ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Притча о сеятеле.

В канонических Евангелиях

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
(Матф.13:1-23)

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
(Мар.4:1-20)

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.8:4-15)
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лук.8:18)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 179 главы

   < … >
   4
«Теперь давайте пойдем к тем, кто нас ждет. Идемте. Мир тебе, женщина. Этим вечером Я буду твоим гостем».

  Они выходят, и Иисус направляется к озеру, чтобы не застрять в давке. Петр торопится отвести лодку на несколько метров от берега так, чтобы голос Иисуса был всем слышен, но между Ним и слушателями оставалось пространство.

  «По пути из Капернаума сюда Я думал, какие слова сказать вам. И отыскал их в утренних событиях.

  Вы видели, как ко Мне подходили трое мужчин. Один добровольно, второй по Моему настоянию, третий по внезапному воодушевлению. И видели также, что Я принял только двоих из них. Почему? Может быть, в третьем Я разглядел предателя? Поистине нет. Но неподготовленного. На первый взгляд самым неготовым казался тот, что сначала направлялся на похороны своего отца, а сейчас находится рядом со Мной. А на самом деле самым неготовым был третий. Этот был настолько подготовлен, сам не зная о том, что смог принести действительно героическую жертву.

   Героизм в следовании Богу всегда означает основательную духовную подготовку. Этим объясняются некоторые дивные события, происходящие вокруг Меня. Наиболее подготовленные к принятию Христа, каков бы ни был их социальный и культурный уровень, приходят ко Мне с решимостью и безоговорочной верой. Менее подготовленные присматриваются ко Мне как к человеку, выходящему за привычные рамки, либо изучают Меня с недоверчивым любопытством, или же нападают на Меня и поносят, обвиняя по-всякому. Различная манера поведения соответствует степени их духовной неподготовленности.

   В избранном народе повсюду должны были бы найтись души, готовые принять того Мессию, в ожидании которого томились Патриархи и Пророки, того Мессию, чей духовный облик все яснее вырисовывается посредством видимых чудес, совершаемых над телами и стихиями, и чудес невидимых, совершаемых над умами, что переживают обращение, и над язычниками, что обращаются к истинному Богу. Однако это вовсе не так. И с готовностью последовать за Мессией явное затруднение испытывают именно сыны этого народа, и, прискорбно заявить, тем большее, чем к более высоким его сословиям обращаешься. Говорю это не для того, чтобы вас возмутить, а чтобы побудить вас к молитве и размышлению.

   Почему так происходит? Почему по Моему пути впереди идут язычники и грешники? Почему они принимают все то, что Я говорю, а остальные – нет? Потому что чада Израиля прикреплены, более того, словно жемчужные устрицы, прикипели к той отмели, где они родились. Потому что они пресыщены, переполнены, надуты своей мудростью, и не в состоянии дать дорогу Моей, выбросив лишнее, чтобы освободить место для необходимого. У остальных нет такого порабощения. Это бедные язычники или бедные грешники, снявшиеся с якоря, словно дрейфующий корабль, это бедняки, не имеющие собственных сокровищ, а лишь бремя заблуждений или грехов, от которого они с радостью отказываются, как только понимают, что такое эта Благая Весть, и начинают впитывать ее живительную сладость, совсем непохожую на отвратительную мешанину из их грехов.

   5Послушайте и, может быть, вы поймете, как от одного и того же труда могут получиться разные плоды.

  Сеятель вышел сеять. Полей у него было много и разного рода. Были те, которые он унаследовал от отца и по забывчивости оставил там произрастать колючие растения. Другие приобрел сам: купил их такими, какими были, у одного нерадивого человека, да так и оставил. Третьи были пересечены дорогами, поскольку человек этот был большим любителем комфорта и не желал проделывать долгий путь, идя из одного места в другое. Наконец были и такие, ближе всего к дому, о которых он заботился, чтобы перед его жилищем был приятный вид. Эти были хорошо очищены от камней, колючек, сорняков и так далее.

