ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА

Притча о блудном сыне

Евангелие от Луки

15 глава : 11 - 32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:11-32)

Евангелие как оно было мне явлено

Отрывок из 205 главы

   <…>
   Они спускаются, понемногу собирая вокруг себя остальных, и затем садятся в круг в тени яблоневого сада. Говоривший с Зелотом Лазарь тоже присоединяется к их компании. Всего двадцать человек.

   3«Слушайте. Это красивая притча, которая во многих обстоятельствах будет наставлять вас своим светом.

  У одного человека было два сына. Старший был серьезным, работящим, преданным и послушным. Второй был умнее старшего – который, по правде говоря, был немного недалеким и позволял собой командовать, не желая утруждать себя приняти­ем решений, – но зато был он непослушным, рассеянным, любителем роскоши и удовольствий, расточительным и ленивым. Ум – великий Божий дар. Но это дар, которым следует пользоваться мудро. Иначе он будет как некоторые лекарства, которые, если их применять неправильно, не лечат, а убивают. Отец – это было его право и его долг – призывал его к более разумной жизни. Но без всякого толку, разве что слышал в ответ грубости и видел еще большую приверженность сына к своим дурным воззрениям.

   Наконец однажды после крайне ожесточенного спора младший сын заявил: „Отдай мне мою часть имущества. И я больше не буду слушать твои упреки и сетования брата. Каждому свое – и пусть все будет кончено“. „Смотри, – отвечал отец, – как бы ты вскоре не разорился. Что тогда будешь делать? Имей в виду, я не пойду из-за тебя против справедливости и не отберу у твоего брата ни гроша, чтобы отдать его тебе“. „Я ничего у тебя не попрошу. Будь уверен. Отдай мне мою часть“.

   Отец велел оценить угодья и драгоценные вещи и, увидев, что деньги и драгоценности стоят столько же, сколько и угодья, отдал старшему поля и виноградники, стада и оливы, а младшему – деньги и драгоценности, которые юноша тут же продал, все обратив в деньги. Сделал это – и через несколько дней уехал в дальнюю страну, где зажил как барин, растрачивая все свое богатство на разного рода кутежи, заставляя о себе думать, что он царский сын, ибо стыдился сказать: „я деревенский житель“, отрекаясь таким образом от своего отца. Пирушки, друзья и подруги, наряды, вина, игры… разнузданная жизнь… Вскоре он увидел, что богатство истощается и подступает нужда. А наряду с нуждой, делая ее еще более тяжкой, пришел в ту страну сильный голод, опустошивший остатки его состояния.

   4Он мог бы пойти обратно к отцу. Но был горд и не захотел. Тогда он отправился к одному богачу той страны – некогда, в лучшие дни, своему другу – и умолял его, говоря: „Прими меня в число твоих слуг в память о том, как ты пользовался моим богатством“. Смотрите, насколько глуп этот человек! Он скорее предпочитает подставить себя под плеть хозяина, чем сказать отцу: „Прости! Я совершил ошибку!“ Этот юноша благодаря своему любознательному уму научился стольким бесполезным вещам, но не пожелал научиться изречению Проповедующего: „Как бесчестен тот, кто оставляет своего отца, и как ненавистен Богу раздражающий свою мать!“[1] Он был умен, но не был мудр.

[1] Сир. 3:16.

   Человек, к которому он обратился, взамен всего того, чем он когда-то пользовался за счет глупого юноши, поставил этого глупца присматривать за свиньями – ведь это происходило в языческой стране, и там было много свиней – и послал его в свои владения пасти свиные стада. Грязный, оборванный, вонючий, голодный – потому как пища была скудна у всех слуг, и особенно у низших, а его, чужестранца и презренного свинопаса, считали именно таковым, – он видел, как свиньи насыщаются желудями и вздыхал: „Если бы я тоже мог набить свой живот хотя бы такими плодами! Но они слишком горьки! Даже с голодухи они не покажутся мне съедобными“. И плакал, думая о богатых барских пирах, что совсем недавно проходили среди веселья, песен и танцев… а потом думал о честных сытных обедах в своем далеком доме, о тех порциях, что отец беспристрастно накладывал всем, оставляя себе всегда меньшую и с радостью замечая здоровый аппетит своих сыновей… а также о тех угощениях, которыми наделял своих слуг этот праведник, и вздыхал: „Батраки у моего отца, даже самые последние, имеют хлеба в достатке… а я тут умираю с голоду…“ Долгий труд осмысления, долгая борьба, чтобы подавить свою гордыню…

   5Наконец настал тот день, когда он, вновь оживший для смирения и мудрости, встал и сказал: „Я иду к моему отцу! Нелепа эта гордость, что держит меня в плену. И у чего? Зачем страдать и телом, и еще сильнее душой, когда я могу получить прощение и облегчение? Пойду к моему отцу. Решено. Что я ему скажу? Да то, что родилось тут, в душе, в этом унижении, среди этих нечистот, в муках голода! Скажу ему: ‚Отец, я согрешил против Неба и против тебя, я больше недостоин называться твоим сыном; поэтому обращайся со мной как с последним из твоих батраков, но прими меня под твой кров. Чтобы я мог видеть, как ты проходишь мимо…‘ Я не смогу сказать ему: ‚потому что я люблю тебя‘. Он бы не поверил. Но об этом ему скажет моя жизнь, и он поймет это и, прежде чем умереть, благословит меня еще раз… О! надеюсь на это. Ведь мой отец любит меня“. И, вернувшись вечером в селение, он уволился у своего хозяина и, прося по дороге милостыню, пошел обратно в свой дом.

