ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Исцеление бесноватого юноши.

В канонических Евангелиях

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
(Мар.9:14-29)

37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
(Лук.9:37-42)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 349 главы

[3 декабря 1945].

   9…И снова Петр оказывается тем, кто прерывает молчание во время остановки на полпути: «Ах, Господь! Я тоже скажу, как сказала вчера Твоя Мать: „Зачем Ты с нами это сделал?“ А еще добавлю: „Зачем Ты нам это сказал?“ Твои последние слова стер­ли из наших сердец радость того славного видения! Это великий день испугов! Сначала нас напугал разбудивший нас великий свет, более яркий, чем если бы запылала эта гора, или чем если бы луна сошла на тот уступ и засияла бы перед нашими глазами; потом – Твой вид и то, что Ты отделился от земли, словно собирался улететь прочь. Я испугался, что Ты, пресытившись злодействами Израиля, возвращаешься на Небеса, хотя бы и по велению Всевышнего. Потом я испугался, увидев, как появился Моисей, на которого его современники уже не могли смотреть без покрывала, до того сверкало на его лице Божье отражение, а ведь он был еще человеком, тогда как сейчас он блаженный и пылающий Божий дух, и Илия… Божье милосердие! Я думал, что настал мой последний миг, и все грехи моей жизни с тех пор, как я мальцом воровал фрукты в кладовке, и до последнего, когда я дал Тебе плохой совет несколько дней тому назад, пришли мне на ум. С каким трепетом я в них каялся! Потом мне почудилось, что те двое праведников благоволят ко мне… и я осмелил­ся заговорить. Но даже их любовь пугала меня, ведь я не заслуживаю любви таких душ. А после… а после! Испуг испугов! Голос Божий!.. Яхве заговорил! С нами! Сказал: „Слушайтесь Его!“ Тебя. И объявил Тебя „Своим любимым Сыном, в котором Его отрада“. Как страшно! Яхве!.. с нами!.. Конечно, только Твоей силой мы остались в живых!.. Когда Ты до нас дотронулся, и Твои пальцы жгли, как языки пламени, я пережил последний испуг. Я решил, что настал час идти на суд, и ко мне прикасается Ангел, чтобы взять мою душу и отнести ее к Всевышнему… Но как же Твоя Мать слышала… видела… в общем, пережила тот час, о котором Ты рассказывал вчера, и не умерла, Она, что была одна, такая юная и без Тебя?»

   «Мария, Непорочная, не могла испытывать перед Богом страха. Ева тоже не страшилась Бога, пока была невинной. А Я там был. Я, Отец и Дух: Мы, пребывающие на Небе и на Земле, и на всяком месте, Мы, поставившие Нашу Скинию в сердце Марии», – мягко произносит Иисус.

   «Вот это да! Вот это да!.. Но после Ты заговорил о смерти… И всякая радость улетучилась… Но почему всё это выпало именно нам троим? Разве не благо было бы подарить это зрелище Твоей славы всем?»

   «Именно потому, что вы лишаетесь чувств, слыша разговоры о смерти Сына Человеческого, и смерти мучительной, Бого-Человек захотел укрепить вас на сей час и на веки вечные посредством предвидения того, каким Я буду после Своей Смерти. Запомните всё это, чтобы рассказать об этом в свое время… Вы поняли?»

   «О! да, Господь. Это невозможно забыть. И было бы бесполезно пересказывать. Нас сочли бы пьяными».

   10Они возобновляют свой путь к долине. Однако на определенном этапе Иисус сворачивает на какую-то крутую тропинку, идущую в направлении Эндора, то есть в сторону, противоположную той, где Он оставил учеников.

   «Мы их не отыщем, – говорит Иаков. – Солнце клонится к закату. Они будут собираться в ожидании Тебя в том месте, где Ты их покинул».

   «Иди и не выдумывай глупостей».

   Действительно, как только заросли переходят в лужайку, что полого спускается к самой главной дороге, они видят всю компанию учеников, суетящуюся у подножия горы и разросшуюся благодаря любопытным прохожим и неизвестно откуда пришедшим книжникам.

   «Увы мне! Книжники!.. И уже спорят!» – говорит, указывая на них, Петр. И последние метры спуска проделывает неохотно.

