ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Обличение книжников и фарисеев.
В канонических Евангелиях
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
(Матф.23:1-39)
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
(Мар.12:38-40)
42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(Лук.11:42-52)
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
(Лук.20:45-47)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 596 главы
<…>
[2 апреля 1947]
13Апостолы, ученики и толпа скученно следуют за Ним, между тем как Он снова возвращается в то место возле первой ограды, почти что под прикрытием храмовых стен, где должно еще оставаться немного прохлады, так как день – очень душный. Туда, где земля истоптана копытами животных, усыпана камнями, которые использовали торговцы и менялы, чтобы укрепить свои загоны и палатки, туда, где нет учителей Израиля, допустивших, чтобы в Храме разместился рынок, но брезгующих наступать подошвами своих сандалий там, где еще недостаточно затерли следы четвероногих, которые лишь несколько дней как были отсюда выселены…
Иисус не брезгует и укрывается там, окружаемый плотным кольцом слушателей. Однако перед тем, как начать речь, Он подзывает поближе Своих апостолов и говорит им:
«Подойдите и выслушайте как следует. Вчера вы хотели узнать многое из того, что Я расскажу сейчас и о чем вчера лишь смутно упомянул, когда мы отдыхали в саду Иосифа[17]. Так что будьте внимательны, поскольку это важные уроки для всех, и в особенности для вас, Моих служителей и последователей.
[17] Иосиф Аримафейский Старший – учитель Закона, член Синедриона и почитатель Иисуса. В его саду возле Иерусалима находилась его фамильная гробница, где и был в Великую Пятницу похоронен Иисус. Первое, что видит Иисус после воскресения – это сад Иосифа.
14Слушайте. На месте[18] Моисея в подходящий момент воссели книжники и фарисеи. В ту, печальную для Отечества, пору. После окончания Вавилонского плена и воссоздания нации в результате великодушия Кира[19] правители народа почувствовали необходимость возобновить также почитание и знание Закона. Ибо горе тому народу, который не имеет подобной защиты, руководства и опоры в борьбе с самыми могущественными врагами нации, кои суть безнравственность граждан, междоусобия властей, разделения среди различных классов и партий, грехи против Бога и против ближнего, безверие, – все эти вещи тлетворны и сами по себе, и по причине наказаний свыше, которые они вызывают!
[18] В оригинале – на кафедре, т.е. на возвышении, с которого обычно произносятся проповеди.
[19] Кир Великий – основатель Персидского царства, завоеватель Вавилона. Издал указ, позволивший иудеям возвратиться из Вавилонского плена и начать восстанавливать Храм.
Поэтому и выдвинулись книжники, или учителя Закона, чтобы наставлять народ, который, разговаривая на халдейском наречии, наследии сурового изгнания, уже не понимал Писаний, написанных на чистом иврите. Они выдвинулись в помощь священникам, которые были слишком малочисленны, чтобы решить задачу обучения народных масс. Позволить ученым и специально образованным наставникам служить Богу, неся народу знание о Нем и приводя к Нему людей, – в этом был здравый смысл, и это приносило благо. Поскольку, помните об этом все, даже те начинания, которые ввиду человеческих слабостей в будущем вырождаются – как в течение веков и произошло с этим, – всегда несут в себе частицу чего-то благого и осмысленного, по крайней мере изначально, что позволяет им существовать. Ради этого блага Всевышний попускает им возникнуть и все еще сохраняться, и пока это вырождение не достигнет высшего предела, Он не уничтожит их.
Потом появилось другое движение, фарисеи[20], как результат преобразования общества Хасидов[21], возникшего, чтобы с помощью строжайшей нравственности и самого неукоснительного соблюдения поддерживать Закон Моисеев и дух независимости нашего народа, когда партия эллинистов, – сформированная под давлением и благодаря соблазнам, начавшимся во времена Антиоха Эпифана[22] и быстро превратившимся в гонения на тех, кто не отступил под натиском коварного правителя, который больше, чем на свою армию, рассчитывал на упадок веры в сердцах, дабы править нашей Родиной, – собиралась сделать из нас рабов.
[20] Фарисеи, буквально: отделенные, т.е. сектанты, – сначала уничижительное прозвище, а потом самоназвание общественно‑религиозного движения.
[21] Хасиды, буквально: благочестивые. Это т. наз. ранние хасиды, существовавшие в эллинистический период.
