ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА
Прощение и притча о немилосердном слуге
Евангелие от Матфея
18 глава : 18 - 35
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Матф.18:18-35)
Евангелие как оно было мне явлено
Отрывок из 278 главы
17 сентября 1945.
1Отпустив после трапезы бедняков, Иисус остается с апостолами и учениками в саду Марии из Магдалы. Они идут к его краю и усаживаются прямо рядом с тихими водами озера, по которому под парусами скользят рыболовецкие лодки.
«У них будет богатый улов», – комментирует Петр свои наблюдения.
«У тебя тоже будет богатый улов, Симон сын Ионы».
«У меня, Господь? Когда? Ты хочешь, чтобы я вышел порыбачить для нашего пропитания на завтра? Пойду немедленно и…»
«В этом доме мы не испытываем нужды в пропитании. Твой улов относится к будущему и к духовной ниве. И с тобой отличными рыболовами будет большинство присутствующих».
«Не все, Учитель?» – спрашивает Матфей.
«Не все. Но те, кто, проявив настойчивость, станут Моими священниками, получат богатый улов».
«Это касается обращений, да?» – интересуется Иаков Зеведеев.
«Обращений, прощений, духовного руководства. О, стольких вещей!»
2«Послушай, Учитель. Перед этим Ты сказал, что если кто-то не послушает брата даже в присутствии свидетелей, то пускай его увещевает синагога. Но если я правильно понял то, что Ты говорил нам с тех пор, как мы знакомы, мне кажется, синагогу заменит Церковь, та, которую Ты создашь. Так куда же нам обращаться для увещевания наших строптивых братьев?»
«Обратитесь к самим себе, ведь вы и будете Моей Церковью. Поэтому верующие будут приходить к вам, или чтобы получить совет для себя, или чтобы передать его другим. Скажу вам больше. Вы сможете не только давать советы. Но сможете даже отпускать грехи от Моего Имени. Сможете избавлять от цепей греха и сможете связывать вместе двоих, которые любят друг друга, делая из них одну плоть. И все, что вы сделаете, будет значимо в очах Божьих, как будто это сделал сам Бог. Истинно говорю вам: все, что вы свяжете на Земле, будет связано на Небе, все, что будет вами отпущено на Земле, будет отпущено на Небе. И еще скажу вам, чтобы вы поняли силу Моего Имени, братской любви и молитвы, что если двое Моих учеников, а под таковыми Я теперь разумею всех, кто поверит в Христа, сообща попросят о чем-либо справедливом во Имя Мое, оно будет им даровано Моим Отцом. Ибо великая сила – молитва, великая сила – братское единение, величайшая, беспредельная сила – Мое Имя и Мое присутствие среди вас. А где двое или трое будут собраны во Имя Мое, там посреди них буду Я и буду молиться вместе с ними, и Отец не откажет тем, кто молится со Мной. Ибо многие не получают, потому что молятся в одиночку[1] или по недобросовестным причинам, или с гордостью, или с грехом на сердце. Очистите свое сердце, чтобы Я мог быть с вами, а потом молитесь – и будете услышаны».
[1] В смысле: без Христа.
Петр задумывается. Иисус видит и спрашивает его о причине. И Петр объясняет: «Думаю о том, какой великий долг на нас возложен. И боюсь этого. Боюсь не суметь его хорошо исполнить».
«Конечно, Симон Ионин или Иаков Алфеев, или Филипп и так далее не смогли бы его хорошо исполнить. Но священник Петр, священник Иаков, священник Филипп или Фома – сумеют исполнить как следует, поскольку будут действовать вместе с божественной Премудростью».
3«А… сколько раз мы должны будем прощать братьям? Сколько, если они согрешат против священников, и сколько, если согрешат против Бога? Ведь, если тогда будет происходить то же, что и сейчас, они, несомненно, будут грешить против нас, коль скоро снова и снова грешат против Тебя. Скажи мне, должен ли я прощать всегда или какое-то число раз. Семь раз, к примеру, или больше?»
«Скажу тебе не семь, а семьдесят раз по семь. Несчетное число. Потому что Отец Небесный тоже будет прощать вас множество раз, огромное количество раз: вас, которые должны были бы быть совершенными. И как Он поступает с вами, так и вы должны поступать, поскольку вы будете представителями Бога на Земле. Вот, кстати, послушайте. Расскажу вам одну притчу, которая пригодится всем».