   Но те, что внизу, тоже их заметили и показывают на них друг другу, а затем пускаются бегом к Иисусу, крича: «Учитель, как же вы оказались с этой стороны? Мы уж собирались идти к назначенному месту. Но нас задержали споры с книжниками и мольбы одного расстроенного отца».

   «О чем это вы там спорили?»

   «Спорили из-за одного бесноватого. Книжники насмехались над нами, так как мы не сумели принести ему избавления. Иуда из Кериота попытался сделать это снова, из принципа, но безуспешно. Тогда мы сказали: „Попробуйте сами“. Они отвечали: „Мы не заклинатели духов“[4]. По случаю мимо проходили некие люди, пришедшие из Каслот-Табора, среди которых были два заклинателя. Но они тоже не имели никакого успеха. Вон тот отец, он пришел просить Тебя. Выслушай его».

[4] Таков буквальный смысл употребленного здесь слова экзорцисты.

   11В самом деле, мужчина выходит вперед и с мольбой опускается на колени перед Иисусом, оставшимся стоять на лугу на склоне, так что Он по крайней мере метра на три выше дороги и поэтому всем хорошо виден.

   «Учитель, – говорит мужчина, – я ходил в Капернаум со своим сыном искать Тебя. И привел его Тебе, моего несчастного сына, чтобы Ты избавил его, Ты ведь изгоняешь бесов и исцеляешь всякие болезни. Им часто овладевает немой дух. И когда его схватывает, он в состоянии лишь издавать хриплые крики, словно задыхающееся животное. Дух ударяет его о землю, и он катается по ней, скрипя зубами, пуская пену, как лошадь, кусающая удила, и ранит себя или подвергает смертельному риску утонуть, сгореть или разбиться, поскольку дух не раз бросал его в воду, в огонь или вниз с лестницы. Твои ученики попробовали, но не смогли. О, добрый Господин! Сжалься надо мной и над моим ребенком!»

   Иисус, воспламеняясь силой, восклицает: «О развратный род, о сатанинское сборище, строптивый легион, неверующий и жестокий народ преисподней, сколько Мне еще придется с тобой общаться? Сколько еще придется тебя выносить?» Он величествен, настолько, что устанавливается абсолютная тишина, и насмешки книжников прекращаются.

   12Иисус обращается к отцу: «Встань и приведи ко Мне твоего сына».

   Мужчина идет и возвращается с другими мужчинами, среди них – парень лет двенадцати-четырнадцати. Красивый мальчик, но взгляд у него слегка отупевший, словно растерянный. На лбу краснеет длинная рана, а ниже белеет старый шрам. Едва увидев Иисуса, который устремляет на него Свои магнетические глаза, он издает хриплый крик, и всё его тело охватывают судорожные конвульсии, в то время как сам он валится на землю, испуская пену и вращая глазами, так что видны лишь белые глазные яблоки, и начинает кататься по земле в характерных эпилептических конвульсиях.

   Иисус делает несколько шагов вперед, приближаясь к нему, и говорит: «С каких пор у него это? Говори громко, чтобы все слышали».

   И пока кольцо толпы сужается, а книжники занимают места выше Иисуса, чтобы обозревать происходящее сверху, мужчина громким голосом произносит: «С малых лет. Я говорил Тебе: он часто падает в огонь, в воду или вниз с лестницы и с деревьев, потому что дух нападает на него внезапно и швыряет его таким образом, чтобы прикончить. Он весь в шрамах и ожогах. Хорошо еще, что он не остался слепым от пламени очага. Ни один лекарь, ни один заклинатель, ни даже Твои ученики не сумели его исцелить. Но Ты, коль что-то можешь, как я твердо верю, сжалься над нами и помоги».

   «Если ты в состоянии так верить, то для Меня всё возможно, ибо всё даровано тому, кто верит».

   «О, Господин, верю ли я! Но если я верю еще недостаточно, Ты сам умножь мою веру, чтобы она была совершенной и привела к чуду», – со слезами говорит мужчина, стоя на коленях рядом с сыном, который еще сильнее бьется в конвульсиях.

