ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Наибольшая заповедь. Вопрос Иисуса о Христе.
В канонических Евангелиях
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
(Матф.22:34-46)
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
(Мар.12:28-37)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 596 главы
2 апреля 1947.
1Иисус входит в Храм, еще более переполненный, чем в предыдущие дни. Сегодня он весь белый, из-за льняных одеяний. Стоит душный день.
Иисус идет для поклонения во Двор израильтян, а после направляется к портикам, сопровождаемый людской свитой, в то время как иные уже заняли лучшие места под колоннадой, и большинство из них – язычники, которые, не имея возможности проходить дальше первого двора, Двора язычников, извлекли пользу из того обстоятельства, что евреи последовали за Христом, и выбрали места получше.
Однако их порядок нарушает довольно многочисленная группа фарисеев: они, всегда ведущие себя надменно, нагло заставляют всех расступиться, чтобы подойти к Иисусу, склонившемуся над каким-то больным. Они ждут, пока Он исцелит его, а потом отправляют к Нему одного из книжников, чтобы задать вопрос.
Очевидно, перед этим у них был короткий спор, потому что расспрашивать Учителя хотел идти Иоиль[1], прозванный Аламот. Но какой-то фарисей возразил, а остальные поддержали его, говоря: «Нет. Мы замечаем, что ты стоишь на стороне этого Рабби[2], хотя и делаешь это тайно. Пусть идет Урия…»
[1] Иоиль – книжник, член Синедриона, обратился ко Христу. Узнав о предательстве Иуды, пытался предупредить Иисуса. Прозвище Аламот произошло, видимо, от названия музыкального напева (см. надписание Пс. 45 и 1 Пар. 15:20), оно могло означать просто «высокий голос».
[2] Рабби – буквально «мой учитель» (евр.). Так называли учителей Закона. Иисус формально не принадлежал к их числу.
«Ему не стоит», – говорит еще один молодой книжник, который мне совершенно незнаком, – «Урия слишком резок в своих речах. Это может возбудить толпу. Пойду я».
И, уже не слушая возражений остальных, он приближается к Учителю как раз в тот момент, когда Иисус отпускает больного, заявляя тому: «Верь. Ты исцелен. Жар и боль больше никогда не вернутся к тебе».
2«Учитель, какая из заповедей в Законе – самая важная?»
Иисус, находившийся к нему спиной, поворачивается и разглядывает его. Слабая улыбка озаряет Его лицо, потом Он поднимает голову, – она была опущена, поскольку этот книжник оказался невысок ростом и, вдобавок, стоял почтительно согнувшись, – обводит собравшихся взглядом, задерживая его на группе фарисеев и учителей, и различает бледную физиономию Иоиля, которого наполовину заслоняет толстый разодетый фарисей. Улыбка Его делается заметней. Она словно бы ласковым светом озаряет этого честного книжника.
Потом Он снова опускает голову, глядя на Своего собеседника, и отвечает ему: «Первая из всех заповедей есть: „Слушай, Израиль: Господь Бог наш – единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем своим сердцем, всею душой и всеми силами“[3]. Это первая и наивысшая заповедь. И вторая, подобная ей: „Люби своего ближнего как самого себя“[4]. Нет заповедей, важнее, чем эти. Они заключают в себе весь Закон и Пророков[5]».
[3] Втор. 6:4–5.
[4] Лев. 19:18. Характерно, что обе наиважнейшие заповеди уже содержались в Законе с древних времен. Так что Иисус не был тем, кто их провозгласил, но был Тем, кто их исполнил.
[5]Закон и Пророки – так иногда называли священное Писание. Под Законом разумелось Пятикнижие Моисея, книги же трех больших и двенадцати малых пророков носили общее имя Пророки.
«Учитель, Ты ответил мудро и истинно. Все так. Бог – Единственный, и нет иного бога, кроме Него. Любить Его всем своим сердцем, всем своим разумом, всей душой и всеми силами, и любить ближнего как самого себя – значит гораздо больше любых всесожжений[6] и жертв. Я много об этом думаю, когда размышляю над словами Давида: „Всесожжения не угодны Тебе; жертва Богу – сокрушенный дух“[7]».
[6] Всесожжение (холокост) – вид жертвоприношения, когда жертвенное животное сжигалось целиком, без остатка.
[7] Пс. 50:18–19.
«Ты недалеко от Царства Божия, потому что понял, какое всесожжение приятно Богу».
«Но какое жертвоприношение наиболее совершенно?» – тут же спрашивает книжник негромко, как будто по секрету.
Иисус сияет от любви, роняя эту жемчужину в сердце того, кто доверился Его учению, учению о Царстве Божием, и говорит, наклонившись к нему: «Совершенное жертвоприношение – это любить как самого себя тех, кто преследует нас, не тая на них обиды. Кто так поступает, обретет мир. Сказано: кроткие наследуют землю и насладятся благоденствием[8]. Истинно говорю тебе, что тот, кто в силах любить своих врагов, достигает совершенства и знает Бога».
[8] Пс. 36:11.
3Книжник учтиво кланяется Ему и возвращается к своим коллегам, которые вполголоса упрекают его за то, что он похвалил Учителя, и с негодованием говорят ему: «О чем ты спрашивал Его по секрету? Может быть, Он и тебя уже соблазнил?»
«Я почувствовал, что Его устами говорит Дух Божий».
«Ты глупец. Не считаешь ли ты Его – Христом?»
«Считаю».
«Так наша школа и вправду скоро опустеет, а книжники будут странствовать за этим Человеком! Да где же ты видишь в Нем Христа?»
«Не знаю, где. Но я чувствую, что это Он».
«Сумасшедший!» – они раздраженно поворачиваются к нему спинами.
Иисус был свидетелем этого диалога, и когда фарисеи проходят мимо Него тесной группой, чтобы рассерженно удалиться, Он обращается к ним с просьбой: «Послушайте Меня. Хочу спросить у вас одну вещь. По-вашему, кем вы считаете Христа? Чей Он сын?»
«Он будет сыном Давида», – отвечают они, делая ударение на слове „будет“ и давая понять, что Он для них не есть Христос.
«Как же тогда Давид, вдохновленный Богом, называет Его „Господом“, когда говорит: „Сказал Господь моему Господу: ‘Воссядь по правую руку Мою, пока Я не повергну Твоих врагов к Твоим ногам’“[9]? Итак, если Давид называет Христа „Господом“, как может Христос быть ему сыном?»
[9] Пс. 109:1.
Не зная, что ответить, они удаляются, истекая злобой…
<…>