ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
462. В усадьбе Хузы. Искушение, намеренно предложенное Иисусу, и разоблаченное учеником, любящим Иисуса
30 июля 1846
1. На другом берегу, у конца моста, уже ожидает крытая повозка.
«Садись в нее, Учитель. Ты не устанешь, хотя путешествие долгое, потому что я дал указание держать здесь все время пары волов, чтобы не нанести оскорбления гостям, более строго соблюдающим Закон … Они достойны жалости…»
«Но где они?»
«Они опередили нас в другой повозке. Товия!»
«Хозяин?» — говорит возница, впрягающий быков.
«Где другие гости?»
«О! Далеко впереди. Они, должно быть, почти доехали до дома».
«Ты слышишь это, Учитель?»
«А если бы Я не пришел?»
«О! Мы были уверены, что Ты придешь. Почему бы Тебе не прийти?»
«Потому что!! Хуза, Я пришел, чтобы доказать тебе, что Я не трус. Только злые люди трусливы, те, кто пребывает во грехе и, следовательно, боятся справедливости… Справедливости людей, к несчастью, тогда как им следовало бы бояться прежде всего одной единственной справедливости – Божьей. Но Я не пребываю в заблуждении и не боюсь людей».
«Но Господь! Все те, кто со мной, преклоняются перед Тобой! Как я. И нет какой бы то ни было причины, по которой Ты мог бы опасаться нас! Мы хотим почтить Тебя, а не оскорбить!» Хуза опечален и почти рассержен.
Иисус, сидящий перед ним, тогда как повозка медленно и скрипя движется по зеленой местности, отвечает: «Больше, чем открытой войны врагов, Я должен бояться тайной войны ложных друзей, или неправомерного рвения истинных друзей, которые еще не понимают Меня. И ты один из них. Помнишь ли ты, что Я сказал в Бетхере?»
«Я понимаю Тебя, Господь», — шепчет Хуза, но он не очень уверен в себе и не отвечает на вопрос напрямую.
«Да. Ты понял Меня. Во время волн горя и радости твое сердце очистилось как небо с радугой после грозы. И ты смотрел на вещи справедливым образом. Затем… Обернись, Хуза, и посмотри на наше Галилейское море. Оно выглядело таким прозрачным на рассвете! За ночь роса очистила атмосферу, и холодный воздух уменьшил испарение воды. Небо и озеро были как два листа из чистого сапфира, отражающие красоту друг друга, холмы, все вокруг было свежим и чистым, как если бы Бог сотворил их в течение ночи. Посмотри сейчас. Пыль прибрежных дорог, истоптанных людьми и животными, солнечный жар, от которого леса и сады испускают пар, подобно котлам на очаге, и который нагревает воду в озере, испаряя ее, посмотри, как они нарушили вид. Берега, прежде выглядели очень близкими, так четко они были видны в очень чистом воздухе; но взгляни сейчас… Они видны неотчетливо, расплывчато и кажутся дрожащими, подобно предметам, рассматриваемым через завесу нечистой воды. То же самое случилось с тобой. Пыль – человеческая природа. Солнце – гордость. Хуза, не расстраивай свой дух.
Хуза опускает голову, механически играя украшениями своей мантии и с пряжкой богатой портупеи своего меча. Иисус молчит с почти закрытыми глазами, как если бы Он засыпал. Хуза уважает Его сон, или то, что ему кажется таковым.
2. Повозка медленно движется на юго-восток, к легким возвышениям земной поверхности, которые формируют, — по крайней мере, я так думаю, — первые террасы плато, которое ограничивает долину Иордана с восточной стороны. Местность плодородна и красива, чем обязана изобилию подземных вод или какой-то речке; виноград и фрукты висят на каждом дереве.
Повозка покинула главную дорогу и движется по частной аллее густо усаженной деревьями, под которыми тень и прохладный воздух, во всяком случае, относительно прохладный в сравнении с солнечной главной дорогой, которая подобна печи. В конце аллеи виден низкий белый великолепный дом. Более скромные дома разбросаны тут и там среди полей и виноградников. Повозка проезжает по маленькому мосту и пересекает разграничительную линию, за которой фруктовый сад сменяется садом с аллеей усыпанной гравием. Иисус открывает глаза, услышав перемену в шуме колес, катящихся по гравию.
«Мы прибыли, Учитель. Вот это гости, которые услышали нас, и сейчас вышли навстречу», — говорит Хуза.
И действительно, множество людей, все состоятельные, столпились у начала аллеи и, демонстративно кланяясь, приветствуют подъезжающего Учителя. Я вижу и узнаю Манаила, Тимония, Елеазара, и думаю, что вижу людей, которых видела раньше, но не помню их имен. Гораздо больше тех, кого я никогда не видела или, во всяком случае, не замечала прежде. Многие из них носят мечи, другие вместо мечей демонстрируют изобильные фарисейские и священнические или раввинские тряпки.
Повозка останавливается, и Иисус сходит с нее и первым склоняется в общем приветствии. Ученики, Манаил и Тимоний, выходят вперед и обмениваются личными приветствиями с Учителем. Затем Елеазар (хороший фарисей на трапезе в доме Ишмаэля) выходит вперед с двумя книжниками, которые пробились сквозь толпу, чтобы известить о своем присутствии. Один из них человек, чей сын был исцелен в Тарихее в день первого умножения хлебов, а другой предлагал всем пищу у подножия горы блаженств. И еще один человек протискивается сквозь толпу: фарисей, который в доме Иосифа был наставлен Иисусом о действительной причине его несправедливой ревности.
Хуза приступает к официальному представлению, которое я опускаю ко благу всех. Потому что можно потерять голову со всеми этими Симонами, Иоаннами, Левиями, Елеазарами, Нафанаилами, Иосифами,, Филиппами и так далее; саддукеи, книжники, священники, главным образом иродиане, нет, я бы сказала, что иродиане наиболее многочисленны, несколько прозелитов и фарисеев, два члена Синедриона, четверо глав синагог и один ессей, который неизвестно как здесь оказался.
Иисус кланяется при каждом имени, бросая проницательный взгляд на каждое лицо, и иногда мягко улыбается, когда кто-то, чтобы быть более ясно опознанным, упоминает об обстоятельствах предыдущего контакта с Иисусом.
