерихоне, чтобы быть ближе к Святому Городу. Но теперь я вижу, что Ты более велик, чем он. И я хочу следовать Тебе. Я умоляю Тебя принять меня как Твою служанку. Я слышала о Тебе от Твоих учеников, но Ты превосходишь то, что они мне рассказывали».
«Хорошо. Но чего ты хочешь конкретно?»
«Помогать Тебе в помощи бедным и побуждать людей любить Тебя и знать о Тебе, насколько это будет в моих силах. Я знакома со многими людьми в колониях диаспоры, так как следовала за своим мужем в его деловых поездках. У меня есть средства, но для себя я нуждаюсь в малом. Следовательно, я могу сделать довольно много. Я хочу многое сделать ради Тебя и молиться за душу того, кто женился на мне двадцать лет тому назад и который был моим любящим спутником, пока не испустил свой дух. Он сказал мне, когда умирал, казалось, он пророчествовал: “Когда я умру, предай эту мою плоть, которая любила тебя, могиле, и вернись в нашу страну. Ты найдешь Обещанного. О! Ты увидишь Его! Ищи Его и последуй за Ним. Он – Искупитель и Воскреситель, и Он откроет мне дверь Жизни. Будь добра и помоги мне быть готовым, когда Он откроет Небеса для тех, у кого нет долгов перед Справедливостью, и будь хорошей, чтобы заслужить скорую встречу с Ним. Поклянись, что ты сделаешь это и что ты превратишь бесплодные слезы вдовства в активную силу. Следуй примеру Юдифи, моя дорогая, и все народы узнают твое имя”. Мой бедный муж! Я прошу Тебя только обратить на меня внимание…»
«Я узнаю в тебе хорошую ученицу. Ты тоже можешь пойти к Иоанне, и да пребудет с тобою Бог».
…Назойливо, подобно пчелам, враги Иисуса атакуют Его еще раз, пока Он идет по своему пути к ограде Храма после того, как Он принес в жертву Своего агнца и ожидает тех из учеников, которые должны принести жертвы, чтобы было достаточно всем.
«Когда Ты перестанешь изображать из себя царя? Ты не царь! И Ты не пророк! Как долго Ты намерен злоупотреблять нашей добротой, Ты, грешник, бунтарь и причина зла для Израиля? Сколько раз мы говорили Тебе, что Ты не имеешь права действовать здесь как Раввин?»
«Я пришел, чтобы принести в жертву агнца. Вы не можете запретить этого. Во всяком случае, Я хотел бы напомнить вам об Адонии и Соломоне»[3].
[3] 3 Цар. 1-2
«Что с этим делать? Что Ты имеешь в виду? Ты – Адония?»
«Нет. Адония сделал себя царем путем обмана, но Мудрость внимательно следила (за ним) и подавала советы, и только Соломон стал царем. Я не Адония. Я Соломон».
«А кто Адония?»
«Все вы».
«Мы? Как Ты можешь говорить такое?»
«По истине, и по справедливости».
«Мы соблюдаем Закон, в каждом его пункте, мы верим в пророков и…»
«Нет. Вы не верите в пророков. Они говорили обо Мне, но вы не верите в Меня. Вы не соблюдаете Закон. Он предписывает праведные дела, которых вы не делаете. Даже подношения, которые вы пришли сюда совершить, не честны. Написано: “Пожертвование неправедно приобретенного приношения есть насмешка”. Написано: “Всевышнему не угодны приношения грешников. Он не обращает внимания на их приношения. Умножением жертвоприношений не добиться Его прощения за грех”. Написано: “Жертвоприношения за счет имущества бедных так же безнравственны, как жестокое убийство сына перед самыми глазами его отца”. Вот что написано, Йоханнан! Написано: “Скудная пища – это сама жизнь бедных, кто отказывает им в ней, является человеком крови”. Вот что написано, Ишмаэль! Написано: “Человек убивает своего ближнего, если он лишает его средств к существованию”. Вот что написано, о, Дора, сын Доры! Написано: “Тот, кто проливает кровь, и тот, кто удерживает дневную плату наемника – братья”. Вот что написано, о, Йоханнан, Ишмаэль, Анания, Дора, Ионафан. И помните, что также написано: “Кто бы не был глух к плачу бедных, тоже будет плакать, но его не услышат”. И ты, Елеазар Бен Анна, запомни и напомни своему отцу, что написано: “Пусть Мои священники будут святы, они не должны позволять себе оскверняться по какой бы то ни было причине”. И тебе, Корнелий, лучше знать, что написано: “каждый, кто злословит отца и мать, должен умереть”, и смерти предает не только палач. Более суровая смерть ожидает тех, кто грешит против своих родителей: вечная ужасная смерть. И ты, Толме, помни, что написано: “Тот, кто практикует магию, будет истреблен Мною”. И ты, Садок, золотой книжник, помни, что между прелюбодеем и тем, кто способствует его прелюбодеянию нет разницы в глазах Божьих и что написано, что тот, кто ложно клянется, будет поглощен вечным огнем. И скажи тому, кто забыл это, что тот, кто женится на деве и когда насытится ею, отвергнет ее по ложному обвинению, будет осужден. О! Не в этом мире, но в будущей жизни, за свой обман, за свое лжесвидетельство, за ущерб, причиненный своей жене и за свое прелюбодеяние. Что? Вы все бежите прочь? Перед Беззащитным, Который говорит слова, которые не Его собственные, но принадлежат тем, кого вы провозглашаете святыми Израиля, таким образом, вы не можете сказать, что Беззащитный является богохульником, потому что если бы вы сделали это, то назвали бы богохульными Книги Мудрости и книги Моисея, которые были продиктованы Богом. Вы спасаетесь бегством от Беззащитного? Быть может, Мои слова это камни? Или они пробудили вашу совесть, ударив в твердую бронзу ваших очерствевших сердец, и ваша совесть почувствовала, что ваш долг состоит в том, чтобы очиститься, не только телесно в этот День Приготовления, так, чтобы вы могли есть святого агнца без какого-либо греха нечистоты? О! Если это так, то хвала Господу! Потому что, поскольку вы желаете, чтобы вас восхваляли как мудрых людей, помните, что истинная мудрость состоит в знании самих себя, в признании своих ошибок, в покаянии и, таким образом, праздновании обряда с “истинным” посвящением. То есть с культом и обрядом ваших душ, а не с внешним культом… Они ушли! Давайте пойдем также и мы, чтобы даровать мир тем, кто нас ожидает…»