ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
393. Прощание с Кериофом. Притча о Двух Волях
27 февраля 1946
Иисус говорит в невероятно многолюдной синагоге Кериофа. Он отвечает нескольким людям, попросившим у Него конфиденциального совета, и говорит с каждым в отдельности. Удовлетворив их, Он заговорил громким голосом.
«Люди Кериофа, послушайте на прощание со Мною притчу. Мы назовем ее “Две Воли”.
У идеального отца было два сына. Он любил обоих, одной и той же мудрой любовью, направляя их на истинные пути. Хотя он одинаково любил и учил их, было заметно различие между двумя сыновьями. Один, первенец, был смиренным, покорным; он исполнял волю своего отца без обсуждений и был всегда радостным и счастливым в своей работе. Другой же, несмотря на то, что был младше, часто был недоволен, он спорил со своим отцом и с самим собой. Он всегда обдумывал, в глубокой человеческой медитации, советы и приказы, которые он получал. И вместо того, чтобы исполнять их в точности так, как они были даны, он позволял себе вольности, видоизменяя их полностью или частично, как если бы они были отданы глупцом. Его старший брат часто говорил ему: “Не поступай так. Ты огорчаешь нашего отца!” Но тот отвечал: “Ты глупый. Большой великий рослый мужчина, такой как ты, и первенец к тому же, и возмужавший, о! Я бы не остался на том месте, куда отец поставил тебя. Я бы хотел сделать больше. Я бы навязал себя слугам, так чтобы они могли понять, что я – учитель. Из-за своей вечной кротости ты сам выглядишь как слуга. Разве ты не видишь, что никто не обращает на тебя внимания, несмотря на твое первородство? Некоторые даже смеются над тобой… Младший сын, искушаемый Сатаной или, скорее, ученик Сатаны, чьи советы он усердно исполнял, искушал своего брата. Но старший брат, верный Господу и уважающий Его Закон, был верен также своему отцу, которого он чтил своим совершенным поведением.
Шли годы, и младший брат, недовольный тем, что не имеет руководящего положения, после того, как несколько раз умолял (о нем) отца, говоря ему: “Уполномочь меня действовать от твоего имени, ради твоей собственной славы, вместо того, чтобы позволять действовать так этому глупцу, ибо он более кроток, чем ягненок”. И после попыток побудить своего брата делать больше, чем приказывал отец, чтобы навязать себя слугам, согражданам и соседям, он сказал самому себе: “О! Хватит! Наше доброе имя поставлено на карту! Поскольку никто не желает делать этого, я сделаю это сам”. И он стал делать все по-своему, поддавшись гордыне, лжи и неповиновению без малейшего колебания и сомнения. Отец говорил ему: “Сын, слушай своего брата. Он знает, что делает”. Или же он говорил ему: “Мне сказали, что ты сделал то-то и то-то. Это правда?” И младший сын, пожав плечами, отвечал на вопрос своего отца: “Он знает, он знает! Он слишком робок и нерешителен. Он упустил возможность принять командование”. Или же он отвечал: “Я не делал этого”. Его отец говорил ему: “Не ищи помощи от того или другого человека. Как ты думаешь, кто может способствовать славе нашего имени больше, чем мы сами? Ложные друзья влияют на тебя, так что позже они будут смеяться над тобой за твоей спиной”. Но младший сын отвечал: “Ты ревнуешь, потому что во мне есть дух смелой инициативы. Во всяком случае, я знаю, что поступаю правильно”.
Прошло время. Старший брат все более возрастал в справедливости, тогда как младший потакал своим дурным страстям. В конце концов, отец сказал: “Пора положить конец этому. Ты либо подчиняешься моим приказаниям, либо потеряешь мою любовь”. И мятежник пошел и сказал об этом своим ложным друзьям. Они ответили ему: “Ты беспокоишься об этом? Не беспокойся! Есть способ воспрепятствовать отцу предпочитать одного сына другому. Передай его нам, и мы позаботимся об этом. Ты будешь свободен от материальной вины и ответственности, и твое достояние будет процветать, потому что после удаления того, кто слишком хорош, ты сможешь сделать его знаменитым. Разве ты не знаешь, что насильственное действие, хотя оно и болезненно, лучше инертности, которая вредит собственности?» И младший сын, к этому времени насыщенный пороком, дал согласие на заговор.
А теперь скажите Мне. Может ли отец быть обвинен в том, что он воспитывал своих двух сыновей различным образом. Можем ли мы сказать, что он был сообщником (преступления). Нет, не можем. Почему же, тогда, один из сыновей был святым, а другой – нечестивым? Или, быть может, воля человека была дана заранее предопределенной двумя различными способами? Нет, это не так. Она была дана предопределенной одним единственным способом – она была дана свободной. И человек волен в своем выборе, и тот, кто (избирает) хорошее, имеет добрую волю, а тот, кто (избирает) дурное, имеет злую волю.
Я призываю вас, люди Кериофа, – и это последний раз, когда Я призываю вас следовать путям мудрости, – Я призываю вас следовать только вашей доброй воле. Почти в самом конце Моего служения Я повторяю вам слова, которые пелись при Моем рождении: “Да будет мир людям доброй воли”. Мир! То есть, успех, победа на Земле и на Небесах, потому что Бог с теми, кто добровольно подчиняется Ему. Бог смотрит не столько на громкие дела, которые человек делает по собственной инициативе, сколько на смирение, быстрое исполнение, верное повиновение работе, которую Он предлагает.