Так Иоахим из Бозрата говорит: «Моя жена Мария была исцелена Тобой от проказы. Да будешь Ты благословен».
А ессей говорит: «Я слышал Тебя, когда Ты говорил у Иерихона и один из наших братьев оставил берега Соленого Моря, чтобы последовать за Тобой. И я также слышал о Тебе в связи чудом для Илии из Ен-гедди. Мы тоже живем в этой части страны, ожидая…»
Чего они ожидают, я не знаю. Но знаю, что говоря это, ессей смотрит с несколько гордым высокомерным выражением лица на остальных, которые, конечно, не принимают позу мистиков, так как большинство из них весело наслаждаются богатством, которое им доставляет их положение.
3. Хуза избавляет своего Гостя от церемониальных приветствий и отводит Его в специальную комнату, где оставляет Его для требуемых обычаем омовений, конечно же приятных при такой жаре, и возвращается к своим гостям, с которыми оживленно беседует. На самом деле они доходят почти до перебранки из-за различий в своих убеждениях. Некоторые желают сразу же начать беседу. Какую? Некоторые, напротив, советуют не атаковать Учителя немедленно, но что Его следует предварительно убедить в их глубоком уважении. Последнее предложение восторжествовало, потому что было поддержано большинством и Хуза, хозяин дома, позвал нескольких слуг, чтобы заказать званый обед на вечер, дав время Иисусу, «уставшему, как все видели, для отдыха». Это решение было принято всеми, и действительно, когда появился Иисус, все гости разошлись, низко кланяясь, оставив Его с Хузой, который отвел Его в затененную комнату с низкой кушеткой, покрытой богатыми коврами.
Но Иисус, оставленный в одиночестве после того, как передал слуге Свои сандалии и мантию, чтобы их почистили щеткой и привели в порядок после путешествия предшествующего дня, не спит. Сидя на краю кушетки с босыми ногами на циновке, в короткой тунике или нижней рубашке, покрывающей Его тело до локтей и колен, Он погружен в Свои мысли. И если в Своем скудном облачении Он выглядит моложе благодаря великолепной совершенной гармонии Его мужского тела, то сосредоточенность Его мыслей, которые, конечно, не радостны, морщит и хмурит Его лицо в болезненном выражении усталости, отчего Он выглядит старше.
Нет никакого шума в доме и никого нет на прилегающей территории, где в угнетающей жаре зреет виноград. Темные занавесы висят на дверях и недвижны окна.
4. Так проходят часы… Сгущаются сумерки, так как солнце село. Но жара продолжается. И размышления Иисуса также продолжаются.
Наконец дом, кажется, начал пробуждаться. Слышны голоса, шарканье ног, приказания.
Хуза медленно отодвигает в сторону занавес, чтобы заглянуть в комнату, не потревожив Иисуса. «Войди! Я не сплю», — говорит Иисус.
Хуза входит: он уже одет в нарядную одежду для званого обеда. Он смотрит и видит, что на кушетке нет признаков, что на ней лежали. «Ты не спал? Почему? Ты усталый…»
«Я отдохнул в тишине и тени. Этого для Меня достаточно».
«Я принесу Тебе тунику…»
«Нет. Моя, конечно, уже сухая. Я предпочитаю ее. Я намерен отправиться, как только обед закончится. Я прошу тебя держать наготове повозку и лодку для Меня».
«Как Ты желаешь, Господь… Я бы хотел задержать Тебя здесь до завтрашнего рассвета…»
«Я не могу. Я должен идти…»
Хуза, поклонившись, выходит… Мне слышны разговоры множества людей тихими голосами…
Проходит еще некоторое время. Слуга возвращается с льняной одеждой, которая уже выстирана и благоухает солнцем, и с сандалиями, вычищенными и смягченными маслом или жиром, и ставшими, таким образом, блестящими и гибкими. Другой слуга следует за ним с тазом, амфорой и несколькими полотенцами и кладет все на низкий стол. Они выходят…
… Иисус присоединяется к гостям в зале, который делит дом с севера на юг, образуя хорошо проветриваемое помещение, снабженное сидениями и украшенное легкими пестрыми занавесями, которые смягчают свет, не препятствуя воздуху. Так как сейчас они отодвинуты, видна зеленая изгородь, окружающая дом.
Иисус внушителен. Хотя Он не спал, Он кажется полным энергии и Его походка величественна как у царя. Льняная одежда, которую Он уже надел, снежно-белая, а Его волосы, яркие после утреннего купания, мягко светятся, обрамляя Его лицо своим золотистым цветом.
«Пойдем учитель. Мы ждали только Тебя», — говорит Хуза и ведет Его впереди всех в комнату, где накрыты столы.
Они садятся после благодарственной молитвы и дополнительного омовения рук, и ужин начинается, так же высокопарно, как обычно, сперва в тишине. Затем лед был сломан.
Иисус сидит рядом с Хузой и Манаилом и по другую сторону с Тимонием, как собеседником. Остальные были размещены Хузой, с опытом придворного, по сторонам U-образного стола. Только ессей упрямо отказался принять участие в обеде и сесть за стол с остальными, и только когда слуга по распоряжению Хузы, предложил ему корзину, полную любимых им фруктов, он согласился сесть за низкий столик, после я не знаю скольких омовений, закатав широкие рукава своей белой туники, чтобы не запятнать ее, или согласно какому-то неизвестному мне ритуалу.
Это странная трапеза, так как они общаются друг с другом скорее взглядами, чем словами. Они только обмениваются несколькими словами вежливости и внимательно всматриваются друг в друга, то есть, Иисус изучает приглашенных Хузой вместе с Ним гостей, а они, в свою очередь, изучают Его.
5. В конце Хуза кивает слугам, чтобы они удалились, положив прежде на стол большие подносы с фруктами, которые свежи и прохладны, так как хранились, наверное, в колодце. Они действительно прекрасны, я бы сказала, что они почти заморожены, так как покрыты такого рода изморозью, которая характерна для фруктов, хранившихся в ящиках со льдом. Слуги уходят после того как зажгли светильники, в которых в настоящее время нет нужды, так как все еще светло во время этого долгого летнего заката.