[22] Антиох IV Эпифан – сирийский царь македонского происхождения. В 170 г. до н.э. ввел войска в Иерусалим. Проводил политику насильственной эллинизации населения. Часть знати и духовенства содействовала этому, образовав партию эллинистов. Осквернил Храм, устроив в нем святилище Зевса. Религиозные гонения Антиоха вызвали восстание Маккавеев, в результате которого греко‑сирийские войска были изгнаны.
15Помните также вот что: скорее остерегайтесь обманчивых союзов и чужеземных ласк, нежели их легионов. Поскольку, пока вы будете верны законам Бога и Родины, вы будете побеждать, даже если вас окружат могущественные полчища. Когда же вы под видом хмельного мёда будете одурманены тонким ядом, преподнесенным чужестранцами, имеющими на вас планы, Бог покинет вас за ваши грехи, и вы будете побеждены и повержены, даже если ваш ложный союзник не развяжет кровопролитной войны против вашей земли. Горе тому, кто не стоит на страже как неусыпный часовой и не сопротивляется ловким козням хитрого и лживого соседа, или союзника, или завоевателя, что начинает свое завоевание с отдельных личностей, ослабляя их сердца и развращая обычаями и нравами, чуждыми нам и чуждыми святости, и поэтому делающими нас неугодными Господу! Горе! Вспомните обо всех последствиях для Родины, произошедших оттого, что некие из ее сыновей переняли нравы и обычаи чужестранцев, чтобы снискать их милость и получить выгоду. Хорошее дело – милосердие ко всем, даже к народам не нашей веры, которые не имеют наших обычаев, и которые столетиями вредили нам. Но любовь к этим народам, которые всегда были нашими соседями, никогда не должна приводить к отречению от Законов Бога и Родины из соображений получить некую выгоду от такого соседства. Нет. Отречением от Отца и Матери – Бога и Родины – нельзя достичь уважения и свободы.
Следовательно, это было благом, что вовремя появились фарисеи и воздвигли плотину против мутного наплыва чужеземных нравов и обычаев. Повторю: всякое явление, что появляется и продолжает жить, имеет свой смысл существования. И необходимо относиться к нему бережно, ради того, что было сделано, если не ради того, что делается сейчас. Потому что, если оно и стало греховным теперь, людям не подобает поносить его или, тем более, изничтожать. Есть Знающий, как это сделать: Бог и Тот, кого Он послал, чье право и обязанность – отверзать Свои уста и открывать ваши глаза, чтобы и вы, и они знали мысли Всевышнего и поступали праведно. Я и никто другой. Я, ибо говорю по поручению Божьему. Я, ибо имею власть говорить, не имея в Себе ни одного из грехов, которые возмущают вас, когда вы видите дела книжников и фарисеев, но которые вы тоже совершили бы, будь у вас такая возможность».
16Иисус, начавший Свою речь негромко, постепенно возвысил голос, который на этих последних словах стал мощным как звук трубы.
И евреи, и язычники слушают Его внимательно и сосредоточенно. И если первые рукоплещут, когда Иисус напоминает о Родине и открыто называет своими именами тех иноземцев, что покорили их и заставили страдать, вторые восхищаются ораторским стилем этой речи и рады присутствовать на подобном выступлении, достойном великого оратора, как они говорят между собой.
Иисус снова понижает голос, возобновляя речь:
«Все это Я сказал вам, чтобы напомнить о смысле существования книжников и фарисеев, о том, как и почему они сели на место Моисея, о том, как и почему они учат, и что слова их не тщетны. Поэтому поступайте так, как они говорят. Но не подражайте их делам. Ибо они советуют поступать таким-то определенным образом, но при этом сами не делают того, что обязывают делать вас. Действительно, они обучают гуманным законам Пятикнижия. Но потом взваливают на других великие, невыносимые и бесчеловечные тяготы, не шевельнув даже пальцем, чтобы самим понести эти тяготы или даже прикоснуться к ним.
Их правило жизни – быть на виду, быть замеченными и превозносимыми за свои труды, которые они совершают напоказ, для зрителей, чтобы снискать похвалу. Они нарушают закон любви, поскольку любят считать себя особенными и презирают тех, кто не входит в их круг, и требуют себе звания учителей и такого поклонения от учеников, какого сами не воздают даже Богу. Они считают богами себя – за ученость и власть, желая быть в сердцах своих учеников выше отца и матери, воображают, что их учение превосходит Божье, и требуют, чтобы оно применялось буквально, даже если это передергивание истинного Закона, хотя им до последнего – как этому холму до вершины Великого Ермона[23], возвышающегося над всей Палестиной. К тому же они еретики, так как некоторые из них верят, подобно язычникам, в переселение душ и в судьбу, другие отрицают то, что признают первые и фактически, пусть и неявно, отрицают то, что Сам Бог дал нам на веру, назвав Себя Богом единственным, кому надлежит поклоняться, и провозгласив отца и мать следующими сразу после Бога, а потому имеющими прав на послушание больше, чем какой‑то земной учитель.
