ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Притча о талантах
В канонических Евангелиях
14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:14-30)
11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
(Лук.19:11-27)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 281 главы
<…>
9Иисус спокойно продолжает, выражая Свою мысль притчей:
«Один человек, собираясь отправиться в долгое путешествие, созвал всех своих слуг и отдал им на хранение всё свое имущество. Кому-то дал пять талантов серебром, кому-то – два таланта серебром, кому-то – только один золотой талант. Каждому в соответствии с его положением и его способностью. А после отбыл.
Тогда слуга, получивший пять талантов серебром, предусмотрительно пустил свои таланты в оборот, и некоторое время спустя они принесли ему еще пять. Тот, кто получил два таланта серебром, сделал то же самое и удвоил полученную сумму. Тот же, кому хозяин дал больше – талант чистого золота, – одержимый страхом, что не справится, боясь воров и еще массы надуманных вещей, а главным образом по собственному нерадению выкопал в земле большую яму и спрятал там деньги своего хозяина.
Прошло много-много месяцев, и хозяин возвратился. Он тут же позвал своих слуг, чтобы они вернули ему деньги, полученные на хранение.
Пришел получивший пять талантов серебром и сказал: „Вот, мой господин. Ты дал мне пять. Я приложил усилия, так как мне показалось неправильным не извлечь прибыль из того, что ты мне дал, и заработал тебе еще пять талантов. Больше не смог…“ „Хорошо, очень хорошо, добропорядочный и верный слуга. Ты был верен в малом, старателен и честен. Я дам тебе власть над многим. Войди в радость своего господина“.
Затем пришел обладатель двух талантов и сказал: „Я позволил себе использовать твое добро в твоих интересах. Вот тут расчеты, которые покажут тебе, как я использовал твои деньги. Видишь? Было два таланта серебра, теперь их четыре. Ты доволен, мой господин?“ И хозяин дал этому добропорядочному слуге тот же ответ, что и первому.
Последним пришел тот, который, пользуясь величайшим доверием хозяина, получил от него талант золота. Он вынул его из своего тайника и сказал: „Ты доверил мне наибольшую ценность, поскольку знаешь, что я благоразумен и верен, так же как я знаю, что ты непреклонен и взыскателен и не потерпишь, чтобы что-то из твоих денег пропало, а случись недостача – возместишь ее за счет своего ближнего, ведь ты поистине жнешь там, где не сеял, и подбираешь там, где не рассыпал, не прощая ни гроша ни по какой причине своему счетоводу или своему управляющему. Должно быть ровно столько денег, сколько ты скажешь. Так что я, опасаясь преуменьшить это сокровище, взял и припрятал его, не доверяя никому, даже самому себе. Теперь я откопал его и возвращаю тебе. Вот тебе твой талант“.
„О, негодный и нерадивый слуга! Подлинно ты не любил меня, поскольку так меня и не узнал, и не по нраву тебе было мое благосостояние, раз ты оставил его втуне. Ты предал оказанное тебе мною уважение и сам себя опровергаешь, обвиняешь и осуждаешь. Ты знал, что я жну там, где не сеял, и подбираю там, где не рассыпал. Почему же тогда ты не позаботился о том, чтобы мне было что жать и подбирать? Так-то ты отвечаешь на мое доверие? Так-то ты меня знаешь? Почему же ты не отнес деньги ростовщикам, дабы я по возвращении мог забрать их с процентами? Я с особым старанием учил тебя именно этому, а ты, нерадивый глупец, не придал этому значения. Так пусть будет отнят у тебя этот талант и всё остальное имущество и отдан тому, у кого десять талантов“.
„Но у того их уже десять, тогда как этот остается ни с чем…“ – возразили ему.
„Правильно. Тому, кто имеет и работает над тем, что имеет, будет дано еще больше и даже с избытком. У того же, кто не имеет, потому что не пожелал иметь, будет отнято даже то, что ему было дано. А того никчемного слугу, что предал мое доверие и оставил втуне врученные ему дары, выкиньте его вон из моих владений, и пусть себе идет, плача и терзаясь в своем сердце“.
Вот такая притча. Как видишь, о рабби, у того, кто больше имел, осталось меньше, потому что он оказался недостоин сберечь Божий дар. И нигде не сказано, что какой-нибудь из тех, кого ты называешь учениками лишь по имени, и потому имеющих очень мало чего, что можно было бы вложить, или из тех, кто слушает Меня, как ты говоришь, лишь от случая к случаю и обладает одной единственной монетой своей души, не сможет получить таланта золота (и даже прибыли с него), отобранного у кого-то из наиболее облагодетельствованных. Бесконечны дивные дела Господни, так как бесчисленны реакции человека. Вы увидите, как язычники достигают вечной Жизни и самаритяне обретают Небо, и увидите, как чистые израильтяне и Мои последователи теряют Небо и вечную Жизнь»…
<…>