«Учитель, — начинает Хуза, — Ты, наверное, задавался вопросом, почему мы проводим эту встречу и почему мы так молчаливы. Но то, что мы хотим сказать Тебе, очень серьезно, и не должно быть услышано непосвященными. Сейчас мы одни и можем говорить. Как Ты можешь видеть, все присутствующие питают величайшее уважение к Тебе. Ты находишься среди людей, которые почитают Тебя как Человека и как Мессию. Твоя справедливость, Твоя мудрость, дары Божьи, которые сделали Тебя учителем, известны и вызывают наше восхищение. Ты для нас Мессия Израиля или, скорее, Палестины. Мессия согласно духовной и политической идее. Ты есть Ожидаемый, который положит конец печали и унынию всего населения. И не только этого народа, живущего в границах Израиля, или, скорее, Палестины, но народа всего Израиля, бесчисленных колоний Диаспоры, распространившихся по всей земле, благодаря которым имя Яхве звучит под всеми небесами и становятся известными обещания и надежды, которые сейчас исполняются Мессией Восстановителем, Мстителем, Освободителем и творцом истинной независимости и Отечества Израиля, то есть, величайшего Отечества в мире, Отечества царствующего и правящего, которое отменит все воспоминания о прошлом и всякий существующий знак рабства, Иудаизм торжествующий над всеми и всем, и навеки, ибо это было сказано и это исполняется. Господь, здесь перед Тобой, весь Израиль в представителях нескольких классов этого вечного народа, наказанного, но возлюбленного Всевышним, который провозгласил его “Своим”. Перед Тобой пульсирующее здоровое сердце Израиля, в лице членов Синедриона и священников. Перед Тобой святость и власть, в лице фарисеев и саддукеев, пред Тобой мудрость, в лице книжников и раввинов, перед Тобой политика и достоинство, в лице иродиан, перед Тобой богатство, в лице богатых людей, население, в лице купцов и землевладельцев, перед Тобой Диаспора, в лице прозелитов, перед Тобой даже отделившиеся, так как теперь они склонны к объединению, так как они видят в Тебе Ожидаемого: ессеи, недоступные ессеи. Воззри, о Господь, на это первое чудо, на этот великий знак Твоей миссии, истинного понимания Тебя. Без насилия, без средств, без слуг, без войск, без мечей, Ты собираешь воедино весь Твой народ, как водохранилище собирает воды бесчисленных источников. Почти без каких-либо слов, без каких бы то ни было налогов, Ты собрал нас, народ разделенный несчастьями, ненавистью, политическими и религиозными идеями, и Ты примирил нас. О, Князь Мира, радуйся тому, что искупил и восстановил даже до принятия скипетра и короны. Твое Царство, Ожидаемое Царство Израиля, началось. Наше богатство, наша власть, Наши мечи у Твоих стоп. Говори! Приказывай! Час настал».
Все одобряют речь Хузы. 6. Иисус, сложив руки на груди, молчит.
«Ты не говоришь? Ты не отвечаешь, Господь? Ты, возможно, изумлен ситуацией… Возможно, Ты чувствуешь Себя неготовым и сомневаешься, прежде всего в том, готов ли Израиль… Но это не так. Прислушайся к нашим голосам. Я говорю, и Манаил вместе со мной, о Дворе. Он больше не заслуживает существования. Это гниющий позор Израиля. Это постыдная тирания, которая угнетает народ и подобострастно склоняется, льстя узурпатору. Его час пришел. Восстань, о, Звезда Иакова, и рассей тьму этого хора преступлений и позора. Здесь присутствуют те, кого зовут иродианами, они враги осквернителей имени Ирода, которое для них свято. Друзья мои, теперь говорите вы».
«Учитель, я стар и помню великолепие давно минувших дней. Называть вырождающихся потомков Ирода его преемниками, подобно названию зловонного трупа преемником героя, настолько они позорят наш народ. Пришло время повторить действие, которое несколько раз совершалось в Израиле, когда недостойные монархи царствовали над страдающим народом. Ты один достоин совершить такое действие».
Иисус молчит.
«Учитель, возможно Ты думаешь, что мы сомневаемся? Мы тщательно исследовали писания. Ты – Обещанный. Ты должен царствовать», — говорит книжник.
«Ты должен быть Царем и Священником. Вторым Неемией, более великим, чем первый, Ты должен прийти и очистить. Алтарь осквернен. Пусть ревность Всевышнего побудит Тебя», — говорит священник.
«Многие из нас боролись против Тебя. Те, кто боялись Твоего мудрого образа правления. Но народ с Тобой и лучшие из нас с народом. Мы нуждаемся в мудром человеке».
«Мы нуждаемся в чистом человеке».
«В истинном царе».
«В святом».
«В Искупителе. Мы все больше и больше порабощаемся всем и всеми. Защити нас, Господь!»
«Мы попраны в мире, потому что, хотя мы велики числом и богатством, но подобны овцам без пастыря. Сплоти Свой народ древним призывом: “Вернись в шатры свои, Израиль!”, и из каждого места Диаспоры поднимутся, подобно рычагам, Твои подданные и ниспровергнут шатающиеся троны могучих, которых не любит Бог».
Иисус все еще молчит. Он единственный сидит спокойно, как если бы речь шла не о Нем, посреди примерно сорока разгоряченных мужчин, из чьих аргументов я могу понять только малую часть, так как все они говорят одновременно, подняв ужасный шум. Он сохраняет Свою позу и по-прежнему молчит.
Все они кричат: «Скажи слово! Ответь!»
Иисус медленно встает, опираясь руками на край стола. Наступила мертвая тишина. И пока восемьдесят глаз, горящие любопытством, глядят на Него, Он раскрывает Свои уста, и остальные делают то же самое, как бы желая вдохнуть Его ответ. И ответ короток и решителен: «Нет».
«Что? Почему? Ты предаешь нас? Ты предаешь Свой народ! Он отрекается от Своей миссии! Он отвергает Божественный приказ!…» Какой крик! Какой шум! Многие лица покраснели, тогда как глаза воспламенились и руки угрожающе потрясаются… Они выглядят скорее как враги, а не как верные сторонники. Но такова жизнь: когда сердца всецело поглощены политическими идеями, даже кроткие люди уподобляются диким зверям против любой оппозиции их идеям.