   13Иисус выпрямляется, отступает на два шага назад и в то время как толпа донельзя сжимает свой круг, громко возглашает: «Проклятый дух, ты, делающий глухим и немым этого мальчика и мучащий его, Я повелеваю тебе: выйди из него и никогда больше не возвращайся!»

   Мальчик, несмотря на то что лежит на земле, несколько раз пугающе подпрыгивает, выгибаясь дугой и издавая нечеловеческие крики; а потом, совершив последний прыжок, во время которого он переворачивается и падает ничком, ударяясь лбом и ртом о торчащий из травы валун, что окрашивается кровью, перестает двигаться.

   «Он мертв!» – кричат многие. «Бедный мальчик!», «Бедный отец!» – сочувствуют лучшие. А книжники ухмыляются: «Вот услужил тебе Назарянин!» Или: «Как же так, Учитель? На этот раз Вельзевул подвел Тебя…» – и ядовито смеются.

   Иисус никому не отвечает. Даже отцу, что перевернул сына и вытирает ему кровь со лба и с губ, стеная и взывая к Иисусу. А наклоняется и берет мальчика за руку. И тот открывает глаза с глубоким вздохом, словно просыпаясь ото сна, садится и улыбается. Иисус привлекает его к Себе, ставит на ноги и препоручает отцу, тогда как толпа восторженно кричит, а книжники убегают от ее издевательских шуток…

   «А теперь идем», – говорит Иисус Своим ученикам. И попрощавшись с толпой, обходит гору сбоку, выходя на дорогу, которой уже шел утром.

Наставление Иисуса Христа

14Иисус говорит: «А теперь о. М. может поместить сюда комментарий к видению 5 августа 1944 (тетрадь А 930), начиная со слов: „Я останавливаю на тебе Свой выбор не только для того, чтобы знакомить с печалями и скорбями твоего Учителя. Кто умеет оставаться со Мной в скорби, должен принимать участие и в Моей славе“[5]. А ты отдохни, верный маленький Иоанн: твой отдых вполне заслужен. Пусть Мой мир будет тебе в радость».

[5] Указанный комментарий приведен здесь полностью. Обратим внимание, что МВ передает словом слава то, что в следующем далее оригинальном комментарии обозначалось как радость.

[5 августа 1944].

   15Иисус говорит: «Я подготовил тебя к созерцанию Моей Славы. Завтра ее воспоминает Церковь. Но Я хочу, чтобы Мой маленький Иоанн увидел ее во всей ее подлинности и лучше бы ее воспринял. Я останавливаю на тебе Свой выбор не только для того, чтобы знакомить с печалями и скорбями твоего Учителя. Кто умеет оставаться со Мной в скорби, должен принимать участие и в Моей радости.

   Хочу, чтобы перед лицом своего Иисуса, который явится тебе, ты имела бы те же чувства смирения и покаяния, что были у Моих апостолов.

   Никакой гордыни. А то будешь наказана и потеряешь Меня.

   Всегдашняя память о том, Кто такой Я и кто такая ты.

   Всегдашняя мысль о своих недостатках и о Моем совершенстве, чтобы иметь сердце, очищенное глубоким покаянием. Но вместе с тем – и полное доверие ко Мне.

   Я сказал: „Не бойтесь. Встаньте. Идемте. Идемте к людям, ибо Я пришел, чтобы быть с ними. Будьте святыми, стойкими и верными, памятуя об этом часе“. Говорю это и тебе, и всем Моим возлюбленным среди людей, тем, кто обладает Мной особым образом.

   Не бойтесь Меня. Я являю Себя, чтобы вознести вас, а не чтобы испепелить.

   Встаньте: пусть радость от этого дара придаст вам бодрости, а не введет в дремоту успокоения, дабы вы не сочли себя уже спасенными, раз Я показал вам Небо.

   Идемте вместе к людям. Я приобщил вас к сверхчеловеческим деяниям через сверхчеловеческие видения и наставления, чтобы вы могли оказывать Мне бóльшую помощь. Я вовлекаю вас в Свои труды. Сам же Я не знал и не знаю отдыха. Ведь Зло никогда не отдыхает, и Добро должно быть всё время активно, чтобы насколько можно свести на нет деятельность Врага. Отдохнем, когда исполнятся Сроки. А сейчас нужно неутомимо идти, непрестанно трудиться, неизменно жертвовать собой ради Божьей жатвы. Пусть вас освящает постоянная связь со Мной, пусть вас укрепляет Мое продолжающееся наставничество, пусть Моя особенная к вам любовь делает вас верными вопреки всяким козням.