[23] Ермон (Хермон) – крупнейший горный массив на севере Палестины, вершины которого покрыты снегом.
Поэтому если Я сейчас скажу вам: „Тот, кто любит отца или мать больше Меня, не годится для Царства Божия“, это не значит, что Я внушаю вам нелюбовь к родителям, которым вы должны оказывать уважение и помощь. Равно как непристойно лишать их пособия, объясняя: „Это деньги на Храм“, или гостеприимства, говоря: „Моя должность запрещает мне это“, или жизни, говоря: „Я убью тебя, потому что ты любишь этого Учителя“. Но Я говорю это, чтобы ваша любовь к родителям была настоящей, то есть терпеливой и постоянной в своей кротости, которая знает – не доходя до вражды к согрешающему и приносящему огорчения родителю, если он не следует путем Жизни: Моим путем, – которая знает, как сделать выбор между Моим законом и семейным эгоизмом или семейным произволом. Любите родителей, повинуйтесь им во всем, что свято. Но будьте готовы умереть, подчеркиваю, не предать смерти, а умереть, если они захотят убедить вас изменить божественному призванию стать гражданами Царства Божия, которое Я пришел установить.
17Не подражайте книжникам и фарисеям, разделенным между собой, хотя они притворяются, что едины. Вы, Христовы ученики, будьте действительно едины, каждый за всех, начальники добры к подчиненным, подчиненные послушны начальникам, едины в любви и в цели вашего союза: приобрести Мое Царство и быть по правую руку от Меня на вечном Суде. Помните, что разделенное царство – уже не царство и не сможет устоять. Поэтому будьте между собой едины в любви ко Мне и Моему учению. Пусть отличительной чертой христиан, ибо таково будет имя Моих подданных, будут любовь и единство, равенство в обличии, общность в обладании имуществом, братство сердец. Все за одного, и один за всех. Кто имеет, тот пусть смиренно отдает. Кто не имеет, пусть смиренно принимает и смиренно выказывает свои нужды братьям, зная, что они таковы; и пусть братья с любовью прислушиваются к нуждам друг друга, ощущая себя в самом деле братьями.
Помните, что ваш Учитель часто испытывал голод, холод и тысячи иных нужд и лишений и смиренно выказывал их людям, Он, Глагол Божий. Помните, что награда дается даже тому, кто из сострадания пожертвует всего лишь одним глотком воды. Помните, что давать – это лучше, чем получать[24]. Пусть в этих трех памятованиях бедный найдет силу просить, не чувствуя унижения, размышляя, что до него так поступал Я, и силу прощать, если ему откажут, рассуждая, что Сыну Человеческому неоднократно отказывали в крове и в пище, что дают собакам, стерегущим стада. А богатый пусть приобретет щедрость, чтобы раздавать свои богатства, помня, что этот презренный металл, ненавистные деньги, эта подсказка Сатаны, причина девяти десятых бедствий в мире, если они даются из любви – превращаются в бессмертную райскую жемчужину.
[24] Эту фразу цитирует апостол Павел в прощальной речи перед Эфесскими пресвитерами (Деян. 20:35).
18Одевайтесь в свои добродетели. Да будут они изобильными, но известными только Богу. Не поступайте как фарисеи, которые носят широченные филактерии и длиннющие кисти[25], любят первые места в синагогах и почитание на площадях, и требуют от народа называть их: „Рабби“. Есть только один Учитель: Христос. Вам, которым в будущем предстоит стать новыми учителями, вам говорю, Моим апостолам и ученикам, помните, что Я ваш единственный Учитель. И останусь таковым, даже когда Меня среди вас не будет. Ибо только Мудрость может научить. Так что не присваивайте себе звания учителей, поскольку вы сами – ученики. Не требуйте себе и никому на свете не давайте[26] имени „отец“, ибо есть только один Отец для всех: Отец ваш Небесный. Пусть эта истина умудрит вас по-настоящему увидеть своих братьев во всех, будь то руководящие или руководимые, и любить друг друга, как любят настоящие братья. И пусть никто из руководящих не стремится называться наставником, ибо один у вас общий Наставник: Христос.
[25] Филактерии (евр. тфилин) – от греч. «хранить, охранять», две коробочки с отрывками из Писания, повязывались на левой руке и над глазами. Кисти (евр. цицит) носили на углах одежды с целью помнить о заповедях Торы.