7. Странная тишина последовала за шумом. Это выглядит так, как если бы, исчерпав свои силы, все они чувствуют себя истощенными и подавленными. Они смотрят друг на друга пытливо, безутешно… некоторые расстроены…
Иисус осматривается и говорит: «Я знал, что это было причиной, почему вы желали видеть Меня. И Я знал, что ваша попытка была бесполезной. Хуза может подтвердить, что Я говорил ему об этом в Тарихее. Я пришел, чтобы доказать вам, что не боюсь какого-либо обмана, потому что Мой час еще не пришел. Не боюсь Я и тогда, когда против Меня устраивают западню, потому что Я пришел именно для этого. Я пришел, чтобы убедить вас. Не все, но многие из вас пребывают в доброй вере. Но Я должен исправить ошибку, в которую вы впали по доброй вере. Понимаете? Я не упрекаю вас. Я не упрекаю никого, даже тех, кто являются Моими верными учениками и должны действовать справедливо и по справедливости контролировать свои страсти. Я не упрекаю тебя, Мой благочестивый Тимоний; но Я говорю тебе, что на дне твоей любви, которая стремится почтить Меня, все еще находится твое эго, которое взволновано и мечтает о лучших днях, когда ты сможешь увидеть пораженными тех, кто поразил тебя. Я не упрекаю тебя, Манаил, хотя ты, кажется, забыл мудрость и исключительно духовные примеры, которые ты имел во Мне и до Меня в Крестителе; но Я говорю, что в тебе тоже находится корень человеческой природы, который вновь разрастается из-за страстной любви ко Мне. Я не упрекаю тебя, Елеазар, такого справедливого, помня о старушке, оставленной тебе, всегда справедливого, но не сейчас; не упрекаю Я и тебя, Хуза, хотя Я должен был бы, потому что в тебе, больше, чем во всех, кто желает, чтобы Я стал царем по доброй вере, живо твое эго. Да, вы хотите, чтобы Я стал царем. Нет обмана в том, что вы говорите. Вы пришли не для того, чтобы поймать Меня, донести на Меня Синедриону, царю, Риму. Но скорее, чем из любви, — вы думаете, что все есть любовь, но это не так, — скорее чем из любви, вы действуете, чтобы отомстить за себя, за те оскорбления, которые были нанесены вам Двором. Я ваш гость. Я не должен был бы упоминать истины, касающейся ваших чувств, но Я являюсь Истиной во всем, и Я говорю ради вашего собственного блага. И то же самое относится к тебе, Иоахим из Восоры, и к тебе, книжник Иоанн, и к тебе, к тебе, к тебе». И Он указывает на того и другого, без чувства обиды, но с грустью… и продолжает: «Я не упрекаю вас, потому что знаю, что вы не желали этого по собственному изволению. Это Обманщик, это Враг, который действует в вас, и вы, не осознавая этого, целиком и полностью находитесь под его властью. Также и вашу любовь, о Тимоний, о Манаил, о Иоахим, и всех вас, действительно любящих Меня, даже ваше почтение, вы, чувствующие, что Я являюсь совершенным Раввином, все это также использует Про՛клятый, чтобы вредить людям, чтобы вредить Мне. Но Я говорю вам и тем, кто не разделяет ваших чувств и, с намерениями, которые опускаются все ниже и ниже, вплоть до того, что становятся изменой и преступлением, хотели бы, чтобы Я согласился стать царем, Я говорю: Нет. Мое Царство не от мира сего. Придите ко Мне, чтобы Я мог установить Мое Царство в вас, и никак иначе. А теперь позвольте Мне идти».
8. «Нет, Господь. Мы настроены весьма решительно. Мы уже предоставили для этой цели наше богатство, мы подготовили планы и решили выйти из этой неопределенности, которая разваливает Израиль, и которую другие народы используют, чтобы вредить Израилю. Западни устраиваются для Тебя, это верно. У Тебя есть враги в самом Храме. Я, Старейшина, не отрицаю этого. Но есть средство положить этому конец: Твое помазание. И мы готовы совершить его. Не в первый раз в Израиле человек провозглашается царем подобным образом, чтобы положить конец национальным бедствиям и раздорам. Здесь те, кто может сделать это во имя Божие. Позволь нам сделать это», — говорит один из священников.
«Нет. Это не законно. У вас нет таких полномочий».
«Первосвященник первый желает этого, вопреки внешней видимости. Он больше не может позволять нынешней ситуации с римским правлением и монаршим позором».
«Не лги, священник. Кощунство вдвойне нечисто на твоих устах. Возможно, ты не знаешь и тебя обманули. Но в Храме не желают этого».
«Ты считаешь наши слова ложными?»
«Да, считаю. Если слова не всех вас, то многих среди вас. Не лгите. Я есть Свет, и Я освещаю сердца…»
«Ты можешь верить нам», — кричат Иродиане. «Мы не хотим Ирода Антипу или кого-нибудь еще».
«Нет. Вы не любите никого, кроме самих себя. Это истина. И вы не можете любить Меня. Я был бы использован как рычаг, чтобы свергнуть трон и таким образом открыть для вас путь к большей власти и позволить вам еще более жестоко угнетать народ. Вы хотите обмануть Меня, народ и самих себя. Рим бы раздавил прежде вас, а затем всех».
«Господь, среди колоний Диаспоры многие готовы восстать… наше богатство поддержит их», — говорят прозелиты.
«И мое, и полная поддержка Аврана и Трахониды», — кричит человек из Восоры. «Я знаю, что говорю. Наши горы могут содержать армию, свободную от предательских ловушек, а затем выпустить их как стаю орлов для служения Тебе».
«И также Перея».
«И колонии Галлии».
«Долина Гааш с Тобой!»
«И с Тобой берега Соленого Моря вместе с кочевниками, которые верят, что мы боги, если Ты согласен соединиться с нами», — кричит ессей и продолжает свои многословные разглагольствования, характерные для горячих голов, но его слова тонут в шуме.
«Горцы Иудеи принадлежат к расе сильных царей».
«А горцы Высокой Галилеи – герои с темпераментом Деборы. Также женщины, даже дети – герои!»
«Ты думаешь, что мы слишком немногочисленны? Мы соберем многочисленные войска. Все население с Тобой. Ты царь из рода Давидова, Мессия! Это крик из уст мудрых и невежественных людей, потому что это крик их сердец. Твои чудеса… и Твои слова… Знамения…» Неразбериха такова, что я не могу уследить за тем, что они говорят.
Иисус, подобно крепкой скале в бурю, недвижим, Он даже не реагирует. Он бесстрастен. И смешение молитв, обмана и уговоров продолжается.