   Итак, этот человек взял свой мешочек с семенной пшеницей, с лучшим зерном, и начал посев. Семя упало в хорошую, рыхлую, вспаханную, очищенную и удобренную землю тех полей, что ближе к дому. Упало и на полях, пересеченных дорогами и тропинками, что разрезали их на мелкие участки и, кроме того, наносили на плодородную землю негодную черствую пыль. Иное семя упало на поля, где человеческая небрежность оставила произрастать колючие растения. Теперь плуг перелопатил их, и казалось, их больше нет, но они оставались, потому что только огонь, радикальное средство уничтожения вредных растений, не дает им возродиться снова. Последние семена упали на поля, купленные недавно и оставленные такими, как есть, не вспаханные как следует и не очищенные от всех тех камней, что углубились в почву, образовав твердый настил, за который не могут ухватиться нежные корни. А после, разбросав все свои семена, он вернулся к себе домой и сказал: „О, славно! Теперь надо лишь дожидаться урожая“.

    6И он блаженствовал, поскольку проходили месяцы – и он видел, как густо всходят хлеба на полях возле дома, как они поднимаются: о! какой мягкий ковер! – и колосятся: о! какое море! – и наливаются, и поют, ударяясь колосом о колос, осанну солнцу. Человек думал: „Все поля – как эти! Приготовим серп и амбары. Сколько хлеба! Сколько золота!“ И блаженствовал… Сжал он хлеба на полях, что поближе, а затем перешел к тем, что были унаследованы от отца, но оставлены в запущенном состоянии. И остолбенел. Хлеба-то уродились, ведь поля были хорошими, а земля, окультуренная отцом, была тучной и плодородной. Но само ее плодородие подействовало также и на колючие растения, скошенные, но не уничтоженные. Они возродились и образовали настоящий потолок из щетинистых зарослей, сквозь который смогли пробиться лишь редкие колосья хлебов, и почти все было намертво задушено.

   Человек сказал: „В этом месте я был невнимателен. Но в других местах кустов ежевики не было, и дело пойдет лучше“. И перешел на недавно купленные поля. Его удивление переросло в беспокойство. Тонкие и уже засохшие листики пшеницы, словно сухое сено, лежали разбросанными тут и там. Сухое сено. „Но как же? Как же? – стенал человек. – Здесь же нет колючек! И зерно было то же самое! И хлеба ведь взошли густо и красиво. Это видно по многочисленным и хорошо развитым листьям. Почему же тогда все погибло, не придя в колос?“ И с болью он принялся раскапывать почву, чтобы посмотреть, не найдет ли норы кротов или иную какую напасть. Ни насекомых, ни грызунов нет и не было. Но сколько же, сколько камней! Просто каменоломня! Поля были буквально вымощены обломками камней, и тот малый слой земли, что их прикрывал, оказался обманчивым. О, если бы он вспахал поглубже, когда было время! О, если бы он копнул, прежде чем приобретать эти поля и покупать их как хорошие! О, если бы, пусть уже и сделав ошибку и купив все то, что ему предложили, не убедившись в качестве, он напряг спину и вернул этим полям пригодность! Но теперь было уже поздно, и его сетования были бесполезны.

   Человек понуро встал и пошел на поля, пересеченные ради его удобства тропинками… И разорвал от скорби свои одежды. Здесь ничего не было, совершенно ничего… Темная земля этого поля была покрыта легким слоем светлой пыли… Человек бросился на землю со стоном: „А здесь почему? Здесь ни колючек, ни камней, ведь это наши поля. Дед, отец и я – всегда владели ими, и за десятки лет сделали их плодородными. Я проложил там дороги, убрал с поля немного почвы, но это не могло привести их к такому бесплодию…“ Он еще горевал, когда получил ответ на свою печаль от плотной стаи птиц, которые настойчиво носились от тропинок к полю и обратно и искали, искали, искали семена… Поле, ставшее сетью дорожек, на обочины которых попáдали зерна, привлекло множество птиц, и они сначала поклевали зерно, упавшее на дорогу, а потом и то, что на полях, все до последнего зернышка.

