ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

388. Прибытие в Ен-Геди

   20 февраля 1946

   Паломники, хотя они устали после продолжительного тяжелого ночного марша по склонам холмов, не смогли сдержать возгласов восхищения, когда перед ними распростерлась полная панорама Мертвого моря от берега и до берега, сверкающего как алмаз в лучах раннего утреннего солнца. Западный берег являет собой узкую долину между морем и Иудейской пустыней, с холмами, покрытыми пышной растительностью, в прибрежной зоне. Тогда как на западе горы вертикально обрываются к бассейну моря. Создается впечатление что грунт, в ужасающей геологической катастрофе, соскользнул вниз ровным разрезом, оставив вертикальные разломы, обращенные к озеру, с которых ниспадают более или менее полноводные потоки, предопределенные к выпариванию и превращению в соль в темных проклятых водах Мертвого моря. В отдалении, за озером и за первой грядой холмов, множество склонов, прекрасных в солнечном утреннем свете. На севере виднеется зеленовато-голубое устье Иордана, а на юге – горы, обрамляющие озеро.

   Это возвышенный, торжественный, печальный и величественно предостерегающий пейзаж, где чарующий вид гор совмещается с мрачным видом Мертвого моря, образ которого, кажется, должен напоминать о том, к чему могут привести грех и гнев Божий. Ибо такое большое пространство воды без парусов, лодок, птиц, животных, пересекающих его, летящих над ним, или пьющих на его берегах, поистине пугающе! И в контрасте с видом озера, напоминающего о каре Божьей, чудеса солнца на небольших горах, на дюнах, вплоть до песков пустыни, где соляные кристаллы выглядят подобно драгоценной яшме, рассеянной по песку, по камням, по жестким стеблям пустынных растений, и, соответственно, все это выглядит прекрасно, сверкая алмазной пылью. Но еще более поразителен вид плодородного плато, примерно в ста пятидесяти метрах над уровнем озера, с пышными пальмами и всеми видами деревьев и лоз, где текут голубые воды и построен прекрасный город, окруженный цветущей сельской местностью. Когда человек созерцает этот ландшафт,  такой приятный, чарующий и цветущий, после созерцания мрачного вида моря, мучительного пейзажа восточного берега, который являет печальное спокойствие  только в низких зеленых полосах суши, выдающихся в озеро в его юго-восточной части, безжизненной Иудейской пустыни, сурового вида Иудейских гор, он, кажется, внезапно просыпается после гнетущего ночного кошмара, который превращается в нежное видение мира.

            «Это Ен-Геди[1], прославленный поэтами нашего Отечества.

[1] ЕН-ГЕДИ (источник козла; Нав 15:62) — город на западном берегу Мертвого моря, в пустыне Иудиной (Иез 47:10). Первоначальное его имя было Хацацон-Фамар, по свидетельству Иосифа, вследствие обилия пальм в его окрестностях; он же положительно говорит, что Ен-Геди или Энгадди, находился в 300 стадиях от Иерусалима. В настоящее время в долине Энгадди находится знаменитая Лавра св. Саввы. Вблизи его находились известные сады и виноградники, которые долгое время славились. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня. в виноградниках Еигедских — говорит невеста о своем возлюбленном в Песн 1:13, но теперь по причине лености и беспечности жителей, эта местность не имеет ни пальм, ни виноградных садов, ни бальзамных кустарников; только огурцы и несколько ячменя разводится кочующими здесь бедуинами. Во времена Моисея здесь жили Аммореи (Быт 14:7). (Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия)

   Взгляните, как прекрасна эта местность, питаемая столь многими благодатными водами, посреди такой безжизненности! Давайте спустимся и погрузимся в его сады, потому что все здесь является садом: луг, лес, виноградник. Это древний Хацацон-Фамар, имя, которое пробуждает воспоминания о его прекрасных пальмах, под которыми было даже еще приятнее строить хижины и обрабатывать землю, любить друг друга, и воспитывать детей, и разводить стада в сладкозвучном шелесте пальмовых листьев. Это славный оазис, сохранившийся остаток страны Эдема, наказанного Богом, окруженный, подобно жемчужине в оправе, тропами, доступными только для козлов и косуль, как об этом написано в Книге Царей, и вдоль этих троп расположены пещеры для преследуемых, усталых и покинутых людей. Вспомните Давида, нашего царя, и то, каким добрым он был к своему врагу Саулу. Это Хацацон-Фамар, ныне Ен-Геди, источник, благословенный город, красота, от которой враги двинулись против Иосафата и детей его народа, который был испуган и был утешен Иозиилом, сыном Захарии, через которого заговорил Дух Божий[2]. И они одержали великую победу, потому что имели веру в Господа и заслужили Его помощь, так как они покаялись и молились перед битвой. Это город воспетый Соломоном, сопоставившим его красоту с красотой Прекраснейшей из женщин[3]. Он был упомянут Иезекиилем, потому что он питался водами Господа[4]… Спустимся вниз! Пойдем и возьмем живую Воду, которая нисходит с Небес к жемчужине Израиля». И Иисус побежал вниз по очень крутой тропе, — которая зигзагообразно спускается по красноватой известняковой скале,  и в местах, ближайших к морю, достигает края горы, то есть ее уступа, — по тропинке, которая бы вызвала головокружение даже у самых опытных альпинистов.

[2]  2 Пар. 20.

[3] Песнь песней 1. 7,13

[4] Иез. 47.10

   Апостолы едва ли смогли бы последовать за Ним, а старшие апостолы остались далеко позади, когда Учитель остановился у первых пальм и виноградников плодородного плато, где журчат кристально чистые воды и поют все виды птиц. Белые овцы пасутся под шелестящим кровом пальм, мимоз, бальзамических растений, фисташковых и других деревьев, выдыхающих сладкий или острый аромат, который смешивается с ароматом розовых кустов, цветущей лаванды, коричных деревьев, мирры, ладана, шафрана, жасмина, лилий, ландышей и цветов алое, которые здесь очень большие, гвоздики и бензои[4], которая сочится вместе с другими смолами из надрезов на стволах деревьев. Это действительно «запертый сад, запечатанный источник»[5], и плоды, цветы, сладкие ароматы, красота здесь повсюду! Нет другого места во всей Палестине такого прекрасного, как это, своей значимостью и природным обаянием. Созерцая его, можно понять многие писания восточных поэтов, в которых они воспевают красоту оазисов, как если бы они были райскими местами, рассеянными по Земле.

[5] Бензойная смола — добывается из стираксового дерева.

[6] Песнь песней 4.12

   Апостолы, вспотевшие, но исполненные восхищения, присоединяются к Учителю и все вместе они спускаются по дороге, поддерживаемой в хорошем состоянии, к берегу моря, которого они достигли после того, как пересекли несколько обработанных насыпей, от которых благотворные воды стекают небольшими улыбающимися каскадами, чтобы питать всю растительность по всей равнине, которая заканчивается на берегу. На полпути вниз по склону холма они вошли в белый город, среди шелестящих пальм, сладостно пахнущих розовых кустов и тысяч  садовых цветов. Они ищут жилище во имя Господа у первых домов. И дома открывают двери так же великодушно, как и естественно, без каких-либо колебаний, поскольку их обитатели спрашивают, кто «Этот Пророк, Который выглядит как Соломон, облаченный в виссон и сияющий красотой». … Иисус, с Иоанном и Петром, вошли в дом, где живет вдова со своим сыном. Остальные рассеялись в различных направлениях, после того как были благословлены Учителем и договорились встретиться на главной площади на закате солнца.