И Иисус, находившийся в окружении одних апостолов в маленькой беседке из самшита, направляется к ученикам, которые, в свою очередь, почтительно расположились на площадке, украшенной бассейном с прозрачной водой. Улыбка Иисуса словно сигнализирует, что Он будет говорить. И в то время как Он идет Своим неспешным и широким шагом, благодаря которому в короткий промежуток времени преодолевает большое расстояние, при этом не торопясь, все они, обрадовавшись, собираются в круг, словно дети вокруг того, кто дарит им счастье, образуя кольцо внимательных лиц, пока Иисус не встает возле дерева и не начинает говорить.
4«Все, что Я прежде сказал народу, следует усовершенствовать для вас, его избранных представителей. Апостол Симон, сын Ионы, спросил Меня: „Сколько раз должен я прощать? Кого? Почему?“ Я ответил ему лично, а теперь повторю Свой ответ всем относительно тех вещей, о которых с этой поры вам хорошо бы знать.
Послушайте, сколько раз и как и почему следует прощать. Прощать нужно, как прощает Бог, который, если кто-то тысячу раз грешит и кается в этом, прощает тысячу раз. Лишь бы Он видел, что в виновном нет стремления грешить, искания того, что приводит ко греху, а грех – скорее лишь результат человеческой слабости. В случае добровольного упорства во грехе не может быть прощения за преступления против Закона. Но какую бы скорбь ни причиняли вам эти преступления, вы, лично за себя, прощайте. Всегда прощайте тем, кто причиняет вам зло. Прощайте, чтобы быть прощенными, потому что у вас тоже есть грехи против Бога и ваших братьев. Прощение открывает Небесное Царство как прощенному, так и прощающему. Это похоже на то, что произошло между царем и его слугами.
Один царь пожелал рассчитаться со своими слугами. Итак, он стал вызывать одного за другим, начав с тех, кто был выше по положению. Пришел один, который был ему должен десять тысяч талантов. Но подданному нечем было вернуть ту ссуду, которую ему предоставил царь для строительства дома и обзаведения всякого рода добром, потому что у него действительно не было полученной на это суммы, каковая по разным, более или менее уважительным, причинам и с большим усердием была потрачена. И царь-хозяин, возмущенный таким небрежением и нарушением данного слова, распорядился продать его самого, его жену, детей и все, что у него было, и так до тех пор, пока не выплатит свой долг. Но слуга бросился царю в ноги и со слезами и мольбами стал его упрашивать: „Отпусти меня. Потерпи еще немного, и я верну тебе все, что должен, до последнего динария“. Царь, растроганный таким переживанием – это был добрый царь, – не только согласился на это, но, узнав, что среди причин этого слабого усердия и недостающей платы были еще и болезни, решил простить ему долг.
Подданный ушел счастливым. Однако, выйдя оттуда, повстречал на своем пути другого подданного, бедного подданного, которому когда-то одолжил сто динариев, взятых из тех десяти тысяч талантов, полученных им от царя. Убежденный в монаршей благосклонности, он посчитал, что ему позволено все, и, схватив несчастного за горло, сказал тому: „Немедленно отдай мне все, что ты мне должен“. Тщетно тот человек плакал, кланяясь и целуя ему ноги, и молил: „Сжалься надо мной, у меня столько бед. Прояви еще немного терпения, и я тебе верну все до последнего гроша“. Слуга же безжалостно призвал воинов и велел препроводить несчастного в тюрьму, чтобы склонить того заплатить под страхом лишения свободы или даже жизни.
Об этом событии разузнали друзья несчастного и, крайне опечаленные, пошли и доложили о нем своему царю и хозяину. Тот, узнав обо всем, повелел им привести к себе этого безжалостного служителя и, сурово глядя на него, сказал: „Ах ты злобный слуга, я сначала помог тебе, чтобы ты стал милосердным, позволив тебе накопить какое-то богатство, потом еще раз помог, простив тебе долг, с отдачей которого ты так умолял меня потерпеть. Ты не пожалел себе подобного, тогда как я, царь, проявил к тебе такую жалость. Почему ты не поступил так, как я поступил с тобой?“ И с возмущением передал его тюремным стражам, чтобы держали его, пока все не заплатит, говоря: „Раз он не проявил милости к тому, кто был ему должен самую малость, тогда как получил такую милость от меня, от царя, то не найти ему у меня снисхождения“.
5Так же поступит с вами Мой Отец, если будете безжалостны к братьям, если, столько получив от Бога, вы окажетесь более виновными, чем простой верующий. Помните, что вы обязаны быть безупречными, как никто другой. Помните, что Бог дал вам авансом великое сокровище, но хочет, чтобы вы дали за него отчет. Помните, что вы как никто должны уметь поступать по любви и практиковать прощение.
< … >