ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
426. Притча о винограднике и свободной воле
4 мая 1946
«Мир вам, друзья Мои. Господь добр. Он дал нам встретиться для братской трапезы. Куда вы идете?» — спрашивает Иисус у бывших пастухов, направляясь в заросли, чтобы защититься от солнца.
«Некоторые к морю, другие в горы. Мы пришли сюда вместе, все время возрастая числом, так как другие группы присоединялись к нам по дороге», — говорит Даниил, прежде бывший пастухом в Ливане.
«Да, и двое из нас хотели бы дойти до самого Великого Ермона, чтобы питать наши сердца там, где мы пасли наши стада», — говорит его товарищ Вениамин.
«Это хорошая идея. Я пойду в Назарет на некоторое время, позже Я буду в Капернауме и Вифсаиде до новой луны Элула. Я говорю вам это, чтобы вы могли найти Меня в случае необходимости. Сядем и сложим вместе наши съестные припасы, чтобы разделить их по справедливости».
Они делают это, разложив свои… богатства на куске ткани: кексы, сыр, соленая рыба, оливки, несколько яиц, первые яблоки… и, после того как Иисус предложил и благословил пищу, они делят ее так же радостно, как выкладывали ее.
Как они рады неожиданному празднику любви! Они забыли усталость и жару, потерявшись в радости слушанья Иисуса, Который спрашивает их о том, что они сделали, советует им, или рассказывает им о том, что сделал Он. И хотя очень жаркие часы душного дня могли бы навеять на них дремоту, они так заинтересованы, что никто не склонен ко сну. И когда трапеза закончилась, и остатки провизии были собраны и разделены на равные части и распределены между ними, они перемещаются в густую часть ближайшего подлеска на холме и, сидя вокруг Иисуса в тени деревьев, умоляют Его рассказать им прекрасную притчу, которую они могли бы использовать как практическое правило жизни и учения.
2. Иисус, Который сидит лицом к равнине Ездрилон, где теперь сжаты зерновые, но которая густо покрыта виноградниками и фруктовыми садами, осматривается, глядя на панораму, как если бы Он искал какой-то предмет в том, что Он видит. Он улыбается. Он нашел его, и начинает с общего вопроса: «Виноградники на этой равнине прекрасны, верно?»
«Да, очень хорошие. Они чрезвычайно обременены созревающим виноградом. И они очень хорошо содержатся. Вот почему они приносят такой большой урожай».
«Это, должно быть растения большой ценности…» — исподволь внушает Иисус. И заключает: «Так как равнина разделена на имения, принадлежащие богатым фарисеям, то они культивируют хорошие растения безотносительно к затратам».
«О! Было бы бесполезно покупать лучшие растения, если бы о них не заботились постоянно. Я эксперт в этом вопросе, потому что я выращиваю виноград на всей моей земле. Но если бы я не трудился тяжело, то есть, если бы я не трудился усердно над ним, как продолжают сейчас трудиться мои братья, то поверь мне, Учитель, я бы не смог предложить Тебе ко времени сбора виноград подобный тому, который был в прошлом году», — говорит сильный человек, примерно сорока лет, которого, я думаю, уже видела, но имени которого не помню.
«Ты прав, Клеопа, Весь секрет получения хороших плодов заключен в заботе о нашей собственности», — говорит другой мужчина.
«Хорошие плоды и хорошие доходы. Потому что если земля дает только то, что на нее потрачено, то это плохое вложение денег. Земля должна приносить плод равный сумме денег, которые она нам стоила, плюс доход, дающий нам возможность увеличивать наше богатство. Потому что мы должны принять во внимание, что отец должен разделить свою собственность среди своих сыновей. И из одной собственности, будь это земля или деньги, он должен сделать несколько частей, по одной каждому сыну, чтобы дать каждому из них, на что жить дальше. Я не думаю, что мы должны быть порицаемы, если мы увеличиваем нашу собственность на благо наших детей», — настаивает Клеопа.
«Тебя не будут порицать, если ты достиг этого честным трудом и честным образом. Так ты говоришь, что невзирая на хорошее качество высаженных саженцев, необходимо тяжело трудиться над ними, чтобы иметь прибыль?»