   Таким образом семя, для всех полей одинаковое, принесло где сто, где шестьдесят, где тридцать, а где ничего. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит. Семя – это Слово: для всех одинаковое. Места, где падает семя, – это ваши сердца. Пусть каждый применит к себе и поймет. Да пребудет с вами мир»…
   < … >

Объяснение притчи в другой главе

Отрывок из 180 главы

    < … >

   Остальные также присоединяются к Петру и говорят: «Да. Ты обещал. Твои притчи хорошо помогают понять уподобление. Но мы понимаем, что в них есть дух, который превосходит само это уподобление. 5Почему Ты обращаешься к ним с притчами?»

   «Потому что им попущено понять не более того, что Я объясню. Вам дано гораздо больше, поскольку вы, Мои апостолы, должны познать тайное; и посему вам дано понимать тайны Царства Небесного. Поэтому Я вам говорю: „Спрашивайте, если вам не ясен дух притчи“. Вы всё отдаете, и вам все дано, чтобы и вы, в свою очередь, могли отдать всё. Вы все отдаете Богу: привязанности, время, интересы, свободу, жизнь. И Бог вам дает все, чтобы возместить это и чтобы сделать вас способными отдавать все во имя Божие тем, кто будет после вас. Так что тому, кто отдал, будет дано, и в изобилии. Но тот, кто давал лишь частично или вовсе не отдавал, будет лишен даже того, что имел.

   Я говорю им в притчах, чтобы они, видя, видели только то, что им озаряет их стремление прилепиться к Богу; чтобы, слушая, они слышали и понимали, благодаря все той же своей воле к приобщению. Вы же видите! Многие слышат Мое слово, но мало кто прилепляется к Богу. Их душам недостает благой воли. На них сбывается пророчество Исайи: „Своими ушами услышите и не поймете, своими глазами будете глядеть и не увидите“[3]. Потому что у этого народа бесчувственное сердце; они туги на ухо и закрыли свои глаза, не желая ни видеть, ни слышать, не желая принять сердцем и обратиться, дабы Я исцелил их. Но вы блаженны благодаря вашим глазам, которые видят, и вашим ушам, которые слышат, благодаря вашей благой воле!

[3] Ис. 6: 9–10.

   Истинно говорю вам, что многие пророки и многие праведники желали видеть то, что видите вы, и не видели, и слышать то, что слышите вы, и не слышали. Их снедала жажда понять тайну этих слов, но вот свет пророчества угас – и его слова остались как бы потухшими углями даже для святого, что их получил.

  Только Бог открывает Самого Себя. Когда Его свет удаляется, завершив свою задачу освещения тайны, эту царскую истину обретенного слова, словно обмотки – какую-нибудь мумию, окутывает неспособность ее понять. Поэтому сегодня утром Я сказал тебе: „Наступит день, когда ты обнаружишь все, что Я тебе дал“. Сейчас ты не в состоянии удержать. Но после на тебя снизойдет свет, и не на мгновение, а на неразрывное соединение вечного Духа с твоим, отчего твое учение касательно Царства Божьего будет безошибочным. И так же, как у тебя, будет и у твоих преемников, если они будут жить Богом как единственным хлебом.

   6Теперь выслушайте духовный смысл притчи.

   У нас есть поля четырех типов: плодородные, заросшие колючками, каменистые и такие, где много тропинок. Также у нас есть четыре духовных типа.

   У нас есть честные души, души благой воли, приготовленные как ею самой, так и благим трудом апостола, „истинного“ апостола; так как бывают апостолы, которые носят это имя, но не имеют апостольского духа, и эти более губительны для формирующихся устремлений, чем сами птицы, колючки и камни. Своей прямолинейностью, своей торопливостью, своими укорами, своими угрозами они вызывают такое смущение, что навсегда отталкивают от Бога. Есть и другие, что, наоборот, постоянно заливают семя неуместным благодушием и заставляют его загнивать в слишком влажной почве. Своим недостатком мужества они лишают мужества те души, которые опекают. Но остановимся на истинных апостолах, то есть на незамутненных отражениях Бога. Они по-отечески заботливы, милосердны, терпеливы, но в то же время сильны, как и их Господь. Так вот: души, подготовленные ими, а также их собственной волей, можно сравнить с плодородными полями, очищенными от камней и колючего кустарника, выполотыми от сорняков и плевел, на которых слово Божие процветает, и каждое слово – семя – прорастает и производит колос, принося где сто, где шестьдесят, где тридцать процентов. Есть ли такие среди последовавших за Мной? Несомненно. И они станут святыми. Среди них есть представители всех сословий и всех краев, есть даже язычники, которые тоже принесут сто процентов благодаря своей благой воле: только ей одной, или же вдобавок еще и благой воле апостола или ученика, подготовившего их для Меня.