[26] Это повеление Иисуса не затрагивает отцов по плоти, ведь не дети дают отцу это имя, оно принадлежит ему изначально, с момента их рождения.
Пусть наибольший из вас – будет у вас слугой. Это не унизительно – быть слугой слуг Божьих, напротив, это подражание Мне, Тому, кто всегда был готов с кротостью и смирением оказать любовь Своим братьям по Адамовой плоти и содействовать им той силой, которая была присуща Мне как Богу. Служа людям, Я не унизил божества. Потому что истинный царь есть тот, кто умеет господствовать не столько над людьми, сколько над человеческими страстями, первая из которых – нелепая гордость. Помните: кто смиряет себя – тот возвеличится, а кто возвеличивает себя – будет унижен.
19Та Женщина, о которой говорил Господь во II главе Бытия[27], та Дева, о которой у Исайи говорится как о Деве‑Матери Эммануила[28], пророчествовала об этой истине новых времен, когда воспевала: „Господь низложил с престолов сильных и возвысил смиренных“[29]. Премудрость Божия говорила устами Той, что явилась Матерью Благодати и Престолом Премудрости. И Я повторяю эти вдохновенные слова, что прославляют Меня вместе с Отцом и Святым Духом в наших чудесных деяниях, когда, не оскорбив Девства, Я сформировался в Ее утробе как Человек, не переставая быть Богом. Пусть они станут правилом для тех, кто хочет родить в своем сердце Христа и прийти в Царство Христово. Но не будет ни Иисуса как Спасителя, ни Христа как Господа, и не будет Царства Небесного для горделивых, прелюбодеев, идолослужителей, поклоняющихся самим себе и своим желаниям
[27] Скорее, в 3 главе (Быт. 3:15). Мария В., видимо, ошиблась.
[28] «Итак, Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева зачнет и родит Сына и наречет Ему имя: Эммануил» (Ис. 7:14). Имя Эммануил буквально означает: «с нами Бог».
[29] Слова из Песни Богородицы – см. Лк. 1:52.
20Посему – горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, полагающие, что своими неосуществимыми правилами – и в самом деле, если бы они были ниспосланы Богом, они стали бы непреодолимой преградой для большинства людей, – полагающие, что имеете право затворять Царство Небесное перед лицом тех, кто в своих тягостных земных буднях устремился к нему духом в поисках силы! Горе вам, что сами туда не входите, не хотите войти из-за того, что не принимаете Закона Небесного Царства, и не даете войти другим, что стоят перед вратами, на которые вы, вопреки Божьей воле, с непреклонностью вешаете замок.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, поглощающие хозяйство вдов под предлогом необходимости продолжительных молитв[30]. За это вы подвергнетесь суровому приговору!
[30] Подразумевается, что фарисеи брали немалые «пожертвования» за то, что обещали молиться за людей.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, что ходите за море и за тридевять земель, расходуя чужие средства, чтобы обратить одного единственного прозелита и, сотворив это, делаете его сыном преисподней вдвое худшим вас.
Горе вам, слепые поводыри, говорящие: „Если кто клянется Храмом, то его клятва не имеет силы, но если поклянется золотом Храма, тогда связан своей клятвой“. Безрассудные слепцы! Что же больше? Золото – или Храм, освящающий это золото? Говорящие: „Если кто клянется жертвенником, его клятва не имеет значения, но если поклянется приношением, лежащим на жертвеннике, тогда она имеет силу и он связан своей клятвой“. Слепые! Что важнее? Приношение – или жертвенник, его освящающий? Итак, кто клянется жертвенником, клянется им и всем тем, что на нем находится, а кто клянется Храмом, клянется им и Тем, кто обитает в нем, а кто клянется Небом, клянется престолом Божьим и Тем, кто восседает на нем.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, что платите десятину с мяты и руты, с аниса и тмина, а после пренебрегаете важнейшими предписаниями Закона: справедливостью, милосердием и верностью. Надо было сохранять эти добродетели, не оставляя и других, меньших! Слепые поводыри, процеживающие питье, боясь оскверниться, проглотив утонувшую мошку, а потом проглатывающие верблюда[31], не ощущая при этом скверны.
[31] Насекомые (исключая саранчу) были нечисты для иудеев (Лев. 11). Верблюд – также нечистое животное, притом самое крупное.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, отмывающие снаружи чашу и блюдо, наполненные внутри награбленным и нечистым. Слепой фарисей, сначала очисти свою чашу и блюдо изнутри, вот тогда они будут чисты и снаружи.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, перемещающиеся во мраке, словно летучие мыши, ради своих греховных дел и заключающие по ночам сделки с язычниками, разбойниками и предателями, а потом, наутро, уничтожив следы своих тайных сговоров, идущие в Храм в красивом облачении.