«Безусловно, это так! Прежде, чем мы получим первые грозди… Потому что это занимает время, ты знаешь! Для этого нужно иметь терпение и также работать, пока на молодых побегах одни листья. И позже, когда они начинают приносить плоды и становятся сильными, нужно следить, чтобы не было бесполезных ветвей лозы, вредных насекомых и паразитарных трав, обедняющих почву. Нужно также убедиться, что ветви лозы не задушены листвой кустов и вьюнка и нужно вскопать землю вокруг основания лозы, образуя круги, чтобы роса могла проникать и вода могла застаиваться чуть дольше, чем в других местах, питая растение, и нужно разбросать навоз… Тяжелая работа! Но она необходима, даже если она неприятна, потому что виноград, такой сладкий, такой красивый, что каждая гроздь кажется собранием драгоценных камней, растет, именно высасывая зловонный черный навоз. Это кажется невозможным, но это так! И нужно проредить листья, чтобы солнце могло светить на гроздья, а когда урожай собран, нужен уход за лозами, нужно подвязывать и обрезывать их, покрывая корни соломой и навозом, чтобы защитить их от мороза. И зимой также нужно идти и смотреть, не повалил ли ветер или какой-нибудь грабитель колья, и не ослабила ли погода ивовые прутья, которыми ветви лозы привязаны к кольям… О! Всегда есть что-то, что нужно сделать, пока лоза полностью не зачахнет… И тогда еще остается работа по удалению ее из почвы, которая должна быть очищена от всех корней, чтобы она была готова принять новое растение. А знаешь ли Ты, как нужно терпеливо работать, имея легкую руку и внимательные глаза, извлекая сухие побеги мертвых растений, переплетенные с побегами еще живой лозы. Если действовать глупо и тяжелой рукой, то какой большой вред может быть причинен! Нужно быть опытным в этом деле, чтобы знать это!… Лозы? Они как дети! И прежде чем дитя станет человеком, как усердно нужно работать, чтобы сохранять здоровым его тело и ум!… 3. Но я говорю все время и не позволяю говорить Тебе… Ты обещал нам притчу…»
«В действительности ты уже рассказал ее. Достаточно было бы применить твое заключение и сказать, что души подобны лозам…»
«Нет, Учитель! Ты должен говорить. Я… я говорил бессмыслицу, и мы не можем сами применить это заключение…»
«Хорошо. Слушайте.
Когда у нас было животное тело в утробе нашей матери, Бог создал душу на Небесах чтобы сделать будущего человека по Своему подобию и вселил ее в тело, которое формировалось в утробе. И человек, когда пришло время ему родиться, родился с душой, которая до достижения им сознательного возраста была подобна земле, оставленной без обработки своим хозяином. Но когда человек достиг сознательного возраста, он начал сознавать и начал отличать Добро от Зла. Затем он осознал, что ему следует обрабатывать виноградник по своему вкусу. И ему стало известно, что ему требуется виноградарь полностью ответственный за весь виноградник – его собственная свободная воля. Действительно, свобода руководить собой, которую Бог дал человеку, Своему сыну, подобна знающему свое дело слуге, дарованному Богом человеку, Своему сыну, чтобы помочь ему сделать свой виноградник, то есть свою душу, плодоносной.
Если бы человеку не нужно было работать самому, чтобы стать богатым, чтобы построить себе вечное будущее сверхъестественного процветания, если бы он все получал от Бога, то какую бы заслугу он имел в воссоздании самого себя в святости, после того как Люцифер разрушил изначальную святость, безвозмездно данную Богом прародителям? Это уже великий дар, что созданиям, которые пали по наследственной вине, была дарована Богом возможность заслужить награду и стать святыми, родившись заново, благодаря своей собственной воле, с изначальной природой совершенных творений, которую Творец дал Адаму и Еве, и их детям, если бы прародители оставались свободными от первородного Греха. Человек, который пал, должен стать избранным человеком благодаря своей свободной воле. Теперь. Что происходит с душами? Происходит следующее. Человек доверяет свою душу своей воле, своей свободной воле, которая начинает трудиться в винограднике, который оставался до сих пор куском земли без лоз, хорошей землей, но лишенной долговечных растений. В течение первых лет своего существования только недолговечные травы и опадающие цветы росли на ней: инстинктивная доброта ребенка, который хорош, потому что он еще ангел, не знающий Добра и Зла.