«Ты разочаровываешь нас! Почему Ты желаешь крушения наших надежд? Ты желаешь сделать это Сам? Ты этого не сможешь. Маттафия Маккавей не отверг помощи Хасидов и Иуда освободил Израиль с их помощью…. Прими՛!!!» Вновь и вновь они вместе кричат это слово.
Иисус не уступает.
9. Один из Старшин, очень старый человек, тихо беседует со священником и книжником, которые оба старше его. Они выходят вперед и требуют тишины. Старый книжник, которого те, кто рядом с ним также зовут Елеазаром, и двое книжников, которых зовут Иоаннами, начинают говорить: «Господь, почему Ты не принимаешь корону Израиля?»
«Потому что она не Моя. Я не престолонаследник».
«Господь, возможно, Ты не знаешь. Однажды я был вызван с этими двумя, потому что пришли три мудреца, спрашивая, где родившийся царь иудейский. Понимаешь? “Родившийся царь”. Мы, глава священников и книжники народные, были вызваны Иродом Великим, чтобы ответить им. И с нами был Гиллель Праведный. Наш ответ был: “В Вифлееме Иудейском”. Нам сказали, что ты родился там и при Твоем рождении произошли великие знамения. Среди Твоих учеников есть несколько свидетелей их. Можешь ли Ты отрицать, что эти три мудреца поклонялись Тебе как Царю?»
«Я не отрицаю этого».
«Можешь ли Ты отрицать, что эти чудеса предшествовали Тебе, сопутствовали Тебе и сопровождали Тебя как знамения Небес?»
«Я не отрицаю этого».
«Можешь ли Ты отрицать, что Ты есть обещанный Мессия?»
«Я не отрицаю этого».
«Ну, тогда, во имя живого Бога, почему Ты желаешь обмануть надежды народа?»
«Я пришел, чтобы исполнить надежды Бога».
«Какие?»
«Искупление мира, создание Царства Божьего. Мое Царство не в этом мире. Отложите в сторону свои богатства и свое оружие. Раскройте свои глаза и дух для чтения Писаний и Пророков и для восприятия Моей Истины, и вы будете иметь Царство Божие внутри вас».
«Нет. Писания говорят о Царе освободителе».
«От рабства сатане, от греха, от заблуждений, от плоти, от язычества, от идолопоклонства. О! Что сделал с вами сатана, о иудеи, мудрые люди, чтобы заставить вас впасть в заблуждение относительно пророческих истин? Что он сделал с вами, о, иудеи, братья Мои, чтобы так ослепить вас? Что он сделал с вами, Мои ученики, что вы также больше не понимаете? Величайшим несчастьем народа и верующих является ошибочная интерпретация знамений. И такое несчастье имеет место сейчас. Личные интересы, предрассудки, безумные страсти, ложная любовь к Отечеству, все это помогает создать бездну… бездну заблуждений, в которой люди погибнут не узнавая своего Царя».
«Ты не узнаешь Самого Себя».
«Вы не знаете ни себя, ни Меня. Я не земной царь. И вы… 10. Три четверти из вас, собравшихся здесь, желают навредить Мне, а не помочь, и вы знаете об этом. Вы действуете из ненависти, а не из любви. Но Я прощаю вас. Я говорю простосердечным людям: “Опомнитесь, не будьте бессознательными слугами зла”. Позвольте Мне уйти. Мне нечего больше вам сказать».
Все умолкают, пребывая в великом изумлении…
Елеазар говорит: «Я не враждебен Тебе, Я думал, что поступал правильно. И я не один такой… Некоторые мои хорошие друзья думают так же, как я».
«Я знаю. Но скажи Мне, и будь искренним: что говорит Гамалиил?»
«Ребе?… Он говорит… Да, он говорит: “Всевышний даст знамение, если Он Христос”».
«Он прав. А что говорит старейшина Иосиф?»
«Что Ты Сын Божий и будешь царствовать как Бог».
«Иосиф праведник. А Лазарь из Вифании?»
«Он страдает… Он говорит не много… Но он говорит… что Ты будешь царствовать только тогда, когда наши души примут Тебя».
«Лазарь мудр. Когда ваши души примут Меня. В настоящее время ты, а также те, кого Я считаю хорошо расположенными душами, не приняли Царя и Царство, и это опечаливает Меня».
«Короче, Ты собираешься отказаться?» — кричат многие.
«Вы сказали это».
«Ты вынудил нас скомпрометировать себя, Ты вредишь нам, Ты…» — кричат остальные: иродиане, книжники, фарисеи, саддукеи, священники…
Иисус покидает стол и идет к этой группе, бросая на них резкие взгляды. Какими сверкающими глазами! Они невольно притихли и прижались к стене… Иисус действительно подходит к ним лицом к лицу, и, понизив голос, но резко рубя слова, как бы бичуя, говорит: «Написано: “Проклят тот, кто тайно убивает ближнего своего и принимает подкуп, чтобы лишить невинного жизни”[1]. Я говорю вам: Я прощаю вас. Но ваш грех известен Сыну человеческому. Если бы Я не простил вас… Многие люди в Израиле были бы испепелены Яхве за гораздо меньшее…». Он внушает такой ужас, говоря это, что никто не осмеливается пошевелиться. Иисус отодвигает в сторону тяжелый двойной занавес и выходит в зал, и никто не осмеливается остановить Его.
[1] Вт. 27. 24-25
Только когда занавес перестал колыхаться, то есть через несколько мгновений, они пробудились.
«Мы должны настичь Его… Мы должны задержать Его…» — говорят самые разъяренные.
«Мы должны попросить у Него прощения», — говорят со вздохом лучшие из них, то есть Манаил, Тимоний, несколько прозелитов, человек из Восоры, короче говоря, простосердечные.
Они выбегают из комнаты. Они ищут Его, они спрашивают у слуг: где Учитель?»