   Не будьте как те древние раввины, что учили Откровению, а сами не верили в него до такой степени, что не узнавали ни знамений времен, ни Божьих посланников. Распознайте предтеч Христа в Его втором Пришествии, ибо силы Антихриста на подходе, и истинно скажу вам – преступая в виде исключения пределы, которые Я сам Себе положил, так как знаю, что некоторые истины вы впитываете не благодаря своему духовному настрою, а подстрекаемые человеческим любопытством, – что мир, теперь уже близкий, который многие сочтут победой над Антихристом[6], будет лишь передышкой, дающей время Врагу Христову оправиться, залечить свои раны и вновь собрать свое войско для еще более жестокой борьбы.

[6] Окончание Второй Мировой войны.

   Распознайте же, коль скоро вы являетесь „голосами“ вашего Иисуса – этого Царя царей, Верного и Истинного, что справедливо судит и сражается и станет Победителем Зверя и его служителей и пророков, – распознайте, в чем ваше Благо, и всегда ему следуйте. Пусть вас не обольстит никакая притворная внешность и не устрашит никакое преследование. Пусть ваш „голос“ говорит Моими словами. Пусть ваша жизнь будет посвящена этому деланию. И если на Земле вас будет ждать та же участь, что была у Христа, у Его Предтечи и у Илии, участь или кровавая, или отмеченная мучительными нравственными терзаниями, то порадуйтесь вашей будущей судьбе, которую вы непременно разделите со Христом, Его Предтечей и Его Пророком.

   Те же труды и скорби – та же слава. Здесь Я – Учитель и Образец. Там Я – Воздаяние и Царь. Ваше блаженство будет заключаться в обладании Мною. В забвении скорби. В том, представление о чем вам пока бессильно дать какое-либо откровение, потому что радость будущей жизни слишком превосходит возможности воображения человеческого существа, пока оно еще соединено с плотью».

Урок ученикам после Преображения

Продолжение. 350 глава.

4 декабря 1945.

   1Теперь они снова в Назаретском доме. Точнее говоря, рассредоточились на уступе среди оливковых деревьев перед тем, как разойтись отдыхать. И разожгли небольшой костер, чтобы осветить ночь, так как уже вечер, а луна встает поздно. Но вечер этот теплый, «даже слишком», как рассуждают рыбаки, предвидя скорые дожди, и всем им, собранным вместе, приятно там находиться: женщинам – в цветущем садике вокруг Марии, мужчинам – тут наверху; а на краю уступа – Иисус, так что Он одинаково принадлежит и тем, и этим, отвечая то на одно, то на другое, тогда как ученицы внимательно слушают. Видимо, об исцеленном у подножия горы эпилептике было уже рассказано, и комментарии всё еще продолжаются.

   «Тут был нужен именно Ты!» – восклицает двоюродный брат Симон.

   «О! Те соколики всё равно не убедились, хотя и видели, что их заклинатели ничего не смогли, несмотря на то что, по их признанию, использовали самые сильные формулы!» – качая головой, говорит паромщик Соломон.

   «Даже если они расскажут книжникам о своих выводах, они их не убедят».

   «Ну да! Мне показалось, они высказывались хорошо, не так ли?» – спрашивает незнакомый мне мужчина.

   «Очень хорошо. Они[1] исключили присутствие какого-либо бесовского колдовства в силе Иисуса, заявив, что ощутили, как их наполнил глубокий мир, когда Учитель совершал чудо, при том что когда от кого-то исходит злая сила, говорили они, они воспринимают ее как нечто мучительное», – отвечает Ерм.

[1] Речь, как и в предыдущих двух абзацах, идет о заклинателях.

   2«Ну и ну, а? Какой упорный дух! Не желал уходить! Но почему он всё-таки не постоянно владел им? Или это был какой-то изгнанный, пропащий дух, или же мальчик был настолько святым, что прогонял его сам по себе?» – спрашивает другой ученик, чьего имени я не знаю.