Вы можете спросить: “Как долго он останется таким?” Мы обычно говорим: первые шесть лет. Но в действительности имеются не по годам развитые умы, так что у нас есть дети, которые ответственны за свои поступки прежде достижения шестилетнего возраста. Есть дети, которые ответственны за свои поступки уже в трех-четырехлетнем возрасте, и они ответственны, потому что они знают, что есть Добро и что есть Зло, и они свободно желают первое или второе. В тот момент, когда ребенок может отличить хороший поступок от дурного, этот ребенок ответственен за свои поступки. Не раньше. Таким образом, идиот, даже если ему сто лет, не ответственен, но его опекуны несут ответственность вместо него и они должны с любовью заботиться о нем и его соседе, которому может быть нанесен ущерб тупоумным или безрассудным малым, так чтобы он не мог повредить себе или другим людям. Но Бог не вменяет какой-либо вины идиоту или тупоумному, потому что, к несчастью, они лишены разума. Но мы говорим о разумных существах, здоровых умом и телом.
Итак, человек вверяет свой необработанный виноградник своему виноградарю: своей свободной воле, которая начинает обрабатывать его. Душа, то есть виноградник, имеет голос и заставляет свободную волю слышать его. Это сверхъестественный голос, питаемый сверхъестественными голосами, в которых Бог никогда не отказывает душам: голосом Ангела-Хранителя, голосами духов, посылаемых Богом, голосом Мудрости, голосами сверхъестественных воспоминаний, которые каждая душа помнит, хотя человек не имеет точного восприятия их. И виноградник разговаривает со свободной волей добрым и умоляющим голосом, умоляя ее украсить его хорошими растениями, быть деятельным и мудрым, чтобы виноградник не стал диким, бесплодным, погубленным зарослями колючих кустов, где гнездятся змеи и скорпионы, лисицы имеют свои норы и куницы и другие вредные четвероногие свои дыры.
Свободная воля не всегда бывает хорошим культиватором. Она не всегда следит за виноградником и защищает его непроходимой изгородью, то есть непреклонной доброй волей, с целью защитить душу от грабителей, от паразитов, от всех вредоносных вещей, от сильных ветров, от которых могут осыпаться маленькие цветочки хороших решений, тогда как к ним пришли с таким большим трудом. О! Какую высокую и крепкую изгородь требуется возвести вокруг сердца, чтобы защитить его от зла! Как следует внимательно следить, чтобы быть уверенным, что она не нарушена, и что никто не проделал ни больших проломов, сквозь которые может проникнуть рассеяние, ни тайных маленьких отверстий у ее основания, сквозь которые вползают змеи: семь смертных грехов! Как необходимо мотыжить землю, сжигать сорняки, обрезать побеги, рыть канавки, удобрять ее благодаря умерщвлению (страстей) и заботиться о душе, развивая в ней любовь к Богу и нашему ближнему. И необходимо следить с широко раскрытыми ясными глазами и недремлющим умом, чтобы побеги лозы, которые внешне кажутся хорошими, не превращались в плохие, и если это произойдет, то они должны безжалостно удаляться. Только одно растение, но совершенное, лучше, чем многие бесполезные или вредоносные.
У нас есть сердца, поэтому у нас есть виноградники, которые всегда культивируются, в которых сажаются новые лозы расточительным виноградарем, который закладывает новые растения: он желает сделать эту работу и другую, у него есть идеи, которые даже не являются злыми, затем он не заботится о них и они становятся злыми, они падают на землю, они вырождаются и умирают… Как много добродетелей гибнут, потому что они смешиваются с чувственностью, они не культивируются, потому что, вкратце говоря, свободная воля не поддерживается любовью! Как много воров входит, чтобы грабить, портить, уничтожать, потому что совесть уснула, вместо того чтобы бодрствовать, потому что воля утратила свою силу и стала порочной, потому что свободная воля совращена, и, хотя она свободна, она стала рабыней Злого. Но вдумайтесь! Бог создал ее свободной, и все же свободная воля стала рабыней страстей, греха, похоти, Сатаны, короче говоря. Гордость, гнев, жадность, похоть, сперва смешиваются, а затем одерживают победу над хорошими растениями!… Бедствие! Как сильно усохли эти увядшие растения, потому что люди больше не молятся, тогда как молитва является соединением с Богом, и следовательно росой благотворных соков для души! Как сильно мороз отмораживает корни из-за нехватки любви к Богу и нашим ближним! Как сильно истощена почва из-за того, что люди отвергли удобрение умерщвлением страстей и смирением! Какой нерасплетенный узел хороших и плохих побегов лозы, из-за того что не было решимости пострадать, обрезав то, что пагубно. Таково состояние души, чьей хранительницей и культиватором является неумеренная свободная воля, склонная к Злу.