   Вот отцовские поля… и дом… и отец, руководящий работами, постаревший, осунувшийся от печали, но все такой же добрый… Виновник, глядя на причиненное им горе, испуганно остановился… Но отец, оглянувшись, увидел его и побежал ему навстречу, потому что тот был еще далеко, а подбежав к нему, бросился ему на шею и поцеловал. Только отец смог узнать в этом униженном нищем свое дитя, и только он один почувствовал к нему сострадание. Сын, стиснутый его объятьями, положив голову на отцовское плечо, пробормотал сквозь рыдания: „Отец, позволь мне броситься к твоим ногам“. „Нет, сын мой. Не к ногам. А к моему сердцу, которое так страдало от твоего отсутствия и которому нужно ожить, чувствуя твое тепло на моей груди“. А сын, плача еще сильнее, сказал: „О! отец мой! Я согрешил против Неба и против тебя, я больше недостоин, чтобы ты звал меня: сын. Но разреши мне жить среди твоих слуг под твоей крышей, видеть тебя, есть твой хлеб, служить тебе, внимать твоему дыханию. С каждым куском хлеба, с каждым твоим вздохом мое сердце, такое испорченное, будет перевоспитываться, и я стану честным…“ Однако отец, все еще держа его в своих объятьях, отвел его к слугам, что столпились в сторонке и наблюдали, и сказал им: „Скорее принесите сюда самую красивую одежду, умывальницы с душистой водой и отмойте его, надушите, переоденьте, наденьте на него новую обувь и перстень на палец. Потом возьмите откормленного теленка и заколите. И пусть готовят пир. Потому что этот мой сын был мертв, а теперь вернулся к жизни, был потерян – и нашелся. Я хочу, чтобы и к нему теперь тоже вернулась его бесхитростная детская любовь, а ее ему вернут моя любовь и наш домашний праздник в честь его возвращения. Он должен понять, что для меня он все такой же дорогой поздний ребенок, каким он был в своем далеком детстве, когда ходил возле меня, доставляя мне блаженство своей улыбкой и своим беспрерывным лепетом“. И слуги все так и сделали.

   6Старший сын был в поле и до самого своего прихода ничего не знал. Вечером, подходя к дому, он увидел, что тот ярко освещен, и услышал доносящиеся оттуда звуки музыкальных инструментов и шум танцев. Он подозвал бегущего по делам слугу и спросил: „Что происходит?“ И слуга ответил: „Вернулся твой брат! Твой отец велел заколоть упитанного тельца, потому что вновь обрел сына и обрел его здоровым, исцеленным от своего тяжкого недуга, и распорядился устроить пир. Ждут только тебя, чтобы начать“. Однако сын-первенец, разгневанный, так как ему показалось несправедливостью такое празднество в честь младшего, который, помимо того, что младший, был еще и негодным, не пожелал войти и, наоборот, устремился прочь от дома.

   Отец же, извещенный об этом, выбежал наружу и догнал его, пытаясь его убедить и умоляя не омрачать его радость. Первенец отвечал своему отцу: „И ты хочешь, чтобы я не переживал? Ты поступаешь несправедливо и пренебрежительно со своим первенцем. Я, с тех пор как в состоянии трудиться, служу тебе, и уже многие годы. Я никогда не противился ни твоим повелениям, ни даже желаниям. Я всегда был рядом с тобой и любил тебя за двоих, чтобы помочь тебе исцелиться от раны, нанесенной моим братом. И ты не дал даже козленка, чтобы мне порадоваться с моими друзьями. Этого же, который тебя оскорбил, который тебя оставил, который был нерадив и расточителен, а теперь вернулся, подстрекаемый голодом, его ты почтил и ради него заколол самого лучшего теленка. Какой же смысл быть тружениками и не иметь пороков! Ты не должен был так поступать со мной!»

   Тогда отец, прижав его к своей груди, сказал: „О, сын мой! И ты можешь подумать, что я не люблю тебя, потому что не расстилаю праздничный полог в ответ на твои дела? Твои дела сами по себе святы, и мир восхваляет тебя за них. Этот же брат твой, напротив, нуждается в том, чтобы мир его снова зауважал, а он зауважал сам себя. И ты считаешь, что я не люблю тебя, потому что я не даю тебе видимой награды? Но ты с утра до вечера, в каждом моем вздохе и помысле присутствуешь у меня на сердце, и всякую минуту я благословляю тебя. У тебя есть всегдашняя награда – все время быть со мной, а все, что принадлежит мне, принадлежит тебе. Но ради этого твоего брата надо было устроить пир и праздник, ведь он был мертв и воскрес для Блага, был потерян и вернулся к нашей любви“. И сын-первенец с этим смирился.

   7Такое, друзья Мои, случается в Доме Отца. И тот, кто считает себя подобным младшему сыну в этой притче, пусть также подумает, подражает ли он ему в его стремлении к Отцу, Отцу, который говорит: „Не к Моим ногам. Но к Моему сердцу, что страдало от твоего отсутствия, и что теперь счастливо от твоего возвращения“. Кто находится в положении сына-первенца и не имеет перед Отцом вины, пусть не ревнует к отцовской радости, а лучше примет в ней участие, оказав любовь своему спасенному брату.

   Я все сказал. Останься, Иоанн Эндорский, и ты, Лазарь. Остальные пусть идут и приготовят столы. Мы скоро придем».

  Все удаляются. Когда Иисус, Лазарь и Иоанн остаются одни, Иисус им говорит: «Так произойдет с той родной душой, которую ты ждешь, Лазарь; и так происходит с твоей душой, Иоанн. Божья благость превосходит всякую меру»…

   <…>