Учитель? Никто не видел Его, даже те, кто стояли у двух дверей в зале. Его нигде нет… С факелами и светильниками они ищут Его в тенях сада, в комнате, где Он отдыхал. Его там нет, не могут они найти и мантии, которую Он оставил на кушетке, или сумки, которая была оставлена в зале…
«Он сбежал от нас! Он – Сатана! Нет. Он – Бог. Он делает то, что хочет. Он предаст нас! Нет. Он будет знать, какие мы есть». Шум различных мнений и взаимных оскорблений. Хорошие люди кричат: «Вы ввели нас в заблуждение. Предатели! Мы должны были понять все это!» Порочные, то есть большинство, отвечают угрожающе и, потеряв козла отпущения, и лишившись, таким образом, возможности атаковать его, две группы сражаются друг против друга…
11. А где же Иисус? Я вижу Его, по Его собственному согласию, когда Он уже очень далеко, у моста через устье Иордана. Он идет быстро, как если бы Он был несом ветром. Его волосы развеваются вокруг бледного лица, а мантия хлопает как парус, так как Он идет энергичной походкой. Затем, когда Он убедился, что удалился на достаточную дистанцию, Он спрыгивает в траву у заболоченного берега и идет вдоль восточного берега. И как только находит первые камни высокого утеса, Он начинает карабкаться вверх, невзирая на опасность восхождения на скалистый берег при слабом свете. Он взбирается до скалистого выступа над озером, охраняемого вековым дубом, Там Он садится и отдыхает, облокотившись на колено, и опершись подбородком в ладонь Своей руки, глядя в темнеющее обширное пространство, едва заметный, в основном из-за Своих белых одежд и бледности Своего лица, которую оно все еще сохраняет…
Но кто-то следовал за Ним. Это Иоанн. Он полуобнажен, на нем короткая туника рыбака, его слипшиеся и гладкие волосы указывают, что он был в воде, он часто и тяжело дышит и, тем не менее, бледен. Медленно, подобно тени скользящей по массивной скале, приближается он к своему Иисусу и останавливается неподалеку. Замерев и уподобившись камню, слившемуся со скалой, он наблюдает за Иисусом… Его темная туника делает его даже более незаметным: только его лицо и обнаженные ноги и руки едва различимы во тьме ночи.
Но, скорее услышав, чем увидев, что Иисус плачет, он больше не может выдержать и приближается к Нему. Затем он зовет Его: «Учитель!»
Иисус слышит этот шепот и поднимает глаза. Он собирает одежду, готовый бежать.
Но Иоанн кричит: «Что они сделали с Тобой, Учитель, что Ты больше не узнаешь Иоанна?»
И Иисус узнает Своего Возлюбленного. Он протягивает к нему руки, и Иоанн бросается в Его объятия. И оба плачут, печалясь о разном, но соединенные одной единственной любовью.
Когда их плач утих, Иисус первым ясно осознает обстоятельства. Он чувствует и видит, что Иоанн полуобнажен, во влажной тунике, замерзший и босой. «Как ты оказался здесь в таком состоянии? Почему ты не с остальными?»
«О! Не брани меня, Учитель. Я не выдержал… Я не мог позволить Тебе уйти… разделся, оставив только это, бросился в воду и поплыл обратно в Тарихею, а оттуда я побежал вдоль берега к мосту, а затем последовал за Тобой. Я спрятался во рве около дома, готовый придти к Тебе на помощь или, во всяком случае, узнать, не похищают ли и не причиняют ли они Тебе вреда. Я слышал много ссорящихся голосов, затем увидел, как Ты пробежал мимо меня. Ты выглядел как ангел. Следуя за Тобой и не выпуская Тебя из виду я проваливался во рвы и болота и весь покрылся грязью. Я, наверное, испачкал Твою мантию… 12. Я наблюдал за Тобой с тех пор, как Ты пришел сюда… Ты плачешь?… Что они сделали Тебе, мой Господь? Они оскорбили Тебя? Они напали на Тебя?»
«Нет. Они хотели сделать Меня царем. Жалким царем, Иоанн! И многие из них были в доброй вере, они действовали из любви, из добрых намерений…Большинство же из них… чтобы суметь осудить и избавиться от Меня…»
«Кто они?»
«Не спрашивай».
«А остальные?»
«Не спрашивай и об их именах. Ты не должен ненавидеть или критиковать… Я прощаю…»
«Учитель… был ли там кто-нибудь из учеников?… Скажи мне только это».
«Да, были».
«А апостолы?»
«Нет, Иоанн. Ни одного апостола».
«Действительно, Господь?»
«Действительно, Иоанн».
«Ах! Да будет восхвален Господь за это… Но почему Ты все еще плачешь, Господь? Я с Тобой. Я люблю Тебя от имени всех. И также Петр, Андрей и остальные… Когда они увидели, что я бросился в озеро, они сказали, что я сумасшедший и Петр был в ярости, а мой брат сказал, что я хотел утонуть в водоворотах. Но позже они поняли и кричали мне: “Да пребудет с тобою Бог. Иди. Иди…” Мы любим Тебя. Но никто не любит Тебя так сильно, как я, хотя я только бедный мальчик».
«Да. Никто, как ты. Ты холодный, Иоанн! Иди сюда, под Мою мантию…»
«Нет, у Твоих стоп, вот так… Мой Учитель! Почему все не любят Тебя так же сильно этот бедный мальчик, каким являюсь я?»
Иисус прижимает его к Своему сердцу, сев рядом с ним. «Потому что у них нет твоего детского сердца…»
«Они хотели сделать тебя царем? Но разве они еще не поняли, что Твое Царство не принадлежит этой Земле?»
«Они не поняли!»
«Не упоминая каких-либо имен, расскажи мне все об этом, Господь…»
«Но ты не расскажешь о том, что Я тебе скажу?»
«Если Ты не желаешь, Господь, я не буду упоминать об этом…»
«Ты не будешь упоминать об этом, кроме тех случаев, когда люди захотят представить Меня как обычного популярного лидера. Это однажды случится. Ты будешь там и ты скажешь: “Он не был земным царем, потому что Он не желал быть им. Потому что Его Царство было не от этого мира. Он был Сыном Божьим, Воплощенным Словом, и Он бы не принял того, что принадлежит земле. Он желал придти в мир и принять тело, чтобы искупить тела и души и этот мир, но Он не был подчинен богатству этого мира или греховным побуждениям, и в Нем не было ничего чувственного или мирского. Свет не был окутан Тьмою, Бесконечное не приняло конечных вещей, но из созданий, ограниченных плотью и грехом, Он сотворил создания более подобные Ему Самому, вознеся тех, кто поверил в Него к истинной царственности, и основал Свое Царство в сердцах людей, прежде основания его на Небесах. где оно будет полным и вечным со всеми спасенными”. Ты скажешь это, Иоанн, всем, кто считает Меня всецело человеческим существом и тем, кто утверждает, что Я полностью духовен, тем, кто отрицает, что Я был подвержен искушению… и печали… Ты скажешь людям, что Искупитель плакал… и что они, люди, были искуплены также Моими слезами…»
«Да, Господь. Как сильно Ты страдаешь, Иисус!…»
«Как много Я искупаю! Но ты утешил Меня в Моих страданиях. Мы уйдем отсюда на рассвете. Мы найдем лодку. Если Я скажу тебе, что мы сможем поплыть без весел, ты поверишь Мне?»