Тогда как душа, чья свободная воля живет надлежащим образом, — и потому в подчинении Закону, данному так, чтобы человек мог узнать, что такое порядок, каков он и как он поддерживается, — и героически верна Благу, потому что Благо возвышает человека и превращает его в подобие Бога, тогда как Зло делает его жестоким и подобным демону, является виноградником, орошенным чистыми, обильными, полезными водами веры, надлежащим образом осененным деревьями надежды, согретым солнцем милосердия, контролируемым волей, созревшим благодаря умерщвлению страстей, подвязанным послушанием, обрезанным силою, ведомым справедливостью, находящимся под наблюдением мудрости и совести. И Милосердие возрастает, поддержанное такой большой поддержке, Святость возрастает и виноградник становится чудесным садом, куда нисходит Бог ради собственного наслаждения. Такую работу усердной доброй свободной воли, заботящейся о том, чтобы виноградник всегда оставался прекрасным садом до самой смерти создания божьего, Бог производит Своими ангелами в великом вечном Саду Небес.
Вы, конечно, желаете для себя такой участи. Итак, следите, чтобы Демон, Мир и Плоть не совращали вашу свободную волю и не разрушали ваши души. Следите, чтобы в вас была любовь, а не себялюбие, которое гасит любовь и предает душу власти различных похотей и беспорядка. Будьте бдительны до конца и бури смогут омочить вас, но не причинят вам ущерба, и, нагруженные плодами, вы пойдете к вашему Господу для получения вечной награды.
Я закончил. 5. Сейчас медитируйте и отдыхайте до заката, пока Я отойду помолиться».
«Нет, Учитель. Мы не должны медлить с отправлением, чтобы достичь какого-нибудь дома», — говорит Петр.
«Почему? Еще есть время до заката!» — говорят многие.
«Я думаю не о закате или о Субботе. Я думаю, что в течение часа здесь будет сильная буря. Видите эти темные облака, вытянутые подобно языкам, которые медленно поднимаются от горных цепей Самарии? И те, которые так белы и быстро приближаются с запада? Нижний ветер гонит первые, а верхний ветер – последние. Но когда они будут здесь, над нами, верхний ветер уступит сирокко и темные облака, обремененные градом, опустятся и столкнутся с белыми, заряженными молниями, и затем вы услышите замечательную музыку! Пойдемте, быстрее! Я рыбак и умею читать в небе».
Иисус повинуется первым, и все спешат к крестьянским домам на равнине…
У моста они встречают Иуду, который восклицает: «О! Мой Учитель! Как я страдал без Тебя, Хвала Господу, который вознаградил настойчивость моего ожидания Тебя в этом месте! Как идут дела в Кесарии?»
«Мир тебе, Иуда», — коротко отвечает Иисус и добавляет: «Мы поговорим в доме. Пойдем, надвигается буря».
Действительно, порывы ветра начинают вздымать облака пыли на испепеленной солнцем дороге, небо затянулось облаками всех форм и оттенков и воздух стал желтым и зловещим… Начинают падать первые большие, теплые, редкие капли, и первые молнии бороздят небо, которое сейчас почти черное…
Они пустились бежать, подгоняемые желанием не промокнуть насквозь, и достигли первого дома, когда среди рева ударов молний, падающих поблизости, шквал дождя и града обрушился на окрестности, и сильно запахло влажной землей и озоном, выдыхаемом беспрестанными молниями.
Они подходят к дому, и, к счастью, дом снабжен навесами и населен крестьянами, верующими в Мессию. И с благоговением они приглашают Учителя чувствовать Себя как дома, вместе со Своими спутниками: «как если бы Ты был в Своем собственном доме. Но подними Твою руку и рассей град из жалости к нашей работе», — говорят они, столпившись вокруг Иисуса.
Иисус поднимает Свою руку и благословляет четыре стороны света, и дождь полился с неба только чтобы оросить фруктовые сады, виноградники, луга и очистить тяжелую атмосферу.
«Да будешь Ты благословен, Господь!» — говорит глава семейства. «Войди, мой Господь!»
И пока дождь с гулом обрушивается на землю, Иисус входит в очень большую комнату, кладовую, и, уставший, садится в окружении своих апостолов.