Я хотел бы напомнить вам два эпизода из истории Израиля, которые доказывают, что Бог не с тем человеком, который желает действовать самостоятельно, попирая полученное распоряжение.
Давайте вспомним Маккавеев. Написано, что когда Иуда Маккавей с Ионафаном собирались воевать в Галааде, а Симон собирался освободить своих соотечественников в Галилее, Иосифу Захарии и Азарии, которые были оставлены начальниками над народом, было приказано оставаться в Иудее для ее охранения. И Иуда сказал им: “Заботьтесь о народе и не вступайте в войну с язычниками до нашего возвращения”. Но Иосиф и Азария, услышав о великих подвигах Маккавеев, пожелали совершить подобные и сказали: “Давай сделаем себе имя и пойдем войной на народы окружающие нас”. Но они были побеждены и обращены в бегство и “произошло великое замешательство в народе, потому что они не послушались Иуды и его братьев, но полагались на свою собственную доблесть”.[1] Гордость и непослушание.
[1] 1 Макк. 5. 17-19, 55-62
А что же мы читаем в Книге Царей? Мы читаем, что Саула Господь упрекнул в первый раз, а во второй раз Он упрекнул его так сильно за его непослушание, что на его место был избран Давид. Потому что он не повиновался! Помните! “Может ли быть, что Господь желает всесожжений и жертв и не предпочитает им людей, послушных Его голосу? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; потому что неповиновение является грехом колдовства, самонадеянность – грехом идолопоклонства. Сейчас, поскольку ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя как царя”.[2]
[2] 1 Цар. 15. 22-23
Вспомните! Когда Самуил послушно наполнил свой рог маслом и пошел к Ессею из Вифлеема, потому что Господь избрал Себе здесь другого царя, Ессей пошел на пир вместе со своими сыновьями после жертвоприношения и его сыновья были представлены Самуилу. Елиав, статный, молодой и высокий, был первым. Но Господь сказал Самуилу: “Не смотри на его внешность или высокий рост, потому что Я отверг его. Я смотрю не так, как смотрит человек. Потому что человек смотрит на внешность, но Господь смотрит на сердце”. И Самуил не захотел Елиава как царя. Затем ему был представлен Аминодав. Но Самуил сказал: “Господь не избрал также и этого”. И Ессей представил ему Самму. Но Самуил сказал: “Он также не избран Господом”. И он сказал то же самое о всех семи сыновьях Ессея, присутствовавших на пиру. И Самуил спросил: “Здесь все твои сыновья?”
“Нет”, — ответил Ессей. “Остался еще один, самый младший, который пасет овец”.
“Пошли за ним, ибо мы не сядем есть, пока он не придет”. И Давид пришел. Он был светловолосым мальчиком со свежим цветом лица и приятной манерой вести себя. И Господь сказал: “Помажь его, ибо он есть царь”. Потому что, — и всегда помните об этом, — Господь избирает, кого бы Он ни пожелал, и отбирает у того, кто лишился Его благосклонности, извратив свою волю из-за гордости и непослушания.
Я не вернусь сюда вновь. Учитель близок к завершению Своего служения. После этого Он будет больше, чем Учителем. Приготовьте ваши души к этому часу и помните, что как Мое рождение было спасением для тех, кто имели добрую волю, так же и Мое вступление на престол будет спасением для тех, кто имели добрую волю в следовании Мне как Учителю, Моему учению, и для тех, кто будут следовать Мне в этом также и после Моего вступления на престол.
Прощайте мужчины, женщины и дети Кериофа! Прощайте. Давайте посмотрим друг другу прямо в глаза! Давайте сделаем наши сердца, ваши и Мое, слившимися в любовном объятии расставания, и пусть наша любовь будет всегда жива также когда Меня больше не будет среди вас. Когда Я пришел сюда в первый раз, праведный человек испустил свое последнее дыхание с поцелуем своего Спасителя, в видении славы… И сейчас, когда Я в последний раз пришел сюда, Я с любовью благословляю вас…
Прощайте!… Пусть Господь дарует вам веру, надежду и милость в совершенной мере. Пусть Он дарует вам любовь, любовь, любовь… к себе, ко Мне, к хорошим, к несчастным, к грешным, к тем, кто обременен тяжестью чужой вины…
Помните. Будьте хорошими. Не будьте несправедливыми. Помните, что Я всегда прощал не только виновных людей, но объял весь Израиль Моей любовью. Весь Израиль, который состоит из хороших и нехороших людей, так как в каждой семье есть хорошие и нехорошие члены, и было бы несправедливо говорить, что вся семья плоха только потому, что один из ее членов таков.
Я ухожу… Если кто-нибудь все еще желает поговорить со Мной, пусть он придет под вечер в загородный дом Марии Симоновой».
Иисус поднимает Свою руку и благословляет, а затем быстро выходит через заднюю дверь в сопровождении Своих апостолов.
Люди шепчутся: «Он больше не вернется!», «Что Он имел в виду?», «Слезы застилали Его глаза, когда Он прощался…», «Вы слышали? Он сказал, что Он будет вознесен!»
«Итак, Иуда прав! Конечно, позже, как царь, Он больше не будет среди нас, как сейчас…»
«Но я говорил с Его братьями. Они сказали, что Он не будет царем, как мы это себе представляем. Но Он будет Царем Искупления, как говорили пророки. Он будет Мессией, конечно!»
«Ничуть! Царь Искупитель. Муж скорбей».
«Да», «Нет»…
…Тем временем Иисус быстро удаляется от города.