«Я поверил бы Тебе, даже если бы Ты сказал, что мы сможем поплыть без лодки…»
Они сидят, обнявшись, закутанные только в мантию Иисуса, и усталый Иоанн, в конце концов, заснул в тепле, подобно ребенку в объятиях матери.
………..
31 июля 1946
13. Иисус говорит:
«Эта неизвестная и таким образом истолкованная евангельская страница дана для людей с честным сердцем. Иоанн, через много лет писавший свое евангелие, кратко упомянул об этом событии. Он открыл людям эту подробность, о которой они не знали, и, следовательно, повиновался своему Учителю, Чью божественную природу он проиллюстрировал более ясно, чем любой другой евангелист, и он явил ее с такой девственной застенчивостью, которая окутала все его действия и слова сдержанной смиреной скромностью.
Иоанн, которому Я доверил важнейшее событие Моей жизни, никогда не претендовал демонстрировать Мое расположение к нему. Напротив, если вы читаете его должным образом, вы увидите, что он, кажется, страдает, говоря об этом и как бы говорит: “Я должен сказать это, потому что это правда, и это возвеличивает моего Господа, но пожалуйста простите меня, если я выгляжу как единственный, кто знает об этом”. И он кратко упоминает о подробностях, известных только ему одному.
Прочтите первую главу его Евангелия, в которой он рассказывает о своей встрече со Мной. “Иоанн Креститель вновь был со своими двумя учениками… Услышав это, два ученика… Андрей, брат Симона Петра, был одним из двух учеников, которые услышали слова Иоанна и последовали за Иисусом. Первым встретился с Андреем…” Он не упоминает о себе, напротив, он прячется за Андреем, которого он выдвигает вперед.
Он был со Мной в Кане, и он говорит: “Иисус был со Своими учениками… и Его ученики уверовали в Него”. Это остальные нуждались в вере. Он же уже уверовал. Но он помещает себя среди остальных, как если бы ему нужно было увидеть чудо, чтобы уверовать.
Хотя он был свидетелем первого изгнания торгующих из Храма, беседы с Никодимом, эпизода с самаритянкой, он никогда не говорит: “Я был там”, но сохраняет линию поведения, которую он усвоил в Канах, и говорит: “Его ученики”, также когда он был один или с другими своими товарищами. И он продолжает в том же духе, никогда не упоминая своего имени, всегда выдвигая вперед товарищей, как если бы он не был самым верным, неизменно верным и в совершенстве верным учеником.
14. Вспомните, как тактично он отсылает к тому эпизоду Последней Вечери, так как он свидетельствует, что он был фаворитом и был признан таковым также остальными, которые прибегали к его помощи, когда желали быть в курсе секретов Учителя: “Итак, ученики стали смотреть друг на друга, размышляя о том, что Он имел в виду. Один из учеников, тот, которого Иисус любил, возлежал у груди Его. Симон Петр сделал ему знак и спросил: ‘О ком Он говорит?’ А он, припав к груди Иисуса, спросил Его: ‘Кто это, Господи?’.”
Не упоминает он своего имени, и как позванного в Гефсимании вместе с Петром и Андреем. Он даже не говорит: “Я последовал за Господом”. Он говорит: “Симон Петр и другой ученик последовали за Ним, и так как этот ученик был знаком Первосвященнику, он вошел вместе с Иисусом во двор Первосвященника”. Без Иоанна Я бы не имел утешения видеть его и Петра в течение первых часов после Моего ареста. Но Иоанн не гордится этим.
Одно из главных действующих лиц в течение часов Моих Страстей, единственный апостол, который, любя и жалея, героически стоял рядом с Христом, рядом с Его Матерью, перед необузданной яростью Иерусалима, он опускает свое имя также и в знаменитом эпизоде распятия и в словах Умирающего Христа: “Женщина, вот Твой сын”, “Вот твоя Мать”. Он – “ученик”, безымянный, у него нет никакого иного имени, кроме того, которое составило его славу, быв, прежде того, его призванием: “ученик”.
Даже получив честь стать “сыном” Матери Божьей, он не ликует и, описывая Воскресение, он еще раз говорит: “Петр и другой апостол (которому Мария Лазарева сообщила о пустой гробнице) вышли и пошли… Они бежали… но другой ученик бежал быстрее, чем Петр, и прибежал первым, и, наклонившись, увидел… но не вошел внутрь…” Жест кроткого смирения! Он, любимец, верный ученик, позволяет Петру, главе апостолов, хотя и трусливому грешнику, войти первым. Он не судит его. Петр его Понтифик. Нет, он поддерживает его своей святостью, потому что даже “главы” могут нуждаться, они действительно нуждаются в подчиненных, поддерживающих их.
Как много подчиненных, которые лучше, чем их “начальники”! О, святые подчиненные, никогда не отказывайте в сострадании и жалости вашим “начальникам”, которые сгибаются под ношей, которую они не в силах нести, или которые ослепли или опьянели от суетной гордости. О, святые подчиненные, будьте Симонами Киринейскими для Предстоятелей ваших религиозных общин, и также ты, Мой маленький Иоанн, потому что Я говорю с тобой во имя всех, всех “Иоаннов”, которые бегут впереди и ведут “Петров”, а затем останавливаются, позволяя им войти из уважения к их служению, и которые, — о! какой шедевр смирения! – чтобы не унизить “Петров”, которые не способны понимать и верить, доходят до того, что являют и заставляют людей поверить в то, что они такие же глупые и недоверчивые, как “Петры”.
Прочти последний эпизод на Тивериадском озере. И вновь Иоанн, как это было несколько раз, узнает Господа в Человеке, стоящем на берегу, и после совместной трапезы и вопроса Петра: «А он что?», он все еще “ученик”, и ничего больше.