   Иисус берет слово: «Я неоднократно объяснял[2], что за всякой болезнью, каковая представляет собой мучение и расстройство, может стоять Сатана. Сатана может прикрываться какой-нибудь болезнью, используя и возбуждая ее, чтобы мучить человека и заставлять его богохульствовать. Мальчик был больным, а не одержимым. Чистая душа. Поэтому Я с такой радостью избавил ее от этого коварнейшего беса, который хотел господствовать над ней до такой степени, что сделать ее нечистой».

[2] Например, в 122.8.

   3«А почему тогда, если это была простая болезнь, мы с ней не справились?» – спрашивает Иуда из Кериота.

   «Да! Понятно, что заклинатели ничего не смогли, раз он не был бесноватым! А мы…» – вставляет замечание Фома.

   Иуда же из Кериота, который не в силах примириться с тем фиаско, когда его многочисленные попытки повлиять на мальчика обернулись лишь тем, что того охватило беспокойство, если не судороги, говорит: «А мы, похоже, наоборот, сделали ему еще хуже. Помнишь, Филипп? Ты, когда помогал мне, сам слышал и видел, как он надо мной подшучивал. Даже заявил мне: „Уйди! Из нас двоих больший бес – это ты“. Что вызвало смех книжников за моей спиной».

   «И от этого ты огорчился?» – как бы невзначай спрашивает Иисус.

   «Конечно! Нет ничего хорошего быть осмеянным. А когда речь идет о Твоих апостолах, это и неполезно. Так можно утратить авторитет».

   «Когда с нами Бог, мы авторитетны, даже если над нами смеется весь мир, Иуда Симонов».

   «Хорошо. Но Ты всё-таки увеличь нашу силу, хотя бы в нас, апостолах, чтобы подобные неудачи больше не происходили».

   «Увеличивать вашу силу было бы неправильно с Моей стороны и ни к чему. Чтобы преуспеть, вы должны пользоваться тем, что у вас есть. Вы не преуспели из-за своих недостатков, а также из-за того, что умалили дарованное Мной теми вещами, которые не святы, присовокупив их в надежде на более яркий триумф».

   «Ты говоришь это для меня, Господь?» – реагирует Искариот.

   «Ты сам поймешь, относится ли это к тебе. Я говорю всем».

   Варфоломей спрашивает: «Но что же в таком случае необходимо, чтобы одолеть этих бесов?»

   «Молитва и воздержание. Ничего иного. Молитесь и воздерживайтесь. И не только по плоти. Поэтому хорошо, когда ваша гордыня остается лишенной удовлетворения. Удовлетворенная гордыня делает ум и душу бесчувственными, а молитву – вялой и ленивой, так же как пресыщенное тело становится сонливым и неповоротливым. 4А сейчас давайте-ка мы пойдем и как следует отдохнем. Завтра на рассвете все, кроме Манаила и учеников-пастухов, должны выйти на дорогу в Кану. Ступайте. Мир да пребудет с вами».

   Но затем задерживает Исаака и Манаила и дает им подробные инструкции на завтрашний день, день отбытия для учениц и Марии, которые вместе с Симоном Алфеевым и Алфеем сыном Сары начнут свое пасхальное паломничество.

   «Пройдёте через Ездрелон, чтобы Марциам повидался со своим стариком. Отдадите там крестьянам кошелек, который Я велел Иуде из Кериота передать вам. А по пути будете оказывать помощь всем бедным, кого встретите, из другого кошелька, который Я отдал вам недавно. Дойдя до Иерусалима, идите в Вифанию и скажите, чтобы ждали Меня на новолуние Ниссана. Вряд ли Я сильно опоздаю. Доверяю вам самого дорогого Мне человека и Моих учениц. Но уверен, что они будут в безопасности. Ступайте. Свидимся в Вифании и побудем вместе подольше».

   Он благословляет их и, пока они уходят в ночь, спрыгивает вниз, в садик, и входит в дом, где уже находятся ученицы и Его Мать, что вместе с Марциамом завязывают дорожные мешки и подготавливают всё к своему отсутствию, которое неизвестно сколько продлится.