Горе вам, что вы поучаете законам любви и справедливости, вычитанным из Левита[32], а сами тем временем – алчные воры, лжецы, клеветники, притеснители, злодеи, мстительные ненавистники, способные уничтожить того, кто вас беспокоит, даже если он ваш родственник. Вы способны отказать девушке, ставшей вашей женой, и отказаться от детей, рожденных ею, если они калеки, обвинить в измене или в нечистом заболевании свою жену, если она вам больше не нравится, – чтобы избавиться от нее, вы, нечистые в своих похотливых душах, даже если вы не показываете этого на людях, не знающих о ваших делах. Вы подобны побеленным склепам, которые снаружи выглядят красивыми, внутри же наполнены костями мертвецов и гнилью. Такие и вы. Да. Такие! Снаружи кажетесь праведниками, но внутри полны лицемерия и несправедливости.
[32] Левит – третья книга Пятикнижия Моисея.
Горе вам, лицемерные книжники и фарисеи, воздвигающие роскошные гробницы пророкам и украшающие могилы праведников, приговаривая: „Если бы мы жили во времена наших отцов, мы бы не стали сообщниками и соучастниками тех, кто проливал кровь пророков“. И этим свидетельствуете против самих себя, что вы потомки тех, кто убивал ваших пророков. Вдобавок, вы еще и превосходите меру ваших отцов… О змеиное, гадючье отродье, как же вы избежите наказания в Геенне?
21Поэтому, вот, Я, Слово Божие, говорю вам: Я, Бог, пошлю к вам новых пророков, и мудрецов, и книжников. И из них вы кого убьете, кого распнете, кого растерзаете в своих судах, в своих синагогах, или за городскими стенами, а кого будете преследовать из города в город до тех пор, пока не падет на вас вся праведная кровь, пролитая на Земле, от крови праведного Авеля до крови Захарии[33], сына Варахии, убитого вами между притвором и жертвенником, поскольку он напомнил вам о вашем грехе, ради вас же самих, дабы вы раскаялись и вернулись ко Господу. Вот так. Вы ненавидите тех, кто желает вам блага и с любовью призывает вас на стези Божии.
Истинно говорю вам, что это все вот-вот произойдет, и преступление, и его последствия. Истинно говорю вам, что это все сбудется над этим родом[34].
[33] Священник Захария обличал народ в отступлении от Бога, за что был побит камнями во дворе Храма (2 Пар. 24:20–21). В еврейском каноне книги Летописей (Паралипоменон), где об этом повествуется, занимали последнее место, поэтому Захария оказался последним в ряду убиенных праведников.
[34] Часто переводят: над этим поколением. Но из контекста явствует, что речь идет о суде над родом книжников и фарисеев.
О! Иерусалим! Иерусалим! Иерусалим, побивающий камнями посланных к тебе и убивающий своих пророков! Сколько раз хотел Я собрать твоих детей, как наседка собирает цыплят под свои крылья, а ты не пожелал! Хотя бы сейчас послушай, о Иерусалим! Хотя бы сейчас послушайте вы все, кто ненавидит Меня и ненавидит то, что приходит от Бога. Хотя бы сейчас послушайте вы, кто любит Меня и будет потрясен карой, назначенной гонителям Посланников Божьих. Послушайте также и вы, кто не из этого народа, но кто все равно Меня слушает. Послушайте, чтобы знать, Кто это, говорящий с вами и пророчествующий, которому не нужно исследовать полет или пение птиц, ни небесные явления или внутренности священных животных, ни пламя или дым жертвоприношений[35], ибо все будущее – перед глазами Того, кто обращается к вам. „Этот Дом ваш будет опустошен[36]. Я говорю вам, Господь говорит, что вы больше не увидите Меня, пока тоже не скажете[37]: ‘Благословен Грядущий во имя Господне’“».
[35] Перечисляются типичные способы гадания, которыми пользовались жрецы в Римской империи.
[36] Дом – Храм, но так как Господь покидает его, он уже не Божий, а ваш, как подчеркнул Иисус. См. пророчество Исайи об Иерусалиме и о Храме (Ис. 64:10–12).
[37] То есть, пока они не признают Иисуса Мессией. Именно к Мессии относили хвалебные стихи 117 псалма (Пс. 117:26).
<…>