ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
449. Утренняя проповедь в селе у озера
26 июня 1946
1. Прохладным утром люди в деревне на озере ждут, когда Иисус выйдет из дома чтобы начать Свою проповедь.
Я думаю, что в эту ночь жители села спали очень мало, глубоко тронутые, ведь они были свидетелями сотворенных чудес, радовались тому, что Учитель с ними, и не желали упустить ни одного мгновения Его присутствия. Вернувшись домой, они поздно заснули из-за долгих разговоров, вспоминая и подводя итоги событиям, испытуя себя в том, были ли их души наделены верой, надеждой и милосердием, стойкими во всяких мучительных обстоятельствах, объявленными Учителем надежными средствами обретения милости Божьей в этой и в следующей жизни и восхваленными Им. Они рано проснулись, опасаясь, что Учитель может выйти и уйти рано утром, и тогда они не будут присутствовать при Его уходе. Таким образом, двери домов открылись рано, чтобы выпустить их обитателей на улицы, где, увидев, что их так много, практически все, и все побуждаемые одними и теми же мыслями, они говорят друг другу: «Это поистине впервые только одна мысль побуждает наши сердца и объединяет нас» и с новой, сердечной, братской дружбой, во взаимном согласии, они направляются к дому, где оказали гостеприимство Иисусу и толпятся вокруг него, не шумя, ожидая терпеливо и неустанно, решив последовать за Учителем, как только Он выйдет из дома.
Многие садовники, торгующие фруктами на рынке, сорвали в своих садах фрукты, еще покрытые росой и защитили их от восходящего солнца, от пыли и мух, покрыв их свежими листьями виноградной лозы или большими листьями смоковницы, сквозь вырезы между зубцами которых видны красные яблоки, которые кажутся нарисованными миниатюристом, и виноград подобный янтарю или ониксу, или мягкие круглые фиги всех видов, некоторые надежно укрытые внутри их кожуры, изысканно увядшей на сладкой мякоти, некоторые набухшие и гладкие, как если бы они были покрыты хорошо проглаженным шелком и украшены алмазными каплями на их нижних концах, некоторые открыты в улыбке их светлых, розовых, темно-красных волокон, соответственно их сортам. Рыбаки принесли немного рыбы в небольших корзинках, которую они, конечно, выловили ночью, пожертвовав своим сном. Некоторые рыбы еще не уснули и, лежа на ложах из серо-зеленых листьев ивы или тополя, ловят воздух в своих последних судорогах агонии.
Тем временем озеро переменило свой нежно-молочный оттенок, который придавал его водам рассветный свет, оттенок такой чистый, я бы сказала, такой ангельский, почти неотмирный, ибо так спокойно вода покоится на берегу, только слабо шепча среди галек. Теперь ее оттенок блистательный, более человеческий, я бы сказала, чувственный оттенок утренней зари, окрашивающей воду в красный цвет, так как в озере отражаются розовые облака. Затем озеро в чистом свете зари становится небесно-голубым и вновь начинает жить, пульсировать своими небольшими волнами, движущимися и радостно бегущими, разбивающимися в пену на берегу, затем бегущими обратно, чтобы танцевать с другими волнами, украшая всю поверхность озера легкими снежно-белыми кружевами, наброшенными на голубой шелк воды, покрытой рябью от утреннего бриза. Затем первый луч солнечного света падает на воду отсюда и до Тарихеи, где она становится зелено-голубой из-за лесов, которые отражает. Затем она принимает золотой оттенок и сияет подобно разбитому зеркалу, в которое ударило солнце, и это зеркало непрерывно распространяется, окрашивая в золото и топазы еще голубые воды, гася розовый оттенок облаков, отраженных в воде, окутывая кили последних лодок, возвращающихся в порт после рыбной ловли, так же как и кили первых лодок выходящих в озеро, тогда как их паруса в триумфальном свете восходящего солнца белы как крылья ангела на фоне голубизны неба и зелени холмов. Величественное озеро Галилеи, которое своими плодородными берегами напоминает мне о нашем озере Гарда, а своим мистическим миром — Тразименское озеро, драгоценный камень Палестины, достойное окружение для значительной части общественной жизни Иисуса!
2. Иисус появляется в дверях гостеприимного дома. Он улыбается, подняв руки для благословения терпеливых жителей, ожидающих Его. «Мир всем вам. Вы ждали Меня? Вы боялись, что Я могу уйти, не попрощавшись с вами? Я всегда исполняю Свои обещания. Я с вами сегодня чтобы проповедовать вам Благую Весть, и Я останусь с вами, как обещал, чтобы благословить ваши дома, ваши сады и лодки, чтобы каждая семья могла быть также освящена. Но помните, Моему благословению, чтобы оно было плодотворным, должна содействовать ваша добрая воля. А вы знаете, какова добрая воля, которая должна воодушевлять семью, чтобы дом, дающий ей пристанище, мог быть святым. Муж должен быть главой, но не деспотом, для жены, для детей и слуг, и в то же время он должен быть царем, истинным царем в библейском смысле слова.
Вы помните восьмую главу первой книги Царей? Старейшины Израиля собрались вместе, и пошли в Раму, где жил Самуил и сказали ему: «Смотри, ты стар, а твои дети не следуют твоими путями. Так дай нам царя, чтобы он судил нас, как у других народов». Царь, поэтому, означает судья, и он должен быть справедливым судьей, чтобы не приносить несчастий своим подданным здесь, на земле, войнами, злоупотреблением властью, несправедливыми тяжкими налогами, или в вечной жизни снисходительным отношением в царстве к похоти и порокам. Горе тем царям, которые не исполняют своего служения, которые глухи к голосу своих подданных, которые слепы к бедам народа, которые становятся ответственными за страдания людей из-за несправедливых союзов, заключенных с единственной целью упрочить свою власть с помощью союзников! Но горе также тем отцам, которые не справляются со своими обязанностями, которые слепы и глухи к нуждам и проступкам членов их семейств, которые становятся причиной их позора или горя, которые деградируют до того, что заключают презренные браки посредством компромиссов, чтобы вступить в союз с богатыми влиятельными семьями, не принимая во внимание, что супружество предназначено, помимо продолжения рода, для возвышения и утешения мужчины и женщины. Супружество – это обязанность, служение, а не торговая сделка, это не печаль, это не унижение мужа или жены. Это любовь, а не ненависть. Глава семьи, поэтому, должен быть справедливым без излишней жесткости или притязаний и без излишней уступчивости и слабости. Но если бы вам пришлось выбирать между первым излишеством и вторым, выберите последнее, потому что Бог, относительно этого, может сказать вам: «Почему ты был таким добрым?» и не осудит вас, потому что избыток доброты уже является наказанием для человека из-за властных действий, которые другие люди позволяют себе предпринимать против добрых людей; тогда как Он всегда будет упрекать вас за вашу жесткость, которая является недостатком любви к вашим ближайшим ближним.
3. И жена в доме должна быть справедливой со своим мужем, своими детьми и слугами. Она должна повиноваться, уважать, утешать и помогать своему мужу. Она должна быть покорна, но эта покорность не должна включать в себя согласия на грех. Жена должна быть покорной, но не униженной. Берегитесь, о жены, ибо первым, судящим вас, после Бога, за определенного рода заслуживающую порицания снисходительность, будет ваш собственный муж, который склонил вас удовлетворить его желание. Это не всегда желания любви, но это также проверка вашей добродетели. Даже если он не думает об этом в данный момент, может придти день, когда муж может сказать самому себе: «Моя жена очень чувственна» и поэтому он может начать не доверять ее верности. Будьте непорочны в вашем супружестве. Ведите себя так, чтобы ваша непорочность могла навязать вашим мужьям эту сдержанность, которую хранят для чистых вещей, и чтобы они могли считать вас равными себе, а не рабынями или наложницами, которых держат только для «наслаждения» и отвергают, когда они больше не нравятся. Добродетельная жена – это, Я бы сказал, жена, которая также после супружества сохраняет это девственное «нечто» в позе, в словах, в ее порывах любви, может вести своего мужа к возвышению от чувственности к чувству, посредством которого муж совлекает с себя похоть и действительно становится «одно» со своей женой, с которой он обращается с тем же уважением, с каким человек обращается с частью самого себя, что справедливо, ибо жена есть «кость от кости и плоть от плоти» и никакой человек не обращается дурно со своими костями или своей плотью, напротив, он любит их, и поэтому муж и жена, подобно новобрачной паре, смотрят друг на друга, не видя своей половой наготы, но пусть они любят друг друга за свои души, без унизительного стыда.
Пусть жена будет терпеливой и относится по-матерински к своему мужу. Пусть она считает его первым из своих детей, потому что женщина всегда мать, а мужчина всегда нуждается в терпеливой, разумной, любящей, утешающей матери. Благословенна женщина, которая знает, как быть спутницей и в то же время матерью своего мужа, чтобы поддерживать его, и его дочерью, чтобы быть ведомой им. Жена должна быть трудолюбивой. Работа, наряду с тем, что она прогоняет мечтательные грезы наяву, полезна для воспитания честности, а также для кошелька. Она не станет мучить своего мужа глупой ревностью, которая не служит никакой цели. Муж честен? Глупая ревность, наряду с тем, что гонит его из дома, подвергает его опасности попасть в западню проститутки. Он не честен и не верен? Ярость ревнивой жены не исправит его, но ее серьезное отношение, свободное от злобы и грубости, ее достойное и любящее, все еще любящее поведение, заставит его одуматься и вернуться к разуму. Научитесь, как вновь завоевать ваших мужей, когда страсть отделяет их от вас, благодаря вашей добродетели, так же, как вы завоевали их в вашей юности, своей красотой. И чтобы обрести силы для исполнения такого долга и противостоять печали, которая может побудить вас к несправедливости, любите ваших детей и принимайте во внимание их благополучие.
4. Женщина имеет все в своих детях: радость, царскую корону радостных часов, когда она действительно царица дома и своего мужа, и бальзам в скорбные часы, когда предательство или другие печальные события супружеской жизни бичуют ее чело и, прежде всего, пронзают сердце шипами ее печальной верховной власти супруги-мученицы. Вы так подавлены, что желаете вернуться в свою семью, развестись, или обрести компенсацию в ложном друге, который страстно желает женщину, но притворяется, что чувствует сострадание к сердцу преданной жены? Нет, женщины, нет! Ваши дети, ваши невинные дети, которые уже расстроены и преждевременно познали печаль из-за семейной обстановки, которая больше не безмятежна или праведна, уполномочивают свою мать, своего отца, быть утешением в доме, где, если погибла одна любовь, то другая неусыпно бодрствует, дабы хранить их. Их невинные глаза смотрят на вас. Они изучают вас и понимают больше, чем вы думаете, и они формируют свои души соответственно тому, что видят и понимают. Никогда не возмущайте своих невинных детей, но примите в них убежище, как в оплоте несокрушимых лилий, против слабости плоти и западней змей.
И пусть женщина будет матерью. Праведной матерью, которая является также другом и сестрой своих сыновей и дочерей. Которая прежде всего и во всем является примером. Она должна следить за своими сыновьями и дочерями, мягко поправлять их, поддерживать, побуждать к размышлению, и все это без предпочтений; потому что все дети родились от одного семени и из одной утробы и если естественно, что хорошие дети всеми любимы, из-за радости, которую они доставляют, то также справедливо, чтобы дети, которые не хороши, также были бы любимы, хотя и горестной любовью, помните, что человек не должен быть более строгим, чем Бог, Который любит не только хороших людей, то также тех, кто не хорош, и Он любит их, чтобы попытаться побудить их стать хорошими, чтобы дать им средства и время, чтобы стать такими, и Он терпит до самой смерти человека, оставляя за Собой право стать справедливым Судьей, когда человек больше не сможет совершать возмещения.
5. И позвольте Мне сказать вам сейчас нечто, что не относится к этой теме, но полезно будет вам запомнить. Очень часто, слишком часто мы слышим, как люди говорят, что порочные люди живут лучше, чем хорошие, и что это не справедливо. Прежде всего, Я говорю вам: «Не судите по внешности и о том, о чем вы не знаете». Внешность часто обманчива и суждение Бога не известно на земле. Вам станет известно о нем в следующей жизни, и вы увидите, что преходящее благополучие порочных людей было дано им как средство привлечения их к Благу и в качестве вознаграждения за то маленькое добро, которое даже самый порочный человек может сделать. Но когда вы увидите вещи в истинном свете будущей жизни, вы поймете, что время радости грешников было короче, чем жизнь былинки травы, которая начинает расти весной в гравиевом русле потока, высыхающего летом, тогда как одно мгновение славы на Небесах более велико, чем самая триумфальная жизнь любого, когда-либо жившего человека, из-за радости, которая даруется душам, насаждающимся ею. Поэтому не завидуйте процветанию порочных, но старайтесь, посредством доброй воли, овладеть вечным сокровищем праведников.
6. И, возвращаясь к мысли о том, какими должны быть члены семьи и обитатели дома, чтобы Мое благословение могло пребыть в нем плодотворным, Я говорю вам, дети, повинуйтесь своим родителям, уважайте и слушайтесь их, чтобы вы могли быть такими же с Господом вашим Богом. Потому что если вы не научитесь простым приказаниям ваших отцов и матерей, которых вы видите, то как вы сможете повиноваться заповедям Бога, которые даны вам во имя Его, но Которого вы никогда не видели и не слышали? И если вы не научитесь верить, что Тот, Кто любит вас так, как любят отец и мать, может отдавать только хорошие приказания, то как вы сможете поверить, что касающиеся вас заповеди Божьи, являются хорошими? Бог любит, знаете ли вы об этом? И Он Отец. Он праведен, потому что Он любит вас и желает, чтобы вы были с Ним, дорогие дети, Он хочет, чтобы вы были хорошими. И первая школа, где вы учитесь, чтобы стать такими – это ваша семья. Вы научитесь там любить и подчиняться, и там начнется для вас путь, который ведет на небеса. Итак, будьте хорошими, почтительными, покорными. Любите ваших отцов также тогда, когда они вас исправляют, потому что они делают это ради вашего же блага, и любите ваших матерей, если они удерживают вас от совершения поступков, о которых им по их опыту известно, что они не хорошие. Чтите ваших родителей и не заставляйте их краснеть из-за ваших порочных поступков. Гордость не хороша, но существует святая гордость, гордость, которая говорит: «Я не буду огорчать моего отца и мою мать». Подобное поведение, позволяющее вам наслаждаться их обществом пока они живы, будет миром на рану вашего сердца после их смерти, тогда как слезы, которые сын заставляет проливать своих родителей, жгут сердце порочного сына подобно расплавленному свинцу, и несмотря на все усилия успокоить рану, она болезненна, и это тем более так, когда смерть родителей препятствует сыну совершить возмещение… О! дети, будьте хорошими, всегда, если вы хотите, чтобы Бог любил вас.
7. И наконец, свят тот дом, где, благодаря справедливости хозяев, слуги также становятся справедливыми. Хозяева должны помнить, что дурное поведение раздражает и портит слуг, и слуги должны помнить, что их плохое поведение внушает отвращение хозяевам. Пусть каждый остается на своем месте, но с узами любви к ближнему, чтобы заполнить разделение, существующее между слугами и хозяевами.
Тогда дом, благословленный Мной, сохранит это благословение и Господь будет обитать в нем. И подобным же образом Мое благословение будет пребывать на лодках, садах, рабочих и рыболовных орудиях, если вы проводите свою жизнь как рыбаки или торгуете на рынке вашими фруктами и овощами, действуя свято в разрешенные дни, и свято посвящая поклонению Богу святую Субботу, не обманываете когда продаете или взвешиваете, не проклинаете вашу работу, а также не делаете ее властелином ваших жизней, предоставляя это место Богу. Потому что если работа дает вам доход, то Бог дает вам Небеса.
А теперь давайте пойдем и благословим дома и лодки и весла и сады и мотыги, затем мы пойдем и будем говорить рядом с тем местом, где находится Иоанн, прежде чем он пойдет к священнику. Потому что Я больше не вернусь сюда вновь, и было бы справедливо, чтобы он мог послушать Меня в последний раз. Возьмите немного хлеба, рыбы и фруктов; мы возьмем их в лес и будем есть в присутствии исцеленного прокаженного, отдавая ему лучшие куски, так чтобы и его тело могло возрадоваться, и он мог почувствовать, что он уже брат среди верующих в Господа»
Иисус идет, сопровождаемый жителями деревни и другими людьми, пришедшими из близлежащих городов, куда, возможно, пошли ночью жители этой деревни с новостью о том, что Спаситель на их берегу.