ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
460. У термальных ванн Эммауса близ Тиверии
27 июля 1946
Озеро подобно огромному сардониксу в оправе холмов, едва видимых в звездном свете, так как луна уже закатилась. Иисус один в зеленой беседке, Его голова склонена на предплечья, покоящиеся на столе у почти погасшей лампы, Но Он не спит. Время от времени Он поднимает голову, смотрит на листы, развернутые на столе и удерживаемые в таком состоянии лампой, поставленной на верхний конец листа, и Его предплечьями на другом конце, и вновь склоняет голову.
Стоит мертвая тишина. Даже озеро кажется уснувшим в этом мертвом душном штиле. И затем внезапно и в одно и то же время зашелестел ветер среди листвы, и одиночная волна плеснулась о берег, произошло изменение в природе, я бы назвала это вздохом просыпающихся стихий. Уже светит тусклый предрассветный свет, предваряющий начало дня, хотя глаза еще не воспринимают его в темном безлюдном саду. На появление света указывает водная гладь озера, потому что ее черный свинцовый сардоникс светлеет, отражая светлеющее небо, затем из свинцовой она становится серо-стальной, затем опаловой и, наконец, отражая небо, его воды становятся райски голубыми.
Иисус встает, берет погасшую от первого дуновения бриза лампу, собирает листы и идет к дому. Он встречает служанку, которая кланяется Ему, затем садовника, идущего к клумбам, и обменивается с ним приветствиями. Входит в вестибюль, где другие слуги завершают первые урочные работы дня.
«Мир вам. Вы не могли бы позвать Моих апостолов?»
«Они уже встали, Господь. И повозка для женщин готова. Иоанна тоже встало. Она во внутреннем зале».
Пройдя через дом, Иисус идет к залу, который примыкает к улице. Все действительно собрались здесь.
«Пойдем. Мама, Господь с Тобой. И с тобой, Мария. И пусть Мой мир сопутствует вам. До свидания, Симон. Передай Мой мир Саломее и детям».
Ионафан открывает тяжелые ворота. На дороге стоит крытая повозка. Дорога между домами еще почти темная и совершенно безлюдная. Женщины садятся в повозку вместе с их родственником, и они отправляются.
2. «Отправимся сразу и мы также. Андрей, сбегай к лодкам и скажи слугам, чтобы встретили нас у Тарихеи».
«Что? Мы пойдем пешком? Мы опоздаем…»
«Это не важно. Вы можете пойти вперед, пока Я попрощаюсь с Иоанной».
Апостолы уходят…
«Я последую за Тобой. Или вернее: я буду предшествовать Тебе, потому что я поплыву на лодке».
«Тебе придется долгое время ждать…»
«Это не имеет значения. Позволь мне прийти».
«Как пожелаешь. Хуза здесь?»
«Он не пришел домой, Господь».
«Передай ему Мои поклоны, и скажи ему, что Я настоятельно прошу его быть справедливым. Приласкай детей от Моего имени. И… поскольку ты поняла своего Учителя, убеди Хузу, что он и все те, кто желает сделать их Христа мирского царя, пребывают в заблуждении».
Иисус также выходит и вскоре догоняет апостолов. «Давайте пойдем по дороге в Эммаус. Многие несчастные люди идут к источникам, некоторые, чтобы исцелиться, некоторые – чтобы получить помощь».
«Но у нас нет ни гроша…» — возражает Иаков Зеведеев. Иисус не отвечает.
Дороги вскоре заполнились двумя очень различными классами людей, то есть, рыночными торговцами зеленью и плодами, торговцами вразнос, слугами, рабами, обычными людьми, спешащими на рынок. И богатыми искателями наслаждений, которые на паланкинах или верхом также идут к источникам, которые, я предполагаю, горячие, если они лечебные.
Тиверия, должно быть, действительно скорее космополитический город, потому что среди его обитателей можно увидеть людей различных наций. Римляне, ставшие тучными из-за праздного порочного образа жизни; нарядно одетые греки, такие же беспутные, как и Римляне, но с масками порока, которые отличаются по выражению от масок латинян: люди с финикийского побережья; евреи, преимущественно пожилые. Люди, говорящие на разных языках, с различными акцентами и одетые в различные одежды, бледные лица больных мужчин и женщин или усталые лица благородных женщин… или лица гедонистов обоего пола, проходящих группами верхом рядом с паланкинами или на паланкинах, беседуя о пустяковых предметах, заключая пари…
Улица красива. Это тенистая улица, с которой, сквозь промежутки между деревьями видно озеро с одной стороны и прилегающую местность – с другой стороны. Солнце, которое уже поднялось, оживляет оттенки воды и зелени.
3. Многие оборачиваются, чтобы посмотреть на Иисуса, за Которым следует шепот: слова восхищения у женщин, ирония у мужчин, временами насмешливые слова или недовольные, несколько просьб страдающих людей, единственные слова среди многих, которые Иисус выслушивает и которые удовлетворяет.
Когда Он восстанавливает подвижность конечностей, обездвиженных артритом, у мужчины из Тира, ироническое равнодушие многих язычников сменяется интересом.
«Э! Восклицает старый римлянин с развратным лицом гуляки. «Э! Прекрасно исцелиться таким образом. Я позову Его».
«Это не для тебя, старый Силен. Что бы ты сделал в том случае, если бы был исцелен?»
«Я бы начал наслаждаться жизнью снова и снова!»
«В этом случае нет смысла идти к унылому Назарянину».
«Я пойду и ставлю все что имею, что…»
«Не ставь. Ты потеряешь».
«Пусть поставит. Он еще пьян. Мы хорошо проведем время с его деньгами».
Старик, шатаясь, выбирается из своего паланкина и подходит к Иисусу, Который слушает еврейскую мать, говорящую Ему о своей дочке, смертельно бледной девочке, которую она ведет за руку.
«Не бойся, женщина. Твоя дочь не умрет. Возвращайся домой. Не бери ее к источникам. Там она не восстановит здоровье своего тела, но потеряет чистоту своей души. Это место унизительного распутства», — и Он говорит это очень громким голосом, так, чтобы все могли услышать.
«Я верю, Ребе. Я возвращаюсь домой. Благослови Твоих служанок, Учитель».
Иисус благословляет их и собирается продолжить Свой путь.
Римлянин дергает Его за рукав: «Исцели меня». – приказывает он.
Иисус смотрит на него и спрашивает: «Где?»
Римляне, с несколькими греками и финикиянами собрались вместе и насмехаются, заключая пари. Несколько израильтян, отошедших в сторону, ворчат: «Святотатство! Анафема!» — и другие подобные слова, однако останавливаются, любопытствуя…
«Где?» — спрашивает Иисус.
«Везде. Я нездоров… ох! ох! ох!» Я не знаю, смеется ли он или плачет, настолько странный звук исходит с его уст. Он звучит так, как если бы дряблый жир, накопленный за годы порочной жизни, повлиял даже на его голосовые связки. Старик перечисляет свои недомогания и выражает свой страх перед смертью.
Иисус сурово смотрит на него и отвечает: «Ты должен действительно бояться смерти, потому что ты убил себя», — и поворачивается к нему спиной. Римлянин пытается вновь потащить Его за одежду, тогда как присутствующие люди презрительно смеются. Но Иисус освобождается из его хватки и уходит.
«Большой палец вниз, Аппий Фабиус! Большой палец вниз! Так называемый царь евреев не оказал тебе милости. Дай нам твой кошелек. Ты проиграл пари». Греки и римляне подняли ужасный шум, окружив разочарованного человека, который отталкивает их в сторону и бежит, тучный, как только может, подобрав свои одежды и трясясь всей своей жирной массой, но спотыкается и падает в пыль посреди грубого хохота своих друзей, которые тащат его к дереву, к стволу которого он прижимается, плача пьяными слезами алкоголиков.
4. До источников теперь, должно быть, рукой подать, потому что толпа становится все больше и больше, так как люди стекаются со многих улиц к одному месту. В воздухе стоит запах сернистой воды.
«Мы должны спуститься к берегу, чтобы избежать этих нечистых людей?» — спрашивает Петр.
«Они не все нечистые. Среди них также много людей из Израиля», — говорит Иисус.
Они достигают термальных ванн. Ряд белых мраморных зданий, разделенных узкими проходами, обращенных своими фасадами к озеру, от которого они отделены своего рода большой площадью, засаженной деревьями, под которыми прогуливаются люди в ожидании ванн, или расслабляются, пока длится их воздействие. Бронзовые головы Медузы, выступающие из стены здания, изливают горячую воду в мраморную чашу, белую снаружи и красноватую внутри, как если бы она была покрыта ржавым железом. Многие евреи подходят к этим источникам и пьют минеральную воду из чаш. Я вижу, что в этом павильоне это делают только евреи. Я верю, что права в своем предположении, что соблюдающие предписания религии израильтяне потребовали места для себя, чтобы избежать контакта с язычниками.
Много больных людей на носилках ожидают лечения и, увидев Иисуса, многие из них кричат: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»
Иисус направляется к ним. Это люди разбитые параличом, страдающие артритами, анкилозами; с несросшимися переломами костей, или страдающие от анемии, желез, преждевременно увядшие женщины, преждевременно созревшие дети. А под деревьями стонут нищие, прося милостыню.
Иисус останавливается рядом с больными людьми. Распространяется слух, что Ребе будет говорить и исцелять. Люди, также принадлежащие к другим расам, подходят поближе, чтобы увидеть.
Иисус осматривается. Он улыбается, увидев грека, посланного Синтихией, выходящего из ванн с волосами еще влажными после омовения. Он сразу возвышает Свой голос, чтобы всем было слышно: «Милосердие открывает врата милости. Будьте милосердными, чтобы получить милость. Каждый человек беден в чем-нибудь: некоторые нуждаются в деньгах, некоторые в любви, кто-то в свободе, кто-то в здоровье. И все люди нуждаются в помощи Бога, Который создал вселенную и Который, будучи единственным Отцом, может помочь Своим детям».
Он умолкает, как бы желая дать людям время для принятия решения: подойти ли и слушать Его, или идти к ваннам. Большинство из них забыли о ваннах. Израильтяне или язычники толпятся, чтобы услышать, а несколько скептических римлян скрывают свое любопытство, шутливо говоря: «Сегодня у нас ритор, чтобы это место напоминало Римские термальные бани».
Грек Зено локтями прокладывает себе путь через толпу, крича: «Черт побери! Я собирался пойти в Тарихею, и нахожу Тебя здесь!»
5. Иисус продолжает: «Вчера Мне сказали: “Трудно исполнять то, что делаешь Ты”. Нет. Это не трудно. Мое учение основывается на любви, а проявлять любовь никогда не трудно. Что проповедует Мое Учение? Куль истинного Бога, любовь к нашим ближним. Человек, вечное дитя, боится теней и следует химерам, потому что он не знает любви. Любовь есть мудрость и свет. Она есть мудрость, потому что она нисходит, чтобы учить. Она есть свет, потому что приходит, чтобы просветить. Там где свет, исчезают тени, а где мудрость, умирают химеры[1]. Среди тех, кто слушает Меня, есть язычники. Они говорят: “Где Бог?” Они спрашивают: “Кто может убедить нас, что Твой Бог истинный?” Или: “Как Ты можешь убедить нас, что говоришь истину?” И не одни язычники говорит это. Другие люди спрашивают Меня: “Чьей властью творишь Ты это?” Властью, которая дана Мне Отцом, Который поставил все на службу человеку, Его любимому творению, и Который послал Меня, чтобы учить людей, Моих братьев. Может ли Отец, Который дал недрам земли силу производить источники целебной воды, может ли Он ограничить силу Своего Христа? И кто, какой Бог, кроме истинного Бога, может даровать Сыну человеческому силу творить чудеса, которые восстанавливают разрушенные члены? В храме каких идолов вы когда-либо видели слепых людей, восстановивших свое зрение и паралитиков ходящими, в каком храме умершие люди при команде человека: “Я желаю”, встают более здоровыми, чем здоровые люди? Хорошо, Я, ради того, чтобы воздать хвалу истинному Богу, и ради того, чтобы Он стал известным вам и был восхвален вами, Я говорю всем собравшимся здесь, какова бы ни была их религия и раса, что они восстановят свое здоровье, чего они ожидали от воды, и они получат это от Меня, живой Воды, , так как Я даю жизнь телу и духу тех, кто верует в Меня и я творю дела милосердия с благочестивыми сердцами. Я не прошу трудного. Я прошу о движении веры и любви. Откройте ваши сердца для веры. Откройте ваши сердца для любви. Отдавайте, чтобы получить. Дайте бедным монеты, чтобы получить помощь от Бога. Начните любить своих братьев. Учитесь быть милосердными. Две трети из вас больны потому, что они эгоистичны и похотливы. Уничтожьте эгоизм, подавите похоть. Вы обретете физическое здоровье и мудрость. Раздавите гордость. И вы получите помощь от истинного Бога. Я прошу вас дать Мне милостыню для бедных, а затем Я дам вам дар хорошего здоровья».
[1] Химера – чудовище с тремя головами: льва, козы и змея.
И Иисус поднимает подол Своей мантии и протягивает его за милостыней: большим количеством монет, которые язычники и израильтяне спешат бросить в него. И не только монет, но также колец и других драгоценностей, щедро брошенных римлянками, которые смотрят на Иисуса, когда подходят к Нему, а некоторые из них шепчут несколько слов, на которые Иисус кратко отвечает или согласно кивает.
Пожертвование закончилось. Иисус зовет апостолов и говорит им, чтобы они привели к Нему нищих и вся сумма исчезает так же быстро, как она была собрана. Некоторые драгоценности остались, и Иисус возвращает их жертвователям, потому что нет никого, кто мог бы купить их и, таким образом, превратить их в деньги. И чтобы утешить женщин, предложивших их, Он говорит: «Ваши желания так же хороши, как и совершенные поступки. Пожертвования, которые вы сделали, так же драгоценны, как если бы они были розданы, потому что Бог видит мысли людей».
Затем Он встает и кричит: «От Кого исходит Моя власть? От истинного Бога. Отец, пусть Твоя сила ярко сияет в Твоем Сыне. Во Имя Твое Я отдаю этот приказ болезням: уйдите!»
И вот обычная картина, которую можно видеть столь часто: калеки стоят прямо, паралитики двигаются, лица окрашиваются в цвета, присущие здоровым, глаза блестят, крики осанны, взаимные поздравления римлян, среди которых две женщины и один мужчина были исцелены. Они желают подражать исцеленным людям Израиля; но так как они еще не готовы смирить себя как евреи, целуя стопы Иисуса, они склоняются, берут полу мантии Иисуса и целуют ее.
Затем Иисус быстро уходит, избегая толпы. Но Он не может ускользнуть от них. Потому что за исключением нескольких упрямых язычников и нескольких иудеев, даже еще более виновных в упрямстве, все они следуют за Ним по дороге в Тарихею.