  Поля, заросшие терниями, это те, куда нерадение позволило проникнуть колючему переплетению личных интересов, душащих благое семя. Нужно непрестанно, непрестанно следить за собой. Никогда не говори: „О! теперь-то уж я возделан, засеян семенами и могу не сомневаться, что принесу начаток вечной жизни“. Нужно следить за собой: борьба между Добром и Злом продолжается. Вы когда-нибудь наблюдали колонию муравьев, обосновавшуюся в доме? Вот они около очага. Хозяйка уже не оставляет там пищу, а кладет ее на стол; и они, понюхав воздух, начинают штурмовать стол. Хозяйка помещает пищу в шкафчик, а они пролезают в этот шкафчик через замок. Хозяйка подвешивает свои запасы к потолку, а они проделывают долгий путь вдоль стен и потолочных перекладин, спускаются по веревке и поедают их. Хозяйка жжет их, ошпаривает, травит. А потом успокаивается, думая, что их уничтожила. О, стоит ей потерять бдительность – и какая неожиданность! Вот уже народились и выползают следующие, и всё заново. И так – пока мы живы; нужно следить за собой, чтобы искоренять вредные растения, едва только они появляются. В противном случае они образуют потолок из колючек и задушат злаки. Мирские заботы, обманчивое богатство создают это переплетение, заглушают рост Божьего семени и не позволяют ему произвести колос.

   А вот поля, усыпанные камнями. Сколько их в Израиле! Это те, что относятся к числу „сыновей законов“, как весьма справедливо сказал Мой брат Иуда. В них нет единого камня Свидетельства, нет и камня Закона. А есть каменистая груда мелких, ничтожных человеческих законов, созданных людьми. Их такое множество, что своей тяжестью они вдребезги разбили даже камень Закона. Разрушение, препятствующее какому бы то ни было укоренению семени. Для корня больше нет питания. Нет почвы, нет соков. Вода тухнет, оттого что застаивается на этом настиле из булыжников, которые раскаляются на солнце и сжигают ростки. Это души тех, кто подменяет путанными человеческими учениями простое учение Бога. Они принимают Мое слово, и даже с радостью. На какое-то время они потрясены и увлечены им. Но затем… Им было бы необходимо подвижнически гнуть спину, очищая поле – свою душу и разум – от всего этого нагромождения словесных камней. Тогда семя пустило бы корни и стало бы крепким ростком. А так… ничего. Достаточно просто опасения человеческих репрессий. Достаточно рассуждения: „Ну а потом? Что мне за это будет от влиятельных людей?“ – и бедное семя зачахнет без пропитания. Достаточно, чтобы вся эта каменоломня поколебалась от пустого звука сотни и сотни предписаний, заменивших собой Заповедь – и вот уже человек погибает вместе с обретенным семенем… В Израиле таких полно. Это объясняет, каким образом приход к Богу стоит в обратной пропорциональности к человеческому могуществу.

   Последние поля – пересеченные множеством дорог, пыльные, голые. Они принадлежат мирским людям, себялюбцам. Их закон – удобство; удовольствие – их цель. Не перетрудиться, подремать, посмеяться, покушать… В этих царствует дух мира сего. Мирская пыль покрывает сверху их почву, которая становится плесневелой. Птицы, то есть рассеянность, устремляются на тысячу тропинок, проложенных, чтобы сделать эту жизнь легче. Дух мира сего, то есть Дьявол, склевывает и истребляет любое семя, падающее на эту почву, открытую всякой чувственности и легкомыслию.

   7Вы поняли? Есть ли у вас еще вопросы? Нет? Тогда мы можем пойти отдохнуть, чтобы завтра отбыть в Капернаум. Мне нужно сходить еще в одно место, прежде чем отправиться в Иерусалим на Пасху»…

        < … >