Он смиряет себя во всем, относящемся к нему. Но когда следует сказать что-то, отчего Воплощенное Слово Божие может засиять все более ярким божественным светом, тогда Иоанн поднимает вуаль и являет тайну.
15. В шестой главе своего Евангелия он говорит: «Когда Он понял, что хотят похитить Его, чтобы сделать царем, Он опять удалился на гору один». О том часе в жизни Христа сообщается верующим, дабы они знали, что Христа подвергали многообразным и многочисленным искушениям и противостояниям в Его нескольких отличительных качествах Человека, Учителя, Мессии, Искупителя, Царя, и что люди и Сатана, — вечный подстрекатель людей, — нещадно обманывали Христа, чтобы преуменьшить, разрушить и уничтожить Его. Сатанинская и человеческая порочность атаковала Человека, Вечного Первосвященника, Учителя и также Господа, замаскировавшись под предлогами в высшей степени приемлемыми и добродетельными, она раздразнивала и искушала все страсти гражданина, патриота, сына, человека, чтобы найти слабое место, на которое могла бы воздействовать.
О! Дети Мои, которые размышляют только о начальном искушении и о последнем, и считают, что только последняя часть Моей работы Искупителя будет “утомительной”, и что только Мои последние часы будут скорбными, и Мои последние переживания горькими и разочаровывающими, займите Мое место на один час и представьте, что это вам предлагают мир с соотечественниками, их помощь, возможность довести до конца очищения, необходимые для освящения вашей возлюбленной Страны, возможность восстановления и собирания рассеянных членов Израиля, положить конец скорби, рабству и святотатству. И Я имею ввиду не то, чтобы вы заменили Меня, думая, что вам была предложена корона. Я только прошу вас в течение одного часа жить чувствами Сердца Сына Человеческого и сказать Мне, как бы вы себя чувствовали после такого заманчивого предложения? Триумфаторами, верными божественной Идее, или, скорее, побежденными? Вышли бы вы из этого (искушения) более святыми и духовными чем прежде, или уничтожили бы себя, согласившись с заманчивым искушением или уступив угрозам? С каким бы сердцем вы вышли из этого испытания, узнав, до какой степени Сатана побуждал свои армии ранить Меня в Моей Миссии и в Моих чувствах любви, вводя в заблуждение, уводя на ложные пути Моих хороших учеников, и вынудив Меня открыто сражаться с Моими врагами, которые теперь разоблачены и впали в ярость от того, что их интриги были обнаружены?
16. Не стойте с циркулем и малыми измерительными сосудами, с микроскопом и человеческой наукой, с педантичными рассуждениями книжников, пытающихся измерить, сравнить и обсудить, сказал ли Иоанн истину и до какой степени то или иное его высказывание истинно. Не накладывайте высказывание Иоанна на событие, показанное недавно, чтобы убедиться, что канва[2] событий изложена совершенным образом. Иоанн не совершал ошибок из-за старческой немощи, не ошибался и маленький Иоанн из-за слабости, обусловленной его болезнью. Последнее относится к тому, что она видела. Большой Иоанн через много лет после этого события рассказал то, что знал. Искусно связав воедино места и события, он раскрыл тайну, о которой знал только он один: о злонамеренной попытке коронации Христа.
[2] Канва – основа чего-нибудь, канва событий. Хронологическая канва (перечень последовательно сменявших друг друга фактов, событий). Кандалы. В царской России и других странах: железные кольца с цепями, надеваемые на руки и ноги узнику. Заковать в канву. Каторжник в кандалах. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.
В Тарихее, после первого чуда с хлебами, народ начал думать о том, чтобы сделать Ребе из Назарета царем Израиля. Манаил, книжник и многие другие люди присутствовали при этом, и так как они были еще духовно несовершенными, но простосердечными, они подхватили эту идею и поддержали ее, чтобы почтить Учителя, чтобы положить конец несправедливой борьбе против Него, впав в ошибку в интерпретации Писаний, ошибку, распространенную во всем Израиле, ослепленном мечтой о человеческом, земном царстве. Они надеялись также освятить Отечество, оскверненное многими пороками. И многие, что было естественно, простодушно приветствовали эту идею. И многие притворно и неискренне приветствовали ее, чтобы навредить Мне. Ненависть ко Мне объединила их, заставив их позабыть о своей взаимной кастовой ненависти, которая всегда разделяла их. И они вступили в союз, чтобы придать видимость законности преступлению, уже поселившемуся в их сердцах. Они надеялись на Мою слабость и на Мою гордость. И Моя гордость и слабость, и, следовательно, принятие Мною короны, которую они предлагали Мне, оправдали бы обвинения, которые они хотели выдвинуть против Меня. А позже… А позже эти обвинения послужили бы тому, чтобы их коварные души обрели мир, чувствуя раскаяние, потому что они говорили бы самим себе, надеясь, что смогут поверить в это: “Это Рим, а не мы, наказал подстрекателя из Назарета”. Законным устранением их Врага – таким был для них Спаситель…
Таковы причины попытки провозглашения Меня царем. Таково объяснение их последующей более ожесточенной ненависти ко Мне. И таков, наконец, возвышенный урок Христа. Вы поняли его? Это урок смирения, справедливости, послушания, силы, предусмотрительности, верности, прощения, терпения, бдительности, стойкости по отношению к Богу, по отношению к своей миссии, по отношению к друзьям, по отношению к фантазерам, по отношению к врагам, по отношению к Сатане, по отношению к тем людям, которые стали орудиями его искушения, по отношению к вещам, по отношению к идеям. Все должно созерцаться, приниматься, отвергаться, любиться или не любиться, рассматриваться в свете святой цели человека – Небес и Воли Божьей.
17. Маленький Иоанн. Это был для Меня один из часов Сатаны. Так как у Христа они были, то они будут и у маленьких Христов. Их следует претерпевать со смирением и доверием. Они не без цели, и цели доброй. Но не бойтесь. Во время этих часов Бог не покидает вас, но Он поддерживает тех, кто верны Ему. Затем нисходит Любовь, чтобы превратить тех, кто верен, в царей. И даже больше, когда земные часы завершатся, верные взойдут в Царство, в мир навеки, победителями навек…
Мой мир, маленький Иоанн, коронованный шипами… Мой мир…»