ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Притча о богаче и Лазаре

Евангелие от Луки

16 глава : 19 - 31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
(Лук.16:19-31)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 191 главы

   <…>

   5Теперь же, когда, проявив любовь к ребенку, мы отделили потребности тела от потребностей души, послушайте притчу, которую Я для вас придумал.

   Некогда жил очень богатый человек. У него были самые нарядные одежды, и он красовался в своих облачениях из пурпура и виссона на площадях и у себя в доме, почитаемый и горожанами, как наиболее влиятельный человек в селении, и друзьями, что потакали его гордыне ради собственной выгоды. Его палаты были открыты для ежедневных роскошных застолий, и в них набивались толпы приглашенных, заискивающих перед Эпулоном[5], все они были богатыми и потому не имели никаких нужд. Эти его пиршества были знамениты изобилием изысканных яств и вин.

[5] Эпулоны – древнеримские жрецы, функция которых – устраивать пиры в честь богов. В совр. итальянском epulone – это еще и обжора, чревоугодник.

   Но в том же городе жил один нищий, примечательный нищий. Примечательный своим убожеством так же, как тот был примечателен своим богатством. Однако под убогой человеческой наружностью нищего Лазаря таилось сокровище, еще более великое и чем его убожество, и чем Эпулоново богатство. И сокровищем Лазаря была его настоящая святость. Он никогда не нарушал Закон, даже под влиянием нужды, и особенно повиновался заповеди любить Бога и ближнего.

   Он, как это всегда делают нищие, стоял у ворот богачей и просил подаяния, чтобы не умереть с голоду. И каждый вечер приходил к дверям Эпулона, надеясь получить хотя бы крошки от тех пышных застолий, что происходили в богатейших залах. Он укладывался на дороге возле дверей и терпеливо ждал. Но если Эпулон замечал его, то приказывал прогнать, потому что это истощенное, покрытое язвами тело в рваной одежде было слишком унылым зрелищем для его гостей. Так Эпулон говорил. На самом же деле причиной было то, что такое зрелище нищеты и доброты было для него постоянным упреком.

   Более жалостливыми, чем он, оказывались его хорошо откормленные собаки в дорогих ошейниках: они подходили к бедному Лазарю и зализывали его раны, и даже приносили ему кое-что от обильных трапез. Так что, несмотря на истощение, Лазарь выживал благодаря этим животным, ведь рассчитывая на людей, он мог бы разве только умереть, так как люди даже по окончании званого обеда не позволяли ему проникнуть в зал, чтобы собрать крошки, упавшие со столов.

  6Однажды Лазарь умер. Никто на Земле этого не заметил, никто по нему не плакал. Наоборот, Эпулон ликовал оттого, что ни в этот день, ни после он уже больше не наблюдал у своего порога этого убожества, которое называл „позором“. Однако ангелы в Небе – заметили. И при его последнем издыхании в его холодном пустом логове присутствовали Небесные воинства, которые в блистании огней приняли его душу и с пением осанны отнесли ее на лоно Авраама.

   Прошло некоторое время, и умер Эпулон. О! какие пышные похороны! На оплакивание собрался весь город; все уже знали о его агонии и начали скапливаться на площади, где возвышалось его жилище: кто из желания быть замеченным в качестве друга знаменитости, кто из любопытства, кто из интереса к наследникам, – и к небу поднимались рыдания, а вместе с траурными рыданиями – лживые похвалы этому умершему „великому человеку“, „благодетелю“ и „праведнику“.

  Могут ли человеческие слова переменить Божий суд? Могут ли людские восхваления изгладить все то, что записано в книге Жизни? Нет, не могут. Что решено – то решено, и что записано – то записано. И, несмотря на торжественные похороны, дух Эпулона оказался погребенным в Аду.

   И вот, находясь в той ужасной темнице, упиваясь тьмой и объедаясь огнем, находя повсюду и в каждый миг тамошней вечности ужас и муки, он поднял свой взгляд к Небу. К Небу, которое на мгновение ока он увидел как вспышку молнии, и невыразимая красота которого продолжала в нем оставаться мукой среди жестоких мук[6]. И там, вверху, увидел Авраама. Далекого, но сияющего, блаженного… А на его лоне – тоже сияющего и блаженного Лазаря, того бедного Лазаря, некогда презренного, отталкивающего, жалкого, а теперь?.. А теперь – прекрасного, как Божий свет и как Его святость, богатого Божьей любовью, вызывающего восхищение не у людей, а у ангелов Божьих.

[6] В примечании к машинописи МВ поправила: он поднял свой взгляд к Лимбу святых, который…  он увидел, и красота которого, кроткая и уже невыразимая…

   Эпулон со слезами закричал: „Отец Авраам, сжалься надо мной! Пошли Лазаря, ибо я не надеюсь, что ты сам придешь ко мне, пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул кончик своего пальца в воде и приложил к моему языку, дабы его остудить, потому что я страдаю от этого пламени, что непрерывно в меня проникает и жжет!“

   Авраам отвечал: „Вспомни, сын, что ты обладал всеми благами в жизни, тогда как Лазарь – всеми несчастьями. И он умудрился претворить зло во благо, тогда как ты из своих благ не сумел извлечь ничего, кроме зла. Поэтому справедливо, чтобы теперь он утешался тут, а ты страдал. Кроме того, это уже невозможно. На Земле святые рассеяны, чтобы люди получали от них пользу. Но если, несмотря ни на какое соседство, человек остается таким, каким был (в твоем случае – бесом), уже бесполезно прибегать к святым. Теперь мы отделены. Травы на полях перемешаны. Но когда их скосят, тогда сорные травы будут отделены от хороших. Так же с вами и с нами. Мы были вместе на Земле, и вы нас гнали, всячески нас мучили, забывали про нас, поступая наперекор любви. Теперь мы разделены. Между вами и нами – такая пропасть, что те, кто захотел бы перейти к вам отсюда, не смогли бы; да и вы, находящиеся там, не сможете преодолеть эту ужасную пропасть, чтобы прийти к нам“.

   7Эпулон, рыдая, закричал еще громче: „Пошли, о святой отец, молю тебя, пошли Лазаря хотя бы в дом моего отца. У меня пятеро братьев. Я никогда не понимал любви даже между родственниками. Но сейчас, сейчас я осознаю, как это страшно – быть нелюбимыми. И так как здесь, где я нахожусь, царит ненависть, то теперь я понял, что такое Любовь, за тот краткий миг, в который моя душа узрела Бога[7]. Я не хочу, чтобы мои братья пережили мои страдания. Мне страшно за них, проводящих ту же самую жизнь, что и я. О! пошли Лазаря известить их о том, где я нахожусь и почему я тут нахожусь, и сказать им, что Ад существует, и он ужасен, и что кто не любит Бога и ближнего, тот попадает в Ад. Пошли его! Чтобы они успели подготовиться и не попали бы сюда, в это место вечного мучения“.

[7] Во время частного суда, как добавляет МВ в примечании.

   Но Авраам отвечал: „У твоих братьев есть Моисей и Пророки. Пусть слушают их“.

  И, стеная измученной душой, Эпулон отозвался: „О! отец Авраам! Умерший произведет на них большее впечатление… Послушай меня! Сжалься!“

  Но Авраам сказал: „Раз они не слушали Моисея и Пророков, то не поверят и тому, кто воскрес бы на время из мертвых, чтобы сказать им слова Истины. С другой стороны, несправедливо, чтобы блаженный оставил мое лоно и пошел бы выслушивать оскорбления от сынов Врага. Время оскорблений для него прошло. Теперь он пребывает здесь в покое по повелению Бога, видящего бесполезность попыток обратить тех, кто не верит даже Божьему слову и не претворяет его в жизнь“.

   Вот такая притча, значение которой настолько ясно, что и не требует объяснения…

   <…>