ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
457. Будьте мудры как змеи и просты как голуби
17 июля 1946
«В комнате на верхнем этаже несколько человек из Назарета. И Твои братья пришли вчера и искали Тебя. А затем пришли несколько фарисеев, и много больных. И человек из Антиохии», — говорит Искариот, как только увидел, что они входят в дом.
«Быть может, они ушли?»
«Нет. Человек из Антиохии пошел в Тиверию, но он вернется после Субботы. Больные рассеяны по разным домам. Но фарисеи пожелали иметь своими гостями Твоих братьев и оказали им большое почтение. Сейчас они в доме Симона фарисея».
«Х’м!…» — бормочет Петр.
«Что это с тобой? Ты не рад, что они почитают Учителя в Его родственниках?» — спрашивает Искариот.
«О! Если это истинное почтение и полезная встреча… я очень рад!»
«Недоверие есть суждение. Учитель не желает, чтобы мы судили».
«Конечно! Но чтобы быть уверенным, я подожду, прежде чем судить. Таким образом, я избегну глупости и греха».
«Поднимемся наверх, чтобы повидать людей из Назарета. Завтра мы пойдем к больным», — говорит Иисус.
Искариот обращается к Иисусу: «Ты не можешь. Сейчас Суббота. Ты хочешь, чтобы Тебя упрекали фарисеи? Если Ты не думаешь о Своей славе, то я думаю», — театрально говорит Иуда. И он заключает: «Кстати, так как я понимаю, что Тебе не терпится исцелить сразу искавших Тебя, хорошо, мы пойдем и наложим наши руки на них во Имя Твое и…»
«Нет». Очень резкое «нет», не допускающее никаких обсуждений.
«Ты не желаешь, чтобы мы творили чудеса? Ты желаешь творить их Сам? Хорошо… мы пойдем и скажем им, что Ты здесь и что Ты обещаешь исцелить их. Они будут счастливы…»
«В этом нет необходимости. Рыбаки видели нас. Так что уже известно, что Я здесь. И они знают, что Я исцеляю тех, кто имеет веру в Меня, на самом деле они пришли, чтобы найти Меня».
Иуда молчит, недовольный, его лицо моментально потемнело и стало неприятным.
2. Иисус выходит, невзирая на бурю и тяжелый ливневый дождь, поднимается наверх, толкает дверь и заходит. Апостолы следуют за Ним. Женщины уже наверху беседуют с назарянами. В углу незнакомый мне человек.
«Мир вам».
«Учитель!» Назаряне кланяются и затем говорят: «Здесь человек» — указывая на незнакомую личность.
«Подойди сюда», — приказывает Иисус.
«Не проклинай меня!»
«Чтобы сделать это, не нужно было говорить, чтобы ты подошел сюда Это единственное слово, которое ты имеешь для Спасителя?» — Иисус суров, но в то же время обнадеживает.
Человек смотрит на Него… Затем он заливается слезами и бросаясь на землю кричит: «Если Ты не простишь меня, я не буду иметь покоя…»
«Почему ты отверг Меня, когда Я желал сделать тебе добро? Сейчас уже поздно делать возмещения. Твоя мать мертва».
«Ах! Не говори мне! Ты жесток!»
«Нет. Я Истина. И Я был Истиной, когда говорил тебе, что ты убил бы свою мать. И Я Истина сейчас. А ты тогда смеялся надо Мной. Почему ты ищешь Меня сейчас? Твоя мать мертва. Ты грешил, и ты продолжал грешить, хотя знал, что грешишь. Я говорил тебе. Вот твой тяжкий грех: ты желал грешить, отвергая Слово и Любовь. Зачем жаловаться сейчас, что ты не имеешь покоя?»
«Господь! Господь! Будь милостив ко мне! Я был безумным, и Ты исцелил меня, я надеялся на Тебя, прежде чем я потерял всякую надежду, на всех. Не разочаровывай меня в моей надежде…»
«А почему ты потерял всякую надежду?»
Потому что… Я стал причиной смерти моей матери от печали… а вчера вечером… она была истощена… а я был безжалостен… Я ударил ее, Господь!!!» Крик истинного отчаяния наполнил комнату. «Я ударил ее!… Она умерла в течение ночи!… И она только пожелала мне блага… Моя мать!… Я убил ее…»
«Ты убил ее много лет назад, Самуил! С тех пор как ты перестал быть благочестивым. Бедная Эстер! Сколько раз Я видел ее плачущей! И сколько раз она просила Меня приласкать ее вместо тебя… И ты знаешь, что Я приходил в твой дом не из-за дружбы с тобой, моим сверстником, но из-за жалости к ней… Я бы не простил тебя. Но две матери умоляли Меня помочь тебе, и твое покаяние искренне. Итак, Я прощаю тебя. Безупречной жизнью ты должен стереть из сердец твоих сограждан память о Самуиле грешнике и вновь завоевать твою мать. Ты достигнешь этого, если праведной жизнью завоюешь Небеса и одновременно свою мать. Но помни, — и удерживай это очень ясно в своей памяти, — что твой грех был очень тяжким и, следовательно, твоя праведность должна быть соответственно великой, чтобы искупить твою вину».
3. «О! Ты добрый! Ты не похож на того Твоего ученика, который вышел сразу же после того, как вошел. Он пришел в Назарет только чтобы запугать меня! Эти люди могут рассказать Тебе…»
Иисус оборачивается… Из всех апостолов отсутствует только Искариот. Так это он плохо обошелся с Самуилом. Что делает Иисус? Для того, чтобы не критиковать апостола, как апостола, если не как человека, Он говорит: «Каждый человек может быть суровым только в отношении своего греха. Когда кто-то грешит, он должен понимать, что люди осудят грешника, и что он дает им возможность судить… Но он не должен выражать недовольства. Считай унижение, которое ты получил на весах Божьих, за искупление. Пойдем. Здесь праведники ликуют из-за твоего искупления. Ты среди братьев, которые не презирают тебя. Потому что каждый человек может согрешить, но человек презрен только когда он упорствует во грехе».
«Я благословляю Тебя, Господь. Я прошу Тебя простить меня за все те разы, когда я насмехался над Тобой… Я не знаю, как благодарить Тебя… Мир, Ты знаешь?, вернулся ко мне», — и он плачет от облегчения…
«Благодари Мою Мать. Если ты был прощен, если Я исцелил твое бредовое состояние, чтобы ты был способен покаяться, то это благодаря Ее заступничеству. Спустимся вниз. Ужин готов и мы разделим пищу». И Он выходит, держа мужчину за руку.
Ужин действительно готов. Но Иуды нет даже внизу. Его нет в доме. Хозяйка сообщает: «Он вышел, сказав, что скоро вернется».
«Хорошо. Давайте сядем и примем нашу пищу».
Иисус предлагает, благословляет и раздает пищу. Но в комнате, освещаемой двумя светильниками и очагом, господствует леденящая тень. Снаружи все еще бушует буря.
Возвращается Иуда, он тяжело дышит и насквозь промок, как если бы упал в озеро. Хотя он покрыл свою голову промокшей мантией, когда он сбрасывает ее на пол, его волосы выглядят гладкими, влажными, прилипшими к щекам и шее. Все смотрят на него. Но никто не говорит. Хотя никто его ни о чем не спрашивает, он, желая оправдаться, говорит: «Я побежал к Твоим братьям, чтобы сказать им, что Ты здесь. Но я повиновался Тебе. Я не пошел к больным людям. Это, в любом случае, было невозможно. Какой ливень!… Но я хотел заодно почтить Твоих родственников… Ты не рад, Учитель? Ты не говоришь!…»
«Я слушаю. Возьми это и ешь. И пока ожидаем времени отхода ко сну, давайте поговорим между собой.
4. Слушайте: написано, что мы не должны доверять секретов иностранцу, потому что нам неизвестны его намерения Но можем ли мы сказать, что знаем сердца даже наших соотечественников? Или сердца наших друзей? Или наших родственников? Один только Бог имеет совершенное знание о сердце человек, а у человека есть только одно средство для познания сердца своего собрата-человека и понимания того, истинный ли он соотечественник, или истинный ли друг и родственник. Каково же это средство? Где его следует искать? В нашем ближнем и в нас самих. В его поступках и словах и в нашем честном суждении. Когда благодаря нашему честному суждению мы осознаем и чувствуем, что нет добра в словах и поступках нашего ближнего, или в поступках, требующихся от нас, тогда мы можем сказать: “У этого человека нечестное сердце и я не должен доверять ему”. Но с ним следует обращаться милосердно, потому что это несчастный бедняга, пораженный тяжелейшим несчастьем, происходящим от больного духа. Но его поступкам не следует подражать, его слова не должны считаться истинными и мудрыми, и менее всего нужно следовать его советам.
Не позволяйте себе понести ущерб от следующих гордых мыслей: “Я силен и зло других людей не окажет на меня влияния. Я праведен, и даже если я слушаю неправедных людей, я останусь праведным”. Человек – это глубокая бездна, в которой могут быть найдены все компоненты добра и зла. Первые, то есть помощь Божия, помогают нам исправиться и стать царями; последние, то есть злые страсти и дурные содружества, способствуют возрастанию в людях порочности и ведут их к погибели. Все бактерии зла и все страстные желания добра сокрыты в человеке по любящей воле Божьей, и по порочной воле Сатаны, который воздействует, искушает и подстрекает, тогда как Бог привлекает, утешает и любит. Сатана пытается соблазнить и совратить, он старается покорить Бога. И Бог не всегда побеждает, потому что люди тупы и сонны до тех пор, пока они не избирают своим законом любовь, и, будучи тупыми и сонными, они унижают свое достоинство и скорее жаждут чего-нибудь, что является легким и немедленным удовольствием и удовлетворением низших инстинктов человека.
5. Из того, что Я говорю вам о человеческой слабости, вы можете понять, насколько важно не доверять самим себе и очень внимательно наблюдать за вашим ближним, чтобы вы не присоединили яд нечистой совести к тому, что уже бродит в вас. Когда вы понимаете, что друг является гибелью для вашего сердца, когда его слова огорчают вашу совесть, когда его совет является причиной греха, вы должны отвергнуть губительную дружбу. Если вы сохраните ее, то кончите тем, что увидите вашу душу погибшей, потому что вы перейдете к поступкам, которые удаляют от Бога и мешают загрубевшей совести понимать Божественные вдохновения. Если бы каждый человек, виновный в тяжком грехе мог или желал говорить, объясняя, как он дошел до совершения таких грехов, то он бы увидел, что их началом всегда является плохая дружба…»
«Это верно!» — признает Самуил из Назарета вполголоса.
«Не доверяйте тем, кто боролись с вами без какой-либо причины, а затем заваливают вас почестями и дарами. Не доверяйте тем, кто хвалит каждый ваш поступок и кто хвалит всех и все: Они хвалят бездельников как если бы они были усердными работниками, прелюбодеев – как верных мужей, воров – как честных людей, жестоких приятелей – называя их кроткими, лжецов называют искренними, злобных – верными, и они указывают на худших учеников как на достойных подражания. Они делают это, чтобы погубить вас и использовать ваше падение для своих коварных целей. Остерегайтесь тех, кто желает одурманить вас похвалами и обещаниями, чтобы заставить вас совершить поступки, которые вы отвергли бы, если не были одурманены. И если вы поклялись в верности человеку, не имейте ничего общего с его врагами. Они приближаются к вам только чтобы навредить тому, кого они ненавидят, и сделать это с вашей собственной помощью. Держите ваши глаза открытыми. Я сказал: будьте мудры как змеи, и, кроме того, просты как голуби. Потому что простота свята, когда речь идет о духовных вопросах, но чтобы жить в этом мире без ущерба для себя и друзей, необходимо обладать умением, которое способно выявить уловки тех, кто ненавидит святых. Мир – это гнездо змей. Вы должны познакомиться с этим миром и его устройством. А затем, пребывая, подобно голубям, не в грязи, где находятся змеи, а в укрытии на высоком утесе, имейте простые сердца детей Божьих. 6. И молитесь и молитесь, потому что Я истинно говорю вам, что большой Змей шипит вокруг вас, и потому вы в великой опасности и те, кто не бдителен, погибнут. Да, среди учеников есть некоторые, которые погибнут, к великой радости Сатаны и бесконечной скорби Христа».
«Кто, Господь? Быть может тот, кто не принадлежит к нам, прозелит, тот… кто не из Палестины, тот…»
«Не расследуйте. Разве не написано, что мерзость войдет, и уже вошла в Храм? Теперь, если возможно грешить на Святом Месте, то разве галилеяне или иудеяне из числа Моих последователей будут неспособны грешить? Будьте бдительны, друзья Мои. Наблюдайте за собой и другими людьми, обращайте внимание на то, что говорят вам другие люди и что говорит вам ваша совесть.. И если вы сами не можете ясно видеть, придите ко Мне, ибо Я есть Свет».
Петр суетится и что-то шепчет, стоя позади Иоанна, который отрицательно качает головой. Иисус обращает в их сторону свой взгляд и видит… Петр принимает позу и притворяется, что уходит. Иисус встает. Он мягко улыбается… Затем Он нараспев произносит молитвы, благословляет и отпускает их. И остается один, чтобы